ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости. 6 страница



похвалой и енкомием: как понятие счастья заключает в себе понятие

добродетели, так и Макарюмбд и Јu6ai|jovio|j6q должен обнимать собой похвалу

или енкомий.

Похвала и совет сходны по своему виду, потому что то, что при подавании

совета может служить поучением, то самое делается похвалой, раз изменен

способ выражения: раз мы знаем, как мы должны поступать и какими мы должны

быть, нам нужно, чтобы произнести это в виде совета, лишь изменить и затем

переставить выражения, например: "Следует гордиться не тем, что нам даровано

судьбой, но тем, что приобретено нами самими". Выраженное в такой форме это

положение имеет силу похвалы: "Он гордился не тем, что было даровано ему

судьбой, а тем, что приобретено им самим". Так что, когда ты хочешь хвалить,

посмотри, что бы ты мог посоветовать [в этом случае], а когда хочешь дать

совет, посмотри, что бы ты мог похвалить. Что же касается способа выражения,

то он здесь по необходимости будет противоположный, потому что перестановка

касается выражений в первом случае имеющих характер запрещения, а во втором

случае не имеющих его. Следует также принимать в расчет многие усиливающие

обстоятельства, например, если человек [которого мы хотим хвалить]

действовал один, или первый, или при содействии немногих лиц, потому что все

такое прекрасно. [Можно также извлекать выгоду] из указаний на время

[именно, выставляя на вид], что совершено нечто, не смотря на

неблагоприятное время и на неблагоприятные обстоятельства. [Хвалят также

человека], если ему часто удавалось одно и то же дело: это ведь и трудно, и

может служить доказательством того, что восхваляемый обязан был успехом не

случаю, а самому себе. [Заслуживает также похвалы] человек, ради которого

изобретены и приведены в исполнение какие-нибудь способы поощрения и

чествования, например тот, кто первым был воспет в похвальной песне, таков

Гипполох таковы и Гармодий и Аристогитон, в честь которых была впервые

воздвигнута статуя на Агоре. Такие же соображения имеют значение и по

отношению к обстоятельствам противоположного характера. Если ты не находишь,

что сказать о человеке самом по себе, сравни его с другими, как это делал

Исократ вследствие непривычки говорить в суде. Следует сравнивать человека с

людьми знаменитыми, потому что, если он окажется лучше людей, достойных

уважения, его достоинства от этого выиграют. Преувеличение по справедливости

употребляется при похвалах, потому что похвала имеет дело с понятием

превосходства, а превосходство принадлежит к числу вещей прекрасных, поэтому

если нельзя сравнивать человека со знаменитыми людьми, следует сопоставлять

его вообще с другими людьми, потому что превосходство служит признаком

добродетели. Вообще из приемов, одинаково принадлежащих всем [трем] родам

речей, преувеличение всего более подходит к речам эпидиктическим, потому что

здесь оратор имеет дело с деяниями, признанными за неоспоримый факт ему

остается только облечь их величием и красотой. Что же касается примеров, то

они наиболее подходят к речам совещательным, потому что мы произносим

суждения о будущем, делая предположения на основании прошедшего Энтимемы,

напротив, [наиболее пригодны] для речей судебных, потому что прошедшее,

вследствие своей неясности, особенно требует указания причины и

доказательства.

Вот приблизительно все положения, на основании которых произносится

почти всякая похвала и хула, вот что следует принимать в соображение, хваля

или порицая; вот откуда берется содержание для енкомия и порицания: ведь раз

известен этот вид речей [похвальных], очевидны положения противоположные,

так как порицание произносится на основании положений противоположных

вышеуказанным.

 

ГЛАВА X

 

Часть 3.

 

Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,

вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступки

совершаются - Что значит поступать несправедливо? - Мотивы дурных поступков

- порок и невоздержанность. - Поступки произвольные и непроизвольные. -

Мотивы всей человеческой деятельности. - Понятие случайности,

естественности, насильственности, привычности. -Совершаемое по соображению,

под влиянием раздражения, под влиянием желания.

Далее следует сказать о числе и природе тех положений, из которых

должно выводить умозаключения относительно обвинения и защиты. Здесь следует

обратить внимание на три пункта, какова природа и как велико число тех

причин, в силу которых люди поступают несправедливо; под влиянием какого

настроения люди поступают несправедливо; по отношению к каким людям мы

поступаем несправедливо и в каком положении находятся эти люди. Итак,

определим понятие несправедливости и разберем затем каждый из указанных

пунктов по порядку.

Пусть поступать несправедливо значит намеренно вопреки закону причинять

вред другому лицу. Но есть два вида законов - частный и общий. Частным я

называю написанный закон, согласно которому люди живут в государстве, общим

- тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не написан.

Добровольно люди делают то, что они делают сознательно и без принуждения. Не

все то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все,

что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому что

человек никогда не находится в неведении относительно того, что он делает

намеренно. Мотивы же, под влиянием которых мы добровольно причиняем вред и

поступаем несправедливо, - это порок и невоздержанность: когда мы обладаем

одним или несколькими пороками, мы оказываемся несправедливыми именно по

отношению к объекту порока, например, корыстолюбивый по отношению к деньгам,

невоздержанный по отношению к телесным наслаждениям, изнеженный по отношению

ко всему тому, что способствует лени; трус по отношению к опасностям (потому

что трусы под влиянием страха покидают своих товарищей в минуты опасности),

честолюбец по отношению к почестям. Человек вспыльчивый поступает

несправедливо под влиянием гнева; человек, страстно любящий победу,

поступает так ради победы, человек мстительный - под влиянием мести, человек

неразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо,

человек бесстыдный - вследствие презрения к доброй славе. Подобным же

образом каждый из остальных людей оказывается несправедливым соответственно

своему пороку. Но все это ясно отчасти из того, что мы сказали о

добродетелях, отчасти из того, что мы скажем о страстях. Остается сказать,

ради чего, под влиянием какого настроения и по отношению к кому люди

поступают несправедливо. Итак, предварительно разберем вопрос, к чему

стремятся и чего избегают люди, принимаясь совершать несправедливости,

потому что очевидно, что обвинитель должен выяснить, какие именно и

насколько важные мотивы из тех, под влиянием которых люди поступают

несправедливо по отношению к своим ближним, были у противника, а

защищающийся - какие мотивы в данном случае отсутствовали.

Все люди делают одно произвольно, другое непроизвольно, а из того, что

они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое по необходимости;

из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению,

другое - согласно требованиям природы. Таким образом все, что совершается

ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы,

или по принуждению. А то, что делается людьми произвольно и причина чего

лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием

стремления, и при том одно под влиянием стремления разумного, другое

-неразумного. Хотение есть стремление к благу, потому что всякий испытывает

желание лишь в том случае, когда считает объект своего желания благом.

Стремления же неразумные - это гнев и страсть. Итак, все, что люди делают,

они делают по 7 причинам: случайно, согласно требованиям природы, по

принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти.

Бесполезно было бы присоединять сюда классификацию таких мотивов, как

возраст, положение и т. п., потому что если юношам свойственно быть

гневливыми или страстными, то они совершают несправедливые поступки не по

своей молодости, но под влиянием гнева и страсти. И не от богатства и

бедности люди поступают несправедливо. Случается, конечно, бедным,

вследствие их нужды, желать денег, а богатым, вследствие избытка средств,

желать наслаждений, в которых нет необходимости, но и эти люди будут

поступать известным образом не от богатства или бедности, но под влиянием

страсти. Равным образом люди справедливые и несправедливые и все те,

поступки которых объясняют их душевными качествами (s^Јiq), действуют под

влиянием тех же вышеуказанных мотивов - соображений рассудка или страсти,

причем одни руководствуются добрыми нравами или страстями, а другие -

нравами и страстями противоположного характера. Случается, конечно, что с

такими-то душевными качествами связаны такие-то последствия, а с другими -

другие: так у человека умеренного, именно вследствие его умеренности,

правильные мнения и желания относительно наслаждений, а у человека

невоздержанного относительно того же мнения -противоположные.

Вследствие этого следует оставить в стороне подобные классификации и

рассмотреть, какие следствия связаны обыкновенно с какими душевными

свойствами, потому что, если человек бел или черен, велик или мал, отсюда

нельзя еще выводить никаких заключений, если же, напротив, человек молод или

стар, справедлив или несправедлив, то это уже разница. То же можно сказать и

относительно всего того, что производит разницу в нравах людей, как

например, считает ли человек себя богатым или бедным, счастливым или

несчастливым. Но об этом мы будем говорить после, теперь же коснемся

остальных [ранее намеченных] вопросов. Случайным называется то, причина чего

неопределенна, что происходит не ради какой-нибудь определенной цели, и не

всегда, и не по большей части, и не в установленном порядке. Все это

очевидно из определения понятия случайности. Естественным мы называем то,

причина чего подчинена известному порядку и заключается в самой вещи, так

что эта вещь одинаковым образом случается или всегда, или по большей части.

Что же касается вещей противоестественных, то нет никакой нужды выяснять,

происходят ли подобные вещи сообразно с какими-нибудь законами природы, или

по какой-нибудь другой причине; может показаться, что причиной подобных

вещей бывает и случай.

Насильственным называется то, что делается нами самими, но вопреки

своему желанию и доводам рассудка. Привычным называется то, что люди делают

вследствие того, что часто это делали. По соображению [совершается] то, что

кажется нам полезным из перечисленных нами благ, или как цель, или как

средство, ведущее к цели, когда такая вещь делается ради приносимой ею

пользы, потому что иногда и люди невоздержанные делают полезные вещи, но не

для пользы, а ради удовольствия. Под влиянием раздражения и запальчивости

совершаются дела мести. Между местью и наказанием есть разница: наказание

производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, что утоляет его гнев.

Что такое гнев, это будет ясно из трактата о страстях. Под влиянием желания

делается все то, что кажется нам приятным; к числу вещей приятных относится

и то, с чем мы сжились и к чему привыкли, потому что люди в силу привычки с

удовольствием делают многое из того, что по своей природе не представляет

ничего приятного.

Таким образом, в результате всего сказанного мы получаем, что все то,

что люди делают сами собой, все это - или благо, или кажущееся благо, или

приятно, или кажется приятным. Но так как все то, что люди делают сами

собой, они делают добровольно, а недобровольно они поступают не сами по

себе, то все то, что люди делают добровольно, можно отнести к числу

действительных или кажущихся благ, к числу вещей действительно приятных или

кажущихся таковыми. К числу благ я отношу также избавление от

действительного или кажущегося зла, равно как и замену большего зла меньшим,

потому что подобные вещи в некотором отношении представляются желательными;

точно так же я причисляю к приятным вещам избавление от неприятного или от

чего-нибудь кажущегося неприятным, или замену более неприятного менее

неприятным. Итак, следует рассмотреть полезные и приятные вещи, - сколько их

и каковы они. О полезном мы говорили раньше, говоря о речах, носящих

характер совещательный; теперь поговорим о приятном. При этом достаточными

нужно считать те определения, которые относительно каждого данного предмета

не представляются ни слишком неопределенными, ни слишком мелочными.

 

ГЛАВА XI

 

Определение удовольствия - Различные категории приятного.

Определим удовольствие, как некоторое движение души и как быстрое и

ощутимое водворение ее в ее естественное состояние; неудовольствие же

определим, как нечто противоположное этому. Если же все подобное есть

удовольствие, то очевидно, что приятно и все то, что создает вышеуказанное

нами душевное состояние, а все то, что его уничтожает или создает душевное

состояние противоположного характера, все это неприятно. Отсюда необходимо

следует, что по большей части приятно водворение в своем природном

состоянии, и особенно в том случае, когда возвратит себе свою природу то,

что согласно с ней происходит. [Приятны и] привычки, потому что привычное

уже как бы получает значение природного, так как привычка несколько подобна

природе, понятие "часто" близко к понятию "всегда", природа же относится к

понятию "всегда", а привычка к понятию "часто". Приятно и то, что делается

не насильно, потому что насилие противно природе; на этом то основании все

необходимое тягостно, и справедливо говорится, что всяка необходимость по

своей природе тягостна". Неприятны также заботы, попечения и усилия; все это

принадлежит к числу вещей необходимых и вынужденных, если только люди к ним

не привыкли; в последнем случае привычка делает их приятными. Вещи, по

своему характеру противоположные вышеуказанным, приятны, поэтому к числу

вещей приятных относитс легкомыслие, бездействие, беззаботность, шутка и

сон, потому что ни одна из этих вещей не имеет ничего общего с

необходимостью. Приятно и все то, что составляет объект желания, потому что

желание есть стремление к удовольствию. Из желаний одни неразумны, другие

разумны; к числу неразумных я отношу те желания, которые люди испытывают

независимо от такого или другого мнения [о предмете желания], [сюда

принадлежат] желания, называемые естественными, каковы все желания,

создаваемые нашим телом, например, желание пищи, голод, жажда и стремление к

каждому отдельному роду пищи; сюда же относятся желания, связанные с

предметами вкуса, сладострастия, а также с предметами осязания, обоняния,

слуха и зрения.

Разумные желания те, которые являются под влиянием убеждения, потому

что мы жаждем увидеть и приобрести многие вещи, о которых мы слышали и [в

приятности которых] мы убеждены. Так как наслаждение заключается в

испытывании  известного впечатления, а представление есть некоторого рода

слабое ощущение, то всегда у человека, вспоминающего что-нибудь или

надеющегося на что-нибудь, есть некоторое представление о том, о чем он

вспоминает или на что надеется; если же это так, то очевидно, что для людей,

вспоминающих что-нибудь или надеющихся на что-нибудь, получается

удовольствие, так как в этом случае они испытывают известного рода ощущение.

Таким образом, все приятное необходимо будет заключаться или в ощущении

настоящего удовольствия, или в припоминании удовольствия прошедшего, или в

надежде на будущее удовольствие, потому что люди чувствуют настоящее,

вспоминают о свершившемся и надеются на будущее. Из того, что люди

припоминают, приятно не только то, что было приятно, когда было настоящим,

но и кое-что неприятное, если только то, что за ним последовало, было для

нас вполне приятно. Отсюда и говорится:

Приятно человеку, избегшему гибели, Вспоминать свои несчастия.

 И:

... О прошлых бедах вспоминает охотно Муж, испытавший их много и долго

бродивший на

свете.

Причина этому та, что приятно уже и самое отсутствие зла. А из того,

чего мы ожидаем, нам приятно то, с присутствием чего связано или сильное

удовольствие, или польза, и притом польза, не соединенная с горем. Вообще же

все то, присутствие чего приносит нам радость, доставляет нам обыкновенно

удовольствие и тогда, когда мы вспоминаем такую вещь или надеемся на нее;

поэтому приятно гневаться, как и Гомер сказал о гневе:

Он в зарождении сладостней тихо струящегося меду, потому что мы не

гневаемся на того, кого считаем недоступным нашей мести, и на людей более

могущественных, чем мы, мы или совсем не гневаемся, или гневаемся в меньшей

степени.

С большею частью желаний связано некоторое удовольствие: мы испытываем

его, или вспоминая, как наше желание было удовлетворено, или надеясь на его

удовлетворение в будущем; например, больные, мучимые жаждой в жару,

испытывают удовольствие, и вспоминая о том, как они утоляли свою жажду в

прошедшем, и надеясь утолить ее в будущем. Точно так же и влюбленные

испытывают наслаждение, беседуя устно или письменно с предметом своей любви,

или каким бы то ни было другим образом занимаясь им, потому что, живя

воспоминанием во всех подобных состояниях, они как бы на самом деле ощущают

присутствие любимого человека. И для всех людей любовь начинается тем, что

они не только получают удовольствие от присутствия любимого человека, но и в

его отсутствии испытывают наслаждение, вспоминая его, и у них является

досада на его отсутствие. И в горестях и в слезах есть также известного рода

наслаждение: горечь является вследствие отсутствия любимого человека, но в

припоминании и некоторого рода лицезрении его, - что он делал и каков он

был, -заключается наслаждение, поэтому справедливо говорит поэт:

Так говорил и во всех возбудил он желание плакать.

Приятна также месть, потому что приятно достигнуть того, не достигнуть

чего тяжело. Гневаясь, люди безмерно печалятся, не имея возможности

отомстить, и, напротив, испытывают удовольствие, надеясь отомстить. Приятно


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!