Технология освоения упражнений
Первые вокально-ладовые упражнение должны предлагаться детям в виде песенок-игр. Многочисленные упражнения такого рода приводит известный детский педагог-хормейстер Д.Е.Огороднов в своей книге «Музыкально-певческого воспитание детей в общеобразовательной школе», которая стала своего рода методическим пособием многих учителей музыки. В его комплексной методике встречаются следующие примеры песенок-игр:
ПРО ФИЛИНА
Чтобы играть в эту игру, дети «разучивают» ответ филина, т. е. осваивают упражнение. Педагог показывает каждый его элемент отдельно, записывая на доске схему-алгоритм:
Пояснение обозначений:
1. Стрелка напоминает о том, что на согласном X делается активный выдох.
2. Дужка - закрыть рот. Галочка над нею - «носик» - вдох через нос.
3. Точки над маленькими у — исполнение приемом легкого стаккато (на слабой доле буквы всегда пишутся мельче).
4. Крупное У, соединенное с исходным Ух - звук, протянутый без перерыва для повторения упражнения. Каждая дужка соединительной линии соответствует доле такта [28, c . 55].
Каждое звено упражнения — выдох, вдох, стаккато — приходится на одну долю такта, а легато — на три доли; каждому соответствует отдельное движение руки дирижера (учителя или ученика), выраженное соответствующей деталью рисунка. Это значительно облегчает детям усвоение всех звеньев-элементов упражнения и всего упражнения в целом [28, c . 58].
|
|
Упражнение многократно повторяется (не только как «ответ филина», но и когда поётся само по себе). При его повторном пропевании образуется певческий звук наилучшей формы. Над элементами упражнения и над упражнением в целом ведётся тщательная и неторопливая работа, и только на завершающем этапе проводится «игра».
Вторая часть упражнения (легкое стаккато, переходящее в легато) - труднее, но особенно важно добиться правильного выполнения первой части упражнения (первые две доли такта). Комбинация — выдох ух и вдох (через нос, при закрытом рте) — входит как начальный момент во все без исключения дальнейшие упражнения. Эту часть целесообразно отработать отдельно и с особой тщательностью (следует чаще контролировать её выполнение и в дальнейшем).
Выдох-вдох прорабатываются как одно движение. Выдох (на сильной доле) делается активно и без подготовки. Дети часто рефлекторно делают перед этим вдох. Им надо объяснить, что это — лишнее, так как все равно приходится до конца выдохнуть. Но добиваться ликвидации этого рефлекса специально не стоит. Он затормозится сам собой, даже если учитель (или ученик) будет делать перед упражнением специальную подготовку: «приготовились ... начали» и пр. Работа по схеме-алгоритму тем и удобна, что избавляет от всяких лишних приготовлений и наставлений [28, c . 60].
|
|
С первого шага надо добиваться, чтобы на первом слоге Ух дети хорошо открывали рот, а на согласном X продолжали активный выдох, как бы выталкивая остаток воздуха. Хороший глубокий выдох важен для организации певческого дыхания. Если выдох - в какой-то мере произвольное движение, то вдох, наоборот, непроизволен. Поэтому в это звено упражнения (вдох) лучше совсем не вмешиваться. Подсказывать можно только косвенно, например: «закрыли рот...» Про вдох через нос детям не надо напоминать, а то они это начинают делать грубо или шалят. Лучше обратить их внимание на то, как закрывать рот: «свободно, неторопливо, сомкнуть губы и... улыбнуться». При этом показать самому, или на примере тех детей, которым за это тут же можно поставить пятерку в журнал.
После выполнения второй доли такта, которая показывается расслабленным жестом, нужно сделать цезуру, небольшую задержку дыхания. Целесообразно даже подсказать детям в этом месте: «Отдохните...» И это даже в том случае, когда упражнение поется целиком. Тем более так нужно делать при отработке первой его части. «Отдых» нужен для создания тонуса непринужденности и стимулирования «опоры». На первых порах, прежде чем петь упражнение целиком, полезно всякий раз отдельно отрабатывать выдох - вдох.
|
|
Вторая часть упражнения (стаккато, переходящее в легато) выполняется так, как об этом говорилось выше. Ново здесь только то, что долгий звук нужно протянуть, не прерывая, и «влить» его в следующее ух, с которого упражнение повторяется.
В этом переходе долгого У через тактовую черту заключен «секрет» выработки кантилены. Нельзя допускать, чтобы дети делали перед Ух лишний вдох. Долгое У протягивается целый такт и нужно насытить этот звук динамикой: в начале такта петь активнее, затем постепенно стихая [14, c . 95].
Все описанные элементы работы и качество их выполнения приобретают особенно важное значение на этапе перехода к освоению вокально-ладовых упражнений, к систематической тренировке голоса. При этом выявляются новые задачи, в результате решения которых и складываются общие вокальные навыки детей.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!