Тотемизм в религиях классовых обществ



Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. Тотемические черты явно видны в образах богов и культурных героев центрально-американских народов: таковы мексиканские Уитцилопочтли и Кецалькоатль, майянский Кукулкан, перуанский Виракоча. В Китае в древний период племя инь (Иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку – сюань-нянь. Отголоски тотемических верований сохранились в позднейших даосских легендах о чудесном рождении выдающихся людей – первых императоров, ученых: мать императора Шэн-нуна зачала и родила его от горного духа, мать императора Яо – от красного дракона, мать философа Лао-цзы – от падающей звезды и т. д. В Индии широко распространённый культ животных восходит, вероятно, к двум корням: к скотоводческому культу древних арийских племен и к тотемическим верованиям мунда-дравидских народов.

Сущность и происхождение МАГИИ

Под понятием магии, или колдовства, принято разуметь различные суеверные человеческие действия, которые имеют целью влиять сверхъестественным образом на тот или иной материальный предмет или явление.

Всякий магический обряд связан с более или менее осознанным, – хотя во многих случаях лишь предполагаемым, – представлением о некоей магической, т. е. сверхъестественной силе.

…за основу «технической» классификации магических обрядов можно взять одно из двух: либо самый источник магической силы, либо разные способы её передачи (или, наоборот, отстранения). …в первом случае исследуется вера в магическую силу огня, воды, крови, волос, глаза, ткани, верёвки, железа, круга и пр. Второй метод классификации – по технике передачи магической силы или защиты от неё – напротив, относится непосредственным образом к изучению самих магических обрядов.

Простейший способ передачи магической силы – это непосредственное соприкосновение источника или носителя этой силы с тем объектом, на который направлено колдовство. Носитель магической силы может быть при этом различным: это может быть неодушевлённый предмет, амулет или талисман, человек, в частности сам колдун, и т. п.

… могут быть выделены следующие виды магии:

1) вредоносная магия; 2) военная магия; 3) половая (любовная) магия; 4) лечебная и предохранительная магия; 5) промысловая магия; 6) метеорологическая магия; 7) прочие, второстепенные виды магии.

Тема 10. Лекция

Центральное место в культуре древних славян занимала языческая религия. Славянская мифология вообще и русская в частности восходят к праиндоевропейским корням. Язычество вобрало в себя различные черты ранних форм религий - тотемизм (вера в родственные связи людей с животными), анимизм (вера в души, духов), фетишизм (поклонение неодушевленным предметам, наделенным чудодейственными свойствами), магия

В развитии языческих представлений славян можно выделить несколько этапов (по Б.А. Рыбакову). Для первого, наиболее древнего пласта, характерно одухотворение природы, почитание воды, земли, огня, воздуха, растений и некоторых животных, вера в добрых и злых духов – берегинь и упырей. Вся природа, по представлению славян, была населена духами: дух леса – леший, пущевик, лихо одноглазое, Морозко; дух воды – водяной, русалка, моряны (олицетворение опасности утонуть), крылатая собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или порчи урожая). Берегини заботились о человеке – домовой, дрема (божество сна), баюнок (сказочник), банник. К злым духам относились упыри – вампиры, оборотни, навьи (нечистые покойники).

Второй этап в развитии славянского язычества отмечен поклонением Роду и Рожаницам, формированием культа предков и общинных аграрных культов. Праславянских Рожаниц звали Лада (покровительница плодородия, свадеб) и Леля (богиня весны). Род – бог неба, повелитель вселенной. Его называли также Сварог (Небесный), Стрибог (Отец-бог). Позже образовалось разделение функций: небом и миром управляет мужское божество, землей – женские. Велес считался покровителем скота, а позже - покровителем богатства, торговли. Ярило – бог плодородия (представлялся в виде молодого красивого юноши на белом коне в белой мантии). Даждьбог – древнее божество природы, солнечности, податель благ. Перун – бог грозы, молнии и грома, позже – покровитель воинов. Местами языческого культа были святилища под открытым небом. Они представляли собой земляные и деревянные сооружения на насыпях, окруженные валами или рвами. Во внутреннем кругу стояли каменные или деревянные идолы, горел жертвенник и приносились жертвы («капище»). Внешний круг предназначался для потребления ритуальной пищи («требище»).

На третьем этапе развития язычества на первый план выдвинулся Перун. Он стал богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов. Около 980 г. князь Владимир провел языческую реформу. Это была попытка создания государственного культа. Во главе пантеона стоял Перун, в жертву которому приносили волов и пленников. В пантеон вошли также Стрибог, Макошь, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Но эта религиозная реформа потерпела неудачу.

Особенности язычества восточных славян (по И.В. Кондакову):

1) восточнославянские боги в отличие от античных не вполне антропоморфны, а нередко и прямо зооморфны или тождественны самим проявлениям стихий (Велес – Змей, оборотень);

2) восточнославянская мифология ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской), она менее развита и отрефлексирована, чем германороманская;

3) несистематизированность славянской мифологии: функции божеств часто переплетались между собой и дублировали друг друга (например, культ солнца ассоциировался и с Хорсом (солнце-светило), с Даждьбогом (тепло, поддержание жизни), Сварогом (небесный свет и огонь), Ярилой, Купалой);

4) практически неизвестны никакие мифологические сюжеты с участием славянских языческих божеств (основной миф – о соперничестве Перуна и Велеса из-за обладания стадом небесных коров, который Велес украл у Перуна);

5) славянская мифология жила не в обрядах, ритуалах, в природном календаре;

6) низшая мифология (вера в духов природы) более архаична, т.к. имеет общие корни с тюркской (современные татары, башкиры, чуваши) и финно-угорской (удмурты, марийцы, мордва, коми, ханты и манси).

Тема 11. Лекция

Индуизм — ведущая народностно-национальная религия современной Индии (ее исповедуют 83% населения). Последователи индуизма проживают также в Пакистане, Бангладеш, Непале, Республике Шри-Ланка и в других странах, где проживают выходцы из Индии. Сложился индуизм в IV—VI вв. на основе прежде существовавших религий ведизма и брахманизма, жизненных принципов, моральных и социальных норм и ценностей, философских доктрин, племенных верований и обрядов, мифологических представлений и ритуалов, преданий, праздников народов Древней Индии. Именно поэтому индуизм воспринимается верующими не только как религия, а скорее как неизбежный жизненный путь.

Источниками вероучения индуизма являются древние священные книги индусов под общим названием Веды (санскр.— высшее, священное знание), в которые включены всевозможные материалы не только мифологического характера, но и предания, гимны богам, правила жертвоприношения. Веды делятся на четыре сборника: самая древняя — Ригведа (веда гимнов), отражающая разложение первобытнообщинного строя, затем Самаведа (веда мелодий), Яджурведа (веда жертвоприношения), Ахтарваведа (веда заклинаний). С течением времени веды претерпевают существенные изменения, но в своей основе они отражают религиозно-социальную жизнь арийских племен далекого прошлого. Создание первых трех вед принято относить к 2000 — 1500 гг. до н. э. Четвертая создана значительно позже.

Индуизм не может быть понят без обращения к его основным учениям. Выделим следующие.

Во-первых, учение о богах. Оно стоит на позиции политеизма (многобожия). В индуистском пантеоне насчитывается 3333 бога. Во главе их стоит троица, или Тримурти: Брахма — бог-творец, Вишну — бог-хранитель, Шива — бог-разрушитель и создатель. Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву. В зависимости от объекта поклонения различают два основных направления в индуизме — вишнуизм и шиваизм. Шиваизм в свою очередь породил шактиизм, где на первое место поставлен культ богини Шакти. Важную роль в индуизме (в особенности в вишнуизме) играет представление об аватарах, то есть о периодических воплощениях Вишну в местных богах, человеке и животных. Аватарой Вишну считается, например, Будда, Кришна и др. Каждому из основных богов индуистского пантеона посвящены храмы, которых в Индии тысячи.

Во-вторых, учение о высшей основе бытия. Такой основой провозглашается мировой дух - Брахман. Конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией, игрой Брахмана. Поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями.

В-третьих, учение о сансаре (буквально — «перерождение», «переход через различные состояния»). Это учение о текучести и непостоянстве всего существующего, о неизбежных страданиях существ в земной жизни и переселении душ умерших в новую телесную оболочку. Высшей религиозной целью считается освобождение из круговорота сансары, выход за границы чередования смертей и рождений — мокша (нирвана). В индуизме освобождение, как правило, понимается как достижение единства или даже тождественности атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

В-четвертых, учение о карме (санскр. букв. — действие, обязанность, деятельность). В соответствии с этим учением все действия человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. В силу кармы человек, если он был праведником, перерождается в более благородного человека, а если грешником — в низкого человека и даже в животное или насекомое. Учение кармы поэтому тесно связано с идеей сансары.

В-пятых, учение о дхарме. Дхарма — это некая безликая закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом. Мир представляет собой не случайное, хаотичное соединение вещей и явлений, а универсальный космический порядок. Позднее этому учению было предано этическое звучание. Дхарма стала пониматься как долг — совокупность религиозных и общественных обязанностей, различных для разных сословий и каст. Соблюдение дхармы оценивается как добродетель, нарушение ее — как грех. Другими словами, в этом учении проводится идея о божественности кастового деления индийского общества, о неравенстве людей перед богом.

Таковы основные положения вероучения индуизма. Несмотря на наличие ряда общепризнанных учений и норм, индуизм никогда не имел более или менее стройной или однозначной системы взглядов, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «Священного Писания», централизованной церковной организации, назначаемого и управляемого ею духовного клира.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например река Ганг в районе Варанаси) и главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарем главой семьи.

Из древнего брахманизма выделилась и религия — джайнизм. Она возникла в VI—V вв. до н. э. Согласно легендам основателем джайнизма был пророк Вардхамана, получивший впоследствии имя Махавира («Великий герой»). До тридцати лет он вел жизнь мирянина, но затем, раздав все свое имущество, стал отшельником и аскетом, снискал известность как Джин, то есть победитель страстей, отсюда название религии. Джайнизм не выходил за пределы Индии. В III в. до н. э. в нем проявляются две секты: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух»). Приверженцы первой секты носили белую одежду, а приверженцы второй секты ходили раздетыми в подражание Махавиру.

Ядром джайнистской литературы является Сиддханта (Агама) — канон шветамбаров, составленный в конце IV в. до н. э. и приобретший окончательную форму через девять столетий после времени жизни Вардхаманы. Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившихся нет подлинных текстов. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения.

Джайнизм отрицает существование единого Бога как творца и хранителя мирового порядка. Как идеалам и божествам, обладающим всеведением и всемогуществом, джайны поклоняются 24 полумифическим пророкам, последним из которых был Вардхамана Признавая материю и дух двумя извечно существующими началами и отдавая предпочтение второму, джайнизм развивает учение о множестве вечных душ, которых столько, сколько живых существ (даже больше, так как джайны считают одушевленными неодушевленные предметы). В связи с этим джайны придают большое значение ахимсе — непричинению вреда живым существам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен воздержаться от умерщвления сам и удержать других.

В человеке джайнизм различает две сущности — материальную (тело) и духовную (душу). Первая, по его учению, смертна, а душа, которая, находясь в какой-либо телесной оболочке, лишь сосуществует с нею, вечна и поочередно обитает во многих различных телах, причем может развиваться и изменяться. В соответствии с учением джайнизма страсти и желания, испытанные человеком в прошлых существованиях, держат душу в оковах, и человек, чтобы его душа достигла полного блаженства, должен путем лишений и праведной жизни освободить ее от страстей. Спасение души рассматривается как смысл человеческой жизни. Для этого необходимо верить в пророков, понимать их учение и строго придерживаться установленных ими правил, и тем самым самосовершенствоваться.

Джайнизм сохранился в Индии (главным образом в западных районах) до наших дней. Его исповедует меньше 1% население страны.

Тема 12. Лекция

Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Власть и могущество Ирана обеспечили зороастризму огромный престиж, и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими сектами.
На Востоке зороастризм повлиял на развитие северного варианта буддизма.

В настоящее время, под воздействием различных внешних факторов, количество зороастрийцев сократилось, они распались на небольшие общины и проживают преимущественно в Иране и Индии, но верования, впервые провозглашенные пророком зороастризма, все еще признаются людьми во всем мире.
Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме есть некоторые элементы, которые восходят, видимо, к индоевропейской эпохе. Перемешанные с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией, чрезвычайно насыщенной разными компонентами. Изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий.
Кроме того – это благородная религия, отдельные ее положения уникальны и замечательны. Они давали возможность последователям вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь, что, в свою очередь, пробудило в них глубокую преданность к своей вере. Зороастризм заслуживает изучения и из-за той роли, которую он сыграл в религиозной истории человечества.
Зороастризм получил такое название на Западе потому, что его основатель – пророк Заратуштра – стал известен древним грекам под именем Зороастр. Он был иранцем и родился в доисторическое для иранцев время. Установить точные даты его жизни невозможно, но есть некоторые свидетельства, позволяющие предполагать, что Заратуштра жил в то время, когда каменный век уступал место бронзовому, то есть, по-видимому, после 11500–1200 гг. до н.э.

В основе его вероучения лежит представление о «Мудром господе» — Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда — «маздаяснийцы»), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растении. Цель жизни благочестивого зороастрийца — помогать «Мудрому господу», защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.

Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений — «Бессмертных святых» («Амеша Спента»): Boxy Мана — «Добрая мысль», Аша Вахишта — «Лучшая правда», Хшатра Варья — «Избранная власть», Спента Армаити — «Благочестие», Амеретат — «Бессмертие» и Хаурватат — «Целостность». В зороастризме сохранилось понятие «Высшей правды» (существовавшее еще у индоарийских племен) — Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, «правильный образ действий». Правда противопоставлялась лжи, извращенности— Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью.

Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название — «огнепоклонники».

Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле «горы справедливости» есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну

Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам.

К 12—13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название «парсы» (т. е. «выходцы из Фарса» — центральной иранской провинции).

Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей, при которых зороастризм был государственной религией Ирана.

Тема 13. Лекция

Буддизм возник в VI в. до н. э. и достиг расцвета в III в. до н. э. при царе Ашоке. Его основателем считается Гаутама Шакья-Муни (отшельник из рода Шакья), получивший при рождении имя Сиддхартха и ставший одним из Будд – т. е. «просветленным». Сиддхартха Гаутама родился в семье кшатриев, но познав «четыре благородные истины», он стал Буддой – просветленным высшим знанием.

В буддийском каноне, записанном на языке пали, «четыре благородные истины» выражены так: «Затем, о биккху, (нищие, т. е. буддийские монахи) существует дуккха (неудовлетворенность, страдание) – воистину так. Рождение, разложение, болезнь и смерть являются дуккхой, соприкосновение с неприятным есть дуккха, разлучение с приятным есть дуккха, неполучение желаемого есть дуккха… Затем, о биккху, существует причина дуккхи – воистину так. Это желание, которое ведет к возрождению, сопровождаемое страстной привязанностью к чувственным наслаждениям в этой и той жизни. Это – желание чувственных наслаждений, желание существования, желание несуществования. Затем, о биккху, существует прекращение дуккхи – воистину так. Это полное отделение и разрушение желаний, отречение, отказ, освобождение от них, непривязанность к ним. Затем, о биккху, существует путь прекращения дуккхи – воистину так. Это благородный восмеричный путь, а именно – правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильный поступок, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная мысль, правильная сосредоточенность».

Каноническим текстом буддизма является Типитака – три корзины, представляющая собой запись передававшихся ранее изустно изречений и проповедей Будды (сутры), а также поучительных притч о его прошлых рождениях (джатаки). Материальный мир только кажимость, это Махамайя – великая иллюзия. Движение к освобождению связано с осознанием иллюзорности видимого мира, восьмиричный путь представляет собой медитативную практику, позволяющую достичь этого. Важными понятиями буддийской этики являются ахимса – непричинение зла живым существам, сантана – любовь ко всему живому и готовность к самопожертвованию (сама жизнь может рассматриваться как жертва).

Развиваясь и распространяясь, буддизм оформился в несколько направлений: хинаяну, махаяну и ваджраяну. Хинаяна (малая колесница или узкий путь) – наиболее близкий к аутентичному учению Будды «философский» буддизм. Тезис о том, что буддизм – это религия без бога, в большей мере относится именно к хинаяне. Здесь особо важен единственный путь к освобождению, коим является монашество. Махаяна (большая колесница или широкий путь) открывает дорогу к спасению и для мирян. Еще одна форма буддизма – ваджраяна (алмазная колесница) или, как ее иногда называют, тантраяна – буддийский тантризм. Это наименее освещенная в религиоведческой литературе и соответственно наиболее мистифицированная версия буддизма. Это объясняется отчасти тем, что ваджраяна предполагает изощренную медитативную технику, изменяющую сознание, и служащие той же цели эротические обряды и ритуалы.

Тема 14. Лекция

В I в. н. э. в восточной части Римской империи возникла новая религия - христианство, которое затем широко распространилось по всему миру. Эта религия родилась в условиях разложения рабовладельческого строя и первоначально была выражением бессильного протеста рабов и беднейших слоев населения против гнета рабовладельцев. Не видя выхода из создавшегося положения, беднота обращала взоры к небу. Так возник образ божественного спасителя Иисуса Христа, с именем которого связано возникновение христианства.

В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью якобы искупил грехи человечества, во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем, в страшный суд, в небесное воздаяние и установление царства божьего. Эти догматические положения являются основными для всех христианских течений. В них заключено существо христианской веры, дающей приверженцам христианства надежду на избавление от тягот земного существования в вечной жизни, которая должна наступить после смерти.

В IV в. между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появились римско-католическая и православная церкви.

В связи с тем, что православие, монофизитство и несторианство имеют сходную обрядность, эти три направления христианства иногда условно объединяют под названием "восточные церкви".

Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством римского папы всех христиан. Однако Риму удавалось обычно отколоть лишь небольшие группировки от восточных церквей. Эти течения приняли основные догматы католицизма, но сохранили свою старую обрядность.

В настоящее время имеется несколько таких, как их называют, униатских церквей: греко-католическая (откололась от православной церкви), армяно-католическая (откололась от армяно-григорианской), сиро-католическая (откололась от якобитской), халдейская, или халдо-католическая (откололась от несторианской), коптско-католическая (откололась от коптской церкви) и маронитская.

В XVI в. в Европе началась Реформация - антикатолическое движение, в котором приняли участие разные слои населения. Продуктом Реформации был протестантизм — третье главное направление христианства, о котором будет рассказано ниже.

Православие

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви: Финская с 1957 г. и Японская - с 1970 г. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как "первый среди равных", и ему не предоставлено право вмешивался в деятельность других православных церквей.

Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно. При патриархах имеются синоды. Например, синод Русской православной церкви состоит из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку. Управление экзархатами осуществляется экзархами, епархиями — епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов. У Русской православной церкви приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви с VIII в. не проводят Вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был Второй Никейский собор 783-787 гг.) Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления, т. е. принцип последовательного подчинения низшего духовенства высшему. Все духовенство в иерархическом отношении делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьрадский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.

Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью "неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя". Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о фелиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо), то они всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими "священному писанию" и "священному преданию". Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей, от признания исключительной роли церкви в деле личного спасения.

Католицизм

 

Вторым крупным направлением христианства является католицизм. По официальным данным католиков сегодня насчитывается свыше миллиарда. Их обслуживают 400 тыс. священнослужителей. Особенно много (в процентном отношении к численности верующих) католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Ирландии, Австрии, Бельгии, Украине. Позиции католической церкви сильны в Латинской Америке и США. Немало католиков в Азии, Австралии, Африке.

В отличие от православия, католицизм объединен в единую централизованную организацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан. Это своеобразное, уникальное теократическое государство, расположенное в центре столицы Италии — городе Риме. Оно занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства Ему принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Руководящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. В Ватикане работает около 3 тыс. служивших, в основном итальянских священников. Количество подданных — около 1 тыс. человек.

Ватикану подчинены многие внецерковные политические организации множества стран: католические партии, католические профсоюзы, объединения католической молодежи, женщин-католичек, католиков-студентов и др. Государственный секретариат Ватикана руководит 34 международными политическими внецерковными объединениями. Во многих странах католическая церковь распоряжается большим количеством газет и журналов, под ее контролем и руководством действует широкая сеть учреждений народного образования.

Какие же особенности вероучения и культа католицизма? Чем он отличается от православия?

Особенности католицизма можно представить следующим образом (схема 5.8):

 

 

1. Наличие Папы Римского как наместника Бога на Земле. Как духовный руководитель католиков Папа признается наследником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. За всю многовековую историю католицизма на папском престоле сменилось 262 Папы. Статус Папы Римского — пожизненный. Избирают Папу кардиналы (кардинал — это второй по значению чин после Папы, высшая епископская степень). Специальная коллегия кардиналов — конклав созывается через 18 дней после смерти предшествующего Папы Аля выборов нового. Название «конклав» происходит от латинского сит с1аме — «под ключом». С XIII в., со времен Папы Григория X, существует обычай замыкать кардиналов-избирателей и даже замуровывать их, чтобы засекретить и вместе с тем ускорить процедуру выборов. С 1523 по 1978 г. папский престол занимали только итальянцы. Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными. В 1978 г. на папский престол был избран поляк Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (1920 г.—2005 г.). Он первый славянин на этой должности.

2. Догмат о непогрешимости Римского Папы. Этот догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Он гласит, что Папа, когда он выступает с амвона как пастырь всех христиан, непогрешим в делах веры и морали. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

3. Догмат о чистилище. Чистилище — это промежуточное место между адом и раем Здесь души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных жизни грехов. Они горят в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактуют его как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня.

Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родственники и близкие. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г. Православное учение считает, что в загробной жизни душа человека в зависимости от того, как он прожил земную жизнь, сразу попадает либо в рай, либо в ад.

4. Специфическое понимание Символа веры. В восьмой «части» Символа веры сказано о необходимости веры «в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего». Это означает, что Дух Святой может исходить только от Бога-Отца Однако, начиная с VIII—IX вв.,Римский Папа пытается добавить к этому символу «Филиокве» (с лат. — «и от Сына»), Эта небольшая приписка на самом деле довольно существенная, так как она означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, то есть и от Иисуса Христа. Это, на первый взгляд, незначительное отличие сыграло существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что признание Филиокве изменяет статус церкви. Ведь если Дух Святой исходит от Иисуса Христа, то значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.

5. Обязательное безбрачие священников. Этот так называемый целибат (лат. — неженатый). Введенный Папой Григорием VII в XI в. целибат преследовал цель сохранения земельной собственности за церковными учреждениями, предотвращение раздела владений между наследниками священнослужителей, а также повышение престижа духовенства среди верующих. В 1967 г. Папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата. В православии обет безбрачия связан с принятием монашества.

6. Учение об особой роли духовенства. Католическое вероучение утверждает, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помогли духовного отца. Поэтому духовенство имеет огромное преимущество перед мирянами и должно иметь исключительные права и привилегии. В частности, духовенство, по учению католицизма (в православии этого нет), владеет «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами, которых хватит, чтобы обеспечить потустороннее блаженство всему человечеству. Этот «излишек» (тезаурус) Бог передал в распоряжение католической церкви, в связи с чем она обладает большой спасительной силой. Католические священники во главе с Папой имеют право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тем, кто в ней нуждается, то есть отпускать грехи. Отсюда учение об индульгенции — отпущении грехов за какие-либо заслуги перед церковью. В Средние века такая компенсация нередко имела имущественный или денежный эквивалент. Это приводило к вульгаризации практики отпущения грехов в католицизме — продаже индульгенций (лат.— милость). Ныне индульгенциями не торгуют, но от лица Папы духовенство продолжает «прощать грехи».

7. Широкое почитание Богородицы и учение о ее непорочном зачатии (безгрешности). Если в учении православной церкви говорится о Пресвятой Деве Марии, первой перед Богом заступницы и помощницы, то католическая церковь к этому прибавляет свое понимание. В 1845 г. Папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. католическая церковь признала догмат о ее телесном вознесении на небо после смерти. В 1964 г. Папа Павел VI провозгласил Богородицу «Матерью Церкви». Эти догматы стали завершающими в католической кариологии (культе Девы Марии). Они являются логическим продолжением того религиозного возвеличивания лица Богоматери, которое воплотилось в догмат о непорочном зачатии. Однако эти догматы также не признаются восточным (православным) христианством.

Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и в культовой деятельности, в том числе и в совершении таинств. Например, крещение проводится не погружением ребенка в купель, а обливанием головы водой. Миропомазание совершается в католицизме не сразу после рождения, как у православных, а когда ребенку исполнится 8 лет, и называется конфирмацией Таинство причастия (евхаристии) отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а у православных — квасным хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причастию у католиков допускаются только те, над кем уже осуществлен обряд помазания.

Важные элементы католического культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на рассвете и днем, что символизирует Рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой ребенка Христа для поклонения.

Различается и процесс богослужения. В православном храме верующие совершают богослужения стоя или на коленях. В католическом храме во время богослужения верующие сидят и встают лишь во время чтения Евангелия. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос — поют священник, дьякон, хор и верующие. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение — звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, так как использует все виды искусства Для влияния на сознание и чувства верующих. Регламентация культа осуществляется богослужебной книгой «Бревиарий» (краткий сборник молитв, псалмов и т. п., унифицированный в 1568 г.).

В православии и католицизме не существует канонических правил, строго упорядочивающих внешний вид и убранство храмов. Однако в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь — отгорожено от основного зала специальным сооружением — иконостасом. В католическом храме (костеле) алтарь открыт для всех взоров, и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны 14 живописных картин, которые отображают различные этапы «Крестного пути Господня».

Как и в православии, в структуре католицизма также имеет место деление членов церкви на мирян и клир. Последний имеет свою церковную иерархию, ее составляют: епископы (высшие иерархи), пресвитеры (священники, которые постоянно служат в одной церкви и в одной общине), дьяконы (помощники пресвитеров). Католические церковные приходы по территориальному делению объединены в диецезии (то же, что и епархия) во главе с епископом. Он избирается собранием епископов. Над избранным осуществляется обряд посвящения — хиротония (таинство священства). Епископ назначает пресвитеров и дьяконов. Совокупность диецезии в границах одного государства формирует национальную церковь, которую возглавляет кардинал (назначает его Папа после согласования с советом кардиналов). Национальные церкви — составные части единой католической церкви.

 

Протестантизм

Протестантизм возник в XVI в. в процессе массового антифеодального движения в странах Западной Европы, которое получило название Реформации (от лат.— перевоплощение, исправление). Основным объектом, против которого была направлена Реформация, была Римская католическая церковь. Церковь освящала феодальный порядок, как «сверхгосударство» претендовала на политическое господство, стремилась контролировать духовную жизнь каждого христианина — как единственный проводник и гарант спасения. Вместе с тем католическая церковь вовсе не была образцом набожности и нравственности; в ее лоне нередко совершалось духовное насилие, а от грехов можно было освободиться, уплатив определенную сумму денег. Процветали купля и торговля священными санами и нравственными добродетелями (симония и торговля индульгенциями). Поэтому любое стремление к искренней набожности, нравственному исправлению, социальному, политическому или духовному освобождению считалось антицерковным, антикатолическим. Это обусловило возрастание оппозиционных настроений по отношению к католицизму. Вместе с тем вызревали условия для возникновения новой религии, так как зарождающаяся буржуазия нуждалась в новой идеологии, а в то время наиболее распространенной и обычной для людей идеологической формой была религия. Понятно, что против феодальной идеологии в виде католицизма должна была выступить буржуазная идеология также в религиозной форме. Так возникла потребность в реформации христианства, вследствие чего появилось новое его течение — протестантизм.

В XVI—XVII вв. сложились такие протестантские направления, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, которые объединяются общим названием — ранний протестантизм (схема 5.10).

 

 

Лютеранство, или Аугсбургское вероисповедание, сформировалось в период немецкой Реформации благодаря деятельности доктора богословия Мартина Лютера и его последователей — прежде всего Филиппа Меланхтона. 31 октября 1517 г. Мартин Лютер, еще будучи неизвестным монахом, бросил вызов Римскому Папе, прибив к двери церкви в Виттенберге 95 тезисов против индульгенций, в которых остро критиковал основные положения вероучения и культа католицизма и выдвинул ряд принципов, на которые должна опираться новая религия. Это прежде всего принцип «оправдания верой», по которому духовенство не является посредником между людьми и Богом и не может давать отпущение грехов. Спасение человека зависит не от обрядов, соблюдения праздников, пожертвований в пользу церкви, а лишь от веры в искупительную жертву Христа. Из всех таинств Лютер считал необходимым сохранить лишь крещение и причастие. При этом отбрасывался католический догмат о превращении хлеба и вина в тело и кровь Бога, а выдвигался тезис о том, что они присутствуют в причастии. Лютер опровергал авторитет Римского Папы, не признавал Священного Предания, а лишь Священное Писание, прежде всего Евангелия (именно поэтому лютеранская церковь называет себя Евангелической). Чтобы удешевить церковь, Лютер упростил богослужение, а для укрепления влияния религии на массы ввел богослужение на родном для верующих языке (схема 5.11).

 

 

Вероучение лютеранства было конкретизировано в «Книге Согласия», которая состоит из пяти «символических книг». Это «Аугсбургское исповедание», «Апология Аугсбургского исповедания», «Шмалькальденские статьи», «Катехизис М. Лютера» («Большой» — для пасторов — 1528 г., «Малый», или «Народный» — 1529 г.), «Формула Согласия».

Одновременно с реформацией в Германии такой же процесс происходил в Швейцарии, где образовалось направление протестантизма, получившее название кальвинизма. Название происходит от имени его творца Жана Кальвина. В отличие от лютеранства, здесь нет общеобязательного Символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Тем не менее авторитетными для кальвинистов являются и работы, написанные Ж. Кальвином. Это «Наставление в христианской вере», «Женевский катехизис» и др. Одним из главных догматов кальвинизма является фаталистическое учение об абсолютном предопределении, в соответствии с которым Бог будто бы еще до создания мира решил вопрос о спасении каждого человека. Но это не должно склонять верующего к пассивности: своей жизнью и деятельностью он должен доказать, что является Божьим избранником. Успешная деятельность человека, добропорядочность, набожность, трудолюбие, покорность власти — все это проявления богоизбранности. Кальвинистское учение о мирском призвании и мирском аскетизме требует полной преданности человека своим делам, бережливости, а также отказа от комфорта, наслаждений, радостей жизни. У кальвинистов очень упрощена церковная организация, а церковная иерархия фактически отсутствует. Общину возглавляет пресвитер, который избирается из «божьих избранников». Проповедники-пасторы рассматриваются лишь как служащие общины. Из религиозного культа удалена роскошь, Церковь стала более простой. Современный кальвинизм делится на три направления: реформаторство (кальвинисты Европы), пресвитерианство (англо-шотландские кальвинисты вестминстерского исповедания) и конгрегационализм (кальвинисты, отстаивающие независимость каждой общины и не признающие каких-либо руководящих органов; общины согласовывают между собой свои догматы и культ). Самые большие церкви кальвинистов в Голландии, США, Германии, Шотландии, Швейцарии, ЮАР, Новой Зеландии, Франции. Сегодня в мире около 40 млн. кальвинистов.

Особенности формирования буржуазного общества в феодальной Англии обусловили возникновение еще одного протестантского направления — англиканства. Реформация в Англии началась в 1534 году. Со временем сформировались доктрина и организационное устройство церкви. В 1571 г. парламент принял английский Символ веры — «39 статей», по которому главой церкви провозглашался король, источником веры считалось Священное Писание, признавалось «оправдание верой», отрицались иконы, мощи, уменьшалось количество праздников, но признавались таинства крещения и причастия, сохранялись епископат и ряд обрядов католицизма.

Итак, мы рассмотрели самые большие направления протестантского вероисповедания. Кроме них существует еще свыше 200 мелких протестантских церквей, деноминаций, сект. Все они имеют специфические особенности, но существуют и общие принципы, характерные для всех протестантских организаций. Выделим главные из них.

1. Принцип всеобщего священства, или религиозного индивидуализма. Он заключается в том, что каждый христианин в своем диалоге с Богом не имеет потребности в каких-либо посредниках. Согласно этому принципу, нет необходимости в церкви «видимой», или «исторической», а есть потребность в церкви «внутренней», «невидимой». Из этого принципа исходит право любого читать и толковать Библию.

2. Отрицание Священного Предания как источника веры. Упрощается культ, не принимается поклонение святым, почитание мощей, икон и других реликвий; учение о таинствах протестанты рассматривают лишь как напоминание о жертве Христа. Главным в богослужении становится проповедь.

3. Принцип личной веры. По мнению протестантов, первородный грех целиком испортил природу человека, который не может больше добиться спасения даже через таинства, аскетизм, Добрые дела. Спасение может прийти лишь как результат вмешательства Бога, искупительной жертвы Иисуса Христа. Необходимо внутренне сопереживать «заслугу Христа». Спастись можно только внутренней верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

4. Концепция предопределения. Бог определил одних людей к спасению, других к гибели, но это никому не известно. Избранность определяется личными успехами, богатством, особыми душевными переживаниями и т. д.

 

ВЫВОДЫ

1. История христианства условно может быть разделена на три периода:

Первый — становление христианства. В это время были выработаны общие приемлемые для христианства догматы и правила внутрицерковной жизни. Христианство превратилось в государственную религию Римской империи и окончательно возвысилось над старыми культами. Установились относительные церковные единство и целостность. Второй период начался после распада империи на Западную и Восточную (395). Церковь, оставаясь вопреки сложившимся обстоятельствам единой, стремилась к определению своего места в мире. Завершился этот период делением христианства на западную и восточную церкви, которые одинаково претендовали на универсализм (1054). Третий — период раздельного существования двух всемирных церквей — характеризуется их острой конкуренцией и продолжительными расколами внутри той и другой. В этот период появилось третье направление христианства — протестантизм.

2. Главное в христианстве — это учение о богочеловеке Иисусе Христе — Сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления человеческого первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, состоится второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцы христианства должны выполнять заповеди Христа, покорно переносить жизненные трудности, как это делал Христос, а воздаяние за это они получат в потустороннем мире.

Раздел 5. Семинар

  1. Понятие «мировые религии» и критерии принадлежности.
  2. Религиозные, культурные и социальные особенности мировых религий.
  3. Сравнительный анализ мировых религий (вероучение, культ, религиозная организация). Буддизм, христианство, ислам.

 

Литература

  • Льюис К.С. Просто христианство. Бог под судом. - М., 1994.
  • Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова. – М., 2001. – (Грандиозный мир).

Народы и религии мира. - Электрон. дан. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.

  • Оливер П. Мировые религиозные верования / Пер. с англ. О. Перфильева. – М., 2003. – (Грандиозный мир).
  • Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1994. - 368 с.

· Торгашев Г. А. Основы религиоведения: курс лекций / Г. А. Торгашев. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

  • Янг Дж. Христианство /Пер. с англ. К. Савельева. – М., 2001 – (Грандиозный мир).

 

Самостоятельная работа

Тексты для чтения

Библия. Новый Завет

Г л а в а 5. Евангелие от Матфея

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

1. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

2. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

3. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

4. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

5. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

6. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

7. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

8. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

9. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

10. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно

злословить на Меня.

11. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали

и пророков, бывших прежде вас.

12. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее

соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на

попрание людям.

13. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

14. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит

всем в доме.

15. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые

дела и прославляли Отца вашего Небесного.

<...>

21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит

суду (Исход.20,13).

22. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно,

подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек),

подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне

огненной.

23. Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что

брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24. Оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись

с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исход.20,14).

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

<...>

38. Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» (Исход.21, 24).

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего своего и ненавидь врага твоего» (Левит.19, 17 – 18).

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и горящих вас,

45. да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступаю и язычники?

48. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Г л а в а 6.

Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

<...>

19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут;

20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут;

21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

<...>

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Г л а в а 7.

Не судите, да не судимы будете;

2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4. Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно?

5. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, что они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7. Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам;

8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10. и когда попросит рыбы. Подал бы ему змею?

11. Итак, если вы, будучи злы, умеете, даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.

13. Выходите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14. потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

<...>

Г л а в а 25.

13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил их имение свое;

15. и оному дал он пять талантов, другому два. Иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17. точно также и получивший два таланта приобрел другие два;

18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20. И подошел, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23. Господин его сказал ему: хорошо. Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал;

25. и убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью;

28. итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видел Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили?

38. когда мы видели тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим. Или странникам, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили тебе?

45. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Библия. Новый Завет

Евангелие от Иоанна

Г л а в а 6.

28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?

29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь?

31. отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть (Псал.77, 24).

32. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам; не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес;

33. ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру.

34. На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб.

35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда;

36. но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38. ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца;

39. воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день;

40. воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

 

Коран

Сура 78 «Очищение веры»

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! Cкaжи: «Oн – Aллax – eдин, Aллax, вeчный; нe poдил и нe был poждeн, и нe был Eмy paвным ни oдин!»

Сура 107 «Подаяние»

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! Bидaл ли ты тoгo, ктo лoжью cчитaeт peлигию? Этo вeдь тoт, ктo oтгoняeт cиpoтy и нe пoбyждaeт нaкopмить бeднoгo. Гope жe мoлящимcя, кoтopыe o мoлитвe cвoeй нeбpeгyт, кoтopыe лицeмepят и oткaзывaют в пoдaянии!

Сура 109 «Неверные»

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! Cкaжи: «O вы нeвepные! Я нe cтaнy пoклoнятьcя тoмy, чeмy вы бyдeтe пoклoнятьcя, и вы нe пoклoняйтecь тoмy, чeмy я бyдy пoклoнятьcя, и я нe пoклoняюcь тoмy, чeмy вы пoклoнялиcь, и вы нe пoклoняeтecь тoмy, чeмy я бyдy пoклoнятьcя! У вac – вaшa вepa, и y мeня – мoя вepa!»

 

Сура 71 «Hух»

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! Пoиcтинe, Mы пocлaли Hyxa к eгo нapoдy: «Увeщeвaй твoй нapoд, пpeждe чeм пpидeт к ним нaкaзaниe мyчитeльнoe!» Oн cкaзaл: «O нapoд мoй! Я для вac yвeщaтeль яcный: пoклoняйтecь Aллaxy, бoйтecь Eгo и пoвинyйтecь мнe! Toгдa пpocтит Oн вaм вaши гpexи и oтcpoчит вaм дo нaзвaннoгo пpeдeлa ...» Oн cкaзaл: «Гocпoдь мoй, я звaл cвoй нapoд нoчью и днeм, нo мoй пpизыв yвeличил тoлькo иx бeгcтвo. И пoиcтинe, вcякий paз кaк я иx пpизывaл, чтoбы Tы пpocтил им, oни вклaдывaли cвoи пaльцы в yши, и зaкpывaлиcь плaтьeм, и yпopcтвoвaли, и гopдo пpeвoзнocилиcь. Пoтoм я пpизывaл иx oткpытo. Пoтoм я вoзвeщaл им явнo и бeceдoвaл c ними тaйнo и гoвopил: «Пpocитe пpoщeния y Гocпoдa вaшeгo, Oн – пpoщaющ, Oн пoшлeт нa вac нeбo дoждeм, и пoддepжит вac имyщecтвoм и дeтьми, и ycтpoит для вac caды, и ycтpoит для вac peки. Пoчeмy жe вы нe нaдeeтecь нa вeличиe Aллaxa? ... Пoиcтинe, oни cбили c пyти мнoгиx, и нe yвeличивaй y тиpaнoв ничeгo, кpoмe зaблyждeния!» Oт пpeгpeшeний иx были oни пoтoплeны и ввeдeны в oгoнь, нo нe нaшли для ceбя, кpoмe Aллaxa, пoмoщникoв. И cкaзaл Hyx: «Гocпoдь мoй, нe ocтaвляй нa зeмлe из нeвepныx ни oднoгo oбитaющeгo в дoмe. Ecли ты ocтaвишь иx, oни coбьют Tвoиx paбoв и нe пopoдят никoгo, кpoмe pacпyтнoгo, нeвepнoгo. Гocпoди, пpocти мнe, и мoим poдитeлям, и тeм, ктo вoшeл в мoй дoм вepyющим, и вepyющим мyжчинaм и жeнщинaм. И нe пpибaвляй для oбидчикoв ничeгo, кpoмe гибeли!»

Сура 93 «Утро»

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! Kлянycь yтpoм и нoчью, кoгдa oнa гycтeeт! He пoкинyл тeбя твoй Гocпoдь и нe вoзнeнaвидeл. Beдь пocлeднee для тeбя – лyчшe, чeм пepвoe. Beдь дacт тeбe твoй Гocпoдь, и ты бyдeшь дoвoлeн. Paзвe нe нaшeл Oн тeбя cиpoтoй – и пpиютил? И нaшeл тeбя зaблyдшим – и нaпpaвил нa пyть? И нaшeл тeбя бeдным и oбoгaтил? И вoт cиpoтy ты нe пpитecняй, a пpocящeгo нe oтгoняй, a o милocти твoeгo Гocпoдa вoзвeщaй.

Типитака


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!