Современная западная философия



1. Что является более характерным для иррационализма?

а) бессознательное;

б) сознательное;

в) надсознательное;

г) разумное.

 

2. Какое философское направление развивалось во взглядах А. Шопенгауэра?

а) фатализм;

б) волюнтаризм;

в) сциентизм;

г) критицизм.

 

3. Философию сверхчеловека, который способен отбросить культурные запреты мешающие ему жить, провозглашает:

а)  Ф.Ницше;

б) Ж.Ж.Руссо;

в) З.Фрейд.

4. Критерием истинности является практическая польза – такова позиция:

а) марксизма;

б) прагматизма;

в)  рационализма.

 

5. Какую идею можно определить как прагматичную?

а) «мыслю, следовательно, существую»;

б) «имеет смысл лишь то, что имеет практическую пользу»;

в) «все разумное – действительно, все действительное – разумно».

 

6. Основателем психоанализа является:

а) З.Фрейд;

б) К. Юнг;

в) К.Маркс.

 

7. Психоанализ – это:

а) часть психотерапии;

б) врачебный метод исследования психики человека;

в) современная философско-психологическое учение;

г) все названное.

 

8. Какие бессознательные влечения З. Фрейд считал первичными?

а) влечение к жизни (или либидо, Эрос);

б) влечение к смерти (инстинкт агрессии, Танатос);

в) оба названных.

 

9. Почему бессознательное З. Фрейд называл «Оно»?

а) потому что на бессознательном уровне человек не осознает себя как «Я»;

б) потому что оно лишено связей с реальностью;

в) потому что оно вневременно.

 

10. Кто из названных мыслителей был последователем З. Фрейда (фрейдистом)?

а) Ч. Дарвин;

б) К. Г. Юнг;

в) Г.Маркузе.

 

11. Какие комплексы выявил на бессознательном уровне З. Фрейд.

а) Эдипов комплекс;

б) комплекс неполноценности;

в) комплекс гениальности.

12. Какой уровень психики, по З. Фрейду, выполняет роль цензора и вытесняет запретные желания обратно?

а) предсознательное;

б) бессознательное;

в) сознание.

 

13. На какие области культуры оказали влияние идеи З. Фрейда?

а) на литературу;

б) на философию;

в) на все названные.

 

14. Кто является основателем феноменологии?

а)  Г. Гегель;

б) Ф. Ницше;

в) К. Ясперс;

г) Э. Гуссерль.

 

15. Исходная задача феноменологии Э. Гуссерля состоит:

а) в истолковании научного текста;

б) в выработке понятия «бытие осознанности»;

в) в определении смысла жизни человека;

г) в интерпретации новых знаний о мире.

 

16. Герменевтика – это:

а) искусство объяснения и толкования;

б) вид классической науки о языке;

в) иррациональная философия;

г) все названное.

 

17. «Герменевтический круг» – это:

а) поиск смысла текста;

б) проблема соотношения «целое-часть-целое»;

в) поиск истинного знания;

г) интерпретация нового знания.

 

18. Что является более характерным для герменевтики?

а)  предсказание;

б) понимание;

в) чувствование.

 

19. Кто является автором «Логико-философского трактата»?

а) Мур;

б) Фреге;

в) Витгенштейн;      

г) Рассел.

 

20. Кто из философов впервые употребил термин «персонализм»?

а) Мунье;

б) Якоби;

в) Прат;

г) Шлейермахер.

 

21. Основная проблема, которую рассматривает экзистенциализм:

а)  проблема познания;

б) проблема человеческого существования;

в) поиск наилучшего общественного устройства.

 

22. Кто из экзистенциалистов писал, что человек есть просвет Бытия?

а) Ж.-П. Сартр;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

 

23. Кому из экзистенциалистов принадлежит открытие, что второй стороной свободы является ответственность?

а) М. Буберу;

б) С. де Бовуар;

в) Ж.-П. Сартру.

 

24. Когда возник экзистенциализм в России?

а) накануне Первой мировой войны;        

б) накануне Второй мировой войны;

в) в годы Второй мировой войны.

 

25. О каких свойствах жизни Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что «жизнь в целом и в каждый момент похожа на выстрел в упор»?

а) о ее смертельной опасности;

б) о ее непредсказуемости;

в) о том, что от нее невозможно уклониться.

 

26. Кто из названных философов принадлежал к логическим позитивистам?

а) Г. Спенсер;

б) Э. Мах;

в) Л. Витгенштейн.

 

27. Что показывает метод фальсификации?

а) что теория ложна;

б) что теория ненаучна;

в) либо первое, либо второе.

 

28. Чему соответствует у Т. де Шардена «пункт омега»?

а) Богу;

б) стадии сверхжизни;

в) сказанному в пунктах 1 и 2.

 

 

Русская философия

1. Характерные черты самобытной русской философии:

а) осмысление объективной реальности;

б) критическое осмысление Российской действительности;

в) космоцентиризм;

г) верны все определения.

 

2. Назовите основную черту русской философии:

а) эмпиризм;

б) позитивизм;

в) нравственно-религиозный характер;

г) рационализм.

 

3. С трудов какого мыслителя в России начинается философия как стройная мировоззренческая система?

а) П.Я. Чаадаев;

б) В.С. Соловьев;     

в) М.В. Ломоносов;

г) И.В. Киреевский.

 

4. Древнерусская философская мысль развивается под влиянием:

а) византийской духовной культуры;

б) западноевропейской философии;

в) арабской философии.

 

5. Самостоятельная философия в России возникает в период:

а) Киевской Руси;

б) правления Петра I;

в) ХIХ в.

 

6. Как следует понимать термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н.Толстого?

а) непричинения зла другому;

б) сотворение добра;

в) середина между добром и злом;

г) бездействие.

 

7. В каком веке жил Ф.М. Достоевский?

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в. 

 

8. Назовите направление в философии, представители которого считали, что у России свой особый путь развития:

а) западники;

б) славянофилы;

в) просветители.

 

9. Представители какого философского направления считали, что Россия должна перенимать прогрессивный опыт западной цивилизации:

а) западники;

б) славянофилы;

в) просветители.

10. Социальную историю П. Чаадаев рассматривал:

а) как обусловленный религией процесс;

б) как нечто неподвижное;

в) как процесс, определяемый государством;

г) как нечто фатальное.

 

11. В философии славянофила Хомякова ключевое понятие:

а) бытие;

б) соборность;

в) всеединство;

г) русская идея.

 

12. Идею всеединства разрабатывал и пропагандировал русский философ:

а) Федоров;

б) Чаадаев;

в) Вл. Соловьев;

г) Бердяев.

 

13. К какому идеологическому направлению принадлежал А.И. Герцен?

а) славянофильство;

б) народничество;

в) позитивизм;

г) западничество.       

 

14. Что означает термин «всеединство» в философии В.С.Соловьева?

а) единство природы и общества;

б) единство человека, природы и общества;

в) учение о сущности Единого;

г) единство Бога со всем миром.                 

 

15. В основу мира, согласно Н. Бердяеву, заложено:

а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

б) стремление к свободе;

в) Бог;

г) София.

16. Причина русского коммунизма, согласно Н. Бердяеву, находится:

а) в мессианстве;

б) в позитивизме;

в) в русском национальном характере;

г) в продолжении западнической политики Петра I.

17. Какое философское направление было доминирующим в советской философии:

а) диалектический материализм;

б) прагматизм;

в) феноменология;

г) экзистенциализм.

 

 


Онтология

1. Раздел философии, который изучает проблемы бытия, называется:

а) онтология;

б) гносеология;

в) антропология.

 

2. Кто ввел в оборот термин «бытие»?

а) Милетцы;

б) Гераклит;

в) Элеаты.

 

3. Бытие  – это философская категория, означающая:

а) объективный мир;

б) жизнь общественной среды;

в) материальную сферу общественной жизни;

г) все существующее.

 

4. В каком суждении дано более полное определение бытия?

а)  бытие – это весь материальный мир;

б) бытие – это вся бесконечная вселенная;

в) бытие – это все формы психической деятельности;

г) бытие – это все то, что существует.

 

5. Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?

а)  мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция;

б) единство мира определяется его общей структурностью;

в) единство мира состоит в его общей закономерности;

г) единство мира состоит в его материальности.

 

6. Идеальное – это:

а) субъективная реальность;

б) абстрактное мышление человека;

в) умственное осознание бытия;

г) все сказанное верно.

 

7. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?

а)  идеи должны соответствовать вещам;

б) вещи должны соответствовать идеям;

в) должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями.

 

8. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?

а) материализму;

б) идеализму;

в) дуализму;

г) сциентизму.

 

9. Что означает понятие «материя»?

а) материя есть постоянная возможность ощущений;

б) материя – «…есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»;

в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств.

10. Что лежит в основе существования материи?

а) вода;

б) огонь;

в) апейрон;

г) движение в пространстве и во времени.

 

11. Каковы основные причины движения материи?

а) материя движется (изменяется) по воле божьей;

б) источником всякого движения является механическое воздействие;

в) движение изначально присуще материи.

 

12. Человеческое сознание – это:

а) свойство человеческого мозга;

б) субъективная реальность;

в) продукт человеческого мышления;

г) все сказанное верно.

 

13. Какое из приводимых ниже определений сознания соответствует метафизическому материализму:

а) сознание – такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени;

б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;

в) сознание – этап в развитии Абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

г) сознание – божественный дар человеку.

 

14. Общественное сознание это:

а) отражение общественной жизни;

б) идеология класса, общественной группы;

в) общественная психология;

г) все вместе взятые.

 

15. Сознание людей – это:

а) всеобщее космическое явление;

б) присущее всем животным психическое качество;

в) исключительно человеческое свойство;

г) все сказанное верно.

 

 

16. Что означает время как философская категория?

а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемым нашим разумом;

б) время есть образ движения, поскольку мы представляем в движении то, что совершается раньше и позже, или последовательность;

в) форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится.

 

17. Что характеризует пространство как философскую категорию?

а) пространство – бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;

б) пространство – форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;

в) пространство – всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное Богом вместе с материей;

г) пространство – это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.

 

18. Материя существует объективно и независимо от сознания, согласно философскому:

а) идеализму;

б) материализму;

в) сенсуализму.

 

19. Кто из перечисленных философов относится к материалистам?

а) Анаксимен;

б) Сократ;

в) Гераклит;

г) Парменид.

 

20. Назовите представителей философского идеализма:

а) К. Маркс;

г) Г. Гегель;

б) Демокрит;

д) Д. Беркли.

 

21. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

а) рациональность;

б) всеобщность;

в) необходимость;

г) активность.

 

22. Какому из перечисленных ниже философских направлений соответствует положение о том, что «отражение – всеобщее свойство материи, а формы отражения зависят от уровня ее организации»?

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) метафизический материализм;

г) диалектический материализм.

 

23. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание?

а) атрибуты человеческого мозга;

б) ступени в развитии отражения в живой материи;

в) свойства любых живых существ.

 

 

Гносеология

 

1. Гносеология – это:

а) философское учение о сущности бога;

б) раздел философии, в котором изучается природа познания;

в) философское учение о человеке.

 

2. Гносеология – это:

а) философская дисциплина (раздел философии);

б) учение о человеческом познании;

в) проблема поиска истинного знания;

г) все сказанное верно.

 

3. Агностицизм – это философское учение:

а) отрицающее возможность познания мира;

б) признающее сложность процесса познания;

в) отрицающее существование объективного мира;

г) отрицающее логику и силлогизмы. 

 

4. Что обозначает термин «субъект познания»?

а) познающего человека;

б) познаваемый мир;

в) познаваемую часть реальности.

 

5. Когда появляется человек разумный?

а) 1 млн. лет назад;

б) 35-40 тыс. лет назад;

в) 300 тыс. лет назад.

 

6. Что такое «рефлексия»?

а) самонаблюдение и самопознание;

б) самопознание и размышление;

в) единство всех названных выше интеллектуальных процессов.

 

7. Когда примерно возникло познавательное отношение человека к миру?

а) 1 млн. лет назад;

б) 35-40 тыс. лет назад;

в) 5 млн. лет назад.

 

8. Основными формами рационального познания являются:

а) ощущения, восприятия;

б) понятия, суждения и умозаключения;

в) воля и представления.

 

9. К основным методам эмпирического исследования относятся?

а) наблюдение, описание, эксперимент;

б) анализ, синтез, аналогия;

в) индукция, дедукция.

 

10. Что из перечисленного не относится к рациональному  познанию:

а) понятие;

б) ощущение;

в) суждение.

 

11. Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?

а) радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом;

б) радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости;

в) радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.

 

12. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?

а) суждение;

б) представление;

в) воображение;

г) убеждение.

 

13. Что из перечисленного относится к форме рационального познания?

а) интуиция;

б) предвосхищение;

в) понятие;

г) озарение.

 

14. Что из перечисленного относится к форме логического познания?

а) произвольность;

б) последовательность;

в) априорность;

г) метафоричность.

 

15. Что из перечисленного не относится к формам научного знания?

а) теория;

б) гипотеза;

в) догма.

 

16. Какой признак присущ истине?

а) конкретность;

б) абстрактность;

в) идеологичность.

 

17. Как понимается истина в корреспондентной теории истины?

а) как соответствие реальности;

б) как соответствие истинным утверждениям;

в) как сама реальность.

 

18. Являются ли научные истины конвенциями?

а) являются;

б) не являются;

в) являются, но только некоторые.

 

19. Какое представление об истине закрепилось, благодаря Платону?

а) истина – идеал знания;

б) истина – результат познания;

в) истина – главная человеческая потребность.

 

20. В чем суть когерентной концепции истины?

а) утверждение считается истинным, если оно согласуется с другими истинными утверждениями;

б) утверждение считается истинным, если оно согласуется с реальностью;

в) истина – это сама реальность.

 

21. Диалектика – это:

а) наука о человеческом мышлении;

б) всеобщий метод познания мира;

в) учение о противоречиях;

г) все вместе взятое.

 

22. Законы диалектики сформулировал:

а) Бэкон;

б) Гегель;

в) Сартр.

 

23. Каким признаком характеризуется процесс развития?

а) непротиворечивость;

б) хаотичность;

в) аморфность;

г) необратимость.

 

24. Каково соотношение между понятиями «движение» и «развитие»?

а) развитие является частью движения;

б) движение является частью развития;

в) движение и развитие частично входят друг в друга;

г) движение и развитие исключают друг друга.

 

25. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?

а) день, сменяющий ночь;

б) зерно, прорастающее в дерево;

в) ураганный ветер, ломающий дерево;

г) раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии.

 

26. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?

а) закон тождества;

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон противоречия;

г) закон взаимосвязи содержания и формы.

 

27. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?

а) абстрагирование;

б) обобщение;

в) индукция.

 

28. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?

а)  метафизический;

б) релятивистский;

в) догматический;

г) эклектический.

 

29. Механицизм – это:

а) метод познания, основанный на признании механистической формы движения материи в качестве единственной;

б) взгляд на мир как на естественный механизм природы;

в) автоматизация социальных процессов;

г) взгляд на мир как на божественный механизм.

 

30. Какое направление в философии считает, что достоверность научных знаний проверяется путем эксперимента?

а) схоластика;

б) рационализм;

в) эмпиризм.

 

31. Как называется учение о всеобщей связи и развитии всех явлений и процессов материального мира?

а) диалектика;

б) метафизика;   

в) логика.

 

32. Как в философии понимается движение?

а)  перемещение в пространстве;

б) колебание молекул;

в) изменение, развитие, взаимодействие.

 

33. Какой метод научного познания используется в данном рассуждении: «Все планеты вращаются вокруг солнца. Земля – планета. Следовательно, она вращается вокруг солнца»?

а) индукция;

б) дедукция;

в) абстрагирование.

 

34. «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.» Это пример:

а) понятия;

б) суждения;

в) умозаключения.

 

 

Аксиология

1. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?

а) аксиология;

б) гносеология;

в) герменевтика;

г) фрейдизм.

 

2. Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?

а)  справедливость и добропорядочность;

б) драгоценности и богатство;

в) то, что значимо в жизни;

г) то, что является необходимым в жизни.

 

3. Как называется философская дисциплина, исследующая ценности?

а) гносеология;

б) аксиология;

в) эпистемология.

 

4. Существуют ли ценности в природе, без человека?

а) существуют;

б) не существуют;

в) некоторые ценности существуют.

 

5. Что такое «оценка»?

а) выражение отношения к ценности;

б) с помощью оценок мы зачисляем что-либо в ценности, определяем характер ценности;

в) то, что соответствует сказанному в пунктах 1 и 2.

 

6. Что в большей мере помогает передаче ценностей?

а) хорошее разъяснение;

б) собственное эмоциональное отношение передающего;

в) математические расчеты.

 

7. Можно ли обойтись без такой материальной ценности, как бытовой комфорт?

а) можно;

б) можно, но не нужно;

в) нельзя.

 

 

8. Выберите верные высказывания о роли ценностей в поведении людей:

а) ценность – это осознание и усвоение потребностей людей;

б) ценность ориентирует деятельность человека, его поведение;

в) ценностная ориентация – побудительный мотив деятельности.

 

9. Эвдемонизм – это:

а) философский принцип обоснования морали, по которому счастье – высшая цель человеческой жизни;

б) философский принцип обоснования морали самоограничения;

в) философский принцип обоснования спокойствия и невозмутимости.

 

10. Выделите среди приведенных ниже тип ценностной ориентации человека, когда в качестве цели признаются не свои индивидуальные ценности, а ценности других конкретных людей:

а) эгоизм;

б) гедонизм;

в) альтруизм;

г) утилитаризм.

 

11. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?

а) ответственность - это следствие человеческой свободы;

б) свобода - это следствие человеческой ответственности;

в) свобода и ответственность - это два отдельных явления, вызванных разными причинами;

г) свобода и ответственность - это два отдельных явления, вызванных одной и той же (общей) причиной.

 

12. Свобода – это:

а) полная независимость от обстоятельств;

б) сам человек;

в) осознанная и практически освоенная необходимость.

 

13. «Учение о благородном муже» в китайской философии – это:

а) рекомендации о том, как обрести хорошего мужа;

б) учение о нравственном человеке, секретах его благородства;

в) ироническая формулировка китайских философов, скрывающих истину;

г) учение о китайской этике.

 

14. В каком смысле понимается в философии термин «культура»?

а) это умение вести себя в обществе;

б) это синоним искусства;

в) это совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов.

 

15. Что из названного является нравственной ценностью?

а) право;

б) нравственные идеалы;

в) литература.

 

16. Каким образом, согласно Ж.-П. Сартру утверждаются в жизни моральные ценности?

а) через выбор ценности на словах;

б) через поступки людей;

в) через воспитание.

 

17. Что из названного относится к религиозным ценностям?

а) вера в реальность мифологических событий;

б) прекрасное;

в) свобода вероисповедания.

 

18. Как можно определить искусство?

а) высшая степень мастерства в художественном творчестве;

б) способность писать картины;

в) способность к эстетическому восприятию.

 

19. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим поступком». Эта формула И. канта является:

а) категорическим императивом;

б) экономическим законом;

в) рациональным максимализмом.

 

20. Что лежит в основе свободы?

а) способности и умения человека;

б) осознание необходимостей жизни;

в) уровень жизненного благополучия.

 

21. «Бог умер!» – заявил Ф. Ницше. Почему он провозглашает смерть бога?

а) для заявления своей атеистической позиции;

б) для привлечения интереса к своей философии;

в) для объявления свободы человеческого духа.

 

 

Социальная философия

1. Что изучает социальная философия?

а) мышление;

б) искусство;

в) общество.

 

2. Сферами жизни общества являются:

а) экономическая;

б) политическая;

в) духовная;

г) все вместе взятые.

 

3. Развитие общества определяется природными условиями – такова позиция:

а) натурализма;

б) материализма;

в) идеализма.

 

4. Для какого периода развития общества, было характерно стремление изменить общественное устройство путем распространения положительных знаний среди широкого круга образованных людей:

а) эпоха Возрождения;

б) эпоха Просвещения;

в) Античность.

 

5. Смысл понятия «культура»:

а) вторая (искусственно созданная) природа;

б) возделывание земли;

в) творческая, созидательная деятельность людей;

г) все перечисленное.

 

6. Культурой Цицерон называл:

а) возделывание души;

б) воспитание чувств;

в) укрепление моральности;

г) все перечисленное.

 

7. Классическое искусство можно отнести:

а) к массовой культуре;

б) к элитарной культуре;

в) к контркультуре.

 

8. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?

а)  уровень свободы и демократии в обществе;

б) уровень развития производительных сил;

в) уровень интеллектуального развития общества;

г) уровень жизненного благополучия в обществе.

 

9. Что из перечисленного составляет производственные отношения?

а) технические средства;

б) работники и специалисты;

в) профессиональная квалификация.

 

10. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?

а)  наследие, переходящее людям из поколения в поколение;

б) собственность на средства производства;

в) различие между людьми по способностям;

г) трудолюбие одних людей и ленность других.

 

11. Выберите правильное определение практики:

а)  материальная деятельность по преобразованию мира;

б) основная форма и способ духовной жизни общества;

в) производственная деятельность людей, создающая благо;

г) любая деятельность людей, в которой достигаются цели.

 

12. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?

а)  эволюция;

б) революция;

в) реформа;

г) переворот.

 

13. Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?

а)  отношения распределения;

б) отношения собственности;

в) отношения потребления;

г) отношения обмена.

 

14. Что считал Арнольд Тойнби основным объектом философского изучения истории?

а)  общественно-экономические формации;

б) национально-исторические системы;

в) духовно-исторические основы общества;

г) культурно-исторические типы общества.

 

15. Общественное сознание – это:

а) сознание живущих в обществе людей, отражающее общественное бытие;

б) сознание, отражающее массовизацию общественной жизни;

в) совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума.

 

16. Философия культуры  – это раздел философии, исследующий:

а) сущность и значение культуры;

б) культурное творчество человека;

в) нравственную культуру;

г) проблемы человека и религии.

 

17. Какая трактовка науки является наиболее правильной:

а) законы науки – научные утверждения, имеющие общезначимый смысл;

б) законы науки – отражение закономерностей, присущих природе и обществу;

в) законы науки – следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;

г) законы науки – отражение общих и повторяющихся связей, вещей и явлений.

 

18. Что отличает гражданское общество от тоталитарного?

а) первое ориентировано на личность, обеспечивает ее свободу;

б) первое создает возможности для реализации прав человека;

в) для гражданского общества справедливо сказанное в пунктах 1 и 2.

 

19. Как делятся люди в антагонистических формациях?

а) на рабов и рабовладельцев;

б) на классы;

в) на борющиеся классы.

 

20. Что представляет собой, по определению В.И. Ленина, диктатура пролетариата?

а) власть народа;

б) власть одного класса, используемая в его интересах;

в) власть одного класса, используемая в интересах всех трудящихся.

 

21. Какой из названных считался принципом распределения при социализме?

а) от каждого – по способностям, каждому – по потребностям;

б) от каждого – по способностям, каждому – по труду;

в) кто не работает, тот не ест.

 

22. Что представляет собой техноструктура, согласно теории индустриального общества?

а) новую форму власти, которой не было в традиционном обществе;

б) иерархию технических специалистов;

в) соответствует сказанному в пунктах 1 и 2.

 

23. Какие государства называются тоталитарными?

а) в которых установлен всеобщий контроль над гражданами;

б) в которых все граждане контролируют государство;

в) в которых все граждане трудятся.

 

24. Что можно считать самым большим злом тоталитаризма?

а) низкий уровень жизни;

б) экономическую несвободу граждан;

в) ограниченность мышления, неспособность самостоятельно думать и принимать решения.

 

25. С какого времени существует информационное общество в индустриально развитых странах?

а) с начала ХХ века;

б) с 70-х гг. ХХ века;

в) с середины ХХ века.

 

 

Философская антропология

1. Антропология – это учение:

а) о религии;

б) о бытии;

в) о человеке.

 

2. Кому принадлежит афоризм «Человек – это звучит гордо!»?

а) Р. Роллану;

б) М. Монтеню;

в) М. Горькому;

г) Ж-Ж Руссо.

 

3. Личность – это образ «я» человека, его внутренняя самооценка. Кто из философов выделял в структуре «я» сознание, подсознание и бессознательное?

а) К. Маркс;

б) З. Фрейд;

в) Б. Рассел;

г) В. Соловьев.

 

4. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его содержание?

а) индивид с присущей ему генетической программой;

б) субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;

в) животное, способное изготавливать орудия труда;

г) биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться;

д) общественное животное, способное мыслить.

 

5. Укажите составляющие структуры человека:

а) биологическое;

б) психическое;

в) социальное;

г) идеальное.

 

6. Укажите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

а) живи и наслаждайся;

б) из всего извлекай пользу;

в) следуй своему идеалу и предназначенному долгу;

г) будь смирен, живи во искупление своих грехов;

д) счастье – вот подлинное предназначение человека;

е) цель оправдывает средства.

Концепции:

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) этика долга;

г) прагматизм;

д) гедонизм;

е) аскетизм.

 

7. Какие определения понятия «личность» наиболее полно выражают его смысл:

а) зрелый человек;

б) человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, познания и общения;

в) сознательный исторический деятель;

г) человеческий индивид со всей совокупностью взаимосвязанных биологических, социальных, и психологических качеств;

д) человек, обладающий совокупностью социальных качеств, обеспечивающих его гражданскую активность. Способность справляться с окружающей средой, иметь в обществе права и обязанности.

 

8. Отчуждение – это философский термин, означающий:

а) процесс, при котором результат человеческой деятельности превращается в нечто, независимое от него самого;

б) изоляцию человека от других людей;

в) изоляцию одного общества от другого;

г) состояние независимости вообще.

 

9. Фатализм – это философская концепция, согласно которой:

а) вера выше разума;

б) все события в нашей жизни заранее предопределены;

в) все события в нашей жизни определяет наша свободная воля.

 

10. Философская позиция, согласно которой жизнь человека полностью определяется его свободной волей, называется:

а) волюнтаризм;

б) детерминизм;

в) фатализм.

 

11. Закончите выражение Д. Локка: «Свобода одного человека заканчивается там, где…»:

а)  кончаются его желания;

б) начинается свобода другого человека;

в) определит государство.

 

12. Какое из высказываний определяет философскую позицию И. Канта:

а) «свобода это не произвол, а поведение в соответствии с нравственным долгом»;

б) «свобода должна принадлежать сильному, тому, кто может ее за­
воевать и отстоять»;

в) «свобода для волка означает смерть для овцы».

 

13. По мнению Ф. Энгельса, главную роль в формировании человека сыграл:

а) естественный отбор;

б) половой отбор;

в) труд.

 

14. Моральный принцип, согласно которому высшая цель человеческой жизни – достижение счастья, блаженства:

а) прагматизм;

б) марксизм;

в) эвдемонизм.

 

15. Кто ввел в оборот термин «антропология»?

а) Платон;

б) Гегель;

в) Кант.

 

16. Какому термину соответствует определение: «разумное живое существо, занимающее высшую ступень эволюции живой материи, обладающее качествами, свойственными всем людям».

а) человек;

б) индивид;

в) личность.

 

17. Какой принцип сформулировал Ч. Дарвин?

а) принцип эволюции;

б) принцип естественного отбора;

в) принцип тяготения.

 

18. Кому принадлежит трудовая теория антропогенеза?

а) К. Марксу и Ф. Энгельсу;

б) П. Тейяру де Шардену;

в) З. Фрейду.

 

19. Каким образом, согласно марксистам, совместный труд изменил человекообразных обезьян?

а) способствовал зарождению мышления и членораздельной речи;

б) стимулировал прямохождение, развитие кисти, увеличение объема головного мозга;

в) справедливо сказанное в обоих пунктах.

 

20. Продолжается, согласно марксисткой теории, ли эволюция человека в обществе?

а) да;

б) нет;

в) продолжается, но как социальный, а не биологический процесс.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!