Признаки государственных органов 2 страница



Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

 

15. Юридическая техника.

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Следует иметь в виду, что юридическая техника — это не чисто техническая, прикладная проблема. Средства юридической техники могут активно использоваться в политических интересах определенных социальных групп с целью искажения воли законодателя, достижения скрытно планируемого результата и т. д. К примеру, техника изложения ст. 90 Жилищного кодекса РФ такова, что позволяет чиновнику по личному усмотрению под предлогом неуплаты более шести месяцев за жилое помещение и коммунальные услуги выселять нанимателя и членов его семьи из жилого помещения.

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника содержит:

  • правила построения и оформления правовых актов,
  • приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,
  • язык и стиль правового акта,
  • правила обнародования (промульгации) и систематизации таких
  • актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

  • правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов,
  • способы и приемы толкования юридических норм и актов,
  • способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,
  • способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Условно юридическая техника разграничивается на:

  • технику изложения воли законодателя;
  • технику ее документального оформления.

Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

 

16. Многообразие подходов к пониманию сущности и социальной природы права.

Право – есть система регуляции общественных отношений, цель которого – установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Вопрос о понятии пра­ва дискуссионный. Существуют различные опреде­ления права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции

Представители теории естественного права счи­таю, что право содержит в себе абсолютные неиз­менные начала справедливости, оно исходит от са­мой природы.

Право по исторической школе, развивается органи­чески, оно исходит от того, каким его делает истори­ческая жизнь данного народа

Психологическая школа объясняет возникновение, и действие права психологией личности. Оно рас­сматривается как продукт психологических устано­вок, переживаний институтов.

Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон.

Существуют и иные подходы к определению права.

Право — это система юридических норм регули­рующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы.

В юридической науке понятие права используется в двух значениях 1) объективное право (право как совокупность общеобязательных правил поведения выраженных в системе юридических норм)

2) субъективное право (право принадлежащее кон­кретному лицу)

Право можно рассматривать как равенство, свобода, справедливость.

Основанием правового уравнения различных людей является свобода индивидов в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое равенство в свободе как равная мера свобода означает и требование соразмерности, эквивалентности в отношениях между свободными индивидами как субъектами права. Правовое равенство- это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, общей норме равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принципы правового равенства не распространяются, например, рабы в Риме. Формальное (правовое) равенство- это то, что отрицается фактическим равенством. Однако, если рассматривать фактическое равенство, то оказывается, что оно существует рационально только как отрицание. В качестве утверждения – это иррациональная, вербальная конструкция, подразумевающая нечто иное, чем равенство. Именно благодаря своей формальности равенство может стать и реально становится средством, способом, принципом регуляции фактического, формальным своеобразным и формализованным измерителем всей фактической действительности. Так обстоит дело и с формально-юридическим равенством. Принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющимся содержанием. В целом историческая эволюция содержания объема, сферы действия принципа формального равенства не отвергает, а наоборот, подкрепляет значение данного принципа в качестве отличительной особенности права в его соотношении с другими социальными регуляторами. С учетом этого можно сказать, что право- это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Право как форма регуляции отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает и не может уничтожать исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные формальные в формально определенные неравные права свободных, независимых друг от друга личностей. В этом по существу состоят специфика и смысл, границы (и ограниченность) и ценность правовой формы опосредования, регуляция и опосредования общественных отношений.

С принципом формального равенства связано и понимание права как формы общественных отношений.

Специфика правовой формальности обусловлена тем, что пра­во выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоот­ношениях общей норме. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы.

Правовая форма свободы, демонстрируя формальный харак­тер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формаль­ности, всеобщности, равенства и свободы.

Понимание права как равенства (как общего масштаба и рав­ной меры свободы людей) включает в себя и понимание права как спра­ведливость.

В контексте различения права и закона это означает, что спра­ведливость входит в понятие права,что право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т. д.).

 

17. Значение типологии государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

Формационный подход. В данном случае выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-диалектического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в определенных условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Исходя из формационного подхода, в понятие «тип государства» вкладываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств в одной и той же социально-экономической формации. При таком подходе тип государства определяется исходя из последовательных ответов на три вопроса:

1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

2. Орудием, какого именно класса является созданный государственный аппарат?

3. Каково социальное назначение данного государства?

В соответствии с формационным подходом выделяются следующие четыре исторических типа государства: 1) рабовладельческий, 2) феодальный, 3) капиталистический (буржуазный), 4) социалистический. Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Согласно формационному подходу к изучению типологии государства, в процессе последовательной смены одной общественно-экономической формации другой, происходящей в результате социальных революций, с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому и развитому.

Однако следует отметить, что у формационного подхода имеется ряд недостатков, к числу которых относятся односторонность и формализм в отношении типологии государства. Наконец, представляется методологически не обоснованным и нецелесообразным заранее предопределять как последнюю общественно-экономическую формацию, так и последний тип государства.

Цивилизационный подход. В современном мире в рамках цивилизационного подхода преобладает так называемое технологическое направление, в соответствии с которым тип государства определяется той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (коэффициент потребления и оказания услуг), на которой находится конкретное государственное образование. Основной мыслью технологического направления является замена социальной революции научно-технической революцией, при этом последняя выступает в роли двигателя развития общества, государства.

Следует отметить, что одной из наиболее разработанных теорий технологического направления является теория «стадий экономического роста», автором которой признан американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно данной теории технологического направления все общества по своему экономическому развитию можно отнести к одной из пяти следующих стадий экономического роста:

1. Традиционное общество — на данной стадии общество не использует никаких достижений науки и техники, более тяготеет к ведению сельского хозяйства, нежели к иным отраслям занятий.

2. Переходное общество — в этой стадии общество переживает трансформацию, переживает изменения в науке и технике, переходит на более высокий уровень развития.

3. Общество, которое переживает процесс сдвига, «взлета», — данная стадия получила свое название из-за быстрого «взлета» в сфере научно-технического прогресса — как в области сельского хозяйства, так и в области обрабатывающей промышленности.

4. Созревающее общество — такое общество на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества, а также на основе значительного увеличения уровня инвестирования национального дохода достигает устойчивого превышения показателя выпуска продукции над показателем роста населения.

5. Общество, которое достигло высокого уровня народного потребления; впоследствии возникает общество, которое можно назвать «государством благоденствия», — на данной стадии все ведущие и быстро развивающиеся экономические секторы переходят на производство предметов длительного пользования и услуг массового потребления.

В рамках цивилизационного подхода также существуют и иные теории — теория «менеджеризма», теории «единого индустриального общества» и «постиндустриального общества» и др. Особенное место в цивилизационном подходе к изучению типологии государства отведено теории «конвергенции», значительную часть, в разработке которой выполнил академик А.Д. Сахаров. Эта теория основана на идеях сближения двух мировых систем — капиталистической и социалистической, воплощения лучших их элементов в едином типе общества и государства.

В рамках цивилизационного подхода имеется и другое направление, отличное от технологического, представителем которого является английский историк А. Тойнби. А. Тойнби сформулировал основную идею цивилизации, под которой понимал замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В соответствии с этой теорией ученый выделил 20 цивилизаций, которые имели место в мировой истории общества и не были связаны между собой какими-либо общими закономерностями развития, а, напротив, существовали обособленно друг от друга.

Помимо двух основных — формационного и цивилизационного — подходов, существуют и некоторые иные подходы к изучению типологии государства. Однако при изучении вопроса о типе государства (общества) лучше всего пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления.

 

18. Понятие и виды форм (источников) права.

С понятием “форма права” тесно связано понятие “источник права”. Будучи многозначным термином, оно в одном из своих значений совпадает с понятием “форма права”. Причем данная категория используется в литературе гораздо чаще, чем термин “форма права”.

Источник права — форма выражения го­сударственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения су­ществования права определенного содержания.

Виды источников права

1. Правовой обычай — санкционированный госу­дарством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы.

Юридическая норма может быть выражена в различных формах.

Исторически в раннеклассовых обществах юридиче­ская норма появляется в виде правового обычая, кото­рый регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачно-семейные). Постепенно выделяются наиболее важные — имущественные общественные от­ношения, появляется власть, полнота власти принад­лежит верхушке общества, доминирующее положение которой определяется имущественным положением. Власть начинает нуждаться в закреплении своего стату­са, с этой целью выбираются соответствующие обычаи, которые санкционируются государством.

Правовой обычай — самый первый источник права

Правовой обычай — самая органичная демократич­ная форма права

Недостатки правового обычая:

1) чтобы укрепился обычай уходит много времени,

2) на отмирание обычая уходит тоже много времени,

3) правовой обычай из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого тол­кования)

В России правовой обычай занимает незначитель­ное место

2. Прецедент — решение судебного илиадминистративного органа по конкретному вопросу приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным.

Виды прецедента:

— судебный (решение суда (обычно это высшая су­дебная инстанция в стране) по конкретному делу кото­рое затем становится образцом обязательным прави­лом для решения аналогичных дел в будущем)

— административный

— кассационный (решение, принятое в результате кассации, т. е. обжалования)

В раннеклассовых обществах прецедент утверждал­ся как решение судебных органов, затем — как решение высшего судебного органа

Недостатки прецедента

— при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

— прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

3. Нормативно-правовой акт — акт правотворче­ства принятый в особом порядке строго определенны­ми субъектами и содержащий норму права. Он рассчи­тан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед дру­гими источниками права:

— государственные органы, принимающие эти акты имеют большие координационные возможности для вы­явления общего интереса

— в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным

способом оформления устоявшихся норм.

 

19. Особенности, понятие и виды социальных норм.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных сис­тем в саморегуляции входят в структуру общественного сознания, и обусловлены уровнем цивилизованности общества его потребностями и интересами.

Классификация социальных норм:

— обычаи (правила поведения которые сложились ис­торически, на протяжении жизни многих поколений и во­шли в привычку в результате многократного повторения)

— традиции (возникают на базе распространения какого-либо примера поведения воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (на­пример, застолье как форма празднования определен­ных памятных дат)


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!