Что роднит христианство и стоицизм?



Философия Аристотеля

 

Аристотель – основатель многих наук (физика, биология, и т.д.)

Психология – трактат о душе.

Биология – классификация живых существ.

Физика – о движении тел.

Основной труд – «Метафизика» (название было дано позже).

           

       Первым пишет философские трактаты «метафизика», «философский словарь» - попытка реконструировать философскую мысль.

           

384 г. до н.э. – год рождения Аристотеля. В г. Стагирог, на границе с Македонией.

Повзрослев, отправился в Афины. Там знакомится с Платоном, после смерти которого, Аристотель преподает в академе, после этого возвращается в Афины и создает свою школу (Ликей).

       Идея существует, но только в вещах. Придерживался принципа «золотой середины».

Главный вопрос: «что есть философия?».

Для раскрытия философии существует два понятия:

1) Метафизическая сущность, не подвижность.

2) Изучает земные вещи.

 

Главный вопрос – «Что есть сущие?».

Сущее – субстрат, всеобщее и т.д.

Чтобы выделить определение (2 критерия) – сущее мыслимо, а также единично.

Но это не возможно, так как единичное не понятийно, а понятие – не единично.

 

4 первопричины: 1) Что это? (форма)

                              2) Из чего это? (материя)

                              3) Откуда это? (движущая)

                              4) Зачем это? (целевая)

Форма – суть бытия.

Что такое материя?

  • Первая материя (будущая вещь).
  • Последняя материя (после приобретения формы)

Последняя материя придает вещи сущность.

                   Кусок гранита – первая материя, статуя – последняя материя, которая выражает суть гранита.

 

Движение?

Движение вызывается перводвигателем. Движением от бога.

 

Цель?

Телеология – мысль о цели. За целью стоит бог.

 

Форма?

От бога. Бог – мышление; мыслит сам себя.

 

Душа без тела существует, а тело без души нет, Следовательно, душа – суть, тело – форма.

           

Нравственность там, где правильно организовано государство.

Мечтал об идеальном, справедливом государстве.

       Как достичь?

 

2 программы:

 

1) Минимум (касается всех граждан; должны быть нравственными, добродетельными; должны быть гражданином).

 

2) Максимум (касается правителя; должны быть нравственны, мудры).

Демократия быть не может, так как народ не правил никогда. Демократия переходит либо в монархию, либо в тиранию.

 

Первичный элемент общества – семья.

Из семей -> поселение -> государство.

Отношения в семье определяют государство.

 

Значение философии Аристотеля:

- Определяющая для Средневековья. На ней строились все основные учения.

- Заложил основы современных наук.

- логика – наука. На ней должны строиться философские догматы.

 

Логика:

- формальная

- семантическое

- женская

- и т.д.

           

Понятие – логическая единица которая обобщает одну область и отделяет её от другой.

       Увеличивая содержание, мы уменьшаем понятие.

 

понятия

 

         пустые                                                     не пустые

(не входит не одного элемента)             (входит один или более элементов)

     

 


                                                           единичные                  множественные

                                                      (один элемент)             (больше одного)

        

Отношение понятий:

       - равнозначные

       - одно входит в другое

       - отношение противоположностей

 

Суждение – логическая форма мысли, которая удовлетворяет имеющиеся факты и использует их.

 

Суждения:

- простые (ни одна часть не является тезисом)

- сложные (одна часть – тезис)

 

Закон: Каждая мысль должна быть тождественна самой себе.

Закон: А тождественно А и не может быть А*

Закон: Если А тождественна А*, А – ложно.

Закон: Всякая мысль имеет основания для своего существования.

 

 

Философия эллинизма

 

                              Первоначальная философия – космосоцентрическая.

       Лаев: «Неличностный космологизм – первоначальная философия», то есть не личности человека. Космос – кто, то есть личность, а человек – что».

       По-гречески: «Идея» - то, что видно.

 

       «Культура» - земледелие, возделывание земли.

       «Индивидуальность» - нераздельное.

       «Логос» - мысль космоса.

           

Греки отличали себя от космоса в дальнейшей философии. Но не противо поставляли себя космосу, и старались жить в гармонии с ним, для них космос – полис Þ принцип гармонии, меры стал основным, а одной из важнейших добродетелей стала скромность (умеренность, терпимость).

 

       Маркс: «Прекрасное детство человечества – греческая культура». 

 

Самосознание ребенка не выделяет себя и не отличает от мира, но мир очень не большой (дом, улица) и он живет в гармонии с ним.

       Постепенно полисы уступают место империям, с начала Македонского, за тем, когда Греция вошла в состав Римской империи ( во II в. до н.э.).

       Человек жил в огромной империи, уже не гражданин маленького полисf, от него почти ни чего не зависит, и человек теперь уже не частичка, а песчинка не понятно, зачем заброшенная в мироздание

       Гармонии нет, космос огромен и не удобен, он нависает над нами; познать его, а тем более изменить не возможно  Þ человек обращает свой взор в СЕБЯ.

       И тот процесс самопознания, который начали Сократ, Платон, Аристотель сильно развивается.

Все учения, которые будут зарождаться - этические. При этом этика прекращает быть общественной, полисной, она будет индивидуальной.

           

Направление эллинистического периода:

I . Эпикуреизм.

Эпикур жил на рубеже IV-III вв. до н.э., уроженец Самоса, но философствовал в Афинах.

Он образовал свою школу: «Сад Эпикура».

       В отличие от Ликея и Академии, это была закрытая школа, на подобие «пифагорейского союза», но он и не интересовались политикой  Þ девиз –«Проживи не заметно».

       Онтология Эпикура: атомизм, материализм, следовал за Демокритом. Но Демокрит полагал, что атомы двигаются строго прямолинейно при необходимости, и не возможно формирование случайностей. Демокрит не принимал случайностей.

       Эпикур признавал образование случайностей, свободы  Þ атомы имеют право свободно отклонятся.  Это представление распространялось на человека. Главная причина нашей несвободы – страх: перед природой, богами, смертью.

       Эпикур: «Боги не творят, не управляют природой → бессмысленно боятся их». Боги – этический идеал. Если они существуют, то они лишены страха, они счастливы, безмятежны. Таким же должен быть человек.

       Причина наших страданий и страхов – наши ощущения, но смерть – постепенное угасание ощущений и боли, страданий и за порогом смерти их уже нет (отрицается бессмертие души). Эпикур: «Смерти не следует бояться, она не имеет к нам отношения. Пока мы есть, смерти нет. Когда пришла смерть, нас уже нет».

       Мудрец – бесстрастен, безмятежен, подобен богу.

       Счастье – отсутствие страданий.

 

Рим пленил Грецию оружием, а Греция Рим – духовностью.

 

       Цицерон не оригинален, так как воспринял духовное наследие Греции, но он автор латыни. Он перевел тексты Платона, Аристотеля и других на латынь, что позволило Европе узнать этих авторов. Он автор новой терминологии.

 

       В Риме Эпикуреизм развил Лукреций Карр. Его работа «о природе вещей», переведенная на латынь, хорошо сохранилась  Þ мы узнали многое о атомизме, о Демокрите.

 

II. Стоицизм

Стоики воспевали необходимость, рок, судьбу, волю, твердость духа.

                   Основоположник – Зенон Киприот.

До философии – торговец. Однажды кораблекрушение все перевернуло.

       «Стоя» - колонна (занятия были в портиках, у колонны).

       «Стоицизм» - не прислоненные к колонне, твердость характера.

В своих воззрениях Зенон следует за Гераклитом, у которого миром правит Логос, Закон, Судьба, Рок, Необходимость Þ нужно не жаловаться, не плакать. Ведь сопротивляться не возможно, а достойно принимать всё, что предназначено судьбой.

       Этическим идеалом стоиков был Сократ. Их поражало не столько глубина учения, сколько поведения, стойкость духа, глубина характера.

       Стоицизм развился  в Риме (I-II в.н.э.) во времена Тиберия, Калигулы, Нерона.

В это же время возникает христианство, философия в лице стоицизма и христианство вступило в свои сложные взаимоотношения. Теперь стоицизм – один из теоретических источников христианства. А римского стоика Сенеку, Марк считал отцом христианства.

 

Что роднит христианство и стоицизм?

  • Острое недовольство действительностью.
  • Изменить реальность не возможно. Стоики учили: «Прежде чем менять действительность, измени себя». Мир бесчеловечен, но нужно стать человеком и остаться человеком в нечеловеческих условиях.
  • Нужно стойко переносить страдания, принимать их. В них есть смысл. Проходя через страдания, наша душа вычеловечивается.

В христианстве страдания обожествляются. Иисус – великий страдалец.

  • У стоика Сенеки впервые после Сократа появляется тема вины, несовершенства, стыда, совестливости.

В христианстве – тема греховности.

  • У Сенеки впервые человек – гражданин мира, космополит Þ между людьми нет национальных, территориальных границ, есть человечество  Þ идея равенства. Достоинство человека зависит от силы воли, стойкости духа.        

Стоицизм – состоянии души. Благородство духа не передается по наследству. Аристократ может быть неблагороден, а раб – благороден. В христианстве все равны, все братья, у всех один отец – бог. Это самая демократичная философия.                                                                                   Стоики: Марк Аврелий (Император), Сенека (сенатор), Гален (врач), Овидий, Цицерон (поэты) и даже раб Эпиктет. Своему господину он говорил: «Тебе принадлежит моё тело, но мой дух только мой. Поэтому ты – раб, так как твоя душа рабская».

Исповедуя идею сохранения души, они не являются индивидуалистами. Сенека (учитель Нерона) – впервые провозгласил: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел чтобы поступали по отношению к тебе. Не делай другому зла».

 

НО ЕСТЬ СУЩЕСТВЕННАЯ РАЗНИЦА между философией и религией:

  • Ничто, кроме философии не исследует Добро и ЗЛО. Её предназначение – возделывание души. Августин Блаженный: «Что бы уберечь душу от бешенных бурь мира нет ни чего более действенного, чем память о собственном ничтожестве».
  • Если нет возможности оставаться человеком, то лучше – самоубийство.

А в христианстве, самоубийство – тяжкий грех.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!