With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 64 страница




126                                                                                     Герхард Адлер

 

щающий от гибели находящихся внутри. Этот защитный круг

 

- temenos," окружающий божественное и святое место, свя­щенную рощу, где происходят numinous'* события. Так как интенсивность и значение этого numinous процесса имеет место внутри, границы temenos должны соответствовать ма­ гическому кругу. И не только numinosum находящийся внут­ ри круга, защищается от внешних влияний, но и внешний мир также должен оберегаться от внезапного выхода numi­ nosum из этого круга, поскольку такой прорыв будет равно­силен психозу.***

Если наш пациент проявляет черты шизоидного характе­ ра, то этот момент становится крайне важным и значитель­ ным. Такой личности присущи изначально разрушительные тенденции, что требует особого внимания и заботы в ходе анализа. В данном сновидении эти разрушительные тенден­ ции выражались в образе волка, превратившегося потом в гигантскую змею. Если бы такие тенденции взяли верх, то очень вероятно, что пациент переступил бы опасную черту. Тогда расщепление его личности можно было бы охаракте­ ризовать, как расщепление, вызванное напряжением между сферой дифференцированного интеллекта и сферой прими­ тивных ощущений, между "Логос" и "Эрос"****.

 

Тогда задачей анализа является интеграция, соединение

 

в рамках сознания пациента разрушительных тенденций, произошедших от примитивного и еще бессознательного уровня ощущений. Достигнуть такое соединение возможно только тогда, когда пациент будет способен сознательно воплотить прогрессивную сторону содержимого этих ощущений. Ведь до сих пор он воспринимал их только как угрозу. Вот что содержали рисунки нашего пациента.

В этой связи особенно важным представляется то, что процесс развития происходит внутри кольца змеи, или ма­ гического круга. В третьем рисунке ясно показана таящаяся

в личности пациента опасность ее. распада· Здесь раскрыты

 

См. Jung, The Integration of the Personality, pp.120, 132, также видение на p. 106, где говорится, что змея свивается в кольцо вокруг пациента. CW 12. pp. 79, 102, 53.

** Божественное, величественное (лат). - Прим. перев.

* " См. там же, сс.154, 165, CW vol 12, 141, 159.

 

'**' Jung, "Woman in Europe" in Contributions to Analytical Psychology, CW 10,


 

P.113


Исследование сновидений 127

 

и продемонстрированы первоначальные разрушительные тенденции выраженные в образе змеи (волка) в сновидении

и ставшие теперь размножаться, что видно по увеличению числа малых змеек. Но все они находятся внутри магическо­ го круга, образованного змеей-спасительницей, который ок­ ружает и удерживает их всех вместе. Таким образом первый рисунок выражает инстинктивное усилие удержать и спло­ тить эти разрушительные тенденции без прежнего примене­ ния к ним излишнего напряжения интеллекта (с соответству­ ющим подавлением чувств), а контроль над ними достигает­ ся посредством "змееподобной мудрости" инстинкта и Эро­ са. Змея-кольцо в третьем рисунке является, так сказать, символическим представлением реторты алхимиков, "крате­ ра", в котором происходит процесс синтеза. Этот "алхими­ ческий" процесс приводит к образованию нового синего элемента, отражающего рождение индивидуальности, или индивидуальность личности, взяв под контроль опасность шизофренического разрушения и подготовив путь для асси­ миляции ощущений. Новый синий элемент - вот истинная цель описанного нами процесса развития, посредством ко­ торого микрокосм отдифференцировался от макрокосма. В то время, как макрокосм символизирует коллективное бес­ сознательное как матрицу, микрокосм - это символ индиви­ дуальности.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!