Коллекционирование в эпоху Средневековья



В средневековой Европе коллекции предметов, обладающих художественной, исторической, мемориальной значимостью, входили в состав церковных и светских сокровищниц. С распространением христианства росло количество церквей и монастырей. Важнейшим источником пополнения храмовых сокровищниц были вклады и пожертвования. В XI–XIII вв. важнейшим источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы на Восток с целью «вырвать гроб Господень» из рук «неверных». В состав храмовых сокровищниц входили дорогая богослужебная утварь, реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами, мучениками и другими почитаемыми в христианстве личностями.

Светские сокровищницы возникали как хранилище материальных ценностей. В эпоху Великого переселения народов военачальники германских этносов, завоевавшие римские владения, собирают запасы золота. Известно, например, что в 568 г. король вестготов Леувигильд, сидя на троне, демонстрировал свои сокровища приближенным. С этого времени опорой королевской власти были «государство, подданные и сокровища». На протяжении многих веков сокровищницы были необходимыми атрибутами княжеского и королевского замков. Они существовали во всех европейских столицах. С течением времени экономическая функция, которую выполняли сокровищницы, дополнилась функцией социального престижа, а хранимые предметы стали отождествляться с общенациональными событиями и выдающимися деятелями. Например, предметы императорской сокровищницы династии Габсбургов, находившейся в Венском замке, демонстрировались гостям. Не менее ценными сокровищницами владели саксонские монархи в Дрездене, а также герцоги Бургундские. Так в средневековых сокровищницах постепенно складывалось «ядро», которое в дальнейшем при благоприятных обстоятельствах могло перерасти в музей.

В основе появления первых коллекций в странах Востока лежали религиозные мотивы. В сокровищницах у могил мусульманских мучеников, в индо-буддийских храмах и во дворцах светских владык формировались коллекции рукописей, произведений искусства, редких предметов и др. В некоторых восточных странах, например в Китае, активно развивалось частное коллекционирование. Здесь гораздо раньше, чем в Европе появились теоретические разработки по проблемам оценки, атрибуции и хранения произведений искусства.

Систематическое коллекционирование и музеи эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения, определяемая как рубеж позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникнове­нием первых протомузейных учреждений.

Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей куль­туры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В XV—XVI вв. здесь необы­чайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно — представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в VI—XVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его предста­вителями на протяжении XV—XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их ор­ганизации, методов хранения, описания, группировки и экс­понирования, накопленный при создании и бытовании перво­го дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.

Наиболее показателен в этом отношении Уффици — первый частный музей Медичи, созданный в 1560 г, при Козимо Младшем. Начало ему было положено в середине XV в. коллекциями первого флорентийского правителя из этого рода Козимо Старого.

К концу XVI в. дворцовый музей Медичи пополнился естественно-историческими коллекциями. В XV—XVI вв. такие небольшие помещения называли «студиоло» (ит. studio — изучение). Они были местом для размышлений, научных изысканий. Впоследствии этот термин станет использоваться для обозначения небольшого частного музея.

В Уффици была впервые реализована концепция по­стоянной экспозиции, исходившая из идеи создания модели универсума, где человек и окружающий его мир (космос) представлены в гармоничном единстве.

Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в XVI—XVII вв. на территории Италии формируются научные коллекции.

Освоение античного наследия представителями светской власти в других странах Европы шло с некоторым запаздыва­нием и осуществлялось в большинстве своем по итальянскому образцу, благодаря династическим бракам многих европей­ских правителей с представительницами знатных родов итальянской аристократии.

Во Франции XVI в., например, покровителем искусства был король Франциск I. В Фонтенбло он построил галерею, где поместил картины и скульптуры своей коллекции. Эти тради­ции были продолжены в царствование Генриха II, мужа Екатерины Медичи, его сыновьями – Карлом IX и Генрихом III.

Представители династии Габсбургов уделяли большое внимание собиранию предметов, олицетворявших идею монархической власти, могущества правителя, а также военную мощь и успе­хи империи.

Во дворцах монархов возникают оружейные комнаты. Если император Максимилиан I, активный коллекционер, вошел в историю как знаток и любитель искусств, то его сын Карл V (патрон Тициана), живя в Испании, прославился крупнейшей из частных коллекций, когда-либо принадлежавших одному человеку — коллекцией оружия. Сохранился ее каталог, снабженный цветными акварельными иллюстрациями.

Военный музей славы основал в 70-х гг. XVI в. Фердинанд из династии Габсбургов в городе Амбросе, недалеко от Инсбрука. Он разослал монархам и князьям письма с просьбой присылать оружие, портреты и жизнеописания героев. На основе таких поступлений им был создан Пантеон славы — прекрасное собрание музейного типа. Старейший инвентарь этой коллекции 1583 г. содержит сведения о 126 портретах героев. Кроме того, у Фердинанда были собрание портретов выдающихся личностей Европы, а также кабинет редкостей.

Рудольф II в своей резиденции в Градчанах (Прага), избранной правителем в 1582 г. местом проживания, он собрал коллекцию, оценивавшуюся уже в те времена в 17 млн гульденов. Страсть этого императора к коллекционированию и меценатству превратила Прагу в крупную сокровищницу Европы. Коллекция включала 2500 изделий, как античных, так и современных, из бронзы и мрамора, а также 1300 картин. Кроме пинакотеки и глиптотеки, здесь существовала сокровищница и так называемая Wunderkammer с богатейшей коллекцией механических приборов.

В конце XVI в. дворцовый музей Англии Тауэр представлял собой своеобразный исторический музей, специализированный на показе оружия. В XVII в. происходит значительное обогащение собрания предметами светской тематики. При Карле I, в 1627 г. для Тауэра были приобретены художественные произведения из галереи герцога Гонзаго (Италия), а также коллекция античных мраморных скульптур (так называемые «оксфордские мраморы»). Так начинается приобщение английского двора к культуре античности и знакомство с шедеврами итальянского Возрождения.

Повсеместно в Европе распространяется традиция формирования королевских коллекций. Так, в XV– XVI вв. появляются известные коллекции короля Матиеса в Буде (Венгрия), Максимилиана I в Вене, Августа Саксонского в Дрездене, Альберта V в Мюнхене, Сигизмунда II Августа в Вавельском замке в Кракове.

Большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти – кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима. Так, с папой Николаем V связано основание библиотеки Ватикана, богатой античными и византийскими рукописями. Кроме того, он принимал непосредственное участие в реставрации памятников. Папа Павел II, страстный коллекционер, построил в Риме Палаццо «Венеция» и организовал в нем музей античного и византийского искусства. Особенно плодотворной была деятельность папы Юлиана II, создавшего базу для будущих ватиканских музеев. При нем началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца. Выставка античной скульптуры была открыта папой Львом Х для жителей Рима.

Собирательство и практика организации музеев получили широкое распространение в XVII в. среди церковных иерархов Франции. Опыт папской резиденции был воспринят французскими кардиналами и реализован в создании крупных личных коллекций античного, византийского и современного искусства.

В составе первых дворцовых собраний были широко представлены «натуралии», главным образом экзотические предметы трех царств природы. По мере развития рационального знания эти коллекции начинают активно использоваться натуралистами в исследованиях природы как полезный для наблюдений и экспериментов материал. В XV в. появляются прецеденты формирования специализи­рованных на природной тематике собраний, но особенно их число возросло в XVI в. Как правило, такие собрания создаются при университетах и подобных им высших учебных заведениях, служивших одним из главных мест сосредоточения развивавшейся науки.

Создателями естественнонаучных коллекций были натуралисты: врачи, аптекари, садовники. Коллекции, проданные или подаренные ими либо их наследниками университетам, создавали прецеденты для становления в будущем учебных музеев. Примером может служить собрание «натуралиев» в университете Падуи. Кроме естественнонаучных предметов, коллекция включала астрономические приборы и физические модели.

Первый университетский музей, нацеленный на обеспечение учебного процесса, возник в 1683 г. в Оксфордском университете (Англия) и вошел в историю как Эшмолианский музей (назван в честь дарителя коллекции).

Бурное развитие медицины также требовало фактуры для исследований и экспериментов, что привело к возникновению в XVI–XVII вв. большого спроса на анатомические препараты и появлению специфических кабинетов для таких собра­ний – анатомических театров.

С конца XVI в. растет количество значительных коллекций исторических реликвий в крупнейших монастырях и храмах: соборе святого Марка в Венеции (сокровища ризницы выставлялись по особым случаям); соборе в Галле (Германия), где хранилась и демонстрировалась созданная кардиналом Альбертом Бранденбургским коллекции реликвий, снабженная печатным иллюстрированным каталогом (1510 г.); в собраниях знати, купцов, учёных - в составе кунсткамер, кабинетов "натуралий" и "куриозитетов", "камер раритетов" и т.п. Со временем в их систематизации появились элементы исторического подхода, началось формирование коллекций исторических культурных ценностей: военных трофеев при арсеналах и цейхгаузах (им придавалось документационное значение), произведения искусства и разных чудес. Наиболее известной была коллекция К. Медичи, которая сформировалась во Флоренции еще в XV в. и часть которой была открыта для публики в 1582 г.

Таким образом, в истории музейного дела XVI век стал поворотной вехой, ознаменовавшей становление музея как социокультурного института. Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. В галереях и кабинетах XVI–XVIII вв. присутствовали черты, характерные музейным учреждениям. Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. Возникновение музеев положило начало зарождению музейной науки.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!