ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости. 5 страница



частей, которое употреблял Эпихарм, и по тем же причинам как разъединение

их, потому что сопоставление частей придает целому вид сильного

превосходства, и потому что тогда целое кажется началом и причиной великих

вещей. Так как лучше то, что труднее и что представляет большую редкость, то

указания на обстоятельства, возраст, место, время и силы могут увеличивать

значение вещи, потому что если она была совершена вопреки силам и возрасту,

вопреки тому, что совершают подобные нам, и если она была совершена именно

там-то или тогда-то, - то она в таком случае получает вид вещей,

значительных по красоте, полезности или справедливости, или же вещей им

противоположных, откуда и эпиграмма в честь одного победителя на Олимпийских

играх:

Некогда я, с изогнутым коромыслом па плечах, Носил рыбу из Аргоса в

Тегею. Отсюда и Ификрат восхвалял себя, говоря: "вот с чего я начал". И

полученное от природы лучше, чем приобретенное извне, потому что первое

труднее; поэтому то и поэт говорит:

Я самоучка.

И самая большая часть чего-нибудь большего имеет наибольшее значение;

так Перикл в своей надгробной речи сказал, что потеря юношества имеет для

отечества такое же значение, как если бы из года исчезла весна. Лучше также

то, что оказывает помощь в большей нужде, например, в старости и болезнях. И

из двух благ ценнее то, которое ближе к цели, а также то, которое хорошо и

для меня, и вообще, и возможное выше невозможного, потому что первое имеет

значение для человека, а второе нет. Лучше то, что бывает в конце жизни, ибо

то, что бывает под конец, в большей степени обладает свойствами цели. И то,

что относится к области истины, лучше того, что делается для славы, а к

области делаемого для славы относится то, чего никто бы не предпринял, зная,

что это останется тайной. Лучше также и то, чем люди желают быть, а не

казаться, потому что все такое заключает в себе более истины.

Поэтому-то, по мнению некоторых, справедливость имеет мало значения,

потому что-де лучше казаться таким или иным, чем быть, чего, однако, нельзя

сказать о здоровье. Более ценности имеет и то, что во многих отношениях

оказывается более полезным, например, помогает нам жить, быть счастливыми,

пользоваться удовольствиями и делать добро, поэтому-то богатство и здоровье

считаются величайшими благами: ведь они обусловливают собой все эти блага. И

то, что влечет за собой меньше горя и что связано с удовольствием, лучше,

потому что такая вещь заключает в себе больше, чем одно благо, так как и

удовольствие - благо, и отсутствие печали - также благо. И из двух благ

больше то, которое, будучи сложено с той же величиной [как и другое]

образует в результате большее целое. И то, присутствие чего заметно, лучше

того, присутствие чего незаметно, потому что первое ближе к истине;

поэтому-то, пожалуй, лучше быть, чем казаться богатым. Ценнее также и то,

что пользуется любовью, и один и тот же предмет дороже для того, у кого этот

предмет только один, чем для того, у кого таких предметов много. Поэтому-то

не одинаковое наказание постигает того, кто лишит глаза человека

одноглазого, и того, кто сделает это с человеком, обладающим обоими глазами,

потому что в первом случае у человека отнят особенно дорогой для него орган.

Итак, мы приблизительно сказали, откуда нужно черпать способы убеждения,

когда приходится склонять или отклонять кого-нибудь.

 

ГЛАВА VIII

 

Совещательный оратор должен знать различные формы правления. - Четыре

формы правления: демократия, олигархия, аристократия, монархия. - Цель

каждой формы правления. - Совещательный оратор должен знать нравы каждой из

форм правления.

Самое же главное и наиболее подходящее средство для того, чтобы быть в

состоянии убеждать и давать хорошие советы, заключается в понимании всех

форм, правления, обычаев и законов каждой из них, а также в определении

того, что для каждой из них полезно, потому что все руководятся полезным,

полезно же то, что поддерживает государственное устройство. Решающее

значение имеет выражение воли верховной власти, а виды верховной власти

различаются согласно видам государственного устройства: сколько есть форм

правления, столько и видов верховной власти. Форм правления четыре:

демократия, олигархия, аристократия и монархия, так что верховная власть и

власть судебная принадлежит или всем членам государства, или части их.

Демократия есть такая форма правления, где должности занимаются по жребию,

олигархия - где это делается сообразно имуществу граждан, аристократия - где

это делается сообразно образованию граждан. Под образованием я разумею здесь

образование, установленное законом, потому что люди, не выходящие из

пределов законности, в аристократии пользуются властью, они кажутся лучшими

из граждан, откуда получила название и самая форма правления. Монархия, как

показывает самое название ее, есть такая форма правления, в которой один

властвует над всеми. Из монархий одни, подчиненные известного рода порядку,

представляют собой монархию [в настоящем смысле слова], а другие,

извращенные, представляют собой тиранию.

Не должно упускать из виду цель каждой из форм правления, потому что

люди всегда избирают то, что ведет в цели. Цель демократии -свобода,

олигархии - богатство, аристократии - воспитание и законность, тирании -

защита. Очевидно, что если люди принимают решения, имел в виду цель

государства, то следует разобрать обычаи и законы каждой из форм правления и

то, что для каждой из них полезно, -разобрать все это, как имеющее отношение

к цели каждого из видов государственного устройства. Но так как можно

убеждать не только посредством речи, наполненной доказательствами, но еще и

этическим способом, - ведь мы верим оратору, потому что он кажется нам

человеком известного склада, то есть, если он кажется нам человеком честным

или благомыслящим, или тем и другим вместе, - ввиду всего этого нам

следовало бы обладать знанием нравов каждой из форм правления, потому что

нравственные качества каждой из них представляются для каждой из них

наиболее значимыми. Это достигается теми же самыми средствами, потому что

нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями, а намерение

имеет отношение к цели. Итак, мы сказали, насколько это было здесь уместно,

к чему, уговаривая, мы должны стремиться, имея в виду будущее или настоящее,

и откуда должны черпать способы убеждения, касающиеся полезного, а также

нравов и законов каждой из форм правления, и о том, какими способами и каким

образом мы можем облегчить себе [разрешение] этих вопросов. Точнее об этом

изложено в нашей "Политике".

 

ГЛАВА IX

 

Объекты эпидиктической речи. - Определение прекрасного. - Определение

добродетели, части добродетели, величайшей добродетели; определение

различных добродетелей. - Перечисление вещей прекрасных - Похвала Енкомий -

Макарюрбс; и Јu5ci|jovio|j6(;. - Отношение похвалы к совету. - Усиливающие

обстоятельства, сравнения и преувеличения пригодны для эпидиктической речи;

для совещательной пригодны примеры, для судебной энтимемы. Вслед за этим

поговорим о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, потому что эти

понятия являются объектами для человека, произносящего хвалу или хулу.

Говоря об этом, мы вместе с тем выясним, в силу чего о нас может составиться

понятие, как о людях известного нравственного характера, в чем [как мы

сказали] заключается другой способ внушать доверие, потому что одним и тем

же путем мы можем сделать и себя и других людьми, внушающими к себе доверие

в нравственном отношении.

Так как нам часто случается - серьезно или несерьезно - хвалить не

только человека или бога, но и неодушевленные предметы, и первое встречное

животное, то следует и по отношению к этому пункту разобрать таким же

образом основные положения, потому коснемся и этого вопроса, на сколько это

нужно для примера.

Прекрасное - то, что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще

похвалы, или что, будучи благом, приятно, потому что оно благо. Если таково

содержание понятия прекрасного, то добродетель необходимо есть прекрасное,

потому что, будучи благом, она еще заслуживает похвалы. Добродетель, как

кажется, есть возможность приобретать блага и сохранять их, и, вместе с тем,

возможность делать благодеяния [другим] во многих важных случаях и всем

вообще во всевозможных случаях. Части добродетели составляют справедливость,

мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость,

рассудительность, мудрость. Раз добродетель есть способность оказывать

благодеяния, величайшими из добродетелей необходимо будут те, которые

наиболее полезны для других. Вследствие этого наибольшим почетом пользуются

люди справедливые и мужественные, потому что мужество приносит пользу людям

во время войны, а справедливость и в мирное время. Затем следует

бескорыстие, потому что бескорыстные люди легко отказываются от денег и не

затевают споров из-за них, а они составляют главный предмет стремлений для

других. Справедливость - така добродетель, в силу которой каждый владеет

тем, что ему принадлежит, и так, как повелевает закон, а несправедливость -

такое качество, в силу которого человек владеет тем, что ему не принадлежит,

и не так, как повелевает закон. Мужество - добродетель, в силу которой люди

в опасностях совершают прекрасные дела, руководствуясь законом и повинуясь

ему; трусость же - качество противоположное. Умеренность - добродетель, в

силу которой люди так относятся к физическим наслаждениям, как повелевает

закон; невоздержанность - противоположное этому качество. Бескорыстие

заключается в оказывании денежных одолжений, скупость - качество

противоположное. Великодушие - добродетель, побуждающая к совершению великих

благодеяний, малодушие - качество противоположное. Щедрость - добродетель,

побуждающая к крупным издержкам, малодушие же и скряжничество - качества

противоположные. Рассудительность есть интеллектуальная добродетель, в силу

которой люди в состоянии здраво судить о значении перечисленных выше благ и

зол для блаженства.

Итак, для настоящего случая мы достаточно сказали о добродетели и

пороке вообще и о составных частях этих понятий; отсюда уже нетрудно вывести

заключение относительно других пунктов, так как очевидно, что как то, что

производит добродетель, необходимо должно быть прекрасно, как имеющее

отношение к добродетели, так и все, производимое ею; таковы признаки и дела

добродетели. Если же признаки добродетели и то, что однородно с ними (а

таковы поступки и страдательные состояния нравственно хорошего человека),

прекрасны, то отсюда необходимо следует, что все то, что представляется

делом или признаком мужества, или что было мужественно совершено, - все это

прекрасно точно так же, как прекрасно все справедливое и справедливо -

совершенное; что же касается страдательных состояний [носящих характер

справедливости], то о них этого нельзя сказать, так как только в одной этой

добродетели не всегда прекрасно все справедливое, например, в деле наказания

позорнее быть справедливо наказанным, чем понести наказание напрасно;

относительно других добродетелей [можно сказать] то же самое. Прекрасно и

все то, возмездием за что служат призы и с чем сопряжено более почета, чем

денег. И из поступков [подлежащих выбору] прекрасны те, которые человек

совершает, имея в виду нечто желательное, но не для себя самого, прекрасны

также и безотносительно хорошие поступки, которые кто-либо совершил для

пользы отечества, презрев свою собственную выгоду, точно так же, как

прекрасно все то, что хорошо по своей природе, и что хорошо, но не именно

для данного человека, потому что такие вещи делаются ради самого себя.

Прекрасно и все то, что скорее может относиться к человеку умершему, чем к

живому, потому что то, что делается для человека, находящегося в живых,

сопряжено с эгоистическим интересом делающего. Прекрасны также те поступки,

которые совершаются ради других, потому что такие поступки носят на себе

меньший отпечаток эгоизма. Прекрасно и то благоденствие, которое имеет в

виду других, а не самого себя, а также то, которое касается наших

благодетелей, потому что это согласно с справедливостью. Прекрасны также

благодеяния, потому что они относятся не к самому человеку [их

совершающему]. Прекрасно и противоположное тому, чего люди стыдятся, потому

что они испытывают стыд в том случае, если говорят, или делают, или

намереваются сделать что-нибудь постыдное; в этом смысле выразилась в стихах

Сафо по поводу слов Алкея: "Я желаю сказать нечто, но меня удерживает стыд".

"Если бы ты желал чего-нибудь благородного или прекрасного, и если бы твой

язык не намеревался  высказать ничего дурного, то стыд не заволакивал бы

твоих глаз, ты говорил бы о справедливом".

Прекрасно также то, из-за чего люди хлопочут, не будучи побуждаемы

страхом, потому что они поступают так в вещах, ведущих к славе. Прекраснее

добродетели и деяния лиц лучших по своей природе, так, например, добродетели

мужчин выше, чем добродетели женщин. Точно так же прекраснее добродетели, от

которых получается больше пользы для других людей, чем для нас самих;

поэтому-то так прекрасно все справедливое и сама справедливость. Прекрасно

также мстить врагам и не примиряться с ними, так как справедливо воздавать

равным за равное, а то, что справедливо, прекрасно, и так как мужественному

человеку свойственно не допускать побед над собой. И победа, и почет

принадлежат к числу прекрасных вещей, потому что как то, так и другое

желательно, даже если и не соединено ни с какой материальной выгодой, и так

как обе эти вещи служат признаком выдающихся достоинств. Прекрасно и все

памятное, и чем вещь памятнее, тем она прекраснее. И то, что нас переживает

и с чем соединен почет и что имеет характер чрезвычайного [- все это

прекрасно]. Прекраснее то, что есть только в одном человеке, потому что

такие вещи возбуждают больше внимания. Прекраснее также собственность, не

приносящая дохода, как более соответствующая достоинству свободного

человека. И то, что считается прекрасным у отдельных народов и что служит у

них признаком чего-либо почетного, так же прекрасно, как, например,

считается прекрасным в Лакедемоне носить длинные волосы, ибо это служит

признаком свободного человека, и не легко человеку, носящему длинные волосы,

исполнять какую-либо рабскую работу. Прекрасно также не заниматься никаким

низким ремеслом, так как свободному человеку не свойственно жить в

зависимости от других. [При этом] нужно принимать качества близкие к данным

за тождественные с ними как при одобрении, так и при порицании, так,

например, человека осторожного нужно принимать за холодного и коварного,

человека простоватого за доброго, а человека с тупой чувствительностью за

кроткого, и каждое из свойств нужно истолковывать в наилучшую сторону, так,

например, человека гневливого и необузданного [должно считать] человеком

бесхитростным, человека своенравного - полным величавости и достоинства, и

вообще людей, обладающих крайнею степенью какого-нибудь качества [должно

принимать] за людей, обладающих добродетелями, например, человека

безрассудно смелого за мужественного, а расточительного за щедрого, так как

такое впечатление получится у толпы. Вместе с тем здесь можно построить

паралогизм из причины: в самом деле, если человек кидается в опасность там,

где в этом нет необходимости, то, по всей вероятности, он с гораздо большей

готовностью сделает это там, где этого требует долг. И если человек щедр ко

всем встречным, он будет таковым и по отношению к своим друзьям, потому что

благодетельствовать всем и означает крайнюю степень добродетели. При этом

нужно обращать внимание и на то, среди кого произносится похвала, потому

что, по выражению Сократа, не трудно восхвалять афинян среди афинян же.

Следует усвоить [восхваляемому лицу] то свойство, которое ценится у данного

класса людей, например, у скифов, или у лаконцев, или у философов. Вообще

понятие почетного следует возводить к понятию прекрасного, потому что эти

понятия кажутся близкими одно другому. [Следует хвалить] и то, что является

соответствующим и приличным, например, то, что достойно славы предков и

деяний, ранее нами совершенных, потому что прибавить себе славы -счастье и

прекрасно. Прекрасно и то, что случается несогласно с нашими ожиданиями в

лучшем и более прекрасном смысле, например, если кто-нибудь в счастье был

умерен, а в несчастье стал великодушен, или если кто-нибудь, по мере своего

возвышения, становится все лучше и доступнее. В таком роде и слова Ификрата:

"Из чего и к чему я пришел?", а также слова победителя на Олимпийских играх:

"Некогда я, с изогнутым коромыслом на плечах".. Отсюда и стих Симонида:

"Будучи дочерью, женой и сестрой тиранов"? Так как человеку воздается

похвала за его дела и так как нравственно хорошему человеку свойственно

действовать  согласно заранее принятому намерению, то должно стараться

показать, что человек [которого мы хвалим] действует согласно заранее

принятому намерению. Хорошо также казаться человеком, часто действовавшим

так; поэтому случайности и нечаянности следует считать за нечто, входившее в

наше намерение, и если можно привести много подобных случаев, они покажутся

признаком добродетели и намеренных поступков. Похвала есть способ изъяснять

величие добродетели какого-нибудь человека; следовательно, нужно показать,

что деяния этого человека носят характер добродетели. Енкомий же относится к

самим делам (другие же обстоятельства внешнего характера, например,

благородство происхождения и воспитание служат поводом, так как естественно,

что от хороших предков происходят хорошие потомки, и что человек воспитанный

именно так, будет именно таким). Потому то мы и прославляем в енкомиях

людей, совершивших что-нибудь, деяния же служат признаком известного

нравственного характера; ведь мы могли бы хвалить и человека, который не

совершил таких деяний, если бы были уверены, что он способен их совершить.

То, что называется макарюмос; (прославление счастья) и Јu6ai|jovio|j6q

(прославление блаженства) тождественны между собой, но не тождественны с


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!