Право в социальной системе Т. Парсонса



Многолетнее и плодотворное творчество американского ученого Т.Парсонса (1902—1979) оказало значитель­ное влияние на развитие социологической теории в XX веке. Из работ, в которых Парсонс рассмат­ривал право, выделяются статьи "Право и социальный конт­роль" (1962), "Социологические взгляды на юридическую про­фессию" (1954) и др. Толкотт Парсонс рассматривает право как одну из подси­стем социальной системы. Социальная система в самом про­стом смысле понимается как взаимодействие множества лиц, ориентирующихся на ситуацию там, где система включает общепризнанный комплекс культурных символов. В этом оп­ределении социальной системы отчетливо видно воздействие на формирование научных взглядов Т. Парсонса идей М. Вебера и Э. Дюркгейма.

Влияние М. Вебера на творчество Парсонса прослежива­ется по крайней мере в двух моментах: в понимании социаль­ного действия и в том, что структурированная система социальных действий составляет социальную систему. Социальные действия индивидов ориентированы на систему общих куль­турных ценностей — а в них среди прочего входят ценности права — в результате этого между ними устанавливается социальная взаимосвязь, потому что действия отдельных инди­видов предполагают их соответствие ожиданиям других. При этом межличностные отношения индивидов "встраиваются" в институциональные целостности и структуры социальной сис­темы, общества. (Обществом Т. Парсонс называет такой тип социальной системы, "который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы".) От Э. Дюркгейма Т. Парсонс принимает утверждение, что разновидность социальной системы есть реальность sui generis; в противном случае, подчеркивает американский социолог, если все свойства взаимодействий в социальной системе можно было вывести из свойств действующих субъектов, то социальные системы были бы эпифеноменами. Каждая социальная система отвечает четырем функцио­нальным императивам: адаптации, целедостижению, воспро­изводству образца, интеграции.

Основной функциональной про­блемой, которая должна быть решена на социеталъном уров­не, является проблема интеграции общества. Интеграция со­циума обеспечивается нормами как структурными компонен­тами социальной системы. Вопрос интеграции социальных систем связан с одним из самых важных исследовательских направлений в творчестве Т. Парсонса — изучением проблемы социального порядка. Эту проблему он начал рассматривать еще в первой своей работе "Структура социального действия". Т. Парсонс перенимает кантовскую логику рассуждений и применяет ее для объяснения "проблемы порядка" в обществе. Американский социолог полагал, что социальный порядок, пусть и несовершенный, существует реально. И вслед за этим утверждением задавался вопросом, при каких условиях поря­док возможен, при каких условиях можно объяснить факт его существования?

Решение проблемы порядка у Парсонса, в соответствии с его представлениями о социальной системе, "заключено" в нормативном порядке социетального общества. Есть  три общие условия соци­ального порядка и интеграции общества. Первое условие заключается в том, что структура социальных систем в общем плане "состоит из институционализированных стандартов нор­мативной культуры". Второе условие раскрывает одно из ключевых положений парсоновой концепции о том, что об­щественная интеграция становится возможной благодаря на­личию зон взаимопроникновения подсистем общества. Еще одним, третьим условием интеграции социальных систем и решения "проблемы порядка" у Т. Парсонса выступа­ет право, правовая система общества. Право он определяет следующим образом: это "общий нормативный кодекс, регу­лирующий действия коллективных и индивидуальных членов общества и определяющий ситуацию для них".

"Эффективное" воздействие права на процессы интегра­ции общества, решение "проблемы порядка" Т. Пардоне тоже рассматривает через ряд условий. Во- первых, необходимо наличие в обществе в достаточной степе­ни непротиворечивых норм, определяющих социальные экспектации и требования к индивидам и группам. Неопределен­ность в системе экспектаций в концепции Т. Парсонса один из главных источников социальных отклонений. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев, как отмечает Т. Парсонс, современные правовые системы содер­жат писаные (как в США и многих других странах) или непи­саные (как в Англии) конституции, которые очерчивают нор­мативные рамки общественных отношений, власти, управле­ния, правового статуса граждан. В этих "общих" конституци­онных границах функционирует расположенный "ниже" уро­вень правовой системы. На этом уровне принимаются обязы­вающие решения официально уполномоченными органами (в частности, судами) и совершаются различные организацион­но-административные процедуры по их реализации.

Парсонс специально указывает на то, что содержание права не сводится ни к особым законодательным актам, ни к обязыва­ющим постановлениям и указам исполнительных органов. Оно включает в себя также юридическую традицию, запечатленную в прецендентных судебных решениях. В-третьих, условия "эффективности" действия права в со­циальной системе не ограничиваются Т. Парсонсом институционализацией права в обществе. Другое условие — это личност­ ная интернализациянормативно-правовых требований, обще­ственных институциональных ожиданий. удовлетворение участвующим в ее реализации индивидам..."4

Интернализация общественных предписаний, требований нормативного порядка осуществляется: а) в ходе социализа­ции индивидов, под.воздействием разных агентов этого про­цесса; б) членством индивидов в тех или, иных группах, по­средством приобретения определенного статуса и освоения со­ответствующих ролей; в) формированием мотивации, связанной с достижением каких-либо целей индивида, согласующейся с ценностями общества и социально одобряемыми средствами обретения успеха. В совокупности выделенные условия эффективности фун­кционирования права можно было бы назвать "институционалъно-интернализационным комплексом".Этот "комплекс" в функциональном отношении обеспечивает "сочетание", взаи­мосвязь социальной системы с "глубинными слоями" личност­ных структур индивидов, путем ориентации действий членов общества в соответствии с социальными, правовыми нормами. Правовая система обладает возможность "институционально-интернализационного" воздействия на социум и индивидов по­тому, что право в социальной системе, выполняет роль "зоны взаимопроникновения" ее подсистем и структур. Так, напри­мер, конституционное право является зоной взаимопроникно­вения между системой воспроизводства образца и социетальным сообществом.

В-четвертых, правовая институционализация и интерна-лизация в свою очередь дополняются тем, что Т. Парсонс на­звал легитимацией нормативной системы. Речь в данном случае идет о "признании" нормативно-правовой системы че­рез призму общественных ценностей (включая религиозные ценности) и морали. Ценности составляют часть социальной системы и являются реализацией представлений членов обще­ства о желательном типе, устройстве социума. Ценностные образцы выступают в виде "коллективных представлений". Именно консенсус членов общества по поводу ценностных при­оритетов их собственного общества означает институционали-зацию ценностного образца3. Например, ценностные предпо­сылки американского общества сформулированы прежде все­го в таких ставших историческими документах, как Деклара­ция независимости, Конституция и Билль о правах. В отношении нормативно-правовой системы ценностная легитимация означает, что в современном плюралистическом обществе конкретные законодательные акты и нормы долж­ны быть согласованы не только между собой, но и с легитим­ными основаниями порядка в целом.

Парсонс отмечает, что в легитимации нормативной систе­мы находится важнейшая точка сочленения социальной систе­мы с системой культурной (одна из зон взаимопроникновения подсистем общества). Моральный аспект легитимации нормативно-правовой сфе­ры заключается в том, что моральное долженствование того или иного образа поведения предписывает не только совер­шать одни поступки или действия и воздерживаться от дру­гих, но также уважать определенные области свободы других людей и брать на себя ответственность за свое собственное надлежащее использование свободы в пределах долженство­вания.

Итак, реализация правом социальной функции интегра­ции рассматривается Т. Парсонсом многосторонне и отнюдь не сводится к содержанию законодательных норм. Это по сути многоплановый процесс различных взаимодействий в социаль­ной системе, включающий институционализацию права, интернализацию индивидами правовых предписаний, а также легитимацию нормативно-правовой системы обществом, груп­пами, отдельными людьми.

Еще один вопрос — мнение Т. Парсонса о месте права в процессе эволюционных социальных изменений. Наиболее полное исследование социальных изменений американским социологом было осуществлено в работах "Общества: эволюционные и сравнительные перспективы" (1966) и "Сис тема современных обществ". Им были выделены четыре глав­ных процесса социальной эволюции: дифференциация, возра­стание адаптивности (адаптивных возможностей), включение и, наконец, генерализация ценностей.

Дифференциация представляет собой формирование но­вых, специфических с точки зрения структуры и функций, единиц в социальной системе. При этом процесс дифференциации имеет своим ре­зультатом появление более развитой социальной системы толь­ко в том случае, если каждый вновь дифференцировавшийся компонент общественной системы обладает большей адаптив­ной способностью, чем прежний, выполнявший ранее эту фун­кцию. В результате повышения адаптивной способности соци­альные единицы обретают больший объем и выбор ресурсов. Общественная система, углубляющая внутреннюю диф­ференциацию и повышающая свои адаптивные способности, тем самым усложняется и обязательно сталкивается с пробле­мами интеграции. Обычно решить эти проблемы, замечает Т. Парсонс, можно только путем включения новых единиц, структур и механизмов в нормативные рамки общества на социетальном уровне.

Наконец, эти три процесса социальных изменений— диф­ференциации, адаптации, включения—- в концеп­ции эволюции социальных систем Т.Парсонса дополняются генерализаци­ ей ценностей. Итак, представление о социальных изменени­ях Т.Парсонса подразумевает "включение" в механизмы социальных пере­мен нормативной системы, без опоры на которую невозможно поступательное развитие общества в целом и отдельных его сфер. В современном же обществе значение правовых норм выходит на уровень генерализации ценностей.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бельский В.Ю. Социология для юристов: учеб.пособие для вузов, доп. и перераб. / В.Ю.Бельский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

2.Гревцов Ю.И. Социология права / Ю.И.Гревцов. – СПб.: Юр. Центр Пресс, 2011.

3.Медушевский А.Н. Социология права / А.Н.Медушевский. – М.: Теис, 2006.

4.Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права. / О.В.Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

5.Сырых В.М. Социология права. Учебник / В.М.Сырых. – 4-е изд., доп. и перераб. – М: Юстицинформ, 2012.

6.Юридическая социология. Учебник для вузов / Глазырин В.А., Грибакина и др. – М.: Норма, 2000.

 

 

ТЕМА 3. Право и общество. Правовое сознание и правовое поведение

      План лекции

 

1.Право в общественной системе. Право как социальное явление.

2.Социальный институт права.

3.Изучение правового сознания в социологии. Структура правосознания.

4.Правовое поведение: особенности исследования в социологии. 5.Социально-профессиональная группа юристов: социальный портрет, поведение, сознание.

 

Право в общественной системе

Социологический анализ права можно осуществлять раз­ными исследовательскими путями. Один из них — проведение опросов разных категорий людей с постановкой вопросов о различных сторонах права, выяснение их отношения к право­вым явлениям.

Для студентов высшего юридического заведения пра­во — это прежде всего сумма более или менее заниматель­ных и нужных учебных предметов. Цель и смысл изучения ими права — получение профессиональной квалификации в облас­ти юриспруденции.

Для преподавателей-правоведов, выступающих носителями правовых ценностей, право — научная юридическая дисцип­лина, законодательство и правовая практика. Цель же их де­ятельности — "трансляция" правовых знаний будущим юрис­там и подготовка их к практической работе.

Для адвокатов право представляется в виде юридических инструментов, посредством которых они осуществляют право­вую защиту клиентов.

Для судей право — юридический механизм разрешения споров, конфликтов, возникающих между участниками соци­альных отношений. Судопроизводство символизируется как Правосудие с большой буквы, в нем они видят свою профессиональную и гражданскую миссию.

Для политика право может быть одной из форм политичес­кой игры. В демократическом обществе ценностным аспектом деятельности политика выступают нормы правового государства.

Для одних предпринимателей право — это правила чест­ного и социально ответственного ведения бизнеса, а для дру­ гих — "навязанная обуза", от которой хочется каким-либо образом избавиться и не исполнять те или иные правовые предписания.

Для большинства обычных граждан право — нагроможде­ние законов, предписаний, отношение к которым определяет­ся ситуацией: помогает или не помогает жить так, как бы это­го хотелось, выручает или не выручает в разрешении жиз­ненных проблем. Ну, а люди, подвергнувшиеся наказанию по закону, на­верное, имеют свое, отличное от правопослушных граждан, мнение о правовой справедливости.

Другой путь социологического изучения феномена пра­ва — попытка сформулировать понимание права, приемлемое для целей социологического анализа. Право есть социальное явление, составная часть целостного социального организма, структурно-функци­онально встроенного и действующего в обществе.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!