Философия как тип мировоззрения и система знания
Введение
Все другие науки более необходимы,
нежели она, но лучше – нет ни одной.
Аристотель. Метафизика. Глава 2.
Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе вузовского гуманитарного образования и играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Она способствует формированию и развитию творческого мышления, направленного на рационально-критическое осмысление и деятельностное преобразование окружающей человека действительности, развивает навыки адекватной самооценки личности.
Будучи формой теоретического мировоззрения, философия (от греческих слов «phileo»– люблю и «sophia» – мудрость) выявляет, систематизирует и критически осмысливает разнообразные когнитивно-духовные компоненты, включенные в различные области естественнонаучного и гуманитарного знания. Являясь формой общественного сознания, философия направлена также на выработку общей системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политическими процессами и идеологической борьбой. Будучи обусловлена социальной действительностью, особенностями культуры и формами языкового общения, философия, в свою очередь, оказывает активное воздействие на само социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.
|
|
Философское образование является необходимым условием формирования высоконравственной личности, осознающей свое достоинство и место в жизни, ставящей перед собой социально значимые цели, адекватно понимающей сущность и смысл происходящих в окружающем мире событий. Наряду с этим в процессе философского образования происходит формирование методологической культуры будущего специалиста.
Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении материальных и духовных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.
|
|
После изучения данной дисциплины студент должен:
- иметь представление о философских и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.
Содержательной особенностью данного учебно-методического пособия является формирование у студентов научного мировоззрения на основе базовых философских знаний.
Предусматривается изучение основных вопросов философии по мере их возникновения, а также знакомство студентов с основными этапами западноевропейской и русской философии. Философия всегда играла особую роль в формировании научного мировоззрения. И, если раньше она выполняла в основном идеологические функции, то сейчас главным является осмысление проблем бытия человека, его взаимоотношений с обществом, природой, другими людьми, самим собой.
|
|
Учебно-методическое пособие представляет собой сборник тестового материала и состоит из нескольких разделов.
В первом вводном разделе «Философия как тип мировоззрения и система знания» философия рассматривается как наука и учебная дисциплина, ее предмет, функции и место в культуре человечества.
Во втором разделе «Основные этапы развития философии» уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.
В третьем разделе «Мир философских проблем» показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира, влияние науки на развитие общества, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.
Четвертый раздел «Проблемы современной философии» посвящен анализу основных глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, перспективам философского знания, наиболее острым вопросам.
|
|
Студентам в процессе обучения не навязывается единственно правильная точка зрения. У них формируется собственное мнение по основным вопросам философии, реализуется право на свободный выбор взглядов и убеждений.
Внимание!
Внимательно читайте формулировку вопроса. Правильных ответов может быть несколько!
Философия как тип мировоззрения и система знания
1. Мировоззрение – это?
а) система взглядов на мир в целом;
б) комплекс представлений человека о мире и себе в нём;
в) совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира;
г) верны все определения.
2. Термин «философия» с древнегреческого переводится как:
а) любовь к мудрости;
б) рассуждение;
в) учение о мире и человеке.
3. Предметом философии является:
а) человек;
б) общество;
в) мир;
г) все названное.
4. Какая форма мировоззрения была исторически первой?
а) религия;
б) мифология;
в) философия.
5. Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?
а) доброта;
б) знание;
в) вера;
г) мудрость.
6. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?
а) в научной;
б) в религиозной;
в) в мифологической;
г) в философской.
7. Что общего между религией и философией?
а) метафизические рассуждения;
б) научность;
в) признание авторитетов;
г) догматы.
8. В чем специфика предмета философии, в отличие от конкретных наук?
а) он неоднороден: включает и целое – бытие, и разнопорядковые уровни, или формы бытия – природу, общество, человека, религию, науку, искусство и саму философию, и т. д.
б) он никогда не дан определенно, всегда открыт;
в) справедливо сказанное в обоих пунктах.
9. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
а) природных явлений;
б) объективного мира в целом;
в) социальной жизни.
10. Какие функции присущи философии?
а) мировоззренческая и познавательная;
б) методологическая и прогностическая;
в) аксиологическая и ориентационная;
г) все эти функции вместе взятые.
11. Используют ли философы и ученые одни и те же методы познания?
а) используют;
б) не используют;
в) используют наряду со специальными методами.
12. Какое из предложений является философским?
а) энергия не исчезает, а сохраняется;
б) попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее;
в) делайте по утрам зарядку.
13. Какое из перечисленных понятий является самым общим?
а) философия Аристотеля;
б) мировоззрение;
в) философия.
14. Мир – это комплекс ощущений, считают:
а) материалисты;
б) объективные идеалисты;
в) субъективные идеалисты;
г) все названные.
15. Вопрос оботношении материи и духа рассматривается в рамках:
а) диалектики как метода познания;
б) логики;
в) основного вопроса философии;
г) этики.
16. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
а) софистический;
б) догматический;
в) эклектический;
г) диалектический.
Философия Древнего Востока
1. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению:
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
2. Что является первым памятником духовной мысли древней Индии:
а) «Веды»;
б) «Брахманы»;
в) «Книга перемен».
3. Какая из частей «Вед» является философской?
а) «Упанишады»;
б) «Ригведы»;
в) «Араньяки».
4. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?
а) божественная предопределенность;
б) обряд посвящения в высший жреческий сан;
в) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти;
г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение.
5. Общество Древней Индии делилось на варны (касты). Какая из них считалась низшей?
а) вайшьи;
б) брахманы;
в) шудры;
г) кшатрии.
6. Какие из перечисленных школ древнейндийской философии являются неортодоксальными?
а) веданта;
б) ньяя;
в) джайнизм;
г) йога;
д) буддизм.
7. Основателем буддизма был:
а) Лао-цзы;
б) Конфуций;
в) Сидхартха Гаутама.
8. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
а) надежду;
б) любовь;
в) желание;
г) страдание.
9. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:
а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;
б) просвещенный;
в) просветленный.
10. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
а) отца и сына;
б) матери и детей;
в) друзей.
11. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) слушаться старших по возрасту и званию;
б) сдерживать себя, избегать крайностей;
в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления.
12. Основателем даосизма в Китае был:
а) Мо-цзы;
б) Лао-цзы;
в) Конфуций;
г) Авиценна.
13. Как должен вести себя человек согласно даосизму:
а) стремиться получить от жизни как можно больше;
б) стремиться что-то изменить в обществе и в себе;
в) не противиться естественному ходу событий.
Философия Античности
1. Кто из мыслителей античности ввел в обиход слово «философия»?
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Пифагор;
г) Сократ.
2. Кого из мыслителей можно назвать основателем древнегреческой философии?
а) Платона;
б) Пифагора;
в) Фалеса;
г) Эпикура;
3. Первых греческих философов интересовала проблема:
а) поиска первоосновы мира;
б) построения идеального государства;
в) человека.
4. Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?»):
а) софисты;
б) пифагорейцы;
в) Милетская школа;
г) Элейская школа.
5. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
а) Парменид;
б) Демокрит;
в) Фалес;
г) Зенон.
6. Кто из названных философов относится к представителям Милетской школы?
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
в) Гераклит;
г) Парменид.
7. Как учили о бытии философы Элейской школы?
а) оно – первооснова всех вещей;
б) оно едино, неделимо и неподвижно;
в) оно обладает всеми названными в пунктах 1 и 2 качествами.
8. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что в основе всего сущего лежит:
а) порядок;
б) Бог;
в) число.
9. Какой философ придумал апорию «Ахилл и черепаха»?
а) Протагор;
б) Зенон Элейский;
в) Зенон-Стоик;
г) Анаксимандр.
10. Кто в истории философии сформулировал понятие «бытие»?
а) Фалес,
б) Гераклит,
в) Пифагор,
г) Парменид.
11. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – говорил:
а) Фалес;
в) Гераклит;
б) Демокрит;
г) Аристотель;
12. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
а) Анаксимандр;
б) Анаксимен;
в) Протагор;
г) Гераклит.
13. Что лежит в основе бытия по Демокриту?
а) вода,
б) воздух,
в) атомы,
г) апейрон.
14. Демокрит представлял материю как:
а) бесчисленное множество атомов;
б) процесс разрежения и сгущения воздуха;
в) порождение Бога.
15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
а) телеологизм
б) атомизм;
в) стоицизм;
г) скептицизм;
16. Автором атомистического учения является:
а) Платон;
б) Демокрит;
г) Зенон.
17. «Человек – мера всех вещей» – так считал:
а) Аристотель;
б) Сократ;
в) Протагор;
г) Эпикур.
18. Кто автор знаменитого изречения «Я знаю, что ничего не знаю»?
а) Сократ;
б) Протагор;
в) Эмпедокл.
19. Кто из мыслителей считается основателем кинизма?
а) Сократ;
б) Парменид;
в) Диоген Синопский;
г) Антисфен.
20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»:
а) знания увеличивают скорбь;
б) знать что-то вовсе не нужно;
в) некоторые и этого не знают.
21. Есть три вида души: разумная, животная и растительная считал философ
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Сократ;
г) Гераклит.
22. Платон является основателем философского направления:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) скептицизм;
г) материализм.
23. По Аристотелю, человек – это:
а) двуногое животное без перьев;
б) нравственное существо;
в) политическое животное.
24. По мнению древнегреческого философа Платона, материальный мир:
а) существует объективно;
б) появляется в результате действия Абсолютной идеи;
в) является проекцией «мира идей».
25. Какую идею Платон поместил на вершине пирамиды идей?
а) Истину;
б) Красоту;
в) Благо.
26. Что находится в самом низу пирамиды идей Платона?
а) идеи-числа;
б) числа и геометрические фигуры;
в) идеи единичных вещей.
27. Кто из перечисленных философов относится к материалистам?
а) Анаксимен;
б) Сократ;
в) Гераклит;
г) Парменид.
28. Что является более характерным для скептицизма?
а) сомнение;
б) убеждение;
в) откровение;
г) озарение.
Философия Средних веков
1. Мировоззренческая концепция, которая отрицает существование Бога или других высших сил:
а) атеизм;
б) политеизм;
в) теизм;
г) монотеизм.
2. Чужд ли креационизм науке?
а) да;
б) нет.
3. Какое из изложенных ниже высказываний относится к эсхатологии?
а) ожидание конца жизни света;
б) понятие абсолютного бытия отождествлено с Богом;
в) бытие понимается как посредствующее звено между Богом и миром;
г) учение о загробной жизни единичной человеческой души;
д) учение о цели космоса и истории, об их конце.
4. Креационизм – это?
а) направление в античной философии;
б) онтологический принцип, признающий сотворение мира Богом из ничего одномоментно;
в) антропологический принцип, основанный на изучении различий человека и животного;
г) термин в анатомии.
5. Провиденциализм – это:
а) учение о загробной жизни;
б) учение о божественном творении мира;
в) теория предсказаний.
6. Самой авторитетной в Средние века являлась:
а) онтология;
б) логика;
в) теология.
7. Какие из перечисленных являются периодами средневековой философии?
а) номинализм и реализм;
б) эвристика и экзегетика;
в) патристика и схоластика.
8. Схоластика (школьная философия) возникла как:
а) теологическая разработка идеалов и символов веры;
б) рациональное упорядочение христианской догматики;
в) бесплодное умствование, оторванное от жизни;
г) все названное.
9. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры.
10. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:
а) учение о реальном существовании единичных вещей;
б) учение о реальном существовании общих понятий;
в) учение о реальности окружающего мира.
11. Номинализм в средневековой философии означал:
а) подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи;
б) реальностью обладают и общие понятия - «универсалии».
12. Какое произведение относится к эпохе Средних веков?
а) «Монадология» Г. Лейбница;
б) «Сумма теологии» Ф. Аквинского;
в) «Божественная комедия» Д. Алигьери;
г) «Сущность христианства» Л. Фейербаха.
13. Какие философские идеи использовал Августин?
а) аристотелевские;
б) неоплатонические.
14. Какое понимание соотношения знания и веры наиболее полно и точно выражает смысл религии?
а) верую потому, что абсурдно (Тертуллиан);
б) верю и понимаю (А. Кентерберийский);
в) познать в свете разума то, что уже принято верой (Бл. Августин);
г) гармония между верой и разумом при приоритете веры (Ф. Аквинский);
д) истинность знания надо искать в опыте, а не в вере (Ф. Бэкон).
15. Видным представителем арабской средневековой философии является:
а) Конфуций;
б) Демокрит;
в) Авиценна.
16. Кто из античных философов был самым авторитетным в средневековой философии?
а) Платон;
б) Аристотель;
в) оба названных.
17. Почему средневековая философия называется теоцентричной?
а) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху был Бог;
б) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху была природа;
в) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху был человек.
Философия эпохи Возрождения
1. Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает:
а) божественный;
б) человеческий (человечный);
в) природный.
2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться:
а) в Германии;
б) в Италии;
в) в России.
3. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что
а) «чудо великое есть человек»;
б) «верь, чтобы разуметь»;
в) «бытие Божие может быть доказано»;
г) «теология может взять нечто от философии».
4. Характерными чертами эпохи Возрождения являются:
а) антропоцентризм, натурфилософия;
б) теоцентризм;
в) гуманизм, пантеизм.
5. Кто из философов представляет Возрождение?
а) Леонардо Да Винчи;
б) Пьер Абеляр;
в) Джордано Бруно;
г) Николло Макиавелли.
6. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения:
а) противопоставляет природу Богу;
б) отождествляет природу и Бога:
в) наделяет природу божественными атрибутами;
г) отрицает существование Бoгa.
7. Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?
а) пантеизм;
б) волюнтаризм;
в) панлогизм;
г) томизм.
8. Кто является автором сочинения «Город солнца»?
а) Бернардино Телезио;
б) Томмазо Кампанелла;
в) Томас Мор.
9. Слово «утопия» означает:
а) ложь;
б) место надежды;
в) место, которого нет.
10. В учении Н. Макиавелли представления о добродетели связывались прежде всего:
а) с умеренностью;
б) с силой;
в) с храбростью;
г) со справедливостью;
д) с энергией;
е) со здоровьем.
11. Понимание Н. Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется как:
а) гуманизм;
б) цинизм;
в) анархизм.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!