Особенности технологического построения учебного процесса при изучении философских и обществоведческих курсов в средней (полной) школе.



При изучении философских вопросов обществоведческого курса основу содержания составляет рассмотрение различных направлений общественной мысли, отражающей зарождающиеся или устоявшиеся духовные ценности различных эпох и цивилизаций. Это позволяет выдвинуть довольно широкий спектр особенностей, выражаемых в целях, относящихся к ценностно-ориентировочному блоку целевой системы курса. Среди них выделим следующие:

- формировать отношение к духовной жизни общества, идейным и философским исканиям как одной из высших ценностей;

- используя склонность философии к парадоксам, антиномиям, допущениям многозначных выводов способствовать развитию мышления, познавательных возможностей личности;

- обогащать личный опыт самопознания и самооценки, развивать рефлексивные отношения к собственной и чужой мысли, соотнося ее с гуманистическими духовными ценностями; вырабатывать толерантность к мнению, отличному от собственного;

- формировать интерес к многообразию культур;

- вырабатывать отношение к теоретическому плюрализму как необходимому условию развития общественной мысли.

Перейдем к целевому блоку - вооружение знаниями. Здесь неизбежно более дробное структурирование. Это обусловлено сложным составом самих знаний, включающих понятия, отдельные идеи и положения, гипотезы, методологические принципы, концепции и теории. Многие из перечисленных компонентов содержатся в материале названной темы. Помимо теоретического пласта знание включает в себя и определенные фактические данные. В нашем случае - это отдельные факты биографий ученых, философов, чьи идеи рассматриваются в теме, это исторические условия зарождения тех или иных учений, а также материал, конкретизирующий или иллюстрирующий теоретические выводы.

Кроме того, при формулировании целей приходится учитывать и разные уровни усвоения отдельных единиц знания. Так, усвоение понятия может быть задано на уровнях: а) знания термина; б) знания отдельных признаков в их взаимосвязи; в) развернутых определений.

Что касается усвоения идей, теорий, то здесь возможно выделение следующих уровней: а) общее представление на базе первоначального ознакомления; б) системно-логическое осмысление с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними, в) теоретически-концептуальный уровень, предполагающий осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме; г) выявление аспектных проблем, пронизывающих обществознание на всем пути его развития с акцентированием их наиболее актуальных сторон в современных условиях.

С учетом сказанного данный целевой блок применительно к первой части курса может выглядеть следующим образом:

1) формирование знания понятий:

2) представление идей, принципов, теорий:

Последний целевой блок охватывает деятельность, направленную на выработку определенного круга умений. При этом учитываются возможности, как самого содержания рассматриваемой части курса, так и широкого спектра учебно-познавательных заданий.

Одной из особенностей изучения этой части выступает широкое привлечение разнообразных источников знаний и информации (фрагментов из философской, философско-религиозной, экономической и социально-политической литературы как научного и научно-популярного, так и публицистического характера). Это позволяет включить в качестве целей развитие умений работы с внеучебным текстом.

В целом в качестве целей изучения первой части курса можно рассматривать выработку следующих интеллектуальных, учебных умений:

Видение альтернатив, разных подходов и способов решения проблем.

Реализация этой цели в наибольшей степени способствует рассмотрению учащимися различных вариантов осмысления аспектных проблем. Например, сопоставление взглядов Ф. Гегеля, К. Маркс, французских философов-экзистенциалистов на проблему соотношения свободы и предопределенности общественно-исторического развития человечества. Аналогичным образом могут быть сопоставлены выводы К. Маркса и М. Вебера о роли и значении материальных и духовных факторов в жизни общества.

Построение логической цепи суждений.

Задания, нацеливающие на овладение данным умением, могут быть предложены при рассмотрении, в частности, теории общественного договора. Построение цепей причинно-следственных связей, объясняющих с позиций данной теории возникновение и функции государства, поможет среди прочего и лучше уяснить различия в подходе к этому вопросу Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.

Конкретизация обобщенной идеи.

Задания этой направленности могут быть использованы при изучении всех вопросов темы.

Выяснение обобщающего или исходного принципа теории, учения.

С точки зрения возможностей содержания, наиболее адекватны этой цели такие сюжеты курса, как древнеиндийская и древнекитайская философская мысль.

Подведение под ценность.

Овладению данным способом деятельности способствуют задания, предполагающие оценку тех или иных явлений с позиций определенной системы ценностей на базе совокупности критериев. По сути, любой вопрос, изучаемый в первой части курса, может служить содержательной основой для построения такого рода заданий.

б) Овладение различными видами рефлексии, нацеленной, прежде всего на выявление оснований и мотивов собственной деятельности, а также деятельности другого.

В нашем случае речь может идти, о рефлексии в познавательной деятельности. Рассмотрение своей деятельности «со стороны» направляется вопросами типа: «Что я делаю?», «Для чего (почему) я это делаю?», «Каков смысл моих действий?», «Соответствуют ли достигнутые результаты первоначальному замыслу?».

Развитие рефлексии над позицией другого способствует обращение к фрагментам текстов различных авторов.

Обратимся к примеру. Рассматривая понятие «общественный прогресс» и знакомя школьников с различными трактовками возможности и критериев прогресса, учитель может использовать фрагмент из произведения Фр. Ницше «Антихристианин» (Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М.,1992,С.9 или «Сумерки богов». М.,1989, С.20). Автор, отрицая направленность в развитии человечества к лучшему, высшему, утверждал, что прогресс – это сложная идея. После ознакомления с фрагментом учащимся могут быть предложены такие вопросы и задания: дайте анализ приведенных суждений; раскройте смысл данного высказывания; проанализируйте представленные аргументы, их достоверность, непротиворечивость и полноту; определите свое отношение к представленной позиции.

Чтобы лучше уяснить глубинные основания и причины, побудившие философа выдвинуть идею «сверхчеловека», отрицать общественный прогресс, важно, пусть в обобщенном виде, штрихами воссоздать духовную ситуацию европейского сознания второй половины XIX в. Кризисные черты эпохи порождали в ряде случаев уверенность в неизбежной гибели европейской цивилизации. Наиболее сильно эти настроения выразил А. Шопенгауэр, оказавший, в свою очередь, глубочайшее влияние на молодого Фр. Ницше. Таким образом, овладение данным видом рефлексии предполагает введение в исторический контекст соответствующего произведения.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!