Коллекционирование в Древнем Риме



Тема № 2. История музейного дела за рубежом

 

    • Домузейное собирательство в античную эпоху и эпоху Средневековья.
    • Систематическое коллекционирование и музеи эпохи Возрождения.
    • Публичные коллекции и музеи XVII-XVIII вв.
    • Развитие музейного дела в зарубежных странах в XIX - XX вв.

 

Возникновение музея в сегодняшнем значении предварял длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы.

Собирательство и хранение материальных объектов уходит своими корнями в раннюю историю человечества. Ближе к домузейным собраниям стоят предметы культа, в том числе скульптурные и плоскостные изображения предков первобытных людей и их тотемных опекунов. А. Уитлин выделяет следующие виды собраний: экономического характера; социального престижа; магические; как проявление групповой принадлежности; как средство возбуждения научного интереса; как средство эмоционального переживания.

Коллекционирование в Древней Греции.

Этимология слова «музей» (гр. museion – храм муз)  связана с античной культурой. В Древней Греции под понятием «мусей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum – место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, ликей, кабинет, союз, посвященный музам.

Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные мусеи, или кабинеты, вблизи мест погребения своих предков.

В Древней Греции особая роль отводилась храмам, которые были не только святилищами, но сокровищницами. В них хранились частные и общественные деньги. Внутри храмов и около них стояли прекрасные статуи. В храмах находились богатые собрания картин, ваз, изделия их драгоценных металлов, в том числе вазы, скульптурные изображения божеств и даже слитки золота, серебра. Храм служил и банком, и местом встреч, и музеем. Нередко функция банка становилась ведущей. Когда финансовое положение общины осложнялось, количество храмовых сокровищ уменьшалось.

Описание первых домузейных собраний экономического характера мы находим в "Илиаде" Гомера, в частности в одном из наиболее известных и волнующих эпизодов. Это сцена, в которой убитый горем троянский царь Приам осматривает в своей кладовой вещи, которые должен передать ахейцам, осаждающим Илион (Трою), в качестве выкупа за тело своего сына Гектора. Здесь автор перечисляет золото, ковчеги, произведения искусства, покрова, хитоны, ковры, бронзовые треножники. Такого рода сокровищницы, где хранились жертвоприношения греческим богам, были и у других персонажей «Илиады» — Одиссея и царя Менелая.

Подавляющую часть храмовых собраний составляли индивидуальные подношения, прежде всего вотивные предметы ( вотивные дар, (лат. votivusпосвящённый богам, от votum – обет,, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания).  Другую часть древнегреческих храмовых собраний составляли военные трофеи, приносившиеся победителями в дар богам и благодарность за военные операции. В составе трофеев нередко присутствовали предметы, связанные с жизнью и культурой «чужих» народов – варваров, а также образцы экзотической природы.

Социальное бытование собраний носило ярко выраженный прагматический характер: коллекции выполняли сакральную и презентативную функции. Они использовались в богослужении, оформлении интерьеров и внешнего облика храмов. Широко бытовавшие в греческой культуре мусические (гр. musike – общее образование, духовная культура) и спортивные состязания сопровождались различными шествиями и празднествами, также оформлявшимися с привлечением храмовых и частных собраний.

В Древней Греции распространение получило естественнонаучное коллекционирование: собирали растения, насекомых, раковины, минералы.

В IV в. до н.э. зарождается научное коллекционирование. Греческим ученым предметы служили для исследовательских и образовательных целей. В Афинах возникает Ликей (гр. Lykeion – название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин), сыгравший важную роль в становлении научного знания. В Лике Аристотель изучил, описал и систематизировал более 500 видов животных.

Дальнейшее концептуальное продолжение и развитие функций афинского Ликея нашло воплощение в другом крупном центре эллинистического мира – Александрийском Мусейоне. Он возник в столице птолемеевского Египта в конце III в. до н.э. При Мусейоне было все необходимое для научных занятий: астрономическая обсерватория с большим каменным квадрантом, астролябиями и армиллярными сферами, школа, анатомический музей, мастерские. Мусейон являлся прекрасным ботаническим садом. Здесь был даже небольшой зверинец, в который привозили экзотических зверей из далеких стран. Но самое главное — Мусейон располагал замечательной библиотекой.

С собранием в Мусейоне соперничало подобное собрание художественных произведений и рукописей в Пергаме. Здесь находился художественный музей. Пергам был также знаменит библиотекой, медицинской школой и большим алтарем Зевса.

Коллекционирование в Древнем Риме

После завоевания во II в. до н. э. Греции римляне вывезли оттуда в качестве трофеев многие произведения искусства, которые были доминирующим источником храмовых сокровищниц, в отличие от греческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями.

На начальном этапе собирательства и социального бытования памятников в римской культуре существовала четко выраженная связь с греческой традицией, т.е. сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. В римской культуре памятники использовались в соответствии с их прежним назначением.

Римляне выставляли скульптуры и картины, отнятые у покоренных народов, на форумах, в общественных садах, храмах, театрах, в термах (общественных банях). Римские полководцы, государственные деятели, богатые патриции часто присваивали произведения искусства с целью украшения ими своих загородных поместий и создания частных коллекций.

В римских храмах выставлялись не только произведения искусства, но и разные диковинные вещи, которые привозились из далеких стран путешественниками или воинами. В прилегающих к храмам садах зачастую содержались экзотические животные и плицы, а в прудах – рыбы. Экзотический материал нередко трактовался как сакральный.  Среди редких вещей можно было увидеть предметы быта других этносов. По справедливому замечанию Ж. Базена, «Рим не имел музеев, но сам Рим был музеем».

В Риме была распространена практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города, а общее число произведений составляло около 10 тыс.

Привело ли расширение коллекционирования в Риме к созданию музея в сегодняшнем понимании этого слова? Со всей определенностью можно сказать, что там существовали публичные выставки. Во второй половине I в. до н. э. отдельными представителями правящих кругов (в частности, Цезарем и Агриппой) разрабатывались и частично реализовывались идеи передачи частных коллекций в общественное пользование. Но даже в этих проектах ответственность за их сохранность и использование лежала на прежних владельцах, так как организационная структура по государственному управлению и содержанию коллекций не была создана.

Создание домузейных собраний было характерной чертой культуры Древнего Китая. В Китае они служили источниками для изучения исторического прошлого. Исторический опыт использовался для решения древними насущных проблем. На рубеже веков были созданы многочисленные комплексы гробниц знати. Богатых людей и особенно царские семьи хоронили по обычаям древности. Все, что окружало человека при жизни, должно было сопровождать его и после смерти. В китайских погребениях обнаружено множество глиняных раскрашенных моделей домов и башен, сделанных с большим вкусом. Великолепны и композиции, изображающие людей на балконах, усадьбы с их обитателями, служебными постройками и пасущимся на лугу скотом.

Золотые и бронзовые предметы коллекций эпохи династии Шан (XVI—XI вв. до н. э.) были найдены во время раскопок в провинции Хунань. Собирательство было привилегией богатых, а позже императоров, которые содействовали живописцам и каллиграфам.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!