Й цикл. Голосовые сигналы доречевой коммуникации



1. Ощутить на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.

2. Перевести бесшумный равномерный выдох в шипение голосом, не прерывая потока дыхания. Осознать таким образом механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.

3. Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед – вниз) рот, оттопыренные губы, натянутая комиссура, форма рта – прямоугольник, поставленный на меньшую сторону. Четыре коротких шипящих звука в форме гласной «А» (произнесение гласной «А» шёпотом) без движения артикуляционной мускулатуры в паузах и с бесшумным вдохом. Одновременно с произнесением «А» шёпотом резкие ударения большого пальца о средний палец правой руки.

4. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. После произнесения «А» шёпотом и бесшумного вдоха на паузе, произнести гласную «А» звучным грудным регистром. Далее – опять пауза без движения артикуляционной мускулатуры и бесшумный вдох. Повторить четыре раза. Правая рука работает на шепотном «А», как в предыдущем упражнении, а левая – делает такие же соударения большого и среднего пальцев на звучном грудном «А». Руки находятся на уровне рта.

5. Упражнение «ВОЛНА». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласной «А» с возрастающей силой тона и увеличением объёма ротоглоточной полости (всё большее открывание рта). На штро-басе – язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, которые изображают всё большую высоту вздымающейся волны.

6. «От шёпота до крика». Сказать «раз, два» - шёпотом; «три, четыре» - тихим голосом; «пять, шесть» - средним голосом; «семь, восемь» - громко; «девять!» - очень громко; «десять!!!» - крикнуть!

7. Повторить предыдущее упражнение с целью запоминания характера звука и энергетической затраты на крике «десять!!!», сразу же после этого крика поставить рот в известное исходное положение, сделать короткий бесшумный вдох и крикнуть три раза «А!!!» (через паузы и вдохи) со всё нарастающей энергией, стараясь симитировать характер звука крика «десять!!!».

8. «Крик-вой». Исходное положение такое же – максимально открытый рот. На этот раз после бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» с широко раскрытым ртом (почти «О»). Звук «У» должен иметь характер громкого воя.

9. Упражнение представляет собою соединение в одном движении упражнения «ВОЛНА» и предыдущий «Крик-вой». После «воя» на гласной «У» интонация резко идет вниз на штро-бас и гласную «А» с расслабленным языком на нижней губе.

10. «Крик – вой – визг (или «свист» гортани)». Упражнение имеет целью осознание экстремальных энергетических затрат на верхнем участке диапазона фальцетного регистра (или с переходом на свистковый регистр). При переходе с «воя» на «визг» возможно срабатывание ёще одного регистрового порога, переводящего из фальцетного в  свистковый регистр.

11. «Волна с криками чаек». Упражнение представляет собой соединение в одном движении упражнений №9 и №10. Они дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном незамаскированном эстетическом обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Д.Е. Огороднов.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!