Идеологическое и тематическое доминирование произведений, использующих казачьи песни в качестве фольклорного материала



 

В современной социально-культурной ситуации существует конфликт между процессом этнизации и процессом культурной глобализации и задачей сохранения и возрождения национальной культуры. Национальная культура основана на обычаях, традициях и обрядах, то есть на истории страны.

Современная культура построена на процессе стандартизации культурного пространства, который стирает различия в образе жизни, обычаях, вкусах и ценностях людей, живущих в одном и том же социокультурном пространстве, но в больших городах эта проблема становится все более серьезной. В условиях глобализации культуры западные ценности распространяются на незападные страны. Технологические и экономические волны западной цивилизации размахивают по всему миру, внедряя западный уровень жизни в незападные страны, разрушая привычный образ жизни и традиционные культуры, растворяя проблемы национальной и социокультурной идентичности.

Повседневная культура является частью общей культуры и охватывает весь человеческий образ жизни, от того, как мы одеваемся, до уникальности праздников и важных календарных дней, до разнообразия установок, поведения, идеалов, правил, форм общения и ценностей. Культурные ценности нельзя изменить, доказав их недействительность или указав на более привлекательные ценности. Если учесть доброту казаков, то можно сказать, что они создали набор общечеловеческих ценностей, которые были созданы в условиях повседневной жизни. Казацкая культура с самого начала переняла наиболее рациональные элементы быта, обычаи, привычки и обряды. Среди различных обычаев и традиций были выбраны наиболее гуманные и подходящие для русского понимания и повседневной жизни.

Разработанная веками система норм, правил, стандартов и поведения поддерживает стабильность и силу социокультурного генетического аппарата - ядра культуры. Накопление культуры и передача информации из поколения в поколение обеспечивают воспроизводимость истории и самоидентификацию общества. Основой любой культуры является система поведенческих норм, поддерживающих целостность социальной группы. Здесь культура выражается в форме традиций и тесно связана с прошлым, настоящим и будущим.

Национальная культура - древнейшая форма человеческого существования. Каждая страна имеет свою национальную культуру, которая является основой ее развития. Люди воспринимают окружающий мир через устойчивый образ мира, который формируется определенными стереотипами. Национальная идентичность, то есть чувство принадлежности к собственной культуре, выраженное в языке, религии, искусстве, экономике, традициях, обычаях и т.д., может стать основой для социализации молодежи. Национальная культура является основой стабильности национальной жизни, функцией сохранения культуры, основанной на исторической памяти и поддержания целостности и устойчивости государства. На основе таких основополагающих культурных ценностей, как язык, традиции, обычаи, религия и природные условия, каждая страна создает свой собственный образ мира.

Процессы глобализации и технологической и культурной революции повлияли на формирование национальных культур, которые формируются в среде, оторванной от истории, культурных традиций и наследия нации. Скорее, они формируются в условиях, основанных на универсальных ценностях. Это условие является объективным изменением в современном человеке, чьи ценности евроцентрической модели (западной культуры), лежащей в основе глобализации, стали определением незападного мира. Особенность существования человека в современном мире определяется многоплановым движением развития, плюрализмом и разнообразием культур и ценностей, плюрализмом и разнообразием взглядов, ценностей и ориентаций, «мировоззрений» и «мировоззрений». В современных гуманитарных исследованиях эта тенденция называется «синхронностью» [3].

Гибридность культурного сознания означает существование эклектического мировоззрения с точки зрения ценностей и предпочтений, часто состоящего из специфических культурных фрагментов (отечественных и чужих), с которыми индивидуумы самоидентифицируются, размывая границы между «отечественными» и «чужими». Проблемный характер этого мировоззрения связан с тем, что подрастающее поколение, в частности, лишено своей центральной роли как критерия восприятия ценностей окружающего мира. В такой ситуации, когда на первый план выходит уверенность в индивидуальных ценностях и предпочтениях, возникает вопрос о культурной самобытности личности. В этом контексте можно сказать, что национальная культура является основополагающей ценностью, которая лежит в основе нравственно-этического воспитания молодежи.

Казацкая этнокультура - субнациональность России, сохраняющая культуру и историю славянского христианства и признающая социокультурный опыт своих соседей. Таким образом, этнокультурная идентичность является системным фактором формирования казачьей нации с важными географическими, экономическими, культурными и языковыми особенностями.

Многие казаки сохранили свои традиции, культуру и язык. Стоит отметить, что казачье движение последнего десятилетия было очень значительным. В связи с этим многие ученые до сих пор расходятся во мнениях о существовании казачьего языка, а вопрос о динамике развития казачьей народной культуры привлек внимание исследователей. По мнению самих казаков - история казачества не очень хорошая, но национальная культура существует.

Этническая культура - это особый психологический запас людей, который можно определить как особый способ приближения и формирования окружающей их действительности через призму устоявшихся традиций, ценностей, моделей поведения и стереотипов. Они проявляются по-разному. Это также отражается на этническом и национальном характере казачества. Они не всегда зависят от психофизических характеристик конкретного человека, но являются культурно опосредованными и имеют стабильность. Стабильность этого набора параметров обусловлена рядом факторов.

В целом казацкая национальная культура характеризуется легкостью и своеобразием, обогащенными взаимодействием с другими культурами и, наоборот, утратой других первоисточников. Изменения, связанные с национальной культурой, могут происходить как внутри страны, так и за ее пределами. Этнокультурная динамика в культуре современного общества предполагает выбор адаптации к потребностям и ценностям национальной инновации, что в конечном итоге приводит к формированию единой общей системы.

При решении проблемы современной казацкой культуры важно признать, что возрождение традиций - народных общностей, языков, духовной культуры, искусства - является необходимым процессом, который воплощает в себе культурный диалог и формирует многообразие и сложность русской и мировой культуры. Можно сказать, что в процессе возрождения и сохранения традиционных ценностей и культурных форм часто возникает желание их определить и заархивировать, особенно с точки зрения их универсальной территориальности. Иногда предпринимаются сознательные усилия по сохранению определенных элементов национальной культуры и сознания, иногда - сознательные усилия по популяризации наиболее консервативных элементов и форм.

Сегодня можно сказать, что изменение культурных принципов, основанных на самобытности казачьего народа, ведет к полной или частичной изоляции нашей страны. В этой ситуации казацкий народ не может участвовать в культурном диалоге на равноправной основе и не может формировать культурный диалог в соответствии с новыми требованиями сегодняшнего дня.

Во второй половине 20 века многие ученые, в том числе музыканты и этнографы, занимались сбором и изучением танго. Известные казачьи этнографы Т.В. Дигун [5], А.С. Кабанов [6] и Т.С. Рудиченко [11-14] подробно описали в своих произведениях структуру казачьей полифонии и функцию пения в аутентичных ансамблях. С 1970 по 1990 год казак На основе анализа певческих стилей Рудиченко выделяет типы мужских и женских голосов в казачьей традиции по вокальному диапазону, тембру, выразительности, их влиянию на формирование мелодических и текстовых стереотипов. Объясняю. Окраска» диалекта, являющаяся главной особенностью песен, рассматривается этнологами Тан как одна из наиболее выразительных черт народного творчества региона, один из важнейших элементов всей казацкой народной культуры и одно из средств ее сохранения. Однако проблема адаптации уникальной диалектной традиции к современным условиям при сохранении вокально-инструментальных стилей до сих пор не решена в полной мере на практике.

Современным исполнителям трудно выучить и спеть образцы уникальных песен, обогащающих репертуар любого творческого коллектива, не говоря уже о том, чтобы распознавать и сохранять музыкальные и народные стили на музыкальном и поэтическом языке. Эти трудности связаны с постепенным исчезновением казачьих диалектов и открытием новых подходов к этнографическому изучению казачьих песен.

На протяжении веков общественная и культурная жизнь казаков выработала уникальный стиль пения со своей эстетикой, артикуляцией и техникой интонации. Эта традиция имеет свой набор доминирующих вокальных жанров, вокальный стиль, диалектальную фонетику, словарный запас и синтаксис, коллекцию песен с региональными особенностями и фонетическим фонетического произношения.

Самодеятельный творческий коллектив в селе Шаньдун стал «вторым» фольклорным феноменом, исполняющим народные песни. В современной культуре фольклор и фольклорные пути всегда были областями взаимного влияния и неотделимы от термина фольклор. Фольклор - это сложное понятие, которое можно понимать как сочетание традиционного (стабильного, национального, прочного) и нового (авторитетного, специализированного, динамично меняющегося), взаимодействие стабильности и текучести, из которых фольклор является наиболее стабильным и имеет наиболее «недвижимый» эффект.

Исполнительская культура современных народных ансамблей включает традиционные казачьи песни, а анализ их репертуара свидетельствует об изменении тембра и исчезновении полифонии. Из народных ансамблей на сцене возникла «постановка», которая перевернула мужской голос (тенор) и сопровождающие его высокие струны (женский голос). Теперь их заменили меццо-сопрано. Следует также отметить, что в современной вокальной практике преобладает более низкий мужской голос.

Попытки возродить казацкую традицию, понять феномен фольклора, сохранить его самобытность и адаптировать к современности являются спонтанными и требуют научного осмысления. Проблема современного фольклора - это также проблема нового понимания исторической судьбы фольклора, нового содержания традиционного жанра в быстро меняющемся обществе. Каждый этап истории музыки и культуры предполагает новое отношение к фольклору.

 

Заключение

 

Творческие связи между фольклором и литературой хорошо изучены в литературоведении, но только недавно появилось новое научное понимание. Быстро развивалось изучение прямого и косвенного влияния устных поэтических традиций на творчество отдельных прозаиков и писателей.

Литература всегда была богата материалами, темами, образами, жанрами и стилями. Однако влияние фольклора на функционирование и развитие различных литературных форм изучено недостаточно хорошо.

Казацкие песни - мощный пласт русской народной песни и песенного ремесла, влиятельный и художественно выразительный. Казацкие песни привлекали внимание просвещенных меломанов и ученых в конце XVIII - начале XIX веков. Казацкие песни записываются почти до сих пор, а их научные и практические качества продолжают существовать и со временем увеличиваются. Несмотря на большую коллекцию записей, до настоящего времени не было проведено обобщенное исследование сущности казачьего пения.

Исполнительская культура современных народных ансамблей включает традиционные казачьи песни, а анализ их репертуара свидетельствует об изменении тембра и исчезновении полифонии. Из народных ансамблей на сцене возникла «постановка», которая перевернула мужской голос (тенор) и сопровождающие его высокие струны (женский голос). Теперь их заменили меццо-сопрано. Следует также отметить, что в современной вокальной практике преобладает более низкий мужской голос.

Попытки возродить казацкую традицию, понять феномен фольклора, сохранить его самобытность и адаптировать к современности являются спонтанными и требуют научного осмысления. Проблема современного фольклора - это также проблема нового понимания исторической судьбы фольклора, нового содержания традиционного жанра в быстро меняющемся обществе. Каждый этап истории музыки и культуры предполагает новое отношение к фольклору.

 

 

Список литературы

1. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – Волгоград: Парадигма, 2005. – Т. 1. – 352 с.

2. Аскольдов (Алексеев) С. А. Концепт и слово. / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. проф. В. П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267-279.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.

4. Башкатова Ю. А. Интертекстуальность словесно-художественного портрета : учеб. пособие / Ю. А. Башкатова ; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2006. – 143 с.

5. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2006. – 320 с.

6. Бобрикова Е. Средства связности текста в литературе «потока сознания» (на материале романа Джеймса Джойса «Улисс»). URL: http://www.james-joyce.ru/articles/ sredstva-svyazannosti-teksta.htm (дата обращения 5.01.2016).

7. Богданов К. Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры. – СПб., 2016. – С. 9.

8. Бурова Е. Д. Специфика сценического воплощения казачьей песни в сольном исполнительстве // Концепт. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-stsenicheskogo-voploscheniya-kazachiey-pesni-v-solnom-ispolnitelstve (дата обращения: 25.12.2020).Валгина В.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003. – 280 с.

9. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. / А. Н. Веселовский. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.

10. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 2003. – 390 с.

11. Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения / Н. В. Володина. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 256 с.

12. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – №1. – С. 64-72.

13. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. – Минск: Наука и техника, 1993. – 478 с.

14. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2008. – 144 с.

15. Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н. К. Гей. – М.: Наука, 1975. – 471 с.

16. Глинкин А. В. Песни оренбургских казаков : Старые и новые записи / А. В. Глинкин, А. И. Лазарев. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1996. – 266 с.

17. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста. Немецкий язык. – М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.

18. Гришучкова И.Б. Некоторые виды когезии в речевых текстах анималистического жанра // Вестник Ставропольского государственного университета. – Сер. Филологические науки. – 2008. № 58. – С. 68-74.

19. Ерофеева Е. В., Кудлаева А. Н. К вопросу о соотношении понятий текст и дискурс // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. / отв. ред. Т. И. Ерофеева; Пермский университет. – Пермь, 2003. – Вып. 3. – С. 28-36.

20. Зусман В. Г. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Г. Зусман // Вопросы литературы, 2003. – №2. – С. 3-29.

21. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. – М.: ИНИОН РАН; INTRADA, 2001. – 384 с.

22.  Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987. – 263 с.

23.  Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация)/ В. В. Красных. – М., 1998. – 352 c.

24. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М.: РОССПЭН, 2004. – 656 с.

25. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

26. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

27. Михайлова А. А., Никитенко О. Г. К вопросу адаптации традиционного наследия казаков верхнего Дона к современным формам вокально-инструментального исполнительства // Манускрипт. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-adaptatsii-traditsionnogo-naslediya-kazakov-verhnego-dona-k-sovremennym-formam-vokalno-instrumentalnogo-ispolnitelstva (дата обращения: 25.12.2020).

28. Никитенко О. Г. Традиционная культура донских казаков Волгоградской области в современном социокультурном контексте // Известия ВГПУ. 2013. №3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-kultura-donskih-kazakov-volgogradskoy-oblasti-v-sovremennom-sotsiokulturnom-kontekste (дата обращения: 25.12.2020).

29. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии / отв. ред. О. А. Пашина. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2004. – 511 с.

30. Рудиченко Т. С. Культурные традиции казаков в жизни городских казачьих обществ // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тезисы докл. науч. конф. / отв. ред. А. М. Цукер. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 1995. С. 71-74.

31. Рудиченко Т. С. Народные представления о пении и музыке и классификация казачьего фольклора // Фольклор: современность и традиция: материалы III Международной конференции памяти А. В. Рудневой. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004. – С. 184-192.

32. Рудиченко Т. С., Рыблова М. А. Трансформации культуры казачества Юга России в XX веке // Очерки истории и культуры казачества Юга России. – Волгоград: Изд-во РАНХИГС, 2014. – С. 516-536.

33. Сабрекова С. А. Певческая культура линейных казаков Кубани в зеркале народной исполнительской лексики // Культурная жизнь Юга России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pevcheskaya-kultura-lineynyh-kazakov-kubani-v-zerkale-narodnoy-ispolnitelskoy-leksiki (дата обращения: 25.12.2020).

34. Ярешко П. В. Воинские песни казаков Кубани как отражение жизни казачьей общины // Культурная жизнь Юга России. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voinskie-pesni-kazakov-kubani-kak-otrazhenie-zhizni-kazachiey-obschiny (дата обращения: 25.12.2020).

35. Ярешко П. В. К вопросу о тематических и стилевых особенностях исторических песен казаков Кубани // Культурная жизнь Юга России. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tematicheskih-i-stilevyh-osobennostyah-istoricheskih-pesen-kazakov-kubani (дата обращения: 25.12.2020).

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!