Крестьянские повинности и цены 11 страница



 

 

х х х

 

Всем этим бедам и бедствиям противостояла довольно высокая новгородская культура. В 12 веке мы уже знаем первого восточнославянского ученого. Это Кирик Новгородец, написавший хронолого-математическое сочинение под темным для нас названием "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Оно написано в 1136 году. Кирик был энциклопедистом. В его сочинении и астрономия, и математика, и хронология, и философия. Кстати, в 1136 году папа Александр 3 одарил католическую Европу буллой о запрещении "изучения физики или законов природы".

О всеобщей грамотности в Новгороде можно судить по письмам на бересте, которые писали и бояре,и простой люд. Любопытны приспособления для письма - писала длиной 8-13 сантиметров, которые делались из кости или бронзы. Их носили на шнурке. Ими писали не только по бересте. Найдены карманные записные книжки - церы. Это блоки восковых дощечек в две и более. Размеры дощечек 6 на 7 сантиметров, толщина около одного сантиметра. Их употребляли еще в Греции, Риме и Византии, откуда они и пришли на Русь. Писало для воска завершалось плоской лопаткой для затирания написанного. Это же точная копия древнеримского стилуса!

Остается вспомнить римское правило для письма: чаще переворачивай стилус, то есть чаще исправляй, редактируй. Профессиональному литературному редактору это приятно осознавать.

Свинцовых печатей в Новгороде найдены сотни. К документам в республике относились серьезно. Это ведь была республика. Раскопать печать в бывших княжествах - большая редкость. В 2011 году на территории Ярославского кремля археологи нашли печать первого удельного ярославского князя Всеволода Константиновича, правившего в начале 13 века, - это было событие. Почему? В Новгороде существовал большой документооборот, все бумаги скреплялись печатями, по-современному говоря, юридических лиц. А в Ярославле было "ручное управление": князь правил уделом сам, и печати в большом количестве не требовались.

Новгородцы умели считать на миллионы, а в 12 веке это было не так-то просто, ведь числа записывались не арабскими и даже не римскими цифрами, а буквами. Предложи современному инженеру число 2426721, записанное буквами, умножить на 12, тоже записанное буквами. Он только разведет руками. А в сочинении Кирика есть образец такого умножения.

Мало того, в 12 веке уже существовало особое счетное устройство - абак, тогдашний арифмометр. Основу счета составляли три действия: удвоение (умножение на два), раздвоение (деление на два) и умножение на 10. Не было умножения и деления на 3, 4, 5 и т.д. Чтобы умножить число на 12, надо было его удвоить и удесятерить, а полученные произведения сложить. На абаке числа записывались особым образом с разделением на единицы, десятки, сотни и т.д. На пряслице 13 века из Белоозера записано число 100 в системе древнерусского абака. Предполагают, что это ученическая запись. От Согиниц до Белоозера по прямой всего 200 километров.

А игры! Во что только не играли новгородские дети! В раскопах находят очень много кожаных мячей, костяные коньки, деревянные стрелы и мечи, шары, клюшки, коники (плоские фигуры оседланного коня). Самой популярной детской игрой было гонять волчка-кубаря: деревянный волчок яйцевидной удлиненной формы со срезанным верхом запускали веревкой. Чтобы поиграть в такую игру, я в детстве ходил в Сад отдыха на Невском (через 800 лет). Была еще другая игра - шар-мазло: деревянный шар загоняли клюшкой в лунку. У англичан эта простенькая игра превратилась в аристократический гольф.

И совсем чудо: в 12 веке новгородцы играли в шахматы и шашки. Они тоже раскопаны археологами.

А вот денег в Новгороде находят мало - единичные находки денежных гривен - кусков серебра весом 196 граммов.

В районе Белоозера найденны шлаки 12 века. Железоделательное ремесло на Севере продолжало развиваться везде. Вокруг деревень Согинского куста шлаки находят часто. Их возраст никто не определяет, но наверняка и в 12 веке в согинских местах выплавляли железо, а значит, и ковали его.

Изделий из металла в 12 веке выплавлялось множество. В мастерской новгородского художника, которая уже упоминалась, при раскопках больше всего найдено ножей - 59 штук. Длина лезвия от 4 до 17 сантиметров. Ножи на все нужды. Было два типа ножей, две технологии их изготовления - старая и новая. Старая технология - пакетная: между железными полосами вставлялась стальная, и всё это сваривалось. После заточки стальная полоса становилась режущей гранью. Эта технология в середине 12 века сменилась другой - новой. Стальное лезвие торцом наваривалось на железную основу. Ручки делались не только удобные, но и красивые. В раскопах встречаются костяные ручки. Прятались ножи в кожаные ножны.

Использовались в быту и ножницы - тоже двух типов. Старые - пружинные, обычные для 12 века. И новые - шарнирные. Были даже ножницы по металлу.

Кузнецы того времени ковали, разумеется, топоры и косы. Русь еще не знала пилы, а землеройные лопаты были деревянные с железной оковкой. Длина лопасти лопаты не превышала 17-18 сантиментров. Выделывали долота и резцы по дереву, зубила по металлу, шилья, рашпили. Даже проволоку умели тянуть. В мастерской художника найдена стальная волочильная доска с 27 отверстиями диаметром от половины до пяти миллиметров. Там же раскопали горновые клещи, мечи в кожаных ножнах, трезубцы и множество замков и ключей к ним. Замки внутренние и навесные разных размеров - от дверных замков до замков для шкатулок. Замок был обычным предметом быта.

При раскопках в Новгороде находят в большом количестве и повсеместно весы-коромысла с чашечками и гирьками, то есть аптечного типа. И что любопытно, конские подковы в 12 веке были уже почти современного вида: с тремя шипами на шести гвоздях. Их тоже находят часто, как и стремена.

Даже такая пустяковинка, как бубенчики, выделывалась с фантазией. Было целых три типа бубенчиков. Самый старый тип - цельнолитые грушевидные с крестообразной прорезью. Они существовали уже в 10 веке и продержались до начала 12-го. Их стали вытеснять в 11 веке цельнолитые шаровидные с линейной прорезью. Но в том же 11 веке появились шаровидные гладкие с линейной прорезью из двух штампованных половинок. Они были в употреблении на Руси до 14 века.

Усадьба новгородского художника 12 века, простоявшая на одном месте 103 года, трижды сгоравшая дотла и трижды отстраивавшаяся вновь, дала археологам 4600 вещей. По ним можно судить о жизни людей того века, в том числе и о быте. И в согинских деревнях пользовались такими же вещами.

Посуда была всевозможная: деревянная, керамическая, стеклянная и металлическая.

Деревянная - для подачи пищи на стол и для ее хранения, и для скота. Сосуды бондарные, токарные, резные, долбленые, берестяные, плетеные.

Ведра, кадки и водовозные возки бондарного изготовления. Точеные чаши, блюда, миски и кубки. Резные и долбленые ложки и ковши. Берестяные туеса и короба. Плетеные кошели из лыка.

Керамическая посуда - своя и привозная: амфоры из Крыма и с островов Эгейского моря. Керамика поливная с зеленой поливой. Обычно это низкая посуда - миски и маленькие блюда.

Стеклянная посуда - тоже своя и привозная. Своя - из бесцветного стекла с желтоватым оттенком толщиной от одного до четырех миллиметров. Привозное стекло было двух цветов. Стеклянная посуда - это кубки. стакановидные и блюдцевидные.

Много было инструментов и приспособлений. Например, для прядения: прялки, пряслица, веретена, чесала, гребни. Для рыбной ловли - сети из льняной нити, сетевые поплавки из дерева и бересты, каменные грузила. Раскопаны оглобли, дубовые полозья от саней, уключины от лодки в форме рога.

Для добывания огня служили кресала. В 12 веке было три типа кресал: калачевидные с язычком, калачевидные без язычка и овальные.

Даже обувь была трех видов. Самая примитивная - поршни: один кусок кожи собирался вокруг щиколотки ремешками. Были еще мягкие цельнокроенные туфли - наиболее распространеннная обувь в 12 веке. Носили их в основном женщины, подростки и дети. И, наконец, сапоги для мужчин. Их кроили из трех частей - головки, голенища, задника. Каблуков еще не было.

Женские косы расчесывались двусторонними гребнями - костяными или деревянными, в том числе из самшита. Замужние женщины скрепляли косы на голове костяными булавками ножевидной формы длиной 10 сантиметров, а толщиной полсантиметра. Еще были одежные булавки с кольцеобразными подвижными головками такой же длины.

Раскапывают археологи и украшения: золотые и серебряные перстни, кулоны, шейные гривны, браслеты. Очень любили новгородские модницы браслеты из стекла и стеклянные бусы. Встречаются височные кольца.              

Очень часты амулеты, особенно так называемые палеолитические предметы - наконечники стрел, копий, топоров и т.п. из стоянок людей каменного века. В средние века им придавали магическое значение. Их называли "громовыми стрелами", помещали в металлические оправы и использовали как привески. Ну и, конечно, были нательные кресты - из металла, камня, янтаря, дерева. Вместо крестов еще носили привески-иконы диаметром два с половиной сантиметра.

В мастерской художника нашли тигли, керамические чашечки для растирания красок, стеклянную посуду малых форм, фольгу - золотую, серебряную и бронзовую - серу, янтарь, ртуть, медь, свинец в пластинах, остатки красок - желтой, красной, охры, белил.

Со времен Плиния до 18 века были известны только свинцовые белила. Получали их необыкновенно просто: свинцовые пластины поливали уксусом (на Руси иногда более дешевой простоквашей) и оставляли в закрытом сосуде. На свинцовых пластинах появлялся белый налет - окись свинца, - его снимали. Так повторялось много раз. Собранный белый сухой порошок оставалось развести.

Все краски и белила на Руси разводили на яичном желтке. Была и олифа - вареное льняное или конопляное масло с добавлением смол и янтаря, но ею краски не разводили. Олифой и лаками закрепляли написанное маслом.

 Когда я в 1975 году добрался до Согиниц, ходил по деревням и разглядывал дома, меня поразила такая особенность. Все дома темно-серые (естественный цвет старого дерева), а наличники окон выкрашены в мрачный синий цвет. Я спросил: "Почему не белый". Мне ответили: "Белил в продаже нет." За 800 лет разучились сами делать белила. А брежневский социализм крепчал.

В каких домах жили новгородцы 12 века, можно судить по той же усадьбе художника.

Она имела очень скромную площадь 730 квадратных метров (26 на 27 метров) и была огорожена частоколом из столбов диаметром 20 сантиметров, вкопанных в землю на глубину 80 сантиметров. Верхние части бревен были скреплены: внутри бревен пропускалась круглая балясина. В деревнях, конечно, обходились без частокола, заборы были попроще, из наклонных еловых жердей, которые обходятся без гвоздей. Такие заборы и сейчас встречаются в Согинском крае вокруг полей.

Усадьба состояла из красного двора, свободного от строений, хором и хозяйственных построек в глубине двора, куда от ворот вела деревянная вымостка.

На усадьбе было 5-6 строений. после каждого из трех пожаров новые постройки возводились на старых местах. Сохранившиеся нижние венцы сруба (один-три) засыпались. Подсыпка в 25-30 сантиметров глинисто-песчаная с вкраплениями щебня и небольших валунов выходила за пределы дома на полметра. Это и был фундамент 12 века. Камни под нижний венец не подкладывались, для выравнивания первого венца подкладывались короткие бревна поперек стен и на углах. Под тяжестью дома эти бревна очень быстро утопали в песке, и весь сруб нижним венцом садился на песчаную подушку. Нижний венец был обречен сгнивать в сыром климате. Дом Федотовых, который я купил, построен в 1907 году и стоит уже около века, но половину нижнего венца хозяин поменял перед войной, году в 1940-м. Без домкратов. Прошло еще 70 лет - надо менять три венца.

На всех бревнах, как и сейчас, в верхней части вырубался желобок для укладки бревна следующего венца. Между бревнами наверняка прокладывался мох, который до наших дней не сохранился. Бревна в углах скреплялись только в обло - в лапу, видимо, еще не придумали, да и сложнее это. Пол из досок лежал на переводинах, которые укладывались на землю, а не в пазах нижнего венца, как стали делать позднее. То есть пол не был скреплен со срубом.

Кирпич на усадьбе не обнаружен. Впрочем, сырец за 800 лет превратился бы в глину. Печь выкладывалась из мелких валунов на подкладке из песка и глины внутри опечка - небольшого сруба из тонких бревен. Можно предположиить, что сверху печь обмазывалась глиной. В этой покрышке оставлялось отверстие для дыма и огня, а над ним вешали котел, в котором готовили пищу.. Дым шел в избу, а из избы выходил в специальное окно высоко в стене или в потолке. И еще, конечно, через дверь, которая во время топки была открыта. Даже зимой. Стены разумеется покрывались копотью, но их часто мыли - скребли мокрыми березовыми вениками.

Позднее, когда появились печи с кирпичными дымоходами, избы, топящиеся по-черному, стали называть курными (от общеславянского куръ - дым, чад, смрад). Курение - однокорневой родственник курной избы. Такие избы на Севере сохранялись до начала 20 века, а в баньке по-черному и сейчас можно попариться в Трошинском - последняя осталась, у Титовых. У такой баньки совсем другой, непередаваемый дух.

Как же люди жили в курных, смрадных избах с черными стенами? Прекрасно жили. По крайней мере в городах. Большие городские хоромы делались пятистенными. Пять стен - это две комнаты. (Дом Федотовых - шестистенок: четыре комнаты). Печь ставилась в первой маленькой комнате - кухне. Когда печь топилась, дверь в большую комнату была закрыта, и дым туда не попадал. Комната оставалась чистой от дыма и копоти. Когда печь гасла, дверь в большую комнату открывалась, а внешняя дверь закрывалась.. Тепло от каменки распространялось по всему дому. Элементарно!

Хоромы стояли в одном углу усадьбы, а хозяйственные постройки в другом. Среди них были и жилые - с печами, с тесовыми полами на переводинах. Здесь могли жить холопы. Здесь же могла быть кухня: навряд ли пищу готовили в доме хозяина. Всё это - четырехстенки: самый большой - 45 квадратных метров, самый маленький - 13.

Любопытны были хоромы, где жил хозяин усадьбы. В слое 1150-1190-х годов раскопан сруб-пятистенок с двумя пристройками. Сами хоромы были двухэтажными площадью 65 квадратных метров (6 на 10). На каждом этаже две комнаты: первая - маленькая с печью, вторая - большая, чистая. Окна в хоромах были узкие - просто щели, вырубленные в двух соседних бревнах. Целостность бревен при этом не нарушалапсь. Вставляли ли в окна стекла? Вопрос остается открытым. При раскопках куски оконных стекол не найдены. В крестьянских домах на рамы натягивался бычий мочевой пузырь. Возможно, и в домах состоятельных горожан 12 века оконные стекла были мягкими.

У дома были еще две пристройки. С маленькой пристройкой у стены большой комнаты всё ясно. Это дровяник. Он не срубной, а столбовой конструкции: четыре столба с пазами для горизонтальных бревен, образующих стены.

А вторая пристройка необычная: она на столбах и тоже состоит из двух частей. Она была продолжением хором и имела такую же ширину - 6 метров. Первая, узкая часть пристройки (менее двух метров шириной) - это, несомненно, сени. Из них одна дверь вела в маленькую комнату с печью, а другая во вторую часть пристройки площадью 26 квадратных метров. Собственно, только эту, вторую часть пристройки и можно считать пристройкой, ибо сени образовывались выступающими бревнами от хором и пристройки. Такую конструкцию сеней можно видеть в половине домов в согинских деревнях. Это средние по величине дома, построенные в первой половине 20 века - до войны.

Пристройка была поставлена на мощные столбы толщинорй в 40 сантиместров, врытых в землю на метр. Археологи считают, что это терем на свайном фундаменте. Но зачем терему свайный фундамент? Хоромы же обходились без всякого фундамента. И здесь всё просто. Это не терем, это скотный двор на столбах. В согинских деревнях все старые дома такой конструкции. Их называют домами корабельного типа. Жилой дом через сени соединен со скотным двором. Всё под одной крышей. Очень удобно, особенно зимой.

Но там, где стоит скот, навоз и жижа - только успевай убирать. Нижние венцы сгнивают очень быстро, их надо заменять. И это легко, потому что верхние венцы не лежат на нижних, они покоятся на столбах.

В городе в таких домах со скотным двором на столбах жила прислуга, холопы, а в деревнях - крестьяне, хозяева. Крестьянские дома компактнее городских. Дом Федотовых: 200 квадратных метров (10 на 20), пять окон по фасаду, двужирный. Под жилой половиной два подклета - два подвала для съестных запасов и прочего. Скотный двор тоже в два этажа: на первом скот, на втором сено. На второй этаж можно въехать прямо на телеге. Туалет, кстати, на первом этаже - вместе со скотом.

 

После того, как я купил антикварный федотовский дом, я понял, что вместе с ним я купил его содержимое - старинные крестьянские вещи. Это была мебель: шкаф, буфет, столы, стулья, скамьи. Еще бочки, кадки, туеса, прялки, точильные камни и десятки мелких вещей - всё самодельное. Они создавали особенную деревенскую атмосферу 19 века, приезжая в которую из городской атмосферы, я чувствовал себя себя лучше, здоровее, естественнее. Я переселялся на машине времени в другую цивилизацию, которая была мне приятной, в которой я чувствовал себя счастливым.

 

Это была великолепная средневековая цивилизация. Жизнь тогда была трудной, без комфорта, но человечество не вымирало, а прибавляло в числе - даже на Севере. Всё было, кроме электричества, бензиновых двигателей и медицины. Люди сами делали всё то, что теперь покупают в магазинах.

Человечество за 800 лет очень многое получило, но и очень многое потеряло. Хорошо бы посчитать и то и другое. А что если полученное равняется потерянному? А что если количество информации в головах и навыков в руках за 800 лет не изменилось? Изменился их набор. Современный человек не умнее ни средневекового, ни античного. Аристотель так же гениален, как и Эйнштейн. Существует шутливая теория развития цивилизации. Цивилизацию движет вперед человеческая лень и жажда комфорта. Лень было ходить - сели на коней; лень было рубить бревна - придумали пилу. Жестко сидеть на деревянной скамье - придумали мягкое кресло. Тяжело подниматься на шестой этаж - придумали лифт. Где предел удобства и комфорта? Нет предела. И это цель цивилизации? Длиннее жизнь и больше кайфа?

Природа! Зачем ты нас придумала?

                    11. Русь в клещах (13 век)        

 

В 13 веке продолжался феодальный распад Киевской Руси на самостоятельные, независимые княжества. Великий князь сидел в Киеве и правил Киевским княжеством. Начался и распад единой древнерусской, восточнославянской народности на три самостоятельных этноса: великороссов, малороссов и белорусов. Постепенно великороссы станут называться русскими, а малороссы - украинцами.

В словах велико- и мало- нет ни величия, ни унижения. Малая Русь - это Центральная Русь во главе с Киевом, Великая Русь - это вся Окраинная Русь, а вовсе не Московия. Так в наши дни разделяют Сочи и Большие Сочи. А Белая Русь - вовсе не белая. Белая Русь - это Западная Русь. Так и хорваты делились на белых (западных) и черных (восточных). Правда, Черной Руси нет, зато есть Красная Русь - Прикарпатская Русь.

И древнерусский язык постепенно распадался на три языка: русский, украинский и белорусский.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!