With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 65 страница
Здесь интересно заметить, что аналогичные виды симво лизма встречаются в алхимии, которая, наряду с химическим аспектом, содержит в себе философские концепции по во просу рождения и внутреннего духовного роста личности. Юнг прекрасно разработал символический аспект алхимии, например в книге "Психология и Религия"*, из которой, со бственно, и взято большинство следующих параллелей. Од ной из фундаментальных идей алхимии является редистил-ляция из ее хаотической сопутствующей части спрятанного в материи божественного духа. Для выполнения этого процес са совершенно незаменим химический элемент Ртуть (Мер курий - прим. перев.), именуемый алхимиками Mercurius ani-matus, "змей" или "дракон"** Меркурий алхимиками воспри-
|
|
Jung. Psychology and Religion. New Haven. 1938, ρ 109. CW 11, p. 100 Silberer, Problems of Mysticism and Its Symbolism, p. 155. 115
128 Герхард Адлер
|
|
нимался как Hermes Psychopompos, указывающий путь в рай*. Вот мы и встречаемся снова со змеей, при помощи ко торой из недифференцированной материи должен быть ре-дистилированн божественный дух. Эта вытяжка, известная tincture** тоже представляет собой некую синюю чудеснуюжидкость, которую один из известнейших алхимиков назвал le ciel humain***. Эта чудесная синяя жидкость символическивыражалась в виде круга. Круг для алхимика - символ мак рокосма и божественного совершенства ****. Интересно, что точка, микрокосм, рассматривается как "созидающая точка в материи" и как "искра души"*****. Выражаясь психологичес ким языком, рождение синего микрокосма из макрокосма указывает в наших рисунках на рождение индивидуальности пациента из матрицы коллективного бессознательного, до стигнутого уже описанным ранее способом.
|
|
|
|
Резюмируя сказанное, главной темой рисунков является создание нового мира. Его инфантильный мир разрушается после стычки с волком, превратившегося затем в змею. Четкое уяснение того, что он должен оставить свой детский рай, победив, таким образом, свой страх, открывает ему роль змеи как демиурга и создает его новый мир. Вместо матери, столь долго бывшей для него единственным источ ником мироздания, змея-демиург открыла в нем самом внут ренние созидательные силы, избавила от нужды "скучать". Каждый человек является как бы маленьким демиургом сво его собственного маленького психического мира. В этом от ношении наш пациент сравнялся с другими людьми. Змея - это nous, мудрость и творческое воплощение, но только глубже и адекватно уяснив свою собственную природу, в частности, и человеческую натуру вообще, то есть природу внутренних психических законов, он смог создать свой со бственный мир и на основе его - свою индивидуальность. Насколько микрокосм его индивидуальности оставался не дифференцированным (см. рис. 9.5), настолько он погружен в проблемы жизни, до сих пор им избегаемых. Но вот сей-
Jung, Psychology and Religion, p. 128, CW 11, p. 98.
Настойка (лат) — Прим. перев.
*** Человеческое небо (фр) — Прим. ред. Там же. с. 109, CW 11, с. 100.
**** Там же, с.66. CW 11, с. 53
*****Там же, с. 124, CW 11, с.53
Исследование сновидений | 129 |
час он испытал желание и готовность вступить с ними в борьбу. Первоначально земные тона рисунков изменились в конце концов на совершенно синие, символизирующие включение в его личность нового, живительного духа приро ды (=змеи) и земли.
Выражаясь языком практической жизни, это означает, что пациент больше не проецирует свои эмоциональные пробле мы на посторонних людей, то есть он перестал привязывать их к личности своей воображаемой возлюбленной, даже на против, он смотрит на них как на содержание своего со бственного психологического устройства, с которым ему следует разобраться. Получившийся в результате ответ мо жет показаться банальным по сравнению с таким обширным символизмом сна и рисунков, но для пациента он имеет ко ренное, решающее значение. Наше решение показывает па циенту путь к достижению цельности личности и ее интегра ции, заполнению расщелины между "Логос" и "Эрос", до сих пор хранившем в себе всю эмоциональную сторону его жиз ни в подавленном, а значит и в рудиментарном состоянии. Замечательно и то, что спустя несколько недель после этого сна пациент познакомился с молодой девушкой. Вскоре у них настал очень счастливый период тесных дружеских отно шений. Совершенно очевидно, что до сих пор прочно сцеп ленные с проецируемым образом воображаемой любви его чувства и эмоции теперь освободились и обрели способ ность достигнуть реальную цель в реальной жизни. Иначе го воря, разрушилась его инфантильная защитная система, ис сякла сила материнского образа. Такой значительный шаг вперед обязательно сопровождается ростом духовной зре лости, а закончится этот процесс рождением независимой, уверенной в себе индивидуальности. Последний рисунок по дает этот процесс в символическом виде: синий макрокосм
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!