Теории идеологической причинности моды



«Дух времени управляет модой» – главный тезис теорий идеологической причинности моды, говорил Ж. Тард. Идея модных изменений должна зародиться в сознании. Сознание есть продукт общественного бытия человека, которое, как известно, не может быть сведено лишь к взаимоотношению полов. Практически в любом исследовании предписаний, какой быть женской моде, подчеркивается: в каждой стране во все исторические периоды сознание женщины сильно зависело от моральной атмосферы и времени и сознательно или бессознательно формулировало историческую запись в виде платья.

Анализ новейшей истории позволяет утверждать, что социальные условия (войны или денежная инфляция) не всегда точно отражены в истории костюма.

Религия и национализм рассматриваются в качестве главных движущих сил изменений социального климата общества. Теоретики моды в связи с этим полагают, что религиозные и национальные взгляды оказывают прямое влияние на историю костюма и изменения в моде. Мусульмане, сикхи, квакеры открыто демонстрируют свои религиозные взгляды посредством одежды. Современному миру не известно ни одного факта отсутствия хотя бы у одной из древнейших наций национального костюма.

За последние 300 лет национализм стал одной из важных политических, социальных и эстетических сил в мире, которая была инспирирована войнами и гонениями, которая создавала и разрушала нации. В начале ХIХ в. каждая европейская нация имела свой национальный костюм, но к концу века эти костюмы стали постепенно исчезать из повседневного употребления.

Монография Джурджи Бартлетт «Мода и идеология: от Ленина до Горбачева» [2], посвященная моде в условиях социализма, относится к такому активно развивающемуся направлению, как исследование культуры повседневности и потребления в странах бывшего соцлагеря. Все же история женской моды в СССР имеет дополнительные пласты, которые не освещены в книге Бартлетт, сосредоточившейся прежде всего на высокой моде и дизайне и полностью убежденной в том, что коммунистическая система никогда не исполняла своих обязательств. На протяжении всего существования социализма советские лидеры прекрасно отдавали себе отчет в идеологической и семиотической функции моды, поощряя идею одежды, которую можно легко (и дешево) изготовить в небольшом количестве, а не развивать работоспособную легкую промышленность. Это отчасти объясняет, почему в большинстве советских женских журналов публиковались выкройки, чтобы читательницы, которые, как правило, были сами себе швеи, могли получить одежду со страниц номера.

Время расцвета хиппи – 1960-е годы. Их идеология – ненасилие (отсюда и антивоенные настроения), поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда. И красота, и свобода являются духовными потребностями, для достижения же свободы нужно изменить внутренний строй души. Хиппи увлекались восточными религиями и практиками, они путешествовали автостопом, жили в коммунах. Многие из представителей субкультуры хиппи также являлись вегетарианцами.

В 70-е гг. брюки-клеш превратились, благодаря хиппи, в один из символов эпохи. Будучи одеждой унисекс, носились такие брюки и парнями, и девушками. Клеш, платформы, кислотные цвета и принты, укороченные рукава и пиджаки, галстуки и жабо… Prada, Louis Vuitton, Aquilano&Rimondi, Jonathan Saunders в своих современных коллекциях уловили недавний хипстерский спрос на фанк и 70-е и выпустили в своих коллекциях ряд ретро-образов.

Украинские сорочки-вышиванки стали модными после событий 2014 года в Киеве.

Повлияли на моду и новые технологии (главы, в которых описываются лайкра, интернет, компьютерные технологии, нейлон, молния, вискоза), появившиеся только в ХХ веке вещи – бюстгальтер, комбинезон, маленькое черное платье, джинсы, футболки, короткие обрезанные шорты, стринги; и новые течения (главы, в которых описываются королевские особы и политики, андрогинность, массовое производство, субкультуры панков, рейверов, гранж) [18].

У теории идеологической причинности появляется основа – не факты, а некие сверхъестественные предположения, которые в последующем рассматривал Дж. Герд.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!