Логистика философии Ландшафта



Четвертый вопрос, который стоит прояснить. Каковы блоки философского знания. В принципе, с самого начала все было ясно и так. Разнообразнейшие «вариации» разновидностей философии вполне полноценно прояснены Секстом Эмпириком в книге «Против ученых» в книгах VII-VII Две книги против логиков. Книга первая [Вступление (О частях философии)] (Секст Эмпирик Сочинения в двух томах. Том1. М.,1976)

Для начала повторюсь, философия не наука, но и не антинаука. Это иная сфера деятельности. И философских наук нет. А потому докторов философских наук нет. Это просто доктора несуществующих наук, т.е. просто - аферисты и мошенники. В Европе правильно принято обозначение деятельности преподавателя философии - это доктор философии, без всякой глупой приставки - «наук».

Философия строится по совершенно иным принципам. Тут иная «поэтика». Погружаясь все более и более в «тайные подвалы» философской мысли, ощущаю, что там столько тайн. Философия, фактически, еще только начинается. Cуществует философская логика построения своего знания, и она не «диалектическая». Она сложнее. Под эту логику и выстраивается логистика философского знания. Не логика триадических ритмов Гегеля, а логика "золотых сечений" изгибов мысли и бытия, суть которых непонятна и мне. Да и другим. Пока…

Многие, если не большинство, смотрят на мой блок философского знания. Думают, что это за "старьё"? Все привыкли к какой-то беллетристической «каше». А тут какой-то XVII век. Да, нет. Это традиционный блок философского знания, который функционирует уже 2 500 лет. А вот современная так называемая философия – это есть именно «каша»..

В течение последующих после ХVII века философы все стремились превратить философию в науку.. В этом-то ошибка.. Да, она, "как король Лир", раздала свои области знания. Действительно, почти все превратилось в автономные области именно научного знания. И психология, и физика, и социология со всем комплексом общественных наук. Но вот в чем тонкость.

Еще раз повторяю - философия не является наукой. Никогда ею не была. Никогда. Философия - это мировоззрение. Она старается, используя в том числе, в первую очередь, науку; дать более-менее цельное мировоззрение, отражающее "дух эпохи". В это мировоззрение органично включены эстетические, этические, политические и ценностные ориентации. Естественно, в это входит и прояснение вопросов: как мы понимаем мир, что есть мир, что есть культура человечества. Прояснение этих вопросов традиционно для философии с самого начала становления философии, что выражается в традиционных сферах философского знания, к примеру,- эпистемология, онтология и социальная философия.. Теперь об этих блоках моей "философии Ландшафта", "отдающих" сей "традиционной древностью". Лично я этой "традиционной древностью и ветхостью" горжусь. Вот какова логистика моей философии, которая воспроизводит, собственно, традиционную логистику философии. С самых древних времен.

1.Это блок "канона философии" (метафилософия). Здесь дано самосознание самой сути философской деятельности. Аналогом размышлений в этом блоке можно назвать "Что такое философия" Делёза и Гваттари. Или же, что значительно лучше: "Трех бесед о современном значении философии" П.Л. Лаврова. Показ того, что философия не является наукой, потому и употребляет совершенно иной "строй текста", выстраивание текста не по принципам логики и пропозиций, а по своеобразной "философской логике"- противоречивой (или как говорили марксисты - "диалектической") с такой "эстетикой незавершенности" (что свойственно эстетике буддизма, к примеру). Не только по принципам "диалектической" логики, но больше по диатропической логике разнообразий. Философия употребляет не понятия, она употребляет "концепты-кончетто". Это совершенно иной тип понятий, если это можно так назвать. Такой своеобразно-мифопоэтический тип мысли. Здесь играет роль социокультурная, политическая актуальность, заметнось, «броскость», часто оргинальность в качестве критерия и доказательства истинности того или иного положения философии.

Более того, философия-это не пустое теоретизирование, это реальная культурно-социальная практика и критика культуры, часто выражающаяся в конкретной социально-политической критике. И именно цельное мировоззрение необходимо для создания базиса этой реальной практики и критики..Т.е. завершающий "аккорд" философии - это создание идеологии.. Все это не уникально, это проявлено особо во французском типе философствования (так пошло со времен Вольтера). "Носитель" философского знания - это принципиально - идиот.. И задачи у нее своеобразные, что выражено хорошо, в частности у П.Л.Лаврова: «Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, вопло­щение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, вся­кое пони­мание всего сущего как единого в нашу деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия. Довольно сблизить эти выражения, чтобы в них прочесть отдельные термины одного понятия, отдельные при­знаки одной деятельности.

Философия есть понимание всего сущего как единого и воплощение этого понимания в художественный образ и в нравственное действие. Она есть процесс отождествле­ния мысли, образа и действия» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные про­изведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. с.571).

2. Блок "Феноменология". В моем варианте - это анализ сознания и познания. Можно сказать, что это предмет психологии. В принципе, да. Такое «поползновение» уже делали представители психологического направления в позитивизме» в начале ХХ века. Вполне успешно. Но вся суть в том, что сознание-это социокультурный (лучше, как у Н.И. Кареева,- культурно -социальный) феномен более, чем психологический.. Психологические моменты действительно изучает наука- психология. А вот социокультурный момент, который является определяющим в тех или иных базовых векторах пространства (ландшафта) сознания - это дело сугубо философское. Сами формы сознания формирует социальная жизнь, типы и организация социальных институтов и тип экономической деятельности. Более того, она эту "метрику" пространства сознания той или иной эпохи не только отражает, но и формирует... ("новое мышление" и т.п.) Да, собственно, это и отразил в своих идеях Э. Гуссерль, отправляясь в своих размышлениях именно от критики "психологизма", популярного в те времена. К сожалению, он совершенно того, что я написал выше, не понял. Хотя это было довольно четко освещено к известной концепции марксизма.

Феноменология не только изучает реальный тип функционирования системы отношений "человек-мир". Если хотите, употреблять терминологию одного философа ХХ века, болезненно популярного,- систему экзистенциалов «Dasein», а проще и понятнее систему взаимоотношений человека и мира, форм соприсутствия этих двух элементов. Феноменология сама задает и "изобретает" эту систему отношений, задавая новую моду и норму (эти две разновидности традиции) понимания.. Мода или норма понимания иногда, приобретая устойчивый вид и способность трансляции в хронотопе культурного Ландшафта, формируются в новые разновидности "априори".. Эта полифония "априори" и создает голограммы понимания современного человека.. Человек имеет, конечно, те базовые биологические "априори" (см. К.Лоренц), но они крайне недостаточны для понимания, а для дальнейшего движения человеческой цивилизации, совершенно даже бесполезны. Они уже не позволяют и даже мешают для новых "бросков мысли" Эпикура..Это анализируется в эврологии в моей «Философии Ландшафта». Эврологии - как науки о творчестве. Прежняя эпистемология в входит в эврологию типа того, как ньютоновская физика входит в современную физику..

В этом блоке рассматривается новая феноменология. Так сказать, 3D феноменология. Суть состоит в том, что стимулируется "психотренировка" на полифоничное и голографическое понимание мира. Полифоничного понимания, которое формируется на базе набора реперных точек (точек зрения под разными углами умо-зрения), нахождение этих реперных точек обусловлено набором тех или иных "возвышенностей" в ментальном Ландшафте эпохи..
Уделяется внимание теории "шахматного мышления". Удивительно, шахматы существуют почти с самого древних времен. Они привлекают людей, считаются уникальной игрой, которая адекватна реальному процессу мышления человека. Но, почему-то, это явление не осмысляется философией. Приняты какие-то убогие схемы однолинейного мышления. Какие-то философские теории, когда реально существует сия "философия мышления" в виде шахматного мышления". 

Этот феномен пробовал анализировать знаменитый шахматист Ботвинник. Но это так и затихло. Видно, просто время не пришло. Во многом, шахматное мышление, как мышление пространственное, как оперирование пространственными объектами в условиях сетевых многообразий,- родственно мышлению субъекта-перипатетика. Родственно его географическому стилю мысли. Это географическое мышление своеобразно еще своей эстетичностью (почитайте научные отчеты географических экспедиций и исследований природных Ландшафтов). Как и шахматное, к слову. Я называю это "хорологичеким мышлением". Таково мышление любого человека, оно было всегда. Просто сей факт не находил отражения во всяких "теориях". Мышление охотника, да и любого человека, бродящего по «джунглям цивилизации» в поисках работы и любви, "хорологично". Он мыслит путями и тропами своих охотничьих "угодий", везде у него "уликовые" метки в ментальной карте пищевой зоны племени. И это мышление - полное и адекватное описание любого процесса научного поиска или культурного творчества. Мышление землепашца такое же. Но оно более формалистично, догматично. Он мыслит своими полями и их разнообразиями злаковых культур. Местами их хранения и обмена. Очень типично для ученого, который более склонен к систематизации и рационализации. Так и формировалась мысль, такой она и осталась. Мышление воина расчерчено местами удобных засад и обусловлено тактикой и стратегией проведения сражений. Интересно эта модель очень органично вписывается в типологию ведения интеллектуальных полемики в период научных дискуссий. Все это отражено в моей феноменологии. И рассматривают истоки мышления. У Бюхера была отличная работа "Работа и ритм", где корни музыки и мышления ищутся и находятся довольно успешно в типах хозяйственной и иной деятельности. Мышление - культурно-социальное явление, это не дело психологии. Тут полностью за марксизм. Абсолютно.. Но можно и не за марксизм. Можно, с таким же успехом и за Э.Дюркгейма. Сознание - это явление, которое меняется. Постоянные константы есть, но они не играют руководящего значения. Хотя психология тоже исследует отдельные аспекты, именно на предмет биологических констант сего процесса.

3. Блок "Онтология". Да, тут сразу пойдут нарекания. Ведь этим занимаются конкретные науки, зачем тут еще философия? Она давно уже отказалась от этих "натурфилософских измышлений". Не следует забывать, что, как было сказано, философия не наука. И на роль науки не претендует. Именно эта неправомерная претензия философии на науку привело её к смешной ситуации навязывания своих идей науке.

Но, тут три момента. Во-первых, каждая наука реальных объектов не изучает, она изучает идеальные объекты. оперирует идеальными объектами - типа "физическое тело" или "вещество", потому всегда имеется потребность какого-то синтеза всех этих идеальных объектов в реальный объект.. При этом , конечно он теряет способность для научного осмысления. Ибо поддаются научному объяснению только идеальные объекты, которые формируются на базе выделения серии тех или иных существенных свойств реальных объектов.. Тем не менее, создание мировоззренческой концепции на базе именно философского дискурса (такого даже иногда мифопоэтического) нужно. Ибо это единое мировидение, полезно для самой науки, особо в сфере междисциплинарных исследования, где именно обычно и наблюдаются "прорывы" в познании.

Во-вторых,- существует такая "штука",- это междисциплинарная парадигма или научно-исследовательская программа". Она определяет и строение научного знания и форму познания и понимания мира.. Не буду вдаваться в эти дела. Они достаточно исследованы. В XVII-XVIII веке это был механицизм, c конца XVIII века получил распространение органицизм. Все эти научно-исследовательские программы инициировали новые отрасли науки, тип и форму миропонимания.. Сейчас сформировалась новая - синергетическая парадигма , которая развернулась в новые серии научно-исследовательских программ во всех отраслях знания.. Сама же синергетика (а до этого -"теория систем") с её научно-исследовательской программой "провисла" в блоке знания.. Она где-то "витает" между философией и наукой.. Насущно давно её определить законное место в философии. на место онтологии, как ранее назвали "философии природы". И это действительно, «философия природы", а не наука.

Ну, в-третьих, - а просто эвристическая роль онтологии важна. Ибо она обеспечивает реальную и важнейшую роль философии. Это просвещение и образование молодежи и широкой публики. Потому совершенно правильно подмечали Аристотель и Гегель, да почти все философы - философия важна для обучения молодежи. Да и для зрелого человека не мешало, ибо знания формируют адекватное поведение в этом мире. Даже для занятия конкретными делами, что делает обычный взрослый человек.

4. Третий блок "культурология". Ну, тут, прежде всего, мы сталкиваемся с дуализмом: культурология и социология. Этот спор давнишний. Вопрос о демаркации был поднят еще А. Кребером и Т. Парсонсом. Типа того, что культурология занимается анализом базовых паттернов (культуркодов) культуры человечества, более в сторону этнографии; а вот социология - социальными институтами.. Но вот вопрос - социальный институт сам по себе есть паттерн культуры и не может быть отделен от культуркодов, на базе которых он формируется и приобретает способность к репродукции.. Тут еще виден интересный момент. Социология давно уже ушла от своей метафизической "подстилки", свойственной социологии XIX-XX веков. Она все более-более превращается в практику и теорию социологических опросов и сугубо научного анализа этих опросов. Если, конечно, не смотреть на деятельность разных социологических "фирм", которые за определенную плату, выдают результаты опросов какие пожелает заказчик.. Во многом, она действительно превращается в науку, если не в технологию лжи...

А вот с культурологией проблемы.. Она, вроде, ближе к этнографии. Но вот, как раз этнография-то наука. Культурология - иное. Вот так она и "блуждает" как и синергетика в массиве знания. Тут ещё и прибавляется пересечение культурологии с историей. Культурология выступает как философия истории. А так и есть. Именно философия. Т.е её "святое место"- это место прежней социальной философии, которая была естественным и крайне важным блоком философского знания у всех философов без исключения.. В марксизме это место занимал "исторический материализм", сейчас, вроде называют "социальная философия". Но давно пора упорядочить сию область философского знания, где занимаются одним и тем же: социальная философия, философская антропология и т.п. Потому место в этом блоке у меня однозначно и четко занимает культурология...Там можно остальное "философское" о человеке рассматривать как частное ответвление этой базовой области философии - культурологии..

5. И завершающая пятая часть моей «пентаграммы». Это идеология. Все перипетии "феноменологии философского духа" заканчиваются тут. Сама философия Гегеля, к примеру, не исключение. Он это не скрывает в своей «Философии истории». Типичная апология пруссачества.

Вся "тайна" философии в том, что, она рождается как отражение духа эпохи в комплексе присущих этой эпохе умонастроений, политических движений, исторических событий.. Она уже потом, проведя все это "через горнило" философского осмысления всех многообразных проявлений эпохи в "уединении", возвращается к "миру". Многие удивляются, почему Платон мотался со своими "проектами" социального устройства к сицилийским тиранам. Навязчиво и настойчиво. А все дело в том, что он прекрасно сознавал истоки своих философских идей и конкретную их цель. А цель любого настоящего философского знания - это формирование мировоззрения, задающего, естественно целевые направления своей "картиной мира"; это, построенная на базе этого мировоззрения стратегия и тактика образования; это и формирование ценностных нравственных, политических ориентиров, какая-то утопия построения идеального общества. Это типично абсолютно для всех философем: Платона ли, Плотина ли, Гоббса, Локка и т.п. Сама установка на рационализм у Декарта-это идеология, хотя он мало уделял внимания социальному.. Собственно, потому философия Декарта и получила развития, ибо его установка стала реальной культурно-социальной практикой во всех областях культуры.. К слову, не видать кафедры Гегелю, если бы в основе всех его идей подспудно не лежала идея "прусского государства"- как верха божественного творения.. Даже многие, особо сейчас, любители болтать о нейтральности философии, о её аполитичности. Но вот эта уже позиция "аполитичности" и есть политическая позиция, и идеология. Такая идеология мещанства, "премудрого пискаря". Это прекрасно описал в своих творениях Салтыков-Щедрин, которого можно с полным правом назвать социологом российской жизни, а не только сатириком-писателем. Это «нейтральность» есть фактически дозволение для других обделывать грязные дела типа обворовывания и развала своей страны, молчаливого согласия на расползание фашизма или мракобесия. Реальный анализ культурно-социальной ситуации, в которой рождались подобные философемы, явственно говорит об этом. Но это не говорит о том, что в этих философемах не отражались определенные интересные моменты знания и культуры, под интересным углом или "точкой зрения" (реперной точкой понимания)..Попахивает "марксизмами".. А кто сказал, что марксизм это плохо?? Половина интеллектуального мира Земли так не считает.....

Далее, философия Ландшафта - это геофилософия. Но не только. Она еще и дает идеологию и вектор входа человека в космос. Т.е. это геокосмосософия.

Как известно, сей термин "геофилософия" в философии стал популярен у постмодернистов. Он фигурировал в работе Делёза и Гваттари "Что такое философия" (1991). Так называемые постмодернисты «накидали» множество разных идей, но совершенно не развили, а большинство идей вообще извратили.. Нет развернуть свой концепт "геофилософия" в какую-то серьезную философию Земли, что можно именно перевести как Философию Ландшафта с некоторых языков.. А они ограничились обычной болтовней в русле постмодернистского дискурса с обращением в качестве авторитетов к разным необразованным "пустобрехам" типа нациста Хайдеггера.. Реально же геофилософия несколько иное, чем это выражено у этих "пусто..модернистов". Геофилософия (или философия Ландшафта, точнее) - это новая идеология, сочетающая мифопоэтический дискурс (типичный для философии - светской формы религии) с серьёзным анализом проблем, с включением новейших достижений человеческой мысли, с культурной практикой, так как ибо настоящая философия - это реальная социокультурное и социально-политическое действие, а не пустая болтовня. Этой болтовней пусть кафедральный "философствующий планктон" занимается..

Далее. Есть три главнейшие функции философии. Это мировоззренческая, просветительская и идеологическая. Без этих функций философия не существует, и не будет существовать. Именно утрата многими направлениями философии ХХ этих функций приводит её к ситуации "смерти философии". Вернее, смерти этих философских направлений, но не самой философии.

Как было сказано ранее:

1. В сфере собственно самосознания философии, её роли и задач в культуре, специфических черт философского дискурса - это утверждение о том, что философия всегда была и будет отражением той эпохи, того мира в котором она рождается.. Ибо философия-это реальная социокультурная практика, рождаемая насущными человеческими проблемами.. Это именно философия территории, той территории, в которой она рождена. И это "калька" этой территории, её проблем. "Философия-это эпоха, схваченная в мысли" (Г.Гегель). А это идеология.

2. В сфере феноменологии - это утверждение о пространственной, гео-метрической сути сознания.. Мышление всегда было хорологично. Это мышление образами и объектами. Это мышление пейзажно. Сознание-это, по сути, "калька" (пейзаж, нарисованный художниками мысли) мира с такой же топологией, как и мир. Просто иная топология сознания с системой сверток в сингулярность. Это объемное мышление, мышление в разнообразных регистрах возможных миров фантазии, это иной тип мышления, который предполагает и иное социальное действие, реальную социальную борьбу. Тип такой мысли - это такой же автомат Калашникова, который держит под обстрелом весь этот прогнивший мир, пуская иногда очереди смертельных пуль-мыслей. Мысль философа Ландшафта - это в самой либеральной форме беспокоящий овод Сократа

3. В сфере онтологии, как было сказано - это утверждение о наличии в реальности не просто идеальных объектов разных наук, наука оперирует именно такими. А существование реальных процессов упорядоченного хаоса в системах фрактальной топологии. Здесь я настаиваю на возрождении законного места и традиционного содержания онтологии в системе философского знания. Да они и сейчас существует в виде междисциплинарного знания в форме синергетики. Просто надо узаконить. И совершенно не исключать из философии.. Ибо настоящий философ-это геофилософ. Это гео-метр: "измеритель земли" и всего того, что на этой земле имеется. Оценщик и критик "геоналичности". А проще - философ Земли или лучше - философ Ландшафта.. Не просто философ, а борец за Землю. Политический борец. Но прежде чем бороться, он должен знать, что и как устроен мир. Это объемное мышление, мышление в разнообразных регистрах возможных миров фантазии, которая дает картину мира. Но картина мира - это не просто картинка, а это прокламация воззвание, ведущая человека к реальным действиям, указывающим пути борьбы за смысл.

4. В культурологии - это утверждение об «объемности» и разнообразии культурного мира, состоящего из множества "геотектонических" культурных многослойных плит с множеством старых и новых разломов. Это именно применение геологических и географических концептов при анализе культурных процессов. Это геокультурология. Ибо любая страта общества, да и само общество представляет из себя именно Ландшафт из "гор"- центров или архипелагов, горных массивов и "ризом"- периферий. Как нельзя аналогии из "ландшафтоведения" в географии подходят. В этом не ничего странного для философии. Она всегда употребляла концепты из частных областей, выводя их на уровень всеобщих.. И философ Ландшафта должен прекрасно понимать геотектонику культуры, дабы вести идеологическую и реальную политическую борьбу по установлению скреп в геополитических разломах.

5. В сфере идеологии, а это центральная и конечная инстанция "возвышения" философского духа, вершина философии - это утверждение философии "Земли". Как, прежде всего, экологической составляющей - идеи экологии природы. Но и экологии ума, и души, экологии социального действия любого порядка - нравственного, политического или экономического. Но, что еще важно. Это типично было для русской и латиноамериканской формы популизма (народничества) - это "теллуризм" и культ человека Земли.. Борьба за простого человека- плоть от плоти Земли.. Земного простого человека. Потому настоящая геофилософия - это левая философия.. Но, повторюсь, этого мало. Мы входим в III космическое тысячелетие.. Геофилософия преобразуется в это третье тысячелетие уже в "космофилософию". Потому изначально в ней заложен должен быть сей вектор смыслового существования человечества. Потому философия Ландшафта- это философия космизма.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!