Роль исторической школы права на становление ЮС



Структура ЮС

а) по структуре права: социология гражданского права, социология уголовного права, конституционного права и т.д.;

б) по многообразию объектов познания: законодательная социология, социология правосознания и правового поведения, социология преступности, социология функционирования судебных и правоохранительных органов;

в) по масштабу изучаемых явлений: макро- и микроуровни;

г) по целям и задачам социально-правовых исследований: фундаментальная и прикладная ЮС.

 

Возникновение ЮС

 

Возникновение ЮС приходится на конец ХIХ-ХХ вв. Основоположники: Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Евгений Эрлих. На становление повлияло развитие правовой, философско-правовой, политико-правовой и социологической мысли. Важной предпосылкой будущего рождения социологии права как отрасли знания стала цепь социально-политических событий в Европе и Северной Америки Нового Времени (с нач. XVII в.) и осуществление буржуазно-демократических революций. В эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.) были обнародованы значимые документы: Американская Конституция (1787 г.), «Билль о правах» (1787 г.), «Декларация прав Человека и Гражданина» (1789 г.).

Промышленная революция, переход от мануфактуры к индустриальному производству (вначале в Англии, Бельгии, затем других странах, а в посл.трети XIX в. и в России) привели к созданию акционерных компаний и изменению правовых форм экономической деятельности: в том числе: патентное право, договорное право, коммерческое право, транспортное и т.п.). В социально-экономической жизни активно утверждался класс предпринимателей («средний класс»), шедший на смену прежней родовой дворянской аристократии, а сословный тип общества уступал место новому – гражданскому типу. Последнему было свойственно равенство всех граждан перед законом, крушение феодально-иерархической системы социальных привилегий. В общественной жизни шли процессы секуляризации: светские формы окончательно вытесняли на периферию церковно-религиозные. В политическую жизнь включались большие массы населения. Шла модернизация общества, что порождало и новые социально-экономические проблемы и конфликты (преступность, безработицу, социальное расслоение и т.п.).

Составной частью процессов модернизации были и перемены в области права, изменение ценностных ориентиров («права человека» и их юридические гарантии), исключение практики прямого насилия, произвола и и привилегий в качестве социальных механизмов, регулирующих отношения в обществе. Право становится фактором, вытесняющим насилие и привилегии из сферы общественных отношений («Consensus facit nuptias»: «согласие в стране творит право»). Все эти социокультурно-правовые изменения должны были найти отражение в социальной и социологической теориях, в противном случае, из социологических моделей общества выпа­дал бы один из важнейших сегментов общественной системы.

 

Роль философии права и политико-правовой литературы в становлении ЮС

       Значительную роль в развитии философско-правовой мыс­ли сыграли идеи Гуго Гроция(1583—1645) — пионера рациона­листического естественного права. Г. Гроций рассматривал природу человека как societatis appetitus — люди в соответ­ствии со своей природой стремятся к свободным отношениям с себе подобными. Они являются не только эгоистичными со­зданиями, они осознают, что общественная, совместная дея­тельность необходима всем. Поскольку человек — разумное существо, в обществе возможно создание норм поведения, которые нужны для сообщества свободных людей. Основной принцип права Г. Гроция состоит в обеспечении свободного со­вместного существования индивидов в обществе; по его мне­нию, правопорядок создается людьми исходя из их представ­лений о "разумном" состоянии общественных отношений. Его тезис о том, что человек свободен по своей природе, составляет важнейшую идею естественного права и идеологии эпохи Просвещения. Гроций расширил понимание социальной сущности человека Аристотелем (человек есть политическое животное), провозгласив, что человек создан обществом и живет в обществе, а чтобы жить в нем свободно, т. е. в соответ­ствии с природой человека, нужны нормы права, основанные на разуме.

Вслед за Г. Гроцием отделение естественно-правовых идей от теологии продолжили С. Пуфендорф, X. Томазий и X. Вольф.

В 1690 г. Джон Локк(1632—1704) опубликовал знамени­тый труд "Два трактата об управлении", в котором были из­ложены основные идеи теории естественных прав человека и положение о том, что любое законное правительство зиж­ дется на согласии управляемых. Книга Дж. Локка коренным образом изменила последующие политико-философские дис­куссии. Провозглашением естественных прав человека Дж. Локк отверг притязания монархий и правительств на то, что они суть один из исключительных аспектов Божественного пре­допределения цепи бытия. Естественное право, по мнению Дж. Локка, идентично с законом Божиим; оно гарантирует всем людям основные права, включая право на жизнь, собствен­ность, право свободного распоряжения своими способностя­ми, талантами, другие свободы и права. Чтобы обеспечить эти права, люди гражданского общества заключают договор со своим правительством. Граждане обязуются подчиняться за­кону, а правительство имеет право принимать законы и осуществлять внешнюю защиту государства — и все ради блага всех и гарантий свободы каждого. Дж. Локк утверждал, что если правительство чинит беззаконие и произвол, граждане имеют право ниспровергнуть режим и учредить новое прави­тельство.

Представителям Просвещения идеи Локка не каза­лись пустыми мечтами, они полагали, что его теория выражает условия, господствующие в государственном уст­ройстве Англии после так называемой Славной революции. Ее государственный строй рассматривался как образец для под­ражания, и многие мыслители Просвещения считали себя обя­занными побывать в этой стране и изучить ее политический строй. Теория естественного права, разработанная Дж. Локком, вдохновила целое поколение философов в Европе и Новом Свете Ж.-Ж. Руссо во Франции, Д. Юма в Шотландии, И. Канта в Германии, Т. Джефферсона и Б. Франклина в Северной Аме­рике.

Особая роль в развитии политической мысли, истории права, а также в формировании социологического подхода к изучению общественных явлений принадлежит французскому юристу, политическому философу Шарлю Луи Монтескье(1689—1755). Его труд "О духе законов" (1748), имеющий ог­ромное значение в формировании идей Просвещения, можно рассматривать социологическим по духу и сути. Перед нами уже почти юридическая социология. Монтескье выступил за разделение и уравновешивание полномочий между исполнительной, законодательной и судеб­ной властями. Это учение о разделении властей сыграло зна­чительную роль в формировании философии американской и других конституций. Шарль Монтескье считал, в отличие от многих сторонни­ков естественно-правовой теории, что существует многообра­зие обществ с различными правовыми системами, законами, традициями. Тем самым он поставил под сомнение положение о возможности создания идеального механизма для управле­ния общественной жизнью посредством одной только рацио­нальной правовой кодификации, основанной на абсолютных, неизменных постулатах естественного права. Монтескье рассматривал право, как и общественные отношения, через влияние на них разных факторов. По его мнению, право обусловлено формой правления, религиозны­ми воззрениями, обычаями, демографическими факторами (например, численностью населения страны) и даже клима­том, ландшафтом. Он обратил внимание на то, что "идеаль­ные" правовые документы, сочиненные без опоры на знание реального положения вещей, проблем и потребностей обще­ства, в лучшем случае будут бездействующими, а могут нанести ему и реальный урон.

  Выдающуюся роль к развитии философии права эпохи Просвещения сыграл классик немецкой философии Иммануил Кант. Он сформули­ровал правовой категорический императив: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим законом", в котором он выразил свое представление о характере и роли права во взаимоотношениях людей в обществе. Правовой порядок создает возможность наибольшей личной свободы людей в обществе ("свобода каждого совместима со свободой всех остальных"). Философские размышления И. Канта имеют со­циальное звучание и юридическое значение. Он писал: "Вели­чайшая проблема для человеческого рода, разрешить кото­рую вынуждает его природа, — достижение всеобщего пра­вового гражданского общества. Поскольку лишь в обществе и именно в таком, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между его членами и все же самым точным образом определены и сохраняются грани­цы этой свободы в той мере, в которой она могла бы сочетаться со свободой других, постольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы — развитие всех природных задатков, вложенных в человечество". Великий философ замечает, что именно в силу этих причин (постоян­ного антагонизма индивидов и сочетания свободы человека со свободой других) необходимо определение и сохранение гра­ниц свободы.

Существенное обновление и развитие теоретических по­ложений в области права, государства связано с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770—1831). "Философия права" Гегеля содействовала широкому распространению впер­вые использованного немецким юристом Г. Гуго этого терми­на и утверждению философского направления в изучении права в гуманитарных науках и юриспруденции. Согласно Гегелю прогресс осуществляется в наличном (со­циальном) бытии именно как правовой прогресс, а в отноше­нии становления свободы индивидов фиксируются историчес­кие ступени: "свободен один", "свободны некоторые", "сво­бодны все". "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны". Суть всемирной истории, по Гегелю, — это прогресс и развертывание свобо­ды. Мерилом прогресса является мера осознания человеком своей свободы и её реализации в общественной, в ча­стности, в государственно-правовой практике.

Английский философ, публицист Иеремия Бентам(1748— 1832) известен своими идеями этического утилитаризма. В течение всего своего научного пути он стремился обновить дух законода­тельства, истинную цель которого видел в пользе и счастье людей. Бентам был убежден в несостоятельности метафизи­ческих представлений о праве. Он решил построить филосо­ фию права на основе опыта, провозгласив пользу верховным принципом, которым должен руководствоваться законодатель и который дан человеку во врожденных чувствах удовольствия и страдания. К первому человек стремится, второго избегает. Польза, по убеждению Бентама, уравновешивает разнообраз­ные интересы, служит сильнейшим стимулом самосохранения общественной жизни и лучшим мерилом человеческих побуждений. Дурные поступки отчасти ложатся на совесть человека, а отчасти на общество, окружающую жизненную среду, а потому законода­тельство должно заботиться более о предупреждении пре­ступлений, нежели о карании их; оно должно более исправлять, нежели уничтожать. С другой стороны, законодатель­ство должно употребить все средства, чтобы «создать наилуч­шие условия для возможного счастья большинства". Возмож­но большая сумма счастья для возможно большего числа лю­дей — вот конечная цель государства, по Бентаму, которую можно достичь, используя три направления права: гражданс­ кое и уголовное законодательства и конституцию.

Применив понятие полезности к законодательству (граж­данскому, уголовному, конституционному) и соотнеся пользу со справедливостью, он осуществил "переход" от факта к пра­ву. По его мнению, польза измерима, а следовательно, изме­рима и законодательная работа, нужно лишь изучить, какие последствия в обществе вызывает введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует вычесть те "недовольства", к которым она может привести. Эти потенциальные "недовольства" измеряют с помощью та­ких показателей, как число недовольных, степень их влиятельности, размеры недовольства. Влияние И.Бентама на законодательства такое же, как А.Смита – на политическую экономию.

 

Роль исторической школы права на становление ЮС

Научные положения в юриспруденции, повлиявшие на возникновение юридической социологии, впервые начала развивать историческая школа права. Ее основатель Фридрих Карл фон Савиньи(1779—1861) считал, что право — продукт не индивидуального разума, воли законода­теля, а творческой деятельности народа, его духа. Оно слу­жит выражением общепризнанного убеждения, развивается органически, в самопроизвольном историческом процессе. Право подобно языку народа не создается в определенный момент творчеством отдельных личностей или их совокупностью, оно находится в тесной связи с историей и культурой народа (нра­вами, учреждениями, искусством, манерами) и развивается вместе с ними. Используя термин "народный дух", Ф. Савиньи вкладыва­ет в него не такие сугубо абстрактно-философские понятия, как "свобода воли", "злая воля", "Божья воля", под правом он понимает социальное явление, функционирующее и развива­ ющееся вместе с обществом.

В большей степени социологический подход к изучению права был присущ Генри Мэну (1822—1888), который в своем труде «Древнее право» (1861) изучив римское, германское, славянское, ирландское, индусское право, проследил правовую эволюцию различных обществ, проиллюстрировав конкретными материалами и приме­рами. В его работах представлен эволюционистский подход к формированию права. По его мнению, эволюция юридических институтов — это медленное, постепенное развитие права на основе обычая. Данная тенденция развития права была выражена им в формуле "От статуса к договору", которая впослед­ствии получила название закона Мэна. Все общества Г. Мэн делил на два вида: статические и прогрессирующие.

Он считал, что большую часть человече­ства охватывают статические общества, такие как Индия и Китай, чье социальное и правовое развитие остановилось на некоторой ступени. Застопорившиеся в развитии статические общества харак­теризуются фиксированными правовыми условиями (так назы­ваемым статусом), в которых доминирует семейная зависимость. Закон в этом случае обладает чрезвычайно узкой сферой дей­ствия и обязателен не для индивидов, а для семей. Законода­тельство, судебные решения адресованы лишь главам семей, а правилами поведения индивида являются семейные обычаи. Прогрессирующие общества, включающие небольшое число европейских стран и Америки, желают улучшить и усо­вершенствовать свое общественное состояние. Их отличитель­ная черта заключается в постепенной индивидуализации се­мейной зависимости и замене ее личными обязательствами. Гражданское право применяется к индивиду, а не к семье, развитие социальных отношений и права идет от статусных условий к соглашению или от статуса к контракту.

В отличие от представителей исторической школы права, немецкий юрист Рудольф фон Иеринг(1818—1892), положив­ший начало юриспруденции интересов, считал, что право не является плодом народного духа, развивающегося мирным путем из неких духовно-нравственных начал народного созна­ния. По его мнению, государственный и частно-правовой поря­док создается в процессе борьбы индивидов и их групп, пре­ следующих собственные интересы. Реальные потребности и интересы вызывают к жизни нормы права, цель которых — целесообразное регулирование отношений в обществе. Право рождается в борьбе людей за их интересы. («Мечом основан римский мир, и меч или копье являются древнейшим символом рим­ского права"). В изучении права он использовал сравнительный метод. Будучи противником чисто абстрактной логической юриспру­денции, Р. Иеринг считал юридические понятия продуктом оп­ ределенных отношений, сложившихся в обществе. Право для него было "срезом и участником" реальной жизни, отражающим интересы людей и их борьбу за право. Он заставил юристов почувствовать некоторую бесплодность понятийных конструк­ций, приучил их осмысливать право по преимуществу в поня­тиях интересов. Иеринг говорил о праве уже как о социальном институ­те. Кроме того, он полагал, что сфера уголовного наказания в истории общества по мере его поступательного развития по­степенно свертывается.

      В период ста­новления юридической социологии наиболее сильное воздей­ствие на нее оказывала УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ НАУКА. Уголовно-пра­вовые исследования "прививали" интерес, "вкус" к проблема­тике права социологов. Так, в опубликованном в 1764 г. труде итальянца Ч. Беккариа"О преступлениях и наказаниях" были распространены идеи гуманистов и просветителей XVIII в. на область уголовного права и наказания преступников.

Гуманисты Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье говорили о справедливости в обществе как важнейшем способе "избавле­ния" от преступности; о том, что строгость наказания не явля­ется главным в противоборстве с ней. Широкую известность приобрел императив просветителей: "Лучше десять преступни­ков оставить безнаказанными, чем наказать одного невиновно­го".

Написание же своей работы потребовало от Ч. Беккариа определенного муже­ства, так как прежде в средневековой Европе повсеместно и безраз­дельно царили пытки во время следствия, жестокость в судах и тюрьмах, применялись наказания, которые современному человеку иначе как варварскими не представляются. Напри­мер, согласно Указу Франциска I от 1534 г. лицам, приговоренным к наказанию, должны были быть сломаны и раздроб­лены руки в двух местах, сверху и снизу, раздроблены ноги и бедра. Затем несчастного полагалось уложить на колесо лицом к небу и оставить для покаяния до его смерти. Изощренности умерщвления людей не было предела. Чтобы покарать некоего Дамьена, ранившего перочинным ножом короля Людовика XV, было устроено нечто вроде конкурса на лучшее наказание. Одни предлагали гладить преступника горячими утюгами или раздробить ему ноги; другие — повесить за ногти или раздро­бить ему пальцы; третьи — вбить ему гвозди под ногти; четвертые — облить его кипящим маслом и поджечь. В итоге на Дамьена надели металлические ботинки, залили кипящую смолу, на медленном огне сожгли "виновную руку", тело рва­ли клещами, гладили утюгами, в раны вливали смолу, масло, воск и растопленный свинец. Останки сожгли, а дом, в котором он жил, срыли до основания. Отца, жену и сына из­гнали из страны, а брату приказали сменить фамилию.

По мысли Ч. Беккариа, значение уголовного права и про­цесса заключается в огромном их влиянии на развитие спра­ведливых начал в обществе, гуманизации системы и мер на­ казания: судебная несправедливость, жестокость наказания есть нарушение общественного договора. С его точки зрения, "луч­ше предупреждать преступления, чем их наказывать"; "дол­жна быть соразмерность между преступлением и наказани­ем"; "для достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания превышало выгоду, достигнутую преступлением"; "чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее"; "уверен­ность в неизбежности хотя бы умеренного наказания произведет всегда больше впечатление, чем страх перед другим, бо­лее жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказан­ность"; "смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости"; "пожизненное нака­зание, заменяющее смертную казнь, явилось бы поэтому дос­таточно суровым наказанием, чтобы удержать от преступле­ния и самого решительного человека".

"Хотите предупредить преступление? — спрашивал он. — Сделайте так, чтобы законы были ясны и просты, чтобы все силы нации были сосредоточены на их защите... Цель наказа­ния заключается не в истязании и мучении человека... Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятство­вать виновному вновь принести вред обществу и удержать дру­гих от совершения того же".

Идеи Ч. Беккариа имели огромный резонанс во всем мире. Король Пруссии Фридрих II пытался воплотить их в своем ко­ролевстве; их влияние так же испытали французский уголовный ко­декс 1791 г., российское законодательство. Ч. Беккария "открыл" дорогу для научного изучения пре­ступления, преступности, наказания, учреждений исполнения наказания. Он повлиял на мышление юристов и общественное мнение своего времени. Гуманизм его идей современен и се­годня, а работа "О преступлениях и наказаниях" положила начало классической школе уголовного права.

Непосредственное влияние на формирование и развитие юридической социологии во второй половине XIX и начале XX в. оказали работы итальянца Энрико Ферри(1856—1929) и француза Габриэля Тарда(1843—1904). Будучи талантливым исследователем итальянской кри­минологической школы, основанной Ч. Ломброзо, автором "Уголовной социологии" (1881), Э. Ферри внес значительный вклад в становление социологии преступности и уголовного права.

Он провозгласил себя сторонником позитивного метода в криминологических исследованиях, под влиянием идей О. Конта. Уголовная социология у него является отраслью социологии, а уголовное право есть раздел уголовной социологии. Уголовная социология "представляет собой переворот в науке о преступ­лениях и наказаниях — переход от силлогического доктринер­ства, основанного исключительно на логическом мышлении, к научному мышлению, опирающемуся на позитивное наблюде­ние действительности (данные антропологии, психологии, уголовной статистики и т.п.). Отмечая большие заслуги в развитии уголовного права Ч. Беккариа и всей классической школы уголовного права, он проводит критический разбор этого научного направления, главные недостатки которого видит в априорном подходе к исследуемым вопросам и в том, что на деле положения классической школы находятся в противоречии с реальной жиз­нью — с судебной практикой, с ростом преступности и реци­дивов, практикой пенитенциарных учреждений. Так, свой главный постулат — "Самое совершение преступления, форма его, частота зависят от свободной воли человека" — предста­вители классической школы обосновывали следующим обра­зом. Человек по своей природе стремится к добру, если же он творит зло, то делает это по неведению, по злобе в силу свободного выбора. Поэтому, чтобы предотвратить преступ­ление, необходимо этой воле создать препятствие в форме страданий, которое затем приняло бы характер юридичес­кой санкции, снова восстанавливающей право, нарушенное преступлением.

Проанализировав с позиций уголовной социологии этот тезис, Э. Ферри пришел к выводу, что с формальной точки зрения, наверное, он вполне логичен, но не соответствует действительности: огромному числу преступников не против­но совершать то, что честный человек называет преступлени­ем; наказание для многих из них есть просто несчастный слу­ чай, а не способ исправления, и потому, выйдя на волю, они принимаются за старое.. Он дает социологическое понимание преступле­ния: преступными "являются те деяния, которые, вызванные индивидуальными побуждениями, нарушают жизненные условия и противоречат установившейся морали, существующей в данном народе в данный исторический момент". Преступ­ность, по его мнению, характеризуется и определяется тремя факторами: антропологическими, физическими (физическая среда), социальными. К последним он относил такие, как "густо­та" (плотность населения), общественное мнение, нравы и ре­лигия, алкоголизм, состояние промышленности, экономичес­кий и политический строй, устройство органов администрации, правосудия, развитость законодательства.

Э. Ферри сформулировал закон "преступной насыщеннос­ ти", который гласит: "Подобно тому, как определенное коли­чество данного вещества растворяется только в определенном количестве воды при определенной температуре, точно так же определенное число преступлений может быть совершено только в определенной общественной среде и при определен­ных физических индивидуальных условиях". Суть закона сво­дится к утверждению, что существует пропорциональная за­висимость между численностью населения, живущего в опре­деленной среде обитания, и числом преступлений. Он приходит к заключению, что преступность есть неотъемлемый спутник общества, который нельзя полностью устранить, но можно "смягчить резкость и "задержать рас­пространение": "Жизнь предписывает борьбу, и эта борьба совершается как посредством честной и экономической дея­тельности, так и посредством деятельности бесчестной и пре­ступной. Общественный порядок не может уничтожить всех трений и толчков в коллективном организме. Вся суть в том, чтобы свести все более или менее преступные толчки к мини­муму. Несмотря на то, что преступность явление достаточно инертное, ее уровень не остается неизменным, он растет, и это закономерно».

Э. Ферри выступал против смертной казни, считая, что жестокость наказания еще никогда не приводила к снижению преступности. В связи с этим он разработал "эквиваленты на­казания", заключающиеся в том, чтобы создать такие соци­альные условия, когда индивиды могли бы "направить свою деятельность по широкому, честному пути, приобретая точку приложения для своей индивидуальной энергии и возможность удовлетворить свои потребности, благодаря чему уменьшает­ся число соблазнов и число случаев совершить преступление". К таким условия он, в частности, относил: патронат для осво­божденных из заключения, хорошо поставленный нотариат, доступность гражданского правосудия, широкое развитие при соответствующих гарантиях института мировых судей, нежесткое наказание несовершеннолетних за незначительные проступки.

Видным представителем ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯв социологии является Габриэль Тард(1843—1904). Широкую известность и признание французскому социологу принесла его книга "Законы подражания" (1890). Помимо нее им были написаны такие работы, имеющие непосредственное отноше­ние к юридической социологии, как "Общественное мнение и толпа" (1902), "Социальные этюды" (1902), "Философия нака­зания" (1905), "Сравнительная преступность" (1907), "Преступ­ники и преступление" (1906) и др. Социально-статистические исследования Г. Тарда по вопросам преступности помогли Э. Дюркгейму в создании его знаменитого труда "Самоубий­ство" (1897).

Общественные связи и процессы Г. Тард объяснял дей­ствием механизма подражания в обществе. Он считал, что "об­щество — это подражание", а право — "не более как один из видов склонности человека к подражанию". Общественное раз­витие он сводил к тому, что отдельные выдающиеся люди изобретают что-то новое, а затем массы, подражая, закреп­ляют и распространяют это новшество, делая его рутинным, обычным явлением социальной жизни. Он утверждал, что "идея и потребность, будучи пущены в обращение, стремятся рас­пространиться, следуя геометрической прогрессии". Г. Тард, являясь профессиональным юристом, в своих со­циальных работах "Сравнительная преступность", "Социальные этюды", "Социальная логика" не мог обойти вопросы, связанные со сферой юридической социологии. Так, в "Сравнительной преступности" (1890) он рассуж­дает о социальной природе преступлений, приводит распро­страненные в то время воззрения на причины, их вызываю­щие (одни видели их во врожденных качествах людей, дру­гие — в особенностях климата, места проживания).

       Так, он опро­вергает бытовавшую точку зрения, что жаркий климат уси­ливает "жестокие и кровавые инстинкты". Г. Тард не отка­зывает климату, географическому положению в некотором "косвенном возбуждении страстей", но решающую роль от­водит "высоте цивилизации", которая "имеет более непос­редственное воздействие". Преступность в холодных горных местностях выше, поскольку "горные местности самые неци­вилизованные". Г. Тард связывает преступность с социальной организаци­ей людей. В зависимости от устройства общества, распростра­ненных в нем взглядов, ценностей находится представление о преступности деяния и наказания за него. В Древнем Египте, например, самым большим преступлением было убить кошку, поскольку она считалась священным животным.

Преступным было то, что нарушало, подрывало основы социальной организации того или иного народа: "Какова соци­альная организация, такова и преступность: в Египте большой штраф налагался на того, кто занимался общественными дела­ми, в нашем же демократическом обществе, напротив, закон­но наказывают избирателей, которые воздерживаются от го­лосования... Система преступлений и порока меняется вместе с ходом истории". Поэтому в средние века "самым большим пре­ступлением было святотатство, затем шло зверство и муже­ложство, а потом уже убийство и кража". Таким образом, Г. Тард рассматривает преступность, преступление как конк­ ретное социально-историческое явление, неоднократно под­черкивая, что оно определяется социальными условиями.  Г. Тард счи­тает, что помешать преступлению возможно устранением его причин: моральных и социальных, их обузданием. Говоря о процессе вынесения судебного решения, Г. Тард отмечает различия в мериле для обвинения у разных судов, связывая их либо с взаимным влиянием судей друг на друга, либо адвокатов на судей.

Отчасти он разделяет взгляды Ломброзо, Гарофало и Ферри относительно особого преступного типа личности, его специфических прирожденных черт. Однако наличие каких-либо анатомических или психологических особенностей не об­рекает безусловно человека на преступление. Естественные наклонности всегда сочетаются с "многосложными и сильнооб­разными социальными влияниями", и только в этом сочетании толкают на выбор жизненного пути. В отличие от Ломброзо, который уподобляет преступника дикарю, а преступление объясняет атавизмом, Г. Тард счита­ет, что преступления и преступник "наблюдаются" в любой обществе. Преступник антисоциален, но принадлежит обществу. Связь преступников с обществом обнаруживается в том, что они обладают теми же социальными характеристиками, что и остальные люди. У преступников есть свои объединения, организации, обычаи, язык.

       Преступные общества могут быть большими (например, каморра, мафия) и небольшими, "составленными из мастера и одного или двух учеников, из старого рецидивиста и несколь­ких молодых воров". Г. Тард сравнивает общества преступни­ков с промышленными корпорациями. Все внутренние вопросы каморристы решают, как и в коммерческом обществе, собранием и подачей голосов. В каморре есть должностные лица, отвечающие за поступление и распределение денег. Он отмечает, что ассоциации злодеев преобразуются в подозрительные по­литические или торговые ассоциации. Характеризуя преступные сообщества, Тард описывает то, что можно назвать преступной субкультурой: особый язык, литературу, татуировку. По его мнению, "всякая старая про­фессия имеет свой особенный язык: есть язык солдат, моряков, каменщиков... живописцев, даже адвокатов. Точно так же есть язык убийц и воров". По сравнению с общеупотребитель­ным он стоит ступенью-двумя ниже, он циничен и гораздо ниже языка первобытных племен. Язык дикарей "лишен стрем­ления загрязнить предмет своей мысли. Язык преступника — язык зверя, он оскотинивает того, кого касается, но соответ­ствует, впрочем, физическому типу, говорящему на нем". Литература преступного мира, по замечанию Г. Тарда, "не по­ходит на литературу первобытных народов так же, как испор­ченный плод не имеет вкуса плода зеленого". Продолжая спор с Ломброзо, который сравнивал пре­ступников с дикарями, Г. Тард утверждает, что и татуиров­ка не является доказательством их сходства. Если для дикаря рисунок на коже — способ выражения осмысления окружаю­щего мира, то для злодея — забава или страсть (современ­ные исследования показывают, что Тард в данном случае ошибался).

Таким образом, преступность — порождение самого об­щества, его собственная патология, вызванная определенны­ми социальными причинами. Истоки права — в обязанностях. Г. Тард уподобляет обя­ занности реке, а право — осевшему из нее илу. Любой закон, но всегда вызванный политическими интересами, устанавли­вается правителем или парламентом. Поначалу он восприни­мается только как внешняя принудительная сила. С ним счи­таются постольку, поскольку устанавливает закон власть, но с течением времени ему начинают повиноваться по привычке и постепенно он становится своим, органично присущим тем людям, которые следуют ему.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!