Особенности христианского мировоззрения.
Христианство настолько изменило лик земли, что время его прихода получило название новой эры.
Основной теоретический источник – библия (греч. – книга), священное писание, догмат.
Состоит из:
- Ветхого завета
- Нового завета
Ветхий завет - небольшой рассказ о страдании иудейского народа и их бога Яхве).
Новый завет - о том, что бог отец пришел на землю. Основная часть – рассказ о жизненном пути Иисуса (Евангелия от Марка, Луки, Матфея, Иоанна).
Так же в библию входят «Апокалипсис»/ «Откровение от Иоанна» + «Житие и деяние апостолов».
Все древние религии получили название языческих.
Особенности языческого мировоззрения:
- политеизм
- боги видимы, телесны
- боги прибывают в этом мире
- внешнее, телесное почитание богов
- награда за почитание – материальная, зримая (здоровье, дети, богатство)
- язычник ждет от бога награды при жизни
- происходящие после смерти не очень прописано
Язычество иудейского народа (иудаизм) обладало рядом особенностей:
- монотеизм (самая первая заповедь – «почитайте меня одного»
- Яхве невидим, но являет себя голосом и деяниями. «Яхве» – означает сущий.
- может прибывать в ином мире
- внешние почитание
- Яхве – первый бог, который обращается к людям с этическими требованиями
Заповеди (нравственно-этические):
1 – 3. о религии
|
|
4. почитай отца и мать
5. не убивай
6. не кради
7. не изменяй супругу
8 - 9. не лги, не обманывай
10. не завидуй
Идея посмертного воздаяния, отсутствующая у язычников, станет главной в христианстве.
«Ветхий завет» - ожидание иного бога, который наполнит жизнь смыслом, даст надежду на бессмертие и тем самым спасет» (Александр Мень).
Прежние боги – жестоки, коварны, несправедливы, и слишком равнодушны к людям.
Представляли: грозная сила (воин, кесарь), который въедет на белом коне и освободит Иудеев от римлян и сделает их избранным народом.
«В мир придет младенец, и наступит новая, Сатурнова эра» (Вергилий). Образ младенца – ключевой для христианства. Он не жесток и не карает ни кого, он любит нас, он спасет от одиночества.
Иисус Христос - мессия. «Иисус» иудейское имя. «Христос» - спаситель (греч).
Основы нового мировоззрения:
- представление о двух мирах (идеальный и материальный, т.е. царство божье и земное)
- абсолютное противопоставление 2-х миров Þ христианство - объективно-идеалистическое мировоззрение
- Бог-отец абсолютно вынесен за пределы нашего мира, так как он –абсолютный дух, слов; его царство – царство духа
|
|
- И даже когда дух воплощается в сына-Иисуса, духом остается, воплощаясь в тело, дух ничего не теряет в своей полноте. «Сын от отца – как свет от света»
- Человек-Иисус тоже дух Þ в Евангелии нет бытовых подробностей. Основное внимание Евангелие уделяет его духовной деятельности.
- Самое любимое и распространенное изображение Иисуса – распятие как изображение стойкости духа. На иконах тело (если есть) задрапировано, а в основном, на иконах – лик, а не лицо.
- «Я - Царь, но царство мое не от мира сего» - ответ Иисуса дьяволу искусителю.
- Через 40 дней после смерти оставил наш мир, и мы ждем его пришествия.
- На горе Фавор ученикам явился в виде мощного света.
- Праведники будут блаженны в ином мире.
Эти два мира есть и в человеке. У Платона – мир души и мир тела.
- Самые яркие сюжеты о борьбе этих двух начал: «Превратите камни в хлеб», «Не хлебом единым жив человек, о духом». «Не копите здесь, на земле, где все тленно. Копите богатство в душе». Притча о богатом юноше. «Как унаследовать Царствие Божие? Раздай богатство бедным». Юноша ушел. «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому унаследовать Царствие Небесное».
- Бог спасает только человека, говорит с Душой, ибо человек – его образ и подобие.
|
|
Заповеди Нового Завета (они рассредоточены по всему тексту, но сформулированы в Нагорной проповеди, состоящей их 2-х частей)
I. Заповеди Блаженства
1. Блажен кто верует искренне
2. Блаженны милостивые миролюбивые, скромные, терпимые
3. Блаженны чистые сердцем, лишенные зависти, злобы
4. Блаженны гонимые за правду, стойкие духом
II. Нравственно-этические Заветы (прежние заповеди не отменяются, но углубляются, делаются более строгими, что это уже Новый завет)
- не убивай ни словом (в душе), ни телесно
- Не прелюбодействуй (всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует).
Все заповеди обращены к душе.
Отличия религии от философии:
- «блажен, кто верует»
Это, пожалуй, все отличия христианства и философии
Декалог Моисея | Заповеди Иисуса |
Не убивай | Не убивай даже словом |
Не нарушай клятвы | Не клянись |
Возлюби ближнего своего; ненавидь врага своего; «око за око» | Любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас, «ударили по одной щеке – подставь другую» |
«Я врач, а врач нужен больному. У злых людей больна душа. Кто их вылечит, если не я».
Условия прощения:
- Вера, доверие
|
|
- Ели человеку стыдно и он чистосердечно раскаивается
- Человек не ведает, что творит
- Мы сами часто не наживаем себе врагов своих («В своем глазу бревна не видим, а в чужом и соломинку замечаем»)
- НО, если попирает Веру, Родину, то пощады нет.
В христианстве – новое понимание ближнего. Теперь им становится любой человек (любой национальности, мужчина и женщина, богатый и бедный, праведник и грешник). Главный объект приложения наших сил – грешники, ибо без нас им не подняться.
Еще одна стержневая идея христианства. «Идея всечеловеческого спасения и единения» (Ф.М. Достоевский)
«Иисус пришел, чтобы спасти всех» (апостол Павел)
Вот причина быстрого распространения христианства. Сейчас это самая распространенная религия.
В христианстве новое понимание любви: «Возлюби ближнего как самого себя» (Доля эгоизма: сначала себя – потом других). «Возлюбите друг друга, как я возлюбил вас».
Любовь – самоотдача, самопожертвование.
Фарисей = двуличный, лицемерный человек.
Своей смертью на кресте Иисус искупил первородный грех (и все после него) человечества.
Любить – жертвовать ради другого человека (если надо, то и жизнью). Христианская любовь жертвенна, любовь – подвиг Þ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ
В день Вознесения сказал Иисус «по делам вашим узнаю вас»
Дела:
- не молитвы
- не хождение в храм
- не посты
- НО деяния
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Начинается раньше, чем заканчивается античная, и развивается вместе с ней.
Средневековье: V – XIV века.
С самого начала возникновения христианства философия вступила с ней в союз Þ их этапы связаны.
I этап. Апологетика. Начало возникновения (I-III вв.)
II этап. Патристика. (IV-VIII вв.)
III этап. Схоластика (IX-XIV вв.) Причем поздняя схоластика (XIV в.) разрывает связь с религией.
Апостол – непоколебимый. Им дано было знать все языки Þ они проповедовали религию. Многие умерли как Христос.
Для того, чтобы победить язычество, надо:
- растолковать парадоксальные моменты Нового Завета
- заставить верить
1 этап. Для того, чтобы растолковать парадоксальные моменты Нового Завета, религия вступила в союз с философией. Религии очень пригодился категориальный аппарат философии Þ богословие – вероучение.
К IV в. Христианство побеждает язычество. Император Константин объявляет христианство официальной религией Рима.
На 2-х соборах в Нике и Царьграде принят канон – символ христианской веры, где сняты противоречия христианства.
Символ веры
- Бог триедин (Бог отец, Бог сын, Бог Дух Святой – три ипостаси Бога Творца). Бог, воплотившись в тело сына, остался Святым Духом;
- все веруют в грехопадение первых людей и тень от греха людей-прародителей витает над всеми;
- все веруют в 1-е пришествие, в Рождество, в Христа;
- все веруют в искупление Христом грехов человеческих;
- все веруют в Воскресение, в т.ч. в Воскресение человеческой души;
- все веруют в Вознесение и во второе Пришествие Христа;
- все веруют в Царствие Небесное: наказание – ад, награда – рай.
Апостолы: Юстин-мученик, Тертуриан, Ориген, Климент Александрийский.
2-й этап Патристика; «патр» - отец
Учение отцов христианской церкви, ее главные теоретики.
События в Христианской Церкви:
- строительство второй столицы на Босфоре – Константинополь (Царьград), ныне Стамбул;
- формируется православие (на Востоке) и католицизм (на Западе)
Противоречия между православием и католицизмом привели к тому, что в 1046 г. произошел окончательный раскол христианства (Понтифик (Папа) предал анафеме настоятеля другой церкви, другой сделал тоже самое).
Православие, особенно русское, наиболее хранит Догмат (оно охранительное), а католицизм отступает от догматов и даже принимает новые (еретические) принципы.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!