Крестьянские повинности и цены 3 страница



Ученые установили: люди начали культивировать дикие виды пшеницы и ячменя в Передней Азии 10-9 тысяч лет назад, а 8 тысяч лет назад хлебные злаки и бобовые проникли из Передней Азии в Европу. В это время растаял ледник в Скандинавии и северные охотники добивами последних мамонтов.

В 1981 году на полуострове Рыбачьем были обнаружены "писаницы" - рисунки охрой на камне. Их возраст, по разным данным, около 8 тысяч лет. Это значит, что авторы рисунков шли за тающим ледником.

7-5 тысяч лет назад возникли первые, древнейшие цивилизации - в Юго-Западной и Южной Азии и в Северной Африке. Это уже эпоха неолита, новокаменного века. Началась "неолитическая революция": были усовершенствованы приемы обработки камня, люди открыли секреты обжига глиняной посуды, прядения, плетения, ткачества, начался постепенный переход к земледельческому и скотоводческому хозяйству. 5 тысяч лет назад родилась письменность. В это же время кельты в Англии начали строить Стоунхендж (и строили его 1400 лет - это продолжительность жизни этноса, по Л.Гумилеву). До начала эпохи пирамид в Египте еще оставалось 300 лет, а до Троянской войны - 1800.

Север отставал от юга на тысячелетия. После того как ледник растаял и северная природа приняла вид, близкий к современному, на севере Европы установились 4 географических зоны, в которых сложились 4 культуры северных палеоевропейцев - северных древних европейцев последникового периода.

Первая географичеческая зона - Балтийское побережье от Финского залива до Дании. Здесь жили береговые собиратели и рыболовы. Они оставили нам раковинные кучи. Их основной пищей была рыба, даже на зиму ее вялили. Люди вели оседлый образ жизни, у них было постоянное жилье - глубокие и обширные землянки с двумя выходами - верхним и боковым.

Вторая географическая зона - лесная. В ней жили лесные охотники и рыболовы. Жили они по берегам крупных рек и озер, охотились на мелких животных и ловили рыбу.. Они тоже вели оседлый образ жизни. Зимой жили в землянках и полуземлянках, летом - в легких конических шалашах. Для передвижения у них были лодки-берестянки и челны-однодревки и ступательные лыжи. Норвежскому наскальному рисунку с изображением лыжника 4500 лет, а самая древняя лыжа найдена в Псковской области, ей 4000 лет. Одевались лесные люди в распашную легкую одежду, удобную в тайге.

Третья географическая зона - лесотундра и тундра - породила охотников на диких северных оленей. У них были лук и стрелы, тяжелая теплая меховая одежда, надеваемая через голову, и меховая обувь.

 

И наконец, четвертая географическая зона - это побережье Белого моря и Ледовитого океана. Там жили арктические охотники.

Согинский край, конечно, входил во вторую, лесную географическую зону. Но и до берегов больших озер - Ладожского и Онежского - не так уж далеко. Важинка - малая речка и быть постоянным кормильцем людей не могла. А вот Пидьмозеро в 25 километрах восточнее очень рыбное даже и в наши дни. Не исключено, что на его берегах в те времена люди могли жить оседло.

Все раскопанные древние стоянки ближайших мест располагались на берегах озер или рек. На территории Вологодской области обнаружено не менее 20 стоянок: на южном берегу Онежского озера, вокруг Белого озера, на реке Сухоне. Их возраст от 9 до 4 тысяч лет.

На восточном берегу Онежского озера люди неолита оставили многочисленные петроглифы - наскальные изображения. Тут целая неолитическая картинная галерея. Обнаружены стоянки на северо-западном берегу озера недалеко от Петрозаводска. Почти рядом с городом на Оленьем острове раскопан древний могильник.

В 1878 году, когда прокладывали Новосясьский канал вдоль берега Ладоги межде реками Волхов и Сясь, раскопали несколько стоянок. Нашли кремневые и костяные орудия и даже долбленый челн - его можно увидеть в Эрмитаже. На севере озера существовала стоянка возле Сортавалы. А ведь все эти следы древних людей были обнаружены случайно. А сколько их скрыто в земле? Люди жили на берегах Ладоги 5-6 тысяч лет назад.

11 стоянок раскопаны у Финского залива на берегах озера Разлив близ Сестрорецка. Им 5-4 тысячи лет. В это время еще не было Невы, был пролив, который соединял Ладожское озеро с Балтийским морем.

Люди жили у воды и к тому же во влажном климате. Влажность климата объясняется не обилием осадков, а недостатком тепла. Например, сейчас на северо-западе России испаряется только 52% выпавших осадков, а на севере Украины - 85%. Поэтому у всех водоемов на севере положитенльный водный баланс, а на юге отрицательный. Если засыпать датские проливы и превратить Балтийское море в озеро, то его уровень будет подниматься на 125 сантиметров в год. Если же засыпать Гибралтарский пролив, то уровень Средиземного моря будет понижаться в год почти на метр, и оно высохнет. Вот откуда переувлажнение на севере и пустыни на юге.

Климат был теплее нынешнего. 10 тысяч лет назад на Ладожско-Онежском перешейке была еще тундровая степь, а 8 тысяч лет назад здесь появилась ель, 6 тысяч лет назад - липа и вяз, а 5 тысяч лет назад - дуб. В наши дни ни дуб, ни вяз здесь не растут.

6 тысяч лет назад наступает расцвет прибрежной культуры Северо-Запада, но земледелие здесь еще неизвестно. Это культура рыболовов и охотников.

На юге земледелие заставило людей наблюдать за небом, ведь земледелец должен знать календарь природы. Звезды, Солнце и Луна были самыми естественными шкалами календаря, по ним было можно вести счет дням. Египетские жрецы около 7 тысяч лет назад определили, что год равен 365 дням, а 6 тысяч лет назад создали один из первых календарей, в котором год делился на 12 месяцев.

Новая, более высокая культура должна была прийти на север Европы с юго-запада, но новые люди пришли с востока. Это были финно-угорские племена.

                     5. Расселение финно-угров

 

 Финские племена проникали в Прибалтику с древнейших времен с востока. Фиксировать начало этого процесса невозможно. Есть крайняя точка зрения, что финно-угры и есть те первые европейцы, которые пришли в северо-восточную Европу за отступающим ледником. Навряд ли. Миграция была постепенной, растянулась на тысячелетия, пришельцы смешивались с послеледниковыми аборигенами и 6 тысяч лет назад, в эпоху расцвета охотничьей и рыболовной культуры в лесной и прибрежной зонах северо-восточной Европы, финно-угры определяли этническое лицо населения.

Финно-угорские народы - это особая антропологическая раса, которая сформировалась как контактная с монголоидной в районе Урала еще в ледниковый период. Их прародина находилась между Волгой и Уралом. В настоящее время насчитывают 20 финнно-угорских народов общей численностью около 25 миллионов человек, живущих на землях от Дуная до Оби.

Лингвисты разделяют финно-угорские языки на пять ветвей, которые образуют куст языков, растущий из одного корня - прародины. Расселялись носители финно-угорских языков по тогдашним дорогам - рекам, а реки - это Волга с притоками.

Первая ветвь, растущая прямо из корня - волжская ветвь. Это современные народы - мордва и марийцы. По советской переписи 1979 года носителей двух мордовских языков было около миллиона человек, а марийского более полумиллиона. В давние времена волжские финны занимали гораздо большую территорию, по Оке они добрались до современной Рязанской области. В начале славянской колонизации там жили мещера, мурома и мордва. Отсюда названия Мещерской низменности и города Мурома. Севернее, у Плещева озера жила меря.

Расселение на север породило пермскую ветвь, в которую входят удмурты, коми-зыряне и коми-пермяки, общей численностью миллион человек.

 4 тысячи лет назад из пермской ветви выросла угорская ветвь. Носителей угорских языков так и называают - уграми, а не финнами. Название происходит от названия территории Югра между Печорой и Уралом. Еще есть пролив Югорский шар между островом Вайгач и материком (Югрой). В эту языковую ветвь входят три похожих языка, носители которых противоположны и внешне, и по судьбе.

На восток ушли ханты (по старому остяки) и манси (вогулы). Их численность в 1979 году составляла 17700 человек. Они географически азиаты. На запад уже во времена Киевской Руси ушли венгры (унгры, то есть угры). Они стали по истории и менталитету европейцами. Их около 15 миллионов. Есть о чем подумать, но это другая тема. Надо вернуться в Прибалтику.

Прибалтийские финские языки составляют две ветви: в одной семь языков, а в другой всего один, саамский. Это говорит о том, что в Прибалтику финны пришли двумя волнами.

Первыми пошли на запад протосаами, предки нынешних саамов, живущих за Полярным кругом в Норвегии, Финляндии и России. А тогда они занимали территорию от Урала до Финского залива и от Финского залива до Ледовитого океана. Антропологически они угры, а не финны.

Кстати и нынешние саами ( или по-русски саамы) сохраняют черты двух рас. У них развит эпикантус, закрывающий слезный бугорок глаза. Ни у одного европейского народа этой черты нет. Но у них, как и у всех европейцев, редко встречается третья группа крови, которая характерна для азиатских народов.

Жизнь саамов связана с оленями и в древности и сейчас. Протосаами охотились на оленей , а возможно, и пасли их. Значит, они не были привязаны к берегам морей, озер и рек, как рыболовы. Культурные остатки с ладожских каналов, которым 4-5 тысяч лет, принадлежат саамам.

Древние саамы оставили после себя два типа культурных памятников. Первый тип - круговые лабиринты, выложенные камнями. Лучше всего они сохранились на Кольском полуострове возле Кандалакши, возраст 3000 лет. На берегах Белого моря найдено 40 лабиринтов, на Соловецких островах - более 30. В Финляндии их еще больше - 140, а в Швеции вообще 300. То есть общее число таких памятников на севере Европы переваливает за полтысячи. Так это что - всё саамский мир?

Второй тип - петроглифы, наскальные рисунки. Их очень много на Кольском полуострове, особенно на островах Канозера: рисунки изображают людей и оленей, в том числе людей на лыжах и с палками. Всего обнаружено 18 групп петроглифов, 1000 изображений. Их возраст 5-6 тысяч лет. Петроглифы с восточного берега Онежского озера тоже саамские.

Особый тип, культовый саамский камень найден недавно на Карельском перешейке.

В русском языке сохранились и саамские топонимы.

Лингвисты производят от саамских корней два известных топонима. Соловецкий монастырь к соловьям не имеет отношения. В основе названия саамское слово суолнег (островок). Дудергофские высоты, деревня Дудергоф - это переделки на немецкий лад в начале 18 века русских названий Дудоровы горы и село Дудорово, а их историческая первооснова - саамское дуоддар (горная местность).

Название реки Лиги, которую продолжил рукотворный Лиговский канал, оставивший после засыпки Лиговский проспект, - тоже саамского происхождения.

В Согинском крае тоже есть лингвистические следы саамов.

Река Важинка имеет целых три объяснения своего имени.

Первое объяснение - книжное, оно связывает название реки со словом важ (вож) - река, делящаяся на рукава. Так в словаре. Составитель словаря, видимо, не знал, что у Важинки нет рукавов. Объяснение ложное.

Второе объяснение - местное. Местные жители связывают название реки Важинки с названием самки северного оленя - важенки. Очень похоже. Но местные считают, что важенка не просто олениха, а олениха с олененком. А у реки Важинки тоже есть свой олененок - приток Мужала. Такая красивая аналогия. Вот только у Важинки есть еще два олененка - речки Святуха и Рандозерка. Опять искусственное объяснение.

А правильное, третье, объяснение лежит на поверхности. В 4 километрах к востоку от Согиниц начинается большое Вачозеро - 8 километров в длину. Из него вытекает речка Кузьма (ударение финское, на первом слоге), которая впадает в Важинку. Вач и важ - похожие корни. Вач от вепсского и карельского ваадз (или ваадж), что значит олень-самка, то есть важенка по-русски. Но русское слово важенка происходит от саамского слова, которое звучит как нечто среднее между важ и вач. Итого: корень названий и реки Важинки и Вачозера - саамский. Он перешел из саамского языка в вепсский, из вепсского в карельский, из карельского в русский. Во время этого длительного перехода образовались два варианта. А начало саамское.

Кстати, в Тихвинском районе есть урочище Важена, вероятно, по названию бывшей деревни. Корень тот же - олень. Распространенный корень в местах, где олень был главным животным на протяжении нескольких тысячелетий.

Еще. В 4 километрах к югу от Вачозера течет небольшая речка Челма (ударение по-фински, на первом слоге), в которую впадает речка Кузьма. Так Челма - это немного измененное саамское чоалме - пролив. Но где здесь пролив? А в Средней Карелии есть деревня Челмо, и ее название производят от карельского слова челма - болото, поросшее травой. Где карельское, где вепсское, где саамское? Кстати, речка Кузьма к русскому имени Кузьма не имеет никакого отношения. Этимология прозрачная: два вепсских корня куз (ель) и ма (земля). Получается что-то вроде еловой земли, елового леса. Как речка Кузра, приток Ояти: два вепсских корня куз (ель) и ранд (берег) - еловый берег.

Надо быть осторожным с этимологией топонимов. Иногда кажется, что расшифровка древнего названия лежит, что называется, на поверхности, а копнешь глубже - оказывается, обманулся. Например, в Важинку впадает речка Мужала: вспоминается русское слово "муж", но это ложный путь: мужи сюда пришли после ляйненов/лайсетов. А в Мужалу впадает узенькая речка Кутка, совсем ручей, летом вода по щиколотку. Словарь объясняет этимологию так: Кутка от общеславянского слова "кутъ", что значит: угол, тупик (родственное современное слово "закуток"). В северных русских областях словом "куть" называют дальний угол леса, поля. Географическое значение - дальнее урочище. Исток Кутки действительно в дальнем лесу, в озере. Только вот озеро называется - Куткозеро, и корень слова не "кут", а "кутк" - наверняка, саамский.

Совсем коротко: на территории нынешнего Согинского края, включая Вачозеро, до начала новой эры несколько тысячелетий жили саамы, потому что здесь было много оленей и мало соседей.

Новые финские племена, пришедшие в Прибалтику, ассимилировали местных саамов. Последующая, новгородская колонизация настигла саамов уже на севере нынешней Карелии. От западных финнов новгородцы усвоили финское название саамов - лопь (потом лопари, лапландцы). Северная Карелия называлась в новгородских Писцовых книгах "Лопскими погостами".

В 13 веке в Великом Новгороде существует Лопьская волость. В 14 веке существует Егорьевский Лопьский погост в Ореховском уезде в бассейне речки Назия. А сам Орешек долго делился на две стороны - Карельскую и Лопскую.

Современных носителей саамского языка: в Норвегии 27 тысяч, в Швеции 17 тысяч, в Финляндии 4 тысячи, в России на Кольском полуострове около двух тысяч.

 

ххх

 

Вторая волна финской миграции в Прибалтику была гуще и прокатилась дальше, и о ее результатах мы знаем по древнерусским письменным источникам. Волна шла из Поволжья: с юго-востока на северо- запад. 5 тысяч лет назад предки прибалтийско-финских народов уже отделились от волжско-финской группы, а 4 тысячи лет назад соприкоснулись с балтским населением - предками латышей и литовцев. Этой головной частью прибалтийских финнов были ливы, давшие название стране Ливонии (так в старину называли Латвию и Эстонию), которая дала название войне Ивана Грозного - Ливонской. К востоку от ливов осели эсты (эстонцы).

Между озерами Чудским и Ильмень жила чудь, давшая имена Чудскому озеру, поселку Чудово, деревням Чудской Бор (в Тосненском районе Ленобласти) и Чудцы, Чудино, Чудское, Чудская (в Бокситогорском районе). Само слово "чудь" от готского "тьюд" (народ). Позднее чудью новгородцы стали называть и другие финно-угорские племена - даже эстов. Была чудь заволоцкая, то есть живущая за волоками, от Онежского озера до Белого моря. Но там жила весь.

На север от чуди на берегу Финского залива осело племя водь. К воде водь (вожане) не имеет языкового отношения, это название новгородское, а самоназвание води ватьялайсет. Жила водь к востоку от реки Наровы до устья Невы, да и оттуда ее вытеснила ижора. Что интересно: водь не упоминается в летописи и не платила дань Новгороду, ибо словене и водь уже смешались в 10-11 веках, а в 12 веке водь вошла в состав Новгородской республики и дала название Водской пятине. Отдельные водские топонимы встречаются даже вблизи Петербурга в Ломоносовском районе: деревни Велигонты, Узигонты, Таменгонт, Симоногонт. Гонт по-водски - семья, община, род, приход.

В середине 19 века насчитали 5148 носителей водского языка.

Восточнее води по южным берегам Финского залива и Невы жила ижора. Это отколовшаяся в конце 1 тысячелетия часть корелы, они и называли себя карелами. Это немцы и шведы называли их инграми: ингры, угры, венгры - один корень. Отсюда и немецко-шведское название - Ингрия, Ингерманландия. Первое, летровское, название новой губернии - Ингерманландская (любил царь всё немецкое).

От ижорцев осталось несколько топонимов: деревни Большая Ижора и Малая Ижора, речка Ижора, деревня Шушары - переозвученное на русский лад Суо-Саари, болото-деревня. Даже знаменитая питерская речка Мойка, до основания города носила имя Муя, по-ижорски "баба", в начале 18 века официальное название речки было Мья, а современное, русифицированное появилось в 1726 году. Также и река Мга, приток Невы, была раньше Мья, еще раньше Муя. В ее среднем течении есть деревня Муя.

Ливы, эсты, чудь, водь и ижора, пять родственных народов, образовали южную часть прибалтийско-финской ветви.

В середине первого тысячелетия, уже после прорыва Невы и перед самым появлением славян, в районах Южной Финляндии, Приладожья и Прионежья консолидировались четыре западно-финских племени. Они умеренно враждовали между собой и вели торговлю с Южной Прибалтикой и Скандинавией. Первыми обособились на западе и юге Финляндии племена хяме (тавасты), которых новгородцы называли емь. Миграция населения из северо-восточной Эстонии положила начало образованию племенной группировки суоми на северном берегу Финского залива восточнее хяме. Суоми новгородцы называли сумь. Это объединение племен дало название всей стране - Суоми, то есть страна болот: суо - болото, маа - страна.. Финляндия - это внешнее название страны. Финны называют себя суомалайсет или суомалайнен.

На Карельском перешейке сидит корела - предки карел (отсюда и название перешейка).

Формирование племенного объединенния корелы относят к первой половине 1 тысячелетия новой эры, но сюжеты Калевалы, карельского эпоса, восходят к середине 1 тысячелетия до новой эры, рубежу бронзового и железного веков. Чем закрыть историческое окошко почти в тысячу лет?

В конце первого тысячелетия новой эры, перед появлением на Северо-Западе славян, корела обитает на северном и северо-западном берегу Ладожского озера, в основном севернее Вуоксы. Как они там оказались - молчит наука. Население объединено в отдельное племя - кирьяла, позднее карьяла, современное самоназвание - карьяла, карьялайсет. Самое раннее упоминание о нем в скандинавской Эгиль-саге - это 874 год. Корелой их назовут словене новгородские лет через 200. Первое упоминание о кореле в русской летописи - 1143 год - довольно позднее.

Население остается неподвижным до 10 века. Их соседи: на западе - емь, на севере - саамы. По раскопкам известно, что во второй половине 1 тысячелетия у них уже возникло пашенное земледелие. Они используют разнообразные орудия: топоры, мотыги, косы, серпы, гарпуны, ледоходные шипы. Оружие - мечи, копья, луки и стрелы. В конце 1 тысячелетия у корелы есть военная знать и патриархальное рабство.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!