Отличия православия от католицизма



Догмат Православие Католичество
Дух святой исходит от Отца. Дух святой исходит от Отца. «филиокве» - Дух святой исходит от Сына.
    Много внимания практической деятельности и католичество становится земным.
«Я-Царь, но царство мое не от мира сего», т.е. не участвует в политике. Не сильно участвует в политике. Участвует в политике.
Иисус оставил мир. Иисус оставил мир. Понтифик – посредник между Богом и людьми. Он непогрешим Þ
Прощает только Бог. Молитвы. Þ индульгенции, инквизиция.
Ад и Рай Ад и Рай Чистилище

 

       Чистилище – кратковременное страдание, иногда тяжелое, но кратковременное перед Раем.

       Католицизм – ересь в христианстве.

       Отступления от догматов надо было оправдывать, чем и занималась средневековая философия, став «служанкой религии» Фома Аквинский.

Проповедовали у католиков: Августин Блаженный (IV-V в.), Поэций (VI в.).

Проповедовали у православных: Григорий Палама, Григорий Богослов, Василий Великий.

       Только у католиков помимо Священного Писания есть Священное Предание, в котором собраны труды пап (как Григорий Великий).

       В период патристики образовался союз религии и философии Þ религия ® вероучение, а философия ® теология.

Теология – стройное учение о Боге, его деяниях, а также свод морально-этических правил, обязательных для мирян и священников.

 

3-й этап               Схоластика

 

       Теология начинает преподаваться в школах в виде схоластики. Проповедовали: Фома Аквинский, Ансельм Кантерберрийский, Пир Абеляр, Уильям О’Кам.

       Главная тема, которая проходит через всю Средневековую культуру – взаимоотношения религии и науки (философии), веры и знаний.

       Христианство нуждалось в защите от язычества Þ 2 пути:

- критика античной (языческой) философии и противопоставление ее христианству;

- вступить в союз с античной культурой.

Победил второй путь.

       Уже в период апологетики встает этот вопрос: Тертуллиан (II-III в.) говорил: «Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом, между церковью и философией? Только война!».

       Формула Тертуллиана: «Верую ибо абсурдно».

           

       Юстин (II-III в.): «Иисус – посредник между Богом и людьми. Иисус – Логос (слово?), те, кто живет в соответствии с Логосом – христиане по сути», т.е. Гераклит, Сократ и др.

 

       Догмат: «Блажен, кто верует искренне, чисто», без сомнений и скепсиса.

1-й круг ада: добродетельные христиане, там нет мучений и страданий.

 

       В период патристики спор обостряется. Особенно волновало Августина Блаженного (IV-V вв.). Пала Римская Империя Þ как обратить варваров . Если церковь основана на любви, то она выше государства Þ может вмешиваться в его дела.

 

       Фома Аквинский: « Если церковь признает государство несправедливым, она вправе призвать народ на восстание». Нарушено два догмата:

  1. государство – от бога, а не от церкви;
  2. церковь не должна вмешиваться в дела государства, т.к. «царство мое не от мира сего».

Фома Аквинский, размышляя над этой проблемой, выдвигает идею гармонии веры и знания; между верой и знанием, чувством и интеллектом нет противоречий, ибо и чувства и интеллект дарованы нам Богом.

       Философия помогает религии, т.к. понять сущность Бога невозможно, он открывается каждому, но можно доказать его существование. Можно это сделать по-другому, с помощью Логики Аристотеля (силлогистики).

Выдвинул 5 доказательств существования Бога:

  1. В этом мире все движется и движимо чем-то. Значит, есть некий перводвигатель. Это – Бог.
  2. В этом мире все имеет разную степень совершенства, красоты. Значит должен быть эталон. Это – Бог.
  3. Все в этом мире направлено к цели, имеет смысл. Значит есть некое разумное начало, которое наполняет жизнь смыслом. Это – Бог.
  4. Все для чего-то создано, имеет причину. Это – Бог.
  5. Все в этом мире состоит из чего-то, что дает этому существовать. Это – Бог.

6-е доказательство Канта: «Бог в сердце».

 

       От союза религии и философии, несомненно, выиграли обе стороны:

- религия утвердила себя, стала более понятной, доступной;

- философия смогла себя сохранить, развиваться, преподаваться

 

Но больше, чем приобрели, они потеряли:

Средневековая философия изменила и свой предмет, и назначения и методы по сравнению с истинной философией:

1. стала теоцентрической (вместо космосоцентрической);

2. ретроспективна (обращена к прошлому, к Библии, к древнему Писанию; она не только откровения, но и сокровенные таинства Бога, а философия осталась ее разгадывать;

3. «Философия стала служанкой религии» Фома Аквинский

4. Авторитарна, господствует традиционализм. Изменить Священное Писание нельзя ни на йоту. Любое инакомыслие – ересь, признак гордыни;

5. Писание, Платон и Аристотель – незыблемые авторитеты;

6. Папы и их собор могли вносить изменения в Священное Писание;

7. Начетничество. Учителя - вещают, ученики – выполняют, дискуссия невозможна0

8. Философия начала разъедать изнутри религию.

     

В период схоластики появилась теория 2-х истин (Пир Абеляр, Уильям О’Кам): две истины, две правды – Библия и ненаписанная книга природы, первую – богословам, вторую – ученым и философам. Это было требование отделения, секуляризации, что и произойдет во времена Возрождения.

В период схоластики разгорелся спор между реалистами и номиналистами: все схоласты-реалисты полагали, что понятия, идеи существуют реально, в уме Бога. И все понятия не из этого мира (религии, философии) должны вырезаться.

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение = Гуманизм = Ренессанс = Юность Человечества = Весна Человечества

 

Эпоха Возрождения почти никем не насматривалась как самостоятельная эпоха.

 Эпоха Возрождения возникла впервые в Италии на базе католицизма. Как только религия стала отделяться от философии (XII в.), инквизиция стала государственной судебной организацией. Пик – XIV в. Главное преступление – ересь (еретик – сомневающийся). Можно было судить по доносу.

 Возрождение – восстание против этих ужасных традиций.

Благодаря филиокве уделяется много внимания земным делам Христа Þ земные дела разрешены Þ предпринимательство разрешено, и сама церковь стала богатой и феодалом.

Почему Возрождение именно в Италии?. Существовал обширный купеческий (предбуржуазный) класс. От людей требовали только деньги Þ выступило за стирание моральных норм и отделение всех сфер жизни от религии. Эти люди были и богаты (свободны в деньгах), и свободны экономически.

Особенности нового мировоззрения:

Противопоставляется душа и тело, Бог и человек. Человек может и должен наслаждаться жизнью (Наслаждение – как высшее благо).

На полотнах художников мы видим телесное изображение, даже обнаженное изображение (одухотворенная плоть). Хотя сюжеты создаются на темы Священного Писания, но для изображения святых, Богородицы, Иисуса приглашаются натурщики.

Эпоха Возрождения - возрождение античной культуры:

- природа и человек прекрасны;

- лучшие произведения созданы по мифам;

- возрождаются скульптуры античности;

 

Появляется опера (Италия) о любви; лирика – Данте, Шекспир и др.; живопись достигает расцвета и становится классической.

В философии интерес к природному, телесному, материальному проявился в пантеизме:

1. Нет ни Отца, ни Сына, ни Духа, а есть Бесконечный Бог.

2. «Бог во всех вещах, и мир в целом оживлен и одухотворен» - Никола Кузанский.

3. Бог в мире, как его душа Þ как в античности, мир становится единым.

4. Возрождается жанр диалога. Петрарка пишет книгу «Мои тайны в диалоге».

5. Возрождается утопия. Смысл всех утопий – люди могут жить здесь счастливо, для этого нужны справедливые законы.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!