Функции теории государства и права



Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по специальности «Юриспруденция»

(для всех специализаций)

На 2012 – 2013 уч. г.

 

Дисциплина «Теория государства и права»

1. Предмет, функции теории государства и права.

Предмет теории государства и права как науки составляет основные закономерности государства и права, их сущность, назначение и развитие. Сам предмет науки историчен, он изменяется по мере во­влечения в сферу познания все новых свойств и явле­ний государственной и правовой действительности, исключая из себя все то, что оказывается иллюзиями, ошибками

Особенности предмета теории государства и права как науки:

1) теория государства и права изучает государст­венную и правовую надстройку в целом, обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития

2) содержание предмета теории государства и пра­ва составляют основные общие закономерности госу­дарства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни

3) государство и право взаимообусловлены и взаи­мосвязаны между собой существовать изолированно они не могут, и государство издает и охраняет нормы права без его правотворческой и властной деятель­ности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой сто­роны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление его деятельность осуществляется только на основе правовых норм законов, которые определяют форму государственного правления структуру государства систему его органов, их компетенцию, формы и методы государственной деятельности

Общенаучные методы изучения государства и права, применяющиеся на отдельных стадиях научного познания

а) методы анализа и синтеза (анализ — метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон свойств составных частей чего, либо синтез — метод исследования, какого нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей)

б) метод формализации (формализация позволяет систематизировать уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права выяснить характер взаимосвязи ее различных положении выявить и сформулировать еще не решенные проблемы)

в) методы восхождения от простого к сложному

г) методы исторического материализма (материализм — основное научное философское направление признающее в противоположность антинаучному положению идеализма первичность материи по отношению к духу в не и независимо от сознания)

д) методы индукции и дедукции (индукция — от лат — вид рациональной оценки фактов, обобщение, опытная истина, эмпирический закон, позво­ляющий с некоторой вероятностью предвидеть или предсказывать. Дедукция — от лат выведение, вывод по правилам ло­гики, цепь умозаключений из посылок теоремы («частное»). Дедукция — основное средство доказательства)

е) системный метод изучает государство и право государственно-правовые явления с позиции их сис­темности,

ж) функциональный метод (выяснение функций го­сударства и права и их элементов),

з) герменевтический метод (исходит из того, что текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому)

Частные методы изучения государства и права:

а) статистические (статистика — одна из экономи­ческих наук позволяет получить объективные знанияна основе объективных фактов позволяющих проследить динамику развития процесса)

б) методы структурного анализа (структура — строение внутреннее устройство)

в) общие социальные методы (анкетирование тестирование опросы)

г) кибернетические (кибернетика — наука об общих закономерностных процессах управления и передачи информации в машинах живых организмах и обществе)

Специальные юридические методы

а) формально логические или догматические. Этот метод позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные общие стороны выявлять свои ства правовых явлений, либо явлении в целом.

б) сравнительный метод (в государственно поли тическои и правовой практике невозможно его применение без сопоставления сходных объектов познания существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени)

в) исторический (основной способ познавания права и государства, политических и правовых учении т е закономерностей становления и развития государства и права)

Функции теории государства и права

Познавательная функция выражается в объяснении явлении и процессов государственной и пра вовои жизни общества

Эвристическая функция Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно- правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей уясняя их тенденции и взаимосвя зи с другими общественными явлениями она откры вает новые закономерности государственно право вой жизни общества

Прогностическая функция Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлении. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования опираясь как на собственные результаты так и на данные других юридических наук Особенность функции теории государства и права состоит в том что они осуществляются в форме общетеоретического мышления которое логическим путем выявляет при чинные и функциональные связи государственно – правовых явлении определяет общие закономерно сти их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

 

2. Теория государства и права в системе  юридических и гуманитарных наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,весьма условно можно подразделить на три большие группы: 1) технические; 2)естественные; 3) гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека,социальные отношения и институты. Юридические науки — часть гуманитарных наук,поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередьюридические науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства иправа; - историко-правовые науки (история государства и права, историяполитических и правовых учений); - отраслевые юридические науки(конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); -прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия,правовая кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системегуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией,политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческиепозиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружаетсяобщей методологией познания государственно-правовой действительности. В своюочередь теория государства и права дает конкретный материал для широкихфилософских обобщений. Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферойобщественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом,особенности теории государства и права как науки состоят в том, что онаявляется: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

 

3. Метод и методология государства и права.

Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Метод в науке, в научной деятельности — это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности).

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы — это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет выделить и охарактеризовать относительно самостоятельные направления (векторы) государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Метод аналогии исходит из идеи подобия, в основу которой положено предположение о том, что между различными однопорядковыми явлениями существуют определенные соответствия, так что, зная характеристику одного из них, можно с достаточной определенностью судить о другом (к примеру, рассмотрение юридических дел по аналогии предполагает, что при отсутствии нормы права, регламентирующей именно данное юридически значимое отношение, решение будет приниматься в соответствии с нормой, регламентирующей сходное с рассматриваемым отношение. Так, в семейном праве дела, связанные с взысканием алиментов с родителя, не состоящего в формально-юридическом (законном) браке, рассматриваются в соответствии с нормами, регламентирующими соответствующие отношения между законными супругами).

Метод моделирования. Данный метод предполагает создание абстрагированных от жизненных реалий моделей, концепций явлений вообще («чистого права», «идеального государства» и т. п.), изучение созданных моделей, а затем распространение полученных сведений на одноименные явления существующие в реальности. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и т. д.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза — научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам.

Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь, синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы — это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы — это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

При этом сравнение может быть синхронным — когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным — когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

  • изучение сравниваемых институтов по отдельности;
  • сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;
  • оценка результатов.

Методы толкования (интерпретации) права (уяснение, разъяснение) используются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу в ситуации, когда, с одной стороны, имеется ситуация, требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой — отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать по меньшей мере по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.

Кроме методов (инструментов, средств, приемов) в рамках методологии выделяют также принципы научного познания , т. е. основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки. К принципам познания в области теории государства и права относятся: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порой отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

4. Власть и общество: понятие и взаимосвязь.

Понятие «общество» можно рассматривать в различных аспек-тах:

-- как население конкретного государства;

-- как определенный этап исторического развития;

-- как определенный коллектив людей.

Общество как население конкретного государства можно оп-ределить как объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество).

Общество как определенный этап исторического развития представляет собой совокупность людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной исторической эпо-хи (например, феодальное общество).

Общество как определенный коллектив, группа представляет собой объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и т.п. (например, общественная организация, группа студентов).

Таким образом, общество в широком смысле можно опреде-лить как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой.

Любой более или менее организованной общности людей свой-ственны властные отношения. Власть существует в любом обще-стве, поскольку выступает одним из главных организующих фак-торов. Существуют различные аспекты трактовки власти.

В широком понимании власть -- это способность управлять и подчинять с помощью определенных средств воздействия.

Основными компонентами власти выступают:

1) субъект управления;

2) объект управления;

3) средства воздействия;

4) сам процесс реализации власти.

Властеотношения всегда являются двусторонними (субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью при-каза, распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле, выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом власти регулиру-ются определенными нормами поведения (правовыми, моральны-ми, религиозными, и т.д.).

Источниками власти могут выступать: сила, социальное по-ложение, авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средства-ми воздействия, обеспечивающими исполнение воли субъекта вла-сти, являются меры убеждения, поощрения, наказания.

Существуют различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная, государственная, власть на работе, в семье, и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существова-ние любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая категория, как власть, обеспечивает организацию и функцио-нирование данного общества.

 

5. Первобытное общество: понятие, признаки, организация.

Структура первобытного общества Основной единицей общества была родовая община (объединение на основе родственных связей людей ведущих совместную хозяйственную деятельность) На более поздних стадиях развития возникали племена, объединенные близкие роды, а затем и союзы племен. Укрепление общественных структур было выгодно обществу оно позволяло более эффективно противостоять силам природы быстро осваивать новые орудия и приемы труда отражать агрессию соседей и самим нападать на них и т д, однако возможности объединения племен зависели от уровня развития экономики.

Управление, власть. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей предводителей охоты, которые – управляли по вседневнои жизнью родовой общины. Для решения особо важньх дел собирался совет старейшин вождем. Власть старейшин и вождей базировалась, исключительно на авторитете иглубоком уважении членов рода к старшим их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины.

В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей порицания старших в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию не знавшую ни каких либо имущественных сословных кастовых или классовых различий, ни государственно- политических форм. Еще не политическая власть.

Нормативное регулирование Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные мистические представления первобьтных людей. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальчые действия а также мифы создавшие образцы для подражания героям защиты рода и т д на основе генетических связей и языческих культов. Соблюдение обычаев становилось стойкой привычкой Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины равенство их о ложения отсутствие непримиримых противоречии между ними.

Семья Первобытное общество состояло из больших патриархальных семей (многочисленная много поколений) рогов (братства объединения несколькихх родов) племен (общий язык и религия)

 

6. Сущность современного государства.

В современном понимании государство представляет собой, сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы, оно выполняет задачи необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности — защиту безопасности, охрану среды и др.

Государство как политическая сила, обеспечивает организованность общества наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается, во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства (подданства). Наличие гражданства (подданства) имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословии) их права, льготы и т п. Государство обладает таким свойством как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государства воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность.

Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. Во – первых, правом на навязывание своей воли населению с помощью аппарата власти, армии, служб охраны порядка и безопасности. Во- вторых, правом на издание законов регуулирующих общественную жизнь и имеющих обстоятельный характер, т.е. правом на нормирование жизни всего общества. В – третьих правом на взимание налогов, обязательных для населения, также взносов и сборов отличающихся от налогов добровольностью и нерегулярностью.

Таким образом под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества, и его надлежащего функционирования в обстановке когда общество существует как суверенный самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие экономическая свобода, свобода личности).

Предназначение государства — гарантия нормальной безопасной жизнедеятельности общества создание таких условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются посредством экономических и духовных факторов.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению основных задач стоящих перед ним, на том или ином этапе его развития и представляют собой, средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

-По сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, духовные, идеологические.

-По способу осуществления: регулятивные – упорядочивание, общественных отношений путем закрепления существующих общественых связей; охранительные (правоохранительные) — установление мер юридической защиты, установление порядка их возложения и исполнения.

-По продолжительности действия: постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства); временные (прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например ликвидация стихийных действий).

-По территориальному масштабу: в федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации; в унитарном государстве — это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно территориальном плане делимого государства в конфедерации — это координирующая функция всего сообщества (союза) государств и функции которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

По принципу разделения властей законодательные (правотворческие);управленческие; судебные; информационные.

- По степени их социальной значимости и важности в общественной жизни: основные (это наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период; неосновные (направления деятельности государства по выполнению ею задач в конкретной и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни.

По сферам политической направленности: внутренние (представляют деятельность государства внутри страны, определяют его роль в жизни данного общества); внешние (деятельность государства за ее пределами, вкоторой проявляется его роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями).

 

7. Теория происхождения государства.

Теории происхождения государства выдвинуто немало. К наиболее известным и распространенным относятся.

Теологическая теория являет­ся одной из первых теорий, объясняет возникновение государства, и права божественнои волей её представителями были многие религиознью деятели Древне го Востока Средневековой Европы (Ф. Аквинский идеологи ислама и современной католической церкви.) Они по добляли процесс возникновения и развития осудар ства и права процессу сотворения богом мира

Теологическая теория не раскрывает конкретны путей способов реализации этой божественной воли В то же время она отстаивает идеи незыблемой вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти и вместе с тем и зависимость самого государства божетсвенной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы Теологическую ге орию нельзя доказать равно как и опровергнуть вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом царствованиибога высшего разума и т п.

Договорная теория Свое развитие получила в VII VIII вв. Хотя впервые была высказана в Индии , Древнем Китае. Наиболее известными представителя ми данной теории были Г Греции, Т Гоббс, Дж Локк, Б Спиноза, Ж Ж. Руссо, Д Дидро, А Н Радищев и др

Согласно этой теории до появления государства люди находились в естественном состоянии, которое понималось разными авторами по- разному.

Свобода и равенство всех членов общества (Дж Локк) воина всех против всех (Т Гоббс) всеобщее благоденствие — золотой век (Ж Ж. Руссо) и т д.

Большинство концепции выходит из идеи естественного права, т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других нарушается порядок возникает насилие (пози тивное право) Это происходит потому что в догосу дарственном обществе не было власти способной за щитить человека и гарантировать его естественные права Поэтому чтобы защитить человека гарантиро вать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства добровольно передавая ему часть своих прав.

Органическая теория Основоположником орга чическои теории является Г Спенсер (вторая половина XIX в ) Согласно этой теории государство рассматри вается, как продукт развития ор анического вещества формирующегося с низшей стадии т.е. органическая теория уподобляет государство живому организму со стоящему из клеток составных частей (люди) и име ющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства

Патриархальная теория возникла в древности её основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распространение теория получила в VII — VIII вв. Идеи этой теории высказывались Р Фильмером, Н Михайловским и др. Смьсл этой теории втом,что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом .Следовательно его власть — это продолжение власти отца и он является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства Установлено что, патриархальная семья появилась вместе с государством в про ессе разложения первобытно общинного строя

Теория насилия возникает в XIX вв. Германии в двух вариантах, – как теория внутреннего насилия теория внешнего насилия

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства

Основоположниками теории внешнего насилия являютсяЛ Гумплович и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно- политического характера завоеванием одним племе нем другого Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппа рат принимались нужные законы Возникшие государства таким образом рассматривались как ре ализация закономерности подчинения слабого силь ному В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты когда многие государства появились именно в результате за воевании одним народом другого, например гражданская война Севера и Юга приведшая к созданию единого американского государства и т д.

Ирригационная (гидравлическая) теория Основоположником этой теории был немецкий ученый. К А Виттфогель который возникновение государств связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружении в восточных аграрных областях

Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов государств в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев чиновников служб защищающих каналы от заливания обеспечивающих судоходство и т п.

К А Виттфогель пытался вязать деспотические формь государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационньх строительств Эти работь диктовали необходимость жесткого цен трализованного управления распределения учета подчинения и т .п.

Марксистско ленинская теория, созданная К Марксом, Ф. Энгельсом, В И Лениным, Л Г Морганом ,объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества развития прежде всего экономики которая не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и опре деляет социально – классовые изменения общест ва

|представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Марксистско-ленинская теория происхождения государства включает два подхода:

1) в советской науке господствующая роль отводилась возникновению классов антагонистическим

противоречиям между ними непримиримой классовой борьбе. В результате этой непримиримости по

мнению сторонников рассматриваемой теории возникает государство.

2) по мере экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы

В начале общественного прогресса исходной точкой является процесс совершено вования труда ~о вершенствование орудия труда приводит к повышению производительности труда. Повышение про изводительности труда — к появлению избытка продуктов Из быток продуктов распределяется между всеми членами семьи родом племенами и. т. д. Он распределяетя неравномерно, что в свою очередь приводит к имуще ственному неравенству и расслоению общества на классы эксплуататоров владеющих орудиями произ водства и эксплуатируемых продающих свой труд. Как только образовались классы, и возникает классовая борьба отсюда государство – это аппарат угнетения одного класса другим

Психологическая теория происхождения государства и права Представители этой теории возникшей в XIX в .,были Г Тард, Л И Петражицкии, и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Основные идеи данной теории:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль право, государство.

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, через психологические закономерности — правовые эмоции людей которые носят императивно атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что – то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что то (им теративная норма)

3) все правовые переживания делятся на 2 вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права Интуитивное право выступает регулятором поведения

Достоинства психологической теории заключается в том, что обращено внимание на психологические процессы которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими политическими и т д.

Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии

2) повышает роль правосознания в правовом регулировании, и в правовой системе общества

3) источник прав человека здесь выводится из психики самого человека.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим ( социально- экономическим, политическиим и т п ) от которых тоже зависит природа права.

8. Понятие и природа функций государства.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению основных задач стоящих перед ним, на том или ином этапе его развития и представляют собой, средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Классификация внутренних функции проводится по сферам деятельности государства:

1.Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством тегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

2.Функция финансового контроля выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

3. Функция налогооблажения выступает самртоятельной основной функцией срвременного Российского государств, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления,

Универсальным регулятором, который используется в экономической, социальной, юридической внешнеполитическо сферах и т п.

4. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

5 Духовная функция государства. Большое значение в современном обществе приобретает такая функция государства, как поддержка развития культуры, науки и образования. В содержание данной функции входят государственная поддержка развития науки, ее интеграции в рыночные условия финансирование фундаментальных исследований. Государство также осуществляет функции поддержки культуры — литературы, искусства, музыки, финансирует сохранение историко-культур ных памятников.

6 Экологическая функция государства — жизненно важная деятельность любого государственного мирового сообщества в целом. Охрана природы окружающей среды — насущная необходимость современного мира.

7 Политическая функция государства. Все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений, действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, оргганы местного самоуправления, а также осуществление народом своей власти не посредственно через референдум.

Содержание данной функции составляют:

— реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества)

— обеспечение государственного суверрнитета, определение правового положения конкретных территории и управление ими.

8 Функция охраны правопорядка это деятельность государства направленная на обеспечение полного осуществления его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм и функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка. Обеспечение прав человека и гражданина — главный критерий демократического государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. Они призваны решать следующие задачи государства установление и под держание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии и др. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Виды внешних функции государства:

1 Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества. Это разнообразная деятельность государства направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.

2 Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. Функция обороны страны осуществляется экономическими политическими, дипломатическими средствами. В мирное время это всесторонняя подготовка страны к отражению нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной с противником в ходе, которой происходит объедимнение всех сил страны для достижения победы.

3)Функция содействия по обеспечению международого мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия ,укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий

4) Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Рзаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно- технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.

Интеграция базируется на ряде принципов:

1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими;

2) свобода выбора форм интеграционных связей;

3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

9. Понятие и признаки органа государства.

Государственный орган— это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия; властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Кажд орган характеризуется напичием определенной компетенции, структуры, кадрового состава.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!