Сутта питака. 5. Кхуддака Hикая. Сутта Нипата. «Рог носорога»



...35. Из близости к людям возникают страсти и печаль возникает, всегда идущая за страстями: поняв, что в страстях коренятся страдания, ты гряди одиноко, подобно носорогу. 36. Кто близкою дружбой связан с людьми, тот ишается своей прибыли, ибо дух его закован в цепи; видя опасности дружбы, ты иди одиноко, подобно носорогу... 40. Есть веселье и удовольствие с товарищами, есть радости и среди детей; но хотя и не легко разлучение с близкими, все же лучше, подобно носорогу, в одиночестве держать верный путь свой... 49. Разнообразны плотские наслаждения, они сладки и пленительны, то в том, то в другом виде они колеблют наш дух; видя горе, возникающее из радостей тела, ты гряди лучше одиноко, подобно носорогу. 50. «Эти наслаждения – мое несчастие, в них скрыто семя потери, неудач, горькой муки, опасностей», – так провидя опасности, растущие из радостей тела, ты гряди в одиночестве, подобно носорогу... 56. Избегай дурного товарищества: оно научает дурному, оно приводит к неправому; не входи в дружбу с теми, кто отдался похоти и гибнет в ней, – как носорог, ты иди своим путем в одиночестве. 57. Дорожи дружбою тех, кому ведомо должное, кто сведущ, великодушен и мудр; ведая значение всякой вещи и побеждая сомнения, – как носорог, ты иди своим путем в одиночестве... 59. Оставь жену и сына, отца и мать, богатства и жито, оставь все, что порождает желания, и иди своим путем одиноко, подобно носорогу. ...62. С опущенными взорами, с утихшими чувствами, с духом, не тронутым никакой страстью, не пылая влечением, – ты гряди одиноко, подобно носорогу. ...68. Не отклоняясь от уединения и размышления, уверенно шествуя стезею Дхармы, ясно видя все горе жизни, ты гряди одиноко, подобно носорогу. 69. Жаждущий только угашения всех желаний, ревностный и размышляющий, обузданный и решительный, богатый знанием и трудами, – ты гряди одиноко, подобно носорогу...

Тема 15. Лекция

Ислам является одной из трех мировых религией. На сегодня это одна из самых распространенных мировых религий: ее приверженцы населяют все континенты, особенно многочисленны они в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. В нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры.

Мир исламской культуры относительно молод. Его возникновение относится к первой половине 7 века. Колыбелью исламской цивилизации стала Аравия. Происхождение ислама яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освящается письменными источниками. Ислам многое заимствует из иудаизма и христианства, а также обрядовых домусульманских традиций арабов: большинство арабов в 6-7 веках были язычниками, в их среде существовало множество иудейских и христианских сект. Однако ислам является самостоятельной религией.

Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда (в русском языке встречаются также варианты имени пророка – Магомет и близкий к арабскому произношению – Мухаммад), жившего в Мекке и получившего от Бога ряд откровений, записанных в священной книге всех мусульман Коране. Центральным постулатом ислама является строгое требование почитать только Аллаха как единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность и вручение себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: не божества кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…».

Истоки ислама прослеживаются в социально–экономических, политических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии. Аравия была населена племенами, предками современных арабов, которые занимались земледелием, скотоводством и ремеслами, но занятие торговлей приносило наибольшую выгоду, так как Аравия находилась на пересечении многих торговых путей. В Мекке образовался религиозный центр всех племен, почитавших священный камень Каабу. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и верований общались и влияли друг на друга. В 4 веке Аравии начался упадок караванной торговли, так как основные торговые пути переместились на восток в Иран. Это нарушило экономическое равновесие державшееся веками. Усилилась вражда между разными племенами, стала чувствоваться необходимость в объединении. Возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого Бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда.

Мухаммед жил 570-632 годах. Прежде чем стать пророком Мухаммед работал пастухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадиджи. Бросив торговые дела, он стал пророком. Он призывал отдать себя Аллаху единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости. Вследствие этого проповеди Мухаммеда сначала были встречены окружающими с недоверием и враждебностью, особенно со стороны племени курейш, которые опасались, что новая религия подорвет значение Мекки как религиозного, а значит и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н.э., считается мусульманами за начало нового летоисчисления (мусульманская эра). В Медине Мухаммед нашел более благоприятную атмосферу для своих проповедей, так как мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и были рады выступить против нее. Набрав многочисленных сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские курейши были вынуждены принять новую религию, более того они возглавили движение за распространение новой религии. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национального религиозного центра еще больше возросло. Мухаммед умер в 632 году и был похоронен в Медине, его могила считается важнейшей святыней ислама. Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Пока был жив пророк, не было сомнений в том, что ему принадлежит верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? В истории мусульманских стран было дано два ответа на этот вопрос: халифат и имамат. При халифате - государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора между ним и мусульманской общиной, при имамате – государственная власть должна принадлежать родственникам Мухаммеда.

На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд военных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубочайший раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры. Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али (кузен Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме). Али положил начало имамату, то есть во главе государственной власти должен стоять прямой наследник пророка, а не избранный уважаемый член мусульманской общины. Вскоре Али был убит, халифом стал Муавия, которому удалось откупиться от внука пророка Хасана, старшего сына Али и Фатимы и расправиться с его младшим братом Хусейном, который был растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. С этих событий и по настоящее время мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда только его прямых наследников, поскольку полагают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу.

После торжества халифата над имаматом, началось быстрое распространение ислама. Столь стремительное распространение исламского типа культуры было связано с множеством причин: во-первых, с многочисленными успешными военными походами, которые привели к завоеванию больших территорий. Во-вторых, с исламизацией большей части завоеванных народов, которые были подготовлены к принятию единобожия. Немаловажным фактором была простота и доступность обрядовой и практической стороны ислама, кроме того, быть мусульманином было экономически более выгодным, так как мусульманин платил в качестве налога только десятину, тогда как остальное население платило подушную подать и поземельный налог, который равнялся иногда двум третям урожая. В-третьих, важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения. Кроме того, распространение ислама приводило к распространению арабского языка как религиозного и государственного. Уже к 8 веку арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое объединение не было прочным и в начале 10 века распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты. Политическая карта Ближнего Востока постоянно менялась: новые султанаты и эмираты, то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Но культура в главном оставалась единой, исламской, поскольку была прочно скреплена религиозной традицией.

Основной источник вероучения в исламе – Коран. Коран - мировоззренческое ядро исламской культуры. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Сам Мухаммед ничего не писал, он был неграмотен. Ученики Мухаммеда выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями. На момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще не совсем оформлено. После него остались разрозненные записи изречений и поучений, сделанные в разное время. Из этих записей около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) был сделан свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга эта была объявлена священной (оригинал Корана находится у Аллаха), продиктованной пророку архангелом Джебраилом, не вошедшие в нее записи были уничтожены. Вскоре были составлены и комментарии к Корану. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены по размеру: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Все изречения, в которых говорящим лицом является Аллах, относят к числу откровений, все прочие к преданиям. Коран написан на арабском языке и как священная книга не может быть переведен на другие языки. Вследствие этого каждый мусульманин должен знать арабский язык, что приводит к созданию единого языкового и культурного поля. Классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы, религии.

Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиями. Не все мусульмане признают сунну, признающие ее называются суннитами, они составляют большинство среди исповедующих ислам.

Догматика ислама проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог – Аллах. Культ Аллаха – всемогущего, всемилостивого, бессмертного, милосердного Бога. Аллах абсолютная ценность, но нечто внешнее по отношению к человеку. Даже к людям он обращается через «махди» (мессия, посланник, пророк). Мухаммед был его посланником-пророком, через которого было дано божественное откровение, до него Бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но их учения были искажены во многом их последователями, поэтому Мухаммед как последний выше их всех. Ислам - единственная истинная религия, хотя ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другие религии, считая их «людьми писания».

Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Мир, согласно исламу был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Существуют ангелы и злые духи (джинны), они находятся во власти Бога и исполняют его волю. У него есть противник – Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха, из-за создания и верховенства над ангелами человека.

Аллах обуславливает возможность и существования человечества. Человек был сотворен Аллахам из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Хаву (Еву) – «приятного товарища», чтобы Адам не скучал. Мужчина признавался абсолютным лидером. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье, счет родства велся строго по отцовской линии. Божье благословение лежало именно на сыновьях, поэтому только после рождения сна человек здесь считался полноценным.

Счастливый период остался для людей позади, после изгнания из рая, сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». За повседневной суетой нельзя забывать о своей душе, о том, что его ожидает после смерти. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней хороших и плохих поступков. В последний день мира мертвые воскреснут, и все получат воздаяния за свои дела: верным Аллаху предназначается рай, а грешные и неверные вечно будут страдать.

Судьба человека и его смертный час заранее записаны в Книге Судеб. Существует предопределенность человеческих поступков, поскольку Аллах каждому человеку заранее предназначил его судьбу. Аллах все знает и направляет, решает судьбу всего и каждого, во все моменты жизни. «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Аллах». Эта мысль не раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм.

На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине – умме. Умма – общность всех правоверных мусульман. Отношения человека в умме регламентируются Кораном, сунной (хадисами) и шариа(т). Шариа(т) – свод религиозно-этических предписаний ислама, сформировавшихся в 7-12вв., который исходит из принципа равенства всех мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Причастность к умме выше деление на расы, нации, сословия и т.д.

Как проста догматика ислама, также просты и его обрядовые и практические заповеди. Характерной особенностью мусульманской религии состоит в том, что она активно вмешивается во все стороны жизни людей. И личная и семейная жизнь верующих, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все должно быть подчинено целиком религиозным традициям. Еще не так давно в мусульманских странах было полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнение норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Мусульманские духовенство выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети – это учитель в церковной школе. Кади – это судья, знаток шариата. Муфтий – более высокий духовный чин – главный авторитет в вопросах шариата. Улем – ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам – видный богослов, он же советник правителя. Даваемые им разъяснения по тем или иным вопросам догматики, политики, права считались непререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странах прежде тоже было только религиозным. Низшие школы – мектебы – состояли при мечетях. Высшие духовные школы – медресе – представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран, религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский.

Жизнь мусульманина определяется пятью типами действий, которые он совершает, все действия мусульманина должны быть основаны на религиозной традиции, закрепленной Кораном, сунной, шариатом. В крайнем случае, действия мусульманина подчиняются коллективному мнению уммы. Первый тип действий – действия, которые обязательны для исполнения каждым мусульманином, иначе их называют Столпы ислама:

1. Признание Аллаха единственным Богом, а Мухаммеда его посланником. Формула принятия ислама «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий» - проста. После произнесения этой формулы на арабском языке при свидетелях договор между человеком и Богом считается заключенным. Вероотступничество, сопряженное с глумлением над верой может наказываться смертью (кроме этого наказывается смертью только преднамеренное убийство и демонстративная супружеская измена).

2. Система молитв («намаз») 5 раз в день (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи) является обязательной, может осуществляться в любом месте, после омоновения, если воды нет, то можно использовать песок, пыль. Молитву чаще совершают индивидуально, реже группами. Перед молитвой следует заявить намерение вслух или про себя. Молитва предполагает полное подчинение воле Аллаха и сосредоточение душевных сил.

3. Пост рамазан в девятый месяц по лунному календарю установленному Мухаммедом (мусульмане ведут летоисчисление, основываясь на лунный годичный календарь, который на 11 дней меньше солнечного, поэтому пост наступает каждый год в разное время) заключается в том, что нельзя есть и пить, веселится, курить при свете дня. После заката и пред восходом солнца мусульмане умеренно едят и пьют, очищают мысли и настраиваются на благочестивый лад. Пост служит для укрепления веры «нийя». Соблюдение поста необязательно для больных, детей и путешествующих, они могут и должны держать пост в другое время.

4. Паломничество «хадж» в Мекку, по местам, где жил и проповедовал пророк Мухаммед, посещение храма Каабы (черный камень) по возможности хотя бы раз в жизни мусульманин должен осуществить. Паломник, осуществивший обряд полностью получает почетное звание «ходжи».

5. Налог в пользу бедных «закят» (очищение богатства). Каждый мусульманин должен пожертвовать часть своего дохода в пользу бедных, это может быть еда, одежда, деньги. В некоторых мусульманских странах на деньги верующих поддерживается здравоохранение и образование. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите».

Иногда полагают, что шестым столпом ислама является священная война за веру (джихад или газават) - ведение военных действий против неверных. Это положение было добавлено уже после смерти Мухаммеда и сыграло огромную роль во всей последующей исламской истории. Несмотря на то, что Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями», верх одержала концепция, согласно которой мусульмане должны вести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая.

Кроме обязательных действий для каждого мусульманина существуют также действия желательные (второй тип). В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти.

Третий тип действий был связан с неодобряемыми, хотя и ненаказуемыми поступками, так назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами (вкусной едой, хорошей одеждой и т.п.) или, например, такие как, развод.

На основе Корана с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важное событие в жизни и мужчины и женщины. Состояние вне брака для достигших определенного возраста людей рассматривалось как неправильное. Идеальным союзом считался союз двоюродного брата и сестры, число законных жен было ограничено четырьмя. Введение многоженства во многом было необходимостью, поскольку как кочевой народ арабы были воинственны, множество женщин оставалось одинокими, что с точки зрения исламской культуры неправильно, ибо только мужчина может обеспечить женщине защиту. Кроме того, завоевав большую территорию, арабы нередко поступали следующим образом: взрослое мужское население уничтожалось, представительницы женского пола брались в жены. Это способствовало распространению арабской культуры. Для того чтобы развестись с женой, достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза произнести слово «талах» (развод). Однако, не смотря на простоту процедуры развода их количество в странах мусульманской культуры незначительно.

Существовали и запрещенные поступки (харам) – четвертый тип действий, те за которые наказывали и при жизни и после смерти: запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать и др.

Последний тип действий связан с изменением жизни мусульман в современном мире. Все вышеперечисленные типы действий основываются на указаниях зафиксированных в Коране или в сунне. Если возникает необходимость решить, как должны поступать мусульмане в современном мире, но ни в Коране, ни в сунне ничего прямо не сказано по данному поводу, то решение принимает умма - мусульманская община, в соответствии с духом ислама.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на 8-11 века. Формировалась догматика и исламское право (шариат), решались богословские вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии. В это время успешно развивалась поэзия, давшая миру многих поэтов, например, Омара Хайяма, которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер. Были составлены сказки «Тысяча одна ночь». Фирдоуси написал поэму «Шах-наме». Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины (ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна)), философии (Ибн Рушд (Аверроэс)), астрономии (Бируни). Были созданы многочисленные архитектурные памятники – мечети в Мекке и Дамаске, своеобразие которым придают украшение их орнаментом – арабской вязью. Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, так как традиция запрещалось изображать Аллаха и все божественное (прежде всего, созданного им человека).

Такой быстрый расцвет можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, был выработан литературный, религиозный, государственный язык – арабский, что создавало единое культурное поле на котором и могли развиваться и поэзия с философией и богословие. Во-вторых, ислам приходил на территории с давними культурными традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов. Расцвету арабской культуры в это время способствовало терпимое отношение к чужим традициям. Активно переводились на арабский язык произведения других народов, в частности античных авторов.

На рубеже 7-8 века в исламе сложилось еще одно течение – суфизм, которое окончательно оформилось к 12 веку. Часто суфизм называют – сердцем, душой ислама. Это течение носило аскетический мистический характер, и его последователей называли факирами или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с Богом, разработали учение о постепенном познании Бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения. Суфизм повлиял не только на религиозную сторону жизни мусульман, но и на светскую сторону, например, поэзию.

Подведем некоторые итоги. Ислам сегодня – это мировая религия, определяющая жизни около миллиарда жителей земли. Все мусульмане мира составляют мусульманскую общину умму и подчиняются религиозным традициям ислама. Несмотря на более чем тысячелетнюю историю, - страны, где ислам является преобладающей религией, сохраняют многие черты культуры традиционного типа общества, такие как: господство религиозных традиций; подчинение жизни индивида религиозным законам, зафиксированным в Коране, сунне, шариате; примат коллективного начала над индивидуальным; неразделение светской и религиозных сторон жизни.

Тема 16-18. Лекция

Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно — в новейшее время, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре. Феномен нетрадиционных религий еще недостаточно изучен, поэтому оценки этого явления явно пристрастны и слишком эмоциональны, чтобы считать их взвешенными. С одной стороны, нетрадиционные религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, враждебные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, представители нетрадиционных культов воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества

Чем же новые религии отличаются от традиционных религиозных систем?

Независимо от того, придерживаются ли новые религии христианских, буддийских или же других традиций, превозносят созданное ими же самими вероучение, они имеют, как правило, следующие общие черты (схема 7.1):

1. Авторитаризм харизматического лидера (греч. харизма — особая божественная сила). Во главе новой религии стоит «дарованный богом» руководитель. Он воспринимается как неповторимый спаситель, небесный избранник, который получил уникальное «откровение» относительно Бога и реальности. Лидер создает вокруг себя общину своих приверженцев, над которыми безраздельно властвует.

2. Эклектичность вероучения и культа. Основатели новых религий синтезируют первоначальные языческие религиозные представления, христианство, восточные религии, оккультизм и научные достижения.

3. Специфичность социального состава. Ранее к «пророкам» тянулись главным образом люди из наименее обеспеченных слоев, особенно пожилые. В новых культах большинство составляют юноши и девушки из среднего класса, причем, как правило, имеющие хорошее образование.

4. Оппозиционность к традиционным религиям. Новые религии почти совсем не связаны с уже существующими религиозными верованиями. Они игнорируют традиционные церкви. Апелляция к отдельным сюжетам и эпизодам священных книг используется скорее как исходный материал для создания собственных доктрин.

Неохристианское направление. Сюда относят культы, которые рекламируют себя как «новейший вариант христианства». Эти культы предлагают уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества Их вероучение — продукт индивидуального творчества основателей направлений. К группе «новые христиане» обычно относят такие организации: «Семья любви» (ранее — «Дети Бога»), «Церковь Армагеддона», «Церковь живого слова», «Жизненный путь», «Местная церковь», «Церковь библейского понимания», «Международный путь», миссия «Армия спасения», «Церковь Христова», «Альфа и Омега», Союз христианского межконфессионного согласия «Логос», «Собор Евангельских церквей», «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы») и др.

К неохристианству следует отнести и новый вид протестантизма. Как известно, протестантизм — религиозное движение возникшее на основе католицизма и объединяющее многочисленные самостоятельные церкви и секты. Однако когда речь идет о неопротестантских объединениях, то имеются в виду те группы, которые созданы у нас сравнительно недавно западными, главным образом североамериканскими миссионерами. Наиболее активными сегодня являются адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, пятидесятники. От христиан-католиков эти культы отличаются прежде всего тем, что источником веры они признают только Библию.

. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» — восточный). В него входят культы, не связанные с европейской культурой и христианским вероучением, а представляющие собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Основателями ориенталистских групп обычно выступают различные гуру, свами, йоги, махараджи и другие профессиональные проповедники-иммигранты.

. Синтетическое направление. В него входят религии, для которых характерным является объединение, соединение, слияние элементов различных традиционных религий (буддизма, индуизма, христианства, ислама). Но они не просто эклектично объединяют их, а создают свои собственные учения, систему обрядовых действий, церковную организацию, претендуя на статус надрелигий. Классическим вариантом синтетических религий можно считать Организацию веры Бахай (Бахаизм), Великое белое братство, Церковь единения (или унификации) и прочие.

Сциентистское направление (лат.— знание, наука). В него входят так называемые «околонаучные» культы. Они рождаются в недрах модернистских увлечений отдельными направлениями теоретического знания. Спекулируя на тех или иных достижениях науки, на ее возможностях, новоявленные «пророки» создают новые верования, где научные суеверия возводятся в ранг «последнего божественного чуда». К этой группе относят «Церковь сайентологии», общество «Аэтариус», «Огненный цветок», «Наука разума», «Христианская наука» и др.

Мистико-оздоровительное направление. В учениях и действиях данного направления используются религиозные и оздоровительные элементы. Подобные культы существовали и ранее. Но в последние годы появились новые: «Синанон» (1958 г., основатель Ч. Дедарник), «Церковная организация тысячелетнего царства» (1974 г., основатели Роберт и Мари-Энн Гримстон) и др. В России и на Украине примером такого культа может быть Ивановство.

. Неоязыческое направление. Его основная цель — реабилитировать религии, которые существовали в древности на определенных территориях. А поскольку такие древние элементарные религии называют языческими, то и направление это получило название «неоязычество», то есть современное язычество. Подобные группы распространены во многих странах мира.

«Сатанинское» направление. Для него характерны полурелигиозные течения, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной.

Тема 19-22. Лекция

Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно насыщенно, многообразно и разнородно. Только в Государственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 2003 г. зарегистрировано 21 448 религиозных организаций. Кроме того, большое число организаций и групп действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица. Увеличение насыщенности и разнородности конфессионального пространства, которое мы наблюдаем в России, не является ее исключительной особенностью, а представляет собой объективную мировую тенденцию.

Среди всего конфессионального многообразия в России, в большинстве ее регионов больше всего, как по числу направлений, так и по числу последователей и их религиозных объединений представлено христианство. В Российской Федерации действуют как минимум 40 христианских церквей, направлений, деноминаций. Абсолютно ведущее место среди них занимает православие в лице Русской православной церкви.

В настоящее время Русская православная церковь (РПЦ) имеет 128 епархий (для сравнения в 1989 г. их было 67), более 19000 приходов (в 1988 — 6893), около 480 монастырей (в 1980 — 18). Пасторское служение осуществляют более 190 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов.

Высший орган духовной власти РПЦ — Поместный собор. Ему принадлежит верховенство в области православного вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами собора являются все архиереи по должности, а также от епархий, избираемые епархиальными собраниями, от монастырей и духовных школ. В соответствии с решениями Архиерейского собора 2000 г. определенная периодичность созыва Поместных соборов не установлена. Последний Поместный собор состоялся в июле 1990 г. На нем был избран патриархом Алексий II. Фактически высшим органом власти в 90-е годы стали архиерейские соборы. Последние из них состоялись в ноябре — декабре 1994 г., в феврале 1997 г. и в августе 2000 г.

Постоянное руководство жизнью Церкви осуществляет Патриарх Московский и всея Руси. Согласно Уставу РПЦ он имеет первенство чести перед епископами, управляет церковью совместно со Священным Синодом и подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх избирается пожизненно. В период между соборами ему принадлежит высшая власть в вопросах вероучения, церковного управления и суда. Он рукополагает епископов, которые составляют Архиерейский собор, созываемый патриархом для определения тематики Поместных соборов, истолкования канонических правил, создания новых епархий и церковных учреждений.

Постоянным органом при патриархе является Священный Синод. Он состоит из семи постоянных членов: митрополита Киевского и всея Украины Владимира; митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира; митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета; митрополита Кутицкого и Коломенского Ювеналия; митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — председателя Отдела внешних церковных связей; митрополита Солнечногорского Сергия — управляющего делами Московской патриархии; митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира. Непостоянные члены синодальных сессий утверждаются на предыдущей сессии сроком на один год.

Для организации текущей деятельности РПЦ в Священном Синоде созданы следующие синодальные учреждения: Управление делами и канцелярия Московской патриархии; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел Московского патриархата; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; Отдел по религиозному образованию и катехизации; Отдел по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; Миссионерский отдел; Отдел по делам молодежи; Учебный комитет; Комиссия по делам монастырей; Историко-правовая комиссия; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Синодальная библиотека; Софринское художественно-производственное объединение.

 

 

В административном отношении РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии включают благочинные округа, округа делятся на приходы. Главой прихода является священник, который руководит его деятельностью с помощью выборного органа мирян — церковного совета. Приходы, как первичные ячейки РПЦ, существуют не только на территории России, но и за ее пределами. В настоящее время в дальнем зарубежье функционируют 150 приходов. В Европе они объединены в семь епархий — Сурожскую (Лондон), Корсунскую (Париж), Берлинскую, Цюрихскую, Брюссельскую, Гаагскую и Венскую. Североамериканские приходы (США, Канада) подчиняются Московской патриархии. В состав РПЦ входит также автономная Японская церковь.

На территории России создана сеть церковных учебных православных заведений. Действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ. Открыты два православных университета. В 1991 г. основан Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ, принадлежит к разряду духовных академий). Работают 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек.

Определенное место в жизни РПЦ занимают средства массовой информации. В настоящее время церковь издает более 20 центральных периодических изданий и около 70 местных. Работает православное информационное агентство «Русская линия», радиостанция «Радонеж» и православное информационное телевизионное агентство (ПИТА) — ведущий производитель православных телепрограмм, среди которых еженедельные: «Слово пастыря» (ОРТ), «Канон» (ТВ-6).

В православии важное место отводится монастырям. Есть они и у Русской православной церкви, использующей монастыри и в качестве хранителей церковных традиций, и как очаги религиозно-церковной активности, и как центры подготовки кадров на епископские должности, и, наконец, как место, где проводят свои последние годы некоторые из ушедших на покой иерархов. Из 480 монастырей 21 (12 мужских и 9 женских) носят статус центрального подчинения (ставропигиальные монастыри). В каждом монастыре имеются храмы (чаще всего несколько), службу в которых отправляют сами монашествующие, имеющие священнический сан. В храмах женских монастырей служат назначенные церковной властью священники и диаконы, т. к. женщины, даже монахини и настоятельницы монастырей, совершать богослужения не могут — запрещено канонами. Настоятель монастыря — игумен (игуменья), настоятель лавры (наиболее крупный мужской монастырь) — архимандрит. Патриарх Московский и всея Руси является архимандритом ставропигиальных монастырей.

Старообрядчество в России. Ранее было отмечено, что старообрядчество — это совокупность разного рода религиозных организаций, возникших в результате раскола в русском православии, отказавшихся признать церковную реформу, проведенную во второй половине XVII в. патриархом Никоном В результате раскола образовались две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (заменили священников уставщиками и начетчиками). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Для старообрядчества характерны: строгий аскетизм, пищевые ограничения, приверженность старым традициям и образу жизни и т. д. На Поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. анафема на старообрядцев была снята и тем самым были созданы канонические предпосылки для сближения и объединения их с Русской православной церковью. Но такой процесс не пошел. Все закончилось декларациями.

В настоящее время в России действует ряд самостоятельных старообрядческих церквей. Наиболее крупной среди них является церковь Белокриницкой иерархии, которая с 1988 г. называется Русская православная старообрядческая церковь (Митрополия) с центром в Москве. Первоиерарх РПСЦ — митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Александр Капитонович Гусев). Экспертные оценки численности РПСЦ крайне противоречивы. Общее количество крещеных в ней не превышает миллиона человек. Зарегистрировано 180 приходов.

Меньше последователей у поповской старообрядческой церкви, которая носит название «Древлеправославная патриархия Московская и всея Руси» (ДПМ). Канонический центр — Древлеправославная архиепископия в Новозыбкове (Брянская область). Первоиерархом церкви с 2000 г. является архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Александр (Калинин). С нерегистрированными общинами приходов по России церковь насчитывает более 150. Службу отправляют около 60 священнослужителей.

К поповскому направлению старообрядцев относится и единоверческое движение в Московской патриархии. Строго говоря, это движение не существовало ранее и не является ныне самостоятельной церковью. В настоящее время единоверческое движение состоит из не связанных друг с другом общин. Всего они имеют 8 приходов, 6 священников. Приблизительная численность — 6—12 тыс. человек.

Беспоповский толк представляют:

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). Российский совет ДПЦ в г. Москве. Председатель — Олег Иванович Розанов (наставник Невской поморской общины Петербурга и председатель Единого совета ДПЦ России, Белоруссии, Латвии, Литвы). Всего в России действуют около 75 общин, в которых проводят службу около 100 наставников и наставниц.

Московская Преображенская община федосеевского согласия. Председатель исполнительного совета — Андрей Иосифович Лобза. Высший орган управления — собрание общества, куда допускаются и где имеют равные права как «молящиеся», так и «не молящиеся». Помимо Преображенского наиболее известные общества федосеевцев: Серпуховское, Казанское и др.

Спасово согласие. Это общее название четырех самостоятельных конфессиональных групп (толков) внутри беспоповского направления старообрядчества Управление общинами и централизованные структуры как таковые отсутствуют. Количество сторонников может быть определено в количестве примерно 35 тыс. человек. Часовенное согласие. Все общины часовенных автономны и полностью самостоятельны. Стремление к объединению или централизации полностью отсутствует. Часовенное согласие имеет более 500 общин общей численностью до 300 тыс. человек.

В середине XVIII в. от православия отделился ряд групп, известных под общим названием «Духовные христиане». К ним относятся духоборы, молокане, христоверы (хлысты), скопцы. Общими чертами этих движений было отсутствие строгой организации и догматического вероучения. Духовному христианству свойственно противопоставление себя православной церкви и отрицание церковной иерархии, монастырства, почитания икон, мощей, культа святых. Духовные христиане поклоняются Богу «в духе и истине», исповедуют «этику добрых дел» и стремятся построить коммуны с общей собственностью. С 1991 г. существуют «Союз духоборцев России» и «Союз общин духовных христиан-молокан» с центром в Москве.

Римско-католическая церковь в России. В последние годы эта церковь развивается достаточно активно. Нормализация католической жизни в России началась в 1989—1990 гг. с установлением дипломатических отношений между СССР и Ватиканом и приездом в Москву папского нунция архиепископа Франческо Колосуонно. В 1991 г. была восстановлена иерархия католической церкви в России, возрождена деятельность нескольких католических орденов. Началось планомерное возрождение приходов. В январе 1999 г. создан высший орган католической церкви в России — Конференция католических епископов в России. Председатель — митрополит Тадеуш Кондрусевич. При конференции создано 8 комиссий.

В конце 2003 г. в России зарегистрировано 268 религиозных объединений, 300 общин ждут регистрации. В католических костелах проводят службу 219 священников из 17 стран, имеется также 218 монахинь, 16 из которых — россиянки. 40% приходов не имеют церквей или часовен для проведения богослужений. По оценке митрополита Кондрусевича, общее число католиков в России примерно 500 тыс. человек. Ядро католических общин составляют поляки, в меньшей степени в отдельных районах — немцы, жители прибалтийских стран, украинцы, в Ростове и Сочи — армяне.

Католическая церковь в России имеет свои периодические издания. К ним относятся: «Свет Евангелия», «Сибирская католическая газета», «Точки», «Благовестник», «Самарянин», «Калининградский католический вестник», «Святая радость», «Минист-рант», «Информационный листок», «Новости от Духовной библиотеки». Функционирует студия «Кана» на телевидении Новосибирска, радиостанция в Санкт-Петербурге «Мария». В 1997 г. по инициативе митрополита Кондрусевича начато осуществление проекта по изданию 4 томной «Католической энциклопедии» (в начале 2002 г. вышел первый том).

С октября 1992 г. в России официально функционируют следующие католические монастыри и конгрегации: Независимый российский регион Общества Иисуса (Москва), Монастырь Конгрегации августинцев ассумционистов (Москва), Монахи-салези-анцы (Самара, Якутск, Гатчина, Ростов-на-Дону), Русские доминиканцы (Москва, Санкт-Петербург), Орден братьев меньших кон-вентуальных францисканцев (Москва), Кларетины (Красноярск), Редемптористы (Кузбасс), Вербисты (Москва и др.), Конгрегация миссионерок Святого Семейства (Иркутск), Конгрегация дочерей Святого Павла (Москва), Ассумпционисты (Москва).

Римско-католическая церковь имеет и свои учебные заведения. К ним относятся: Московский колледж католической теологии Св. Фомы Аквинского (с 1992 г.), который имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Оренбурге; Петербургская высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов», официально объявленная с августа 2000 г. филиалом папского Латеранского университета; двухгодичная протосеминария в Новосибирске (с октября 1993 г.).

Широко представлены в России также церкви протестантского направления. По количеству приверженцев протестантизм сегодня уступает только православию, а в ряде республик, областей — исламу. Общее число протестантских общин различных направлений составляет 4764.

Одной из самых многочисленных конфессий протестантизма в России являются евангельские христиане-баптисты (ЕХБ). Постепенно сложились три самостоятельных организации: Союз ЕХБ России, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. В настоящее время численность прихожан всех церквей ЕХБ в России достигает 100 тыс. членов. Издается журнал «Братский вестник». Созданы Московская богословская семинария и Московский библейский институт. Совет церквей ЕХБ объединяет около 400 общин, свыше 20 тыс. верующих.

Распространенным направлением в России является «христиане веры евангельской» (пятидесятники). Существуют Союз христиан веры евангельской Российской Федерации, Российский союз христиан веры евангельской — «Церковь Божия», Союз церквей веры евангельской в духе апостолов и Ассоциация христианских миссий, в которую входят некоторые общины пятидесятников.

Значительное место среди протестантских общин России занимают Адвентисты Седьмого Дня (АСД). Эта церковь входит в состав Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви Христиан АСД. В поселке Заокском Тульской области создан административный центр с семинарией. АСД России объединяет более 300 общин. При управлении церкви организованы отделы молодежи, служения женщин, субботние школы по вопросам евангелизации. Адвентистские общины, кроме евангелизации, занимаются благотворительностью, пропагандируют здоровый образ жизни, работают в медицинских учреждениях.

Раздел 6. Семинар

1. Религиозная картина современного мира: статистический обзор и реальное положение различных религий.

2. Правовой статус религий в современном мире. Законодательства ведущих стран мира о религиях. Принцип свободы совести и его реализация в государственных документах. Положение религии в Российской Федерации.

3. Перспективы развития религии: тенденции и гипотезы.

 

Литература

  • Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб., 1997.
  • Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1992.

Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород, 2000

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. – Белгород, 1997 или 2001.

  • Поликарпов В.С. Новые религии ХХ столетия и будущее религии. – М., 1997.

Тайные общества и секты. Энциклопедия преступлений и катастроф. – М., 1997

 

 

Самостоятельная работа

Текст для чтения

А. Мень. Бытие и вера

 

Вся культура из храма. Дж. Фрэзер

То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура, в конечном счете, зарождается в недрах того, что можно называть религией в широком смысле слова.

История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, как мифы, концепции и убеждения меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки.

Едва ли двадцать пять веков назад люди были умственно слабее наших современников. Вспомним хотя бы всеобъемлющие исследования Аристотеля, математические теории Евклида или инженерный гений Архимеда. По каким же причинам прогресс науки и техники оказался настолько замедлен? Античный мир располагал для него всеми предпосылками, но остановился на полпути. По-видимому, важнейшим препятствием оказалось здесь языческое обожествление природы, которое преодолела лишь библейская вера. В ней были заключены те семена, которые дали всходы в новое время. Согласно Библии, человек создан по образу Божию, призван повелевать миром и созидать, а сам мир понимается в Библии как процесс, который должен подчинить материальное мироздание духу. Все эти идеи стали основанием для развития естествознания XVI-XVII веков, из которого родилась современная наука. На это указывал еще в двадцатых годах известный русский ученый В. И. Вернадский. «От религии, – писал он, – как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука».

Даже для исследователей, весьма далеких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением. Искусство родилось как культовое, наука и философия возникли как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир; мораль, право, семья базировались на заповедях веры. И это относится не только к прошлому. Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.

* * *

Что же такое сама религия, религиозная вера, и что ее порождает? Ответы на эти вопросы даются самые различные и порой противоречивые. Так, например, Кант связывал религию с чувством нравственного долго, немецкий богослов Шлейермахер – с чувством зависимости, французский историк Рейнак – с «совокупностью совестливых чувств», английский мыслитель Рассел определял ее как страх перед неведомым, немецкий философ Паульсен – как внутреннее настроение, заключающееся в «смирении и уповании». В настоящее время в литературе имеется более 70 различных определений религии и множество теорий ее возникновения.

…В настоящее время материализм ограничивается обычно тем, что рассматривает религию как неверное, но обусловленное реальными общественными факторами отражение в умах людей материальных условия их существования. Иными словами, «базис», то есть социально-экономические, географические, этнические и прочие внешние причины «первичны» в отношении к религии, которая якобы является их продуктом.

Разумеется, было бы ошибкой отрицать, что материальные факторы оказывают воздействие на духовную жизнь людей; но не менее сильно и обратное влияние, что ставит под сомнение самую идею «первичности». Поясним это примером. По отношению к статуе камень по-своему первичен, но не менее первичны замысел и мастерство скульптора. Можно сказать большее: в замысле изваяние уже присутствует, между тем как камень без него остается всего-навсего камнем. Подобная же «обратная связь» существует между творчеством, мыслью и верой человека, с одной стороны, и материальными условиями его жизни – с другой… Материалистическое объяснение религии, кроме того, плохо учитывает творческий потенциал духовного мира человека; оно не желает считаться с ролью личностного начала, подменяя его общественными отношениями. Между тем, как справедливо отмечал

С. Булгаков, «если есть область, где исключительная роль творческой индивидуальности наиболее бесспорна и очевидна, то это та, где действует вдохновение, неведомым, поистине магическим путем озаряющее человека; такой областью являются религия и искусство»…

Будучи связана с определенной исторической, географической и этнической средой, религия всегда чем-то возвышается над ней. Этим объясняется та поразительная духовная общность, которая нередко возникает у народов, разделенных психологическими, расовыми и историческими барьерами (пример тому – сходство иудейских и кальвинистских общин). И наоборот – два народа могут составлять расовое, экономическое, историческое и географическое единство, а по своему религиозному сознанию существенно различаться.

...Главные барьеры между народами – не расовые, языковые или географические, но различие духа: эллины и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане и индусы, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют разные концепции действительности. Разная мораль и эстетические нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя. ... народ, который трижды в день слышит голос муэдзина, провозглашающего единственность Аллаха, не может смотреть на мир теми же глазами, что и индуист, который обожествляет жизнь природы в ее бесчисленных формах и смотрит на Вселенную как на проявление игры космических сексуальных сил.

...Хорошо известно, что влияние современной материальной цивилизации на примитивные народы обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот, если оно не сопровождается постепенным процессом духовной ассимиляции, оно разрушит культуру, которую завоевало.

Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни. В самом деле, чем, например, была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская – без ее религий, русская – без православия, арабская – без ислама? Кризисные и упадочнические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, которое приводит творчество к деградации и омертвению.

... Да, религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие. Материализм сводит его к неразумной природе, религия же видит в его основе сокровенную Божественную Сущность и осознает себя как ответ на проявление этой Сущности.

1. Соотношение понятия и определения:
Карма – Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
сансара – Круговорот перерождений существ в мире страдания
нирвана – Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания
Бодхисаттва – Человек, достигший состояния Будды, но оставшийся среди людей, чтобы оказывать им помощь
Сутта-питака – Часть буддийского канона, содержащее популярное изложение учения Будды в форме притч, легенд и т.п.

2. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
начале XVIII в.
середине XVII в.
период правления Иоанна Грозного
период правления Петра I

3. Реформация – это …
социально-политическое движение XVI в. против феодализма, выступавшее в религиозной форме
широкое антикатолическое движение в Европе XVI в.
движение за коренную реформу католической церкви, в ходе которого возник протестантизм

4. Религиоведение включает … религии.
историю
экономику
феноменологию
философию

5. Оккультные учения
теософия
кришнаизм
Агни-йога
иеговизм
антропософия

6. Буддизм возник в …
Палестине, I в. н. э.
Аравии, VII в. н. э.
Персии (Иране), VII в. до н. э.
Индии, VI в. до н. э.

7. Первая монотеистическая религия
зороастризм
иудаизм
фетишизм
индуизм

8. Особенности, характерные для “южной ветви» буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв

9. Направление буддизма, в наибольшей степени сохранившее особенности первоначального буддизма, т. е. является ортодоксальным
ваджраяна
махаяна
хинаяна
ламаизм

10. Особенности, характерные для “северной ветви” буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв

11. Первоначально христианство было одной из сект …
даосизма
иудаизма
индуизма
зороастризма

12. Место и время возникновения христианства:
Китай, VI в. до н. э.
Иран, VII в. до н. э.
Аравия, VII в. н. э.
Палестина, I в. н. э.

13. Ислам возник в …
VII в. н. э. в Аравии
I в. н. э. в Палестине
X в. н. э. в Иране
VII до н. э. в Иране

14. Поклонение множеству богов характерно для …
монотеизма
генотеизма
политеизма

15. Тенденция к монотеизму впервые проявилась в древнем(ей) …
Иудее
Египте
Греции
Иране

16. II Ватиканский собор работал в …гг.
1549-1563
1869-1870
1962-1965
1978-1980

17. Характерные признаки секты:
фиксированное членство
отсутствие особого священства
широкое объединение
тенденция к изоляции от мира
деление верующих на мирян и духовенство

18. Римский император, прекративший гонения на христиан
Доминициан
Константин
Нерон
Веспассиан

19. Соотношение понятия и его разъяснения:
римская курия – Название церковного правительства в Ватикане
униатство – Церковное течение, основанное на союзе некатолических церковных организаций с католической церковью на условиях их подчинения Папе Римскому и признания собственных католических догматов
примас – Глава национальной церкви в католическом мире
конфирмация – То же, что “миропомазание” в православной церкви
иезуит – Член крупнейшего католического монашеского ордена

20. Соотношение понятия и определения:
Фетишизм – Наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов
Тотемизм – Вера в существование кровнородственных связей определенных групп людей с определенными животными или растениями
Анимизм – Вера в существование многочисленных духов, одухотворение явлений природы

21. Догматы, отсутствующие в исламе:
о рае и аде
о Чистилище
о Страшном Суде
о переселении душ
о божественном предопределении
о воскрешении из мертвых

22. Соотношение понятия и определения:
Религия – Сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины
Магия – Собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установления связи с потусторонними силами
Мистика – Использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней

23. Для нетрадиционных религий характерно:
коллективные формы культа
авторитарный лидер
синкретический характер вероучения
оппозиционность к господствующим ценностям и идеалам

24. Датой разделения христианской церкви на православную и католическую считается … год.
1988
1054
1216
1596

25. Характерным для мировых религий не является …
приоритет учения над культом
развитая система этических предписаний
обязательное жертвоприношение
обожествление высших властителей
развитое учение о загробном воздаянии

26. Формами православного культа не является
возжигание свечей
принесение в жертву животных
поклонение мощам
чтение молитв
песнопения в сопровождении органа

27. К функциям религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация

28. Частью Священного Предания в православии является …
Евангелия
жития святых
Апокалипсис
деяния I Великого собора

29. Международное право признает возможным ограничение свободы совести со стороны государства, если это необходимо для охраны …
существующего политического режима
общественной безопасности
здоровья других граждан
общественного строя
общественной морали

30. Догматы, являющиеся отличительными особенностями католического вероучения:
о Троице
о Чистилище
о запасе добрых дел
о посмертном телесном вознесении Девы Марии
о единой, святой, соборной апостольской Церкви

31. Мировые религии
христианство
иудаизм
тотемизм
буддизм
индуизм
ислам

32. Религиозные течения, не имеющие отношения к протестантизму:
англиканство
униатство
арианство
лютеранство
кальвинизм
хасидизм
баптизм

33. Два вида статуса церкви в государстве:
частная церковь
государственная церковь
режим отделения церкви от государства и школы от церкви
национальная церковь

34. Вопрос, несогласие по которому привело к расколу мусульман в VII в. на
суннитов и шиитов:
о признании свободы воли человека
об источниках шариата
о том, кто может быть верховным правителем правоверных
о составе “столпов веры” ислама

35. В России буддизм исповедуют …
татары
тувинцы
чуваши
калмыки
буряты
якуты

36. Соответствие арабского термина ислама и его объяснения:
Хадж – Один из “столпов веры” ислама, предписывающий путешествие в Мекку
сунна – Собрание кратких рассказов из жизни пророка Мухаммада
шариат – Исламское религиозное законодательство
хиджра – Переселение пророка в Медину, от даты совершения которого ведется

37. Христианская часть Библии именуется … Завет.
Ветхий
Воплощенный
Божий
Новый

38. II Ватиканский собор утвердил курс на …
приспособление церкви к реалиям современного мира
ужесточение борьбы с еретиками
укрепление в церкви традиций и консервативных основ.

39. Папское государство именуется …
Андорра
Ватикан
Монако
Сан-Марино

40. В состав Нового Завета входят …
Песнь Песней
Евангелие от Марка
Апокалипсис
Псалтирь
Деяния апостолов
Книга пророка Исайи

41. Суть своего учения Будда выразил в …
“десяти заповедях”
“восьми благородных указаниях”
“четырех благородных истинах”
“восьми ступенях нирваны”

42. Особенности протестантизма
принцип “всеобщего священства”
признание Священного Писания единственным источником вероучения
непризнание икон, “мощей святых”, монашества
отказ от обряда крещения

43. Социальная роль религии определяется на каждом историческом этапе тем, способствует ли она общественному прогрессу или препятствует ему. – Данная точка зрениям принадлежит …
фрейдизму
позитивизму
марксизму
оккультизму

44. К таинствам относится:
крестный ход
брак
исповедь
молитва
отпевание умершего
миропомазание
крещение
проповедь

45. К структуре религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация

46. Соответствие протестантского течения и только ему присущего вероучительного положение:
Пятидесятничество – Учение о крещении Св. Духом
Иеговизм – Отрицание догмата о Троице
Адвентизм – Отрицание бессмертия души

47. Соответствие исторического лица и страны его деятельности:
Ян Гус – Чехия
Джон Уиклиф – Англия
Жан Кельвин – Швейцария
Мартин Лютер – Германия

48. По христианскому учению Иисус Христос …
посредник между Богом и людьми, младшее божество
Бог. Божественная природа поглотила во Христе природу человеческую
Богочеловек, соединивший в себе всю полноту человеческой личности и божественной природы
одна из ипостасей Св. Троицы, но не равная Богу-Отцу

49. Частью Священного Писания в православии является …
Евангелия
жития святых
творения Св. Симеона Нового Богослова и Св. Иоанна Кронштадтского
Апокалипсис
деяния I Великого собора

50. Главный праздник для православия
Покров Пресвятой Богородицы
Обрезание Господне
Иконы Казанской Божьей Матери
Пасха
Рождество Господне

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!