Публичные коллекции и музеи XVII - XVIII вв.



Практика использования музейных коллекций учеными эпохи Возрождения получила дальнейшее развитие в конце XVII и особенно в XVIII в. В эпоху Просвещения, с характерной для нее позитивистской парадигмой, коллекции некото­рых музеев становятся основой для формирующихся рациональных представлений о мире.

Расширяется социальный состав коллекционеров, среди владельцев кабинетов были короли, герцоги, министры, придворные, банкиры, адвокаты, врачи, художники, ювелиры, торговцы и др. Преобладали коллекции универсального характера, которые включали самые разнообразные предметы. В XVII в. по сравнению с предшествующим периодом выросло количество собраний, отличающихся определенной степенью специализации.

В XVII в. продолжали развиваться художественные собрания, в первую очередь при дворах представителей правящих династий. Франция продолжала сохранять лидерство и в XVII в. Людовик XIV значительно увеличил коллекции французской короны. Художественное собрание выросло 200 до 2500 картин мастеров различных школ, включало тысячи рисунков и сотни произведений скульптуры, бесчисленное количество произведений декоративно-прикладного искусства.

Известными коллекционерами были английский король Карл I, испанский король Филипп IV, эрцгерцог Леопольд Вильгельм, правитель Южных Нидерландов. Курфюрст Максимилиан II Эммануэль построил в Шлейсхеме под Мюнхеном дворец, в котором была устроена галерея для картин и зал, обставленный встроенными шкафами для военных трофеев.  Саксонские курфюсты превратили Дрезден в один из ведущих центров искусства Европы. Фридрих Август I (он же король Речи Посполитой Август II), распорядился устроить в Дрездене «художественный двор», построив для этого резиденцию Цвингер. В Цвингере разместились картинные галереи, залы искусств, салоны гравюр, зал оружия и оранжерея.

В XVII–XVIII вв. рациональное знание развивалось в университетах, где наряду с обучением проводились различные научные исследования. Первоначально они были посвящены различным феноменам природы и способствовали становлению естествознания – комплексной дисциплины, обозначавшейся в то время как естественная, или натуральная, история. Объектами ее изучения были животный, растительный и неорганический минеральный миры, называвшиеся тремя царствами природы. Первый университетский музей, возникший в 1626 г. при Копенгагенском университете, был создан именно для обеспечения университетской науки фактическим материалом для исследований в области естествознания.

В Европе вслед за коллекцией Медичи некоторые сборы открываются для публики. В 1683 г. открывается для публики коллекция в университете в Базеле (Швейцария). В 1683 г. в Оксфордском университете открывается Эшмолеон-музей. Который разместился в отдельном здании и был открыт для посетителей.

В 1719 г. Петром I была основана Кунсткамера в Петербурге.

В конце XVIII в. появляются первые музеи в Америке. В 1773 г. открылся музей в Чарльстоне (Южная Каролина), а в 1786 г. был основан музей Пила (по имени основателя, директора, художника - Чарльза Пила в Филадельфии, штат Пенсильвания). В 1778 г. в Джакарте открывается центральный музей Индонезийской культуры. В 1784 г. создается музей в Колькуте.

Развитие музейного дела в XIX– XX вв.

В середине XVIII – XIX вв., во многом под воздействием буржуазных революций, прежде всего Великой французской революции (1789), коллекции становятся доступными для публики; многие дворцы, ансамбли, памятники и храмы превращаются в историко-художественные и историко-бытовые музеи-памятники: Лувр (Париж, 1793), дворцы Версаля и Трианона ((1834), Прадо (Мадрид, 1818) и др.

Влияние европейской колониальной политики ощущалось на широкой популяризации музеев в мире. В Канаде зоологические коллекции в Новой Скоции открываются для публики в 1822г. В Южной Африке музей, основанный на зоологической коллекции, открывается в Кейптауне в 1825 г. В 1827 г. открывается австралийский музей в Сиднее.

В середине XIX в. открылось несколько всемирноизвестных музеев – в 1855 г. в Торонто (Канада) начинает действовать Музей провинции Онтарио. Египетский музей основывается в Каире в 1858 г.

       С формированием буржуазного национального самосознания связано возникновение в это время

· национальных музеев: Британского музей в Лондоне в 1753 г.; в Стокгольме в 1792 г.; в Будапеште в 1802 г.; в Копенгагене в 1807 г.; в Праге и Брно в 1818 г.; в Нюрнберге в 1853 г.; в Мюнхене в 1855 г.; в Варшаве в 1862 г.; в Вашингтоне в 1875 г.; в Цюрихе в 1890 г.; в странах Южной Америки (Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1818, Буэнос-Айрес (Аргентина) в 1812 г., Сантьяго (Чили) в 1830, Монтевидео (Уругвай) в 1830 г.).

· общеисторических: иторического музея в Филадельфии в 1785 г.; музея древнейшей истории во Фрайбурге в 1867 г.; Национального музея истории итальянского Рисорджименто в Турине в 1878 г.; Национального исторического музея в Фредериксборге (Дания) в 1885 г.; Центральный музей истории итальянского Рисорджименто в Риме в 1906 г и др.

В понятии "национальный музей" нашли выражение две тенденции, имевшие глубокие корни в европейской культуре и определившие формирование и принципы экспонирования музейных собраний: история нации либо в контексте мировой цивилизации, либо с упором на этническое, особенное, специфичное для нации. Вплоть до Французской революции доминировала первая тенденция, позднее - вторая, получившая отражение в создании Музея национальных древностей в Сен-Жермене во Франции (1862 г.), Отдела британских древностей Британского музея (1866 г.) и др.

В России в 1852 г. Николай I сделал доступным для публики Эрмитаж.

Важным событием во всемирной истории музеев явилось основание конгресом США в Вашингтоне в 1846 г. Смитсоновского института. Открытие в Нью-Йорке двух всемирноизвестных музеев: Американского природоведческого (1869 г.) и художественного Метраполитен (1870 г.)

С середины XIX в. в Европе и Северной Америке, а в XX в. и в странах Азии и Африки окончательно возобладала "национальная" идеология, создавались новые национальные (в Мельбурне - Национальный музей Виктории (1854), национальная галерея Виктории (1861 г.), в Дамаске (1919), в Багдаде (1923) и др.) и общеисторические музеи (в Кёльне в 1936, Пекине в 1959, Мехико в 1980, Берлине в 1987, Канадский музей цивилизации в Оттаве в 1989 и др.). Шло формирование новых групп музеев по отдельным аспектам национальной истории: этнографических, военно-исторических (военно-исторический музей в Вене в 1891 г, Музей армии в Париже в 1905 г., Музей национальной армии в Лондоне в 1917 и др.), историко-революционные, истории культуры (Музей истории и культуры Гейдельбергского университета, Музей тюркской культуры и мусульманской культуры в Стамбуле в 1923 г.).

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!