Глава 2 ЗОсобенность написания казачьих песен в фольклоре



 

Казацизм как традиционная культура

 

Традиция понимается как особый устойчивый культурный текст, основанный на ежегодных фестивалях, мероприятиях и сделках, отражающий основные элементы жизни и духовные элементы народной культуры, народные обычаи, традиционную культуру и специфические элементы социокультурного пространства. Понимание исторической роли государства: содержание традиционных текстов правомерно, если оно имеет ценность. Традиция - это необходимость для любого субъекта, раскрывающая специфическую направленность конкретного общества, заложенную в сложной структуре жизненных отношений.

Важнейшими являются знания, ценности и принятые идеи казацкой культуры.

Для раскрытия текстов и быта была изучена специализированная литература по традициям и истории восточного казачества (В.П. Водорацкий, Т.С. Рудиченко, М.А. Реброва, В.А. Бахвалова, Энциклопедия казачества и другие), а также этнография восточного казачества. Специфика элементов значений ТЦБТЗ определялась на основе метода стилистической организации и анализа повседневной работы. Анализ образца восточного казачьего фольклора (песни, пословицы и поговорки, сказки, легенды, саги) показал, что казацкая традиция была направлена на воспитание патриотов, защитников Отечества, последователей «казацкого духа» и «казацкой тьмы». Воспитание детей в «казачьем духе» (защитники и патриоты) - цель воспитания в казачьей традиции. Ценности казацкой культуры - это ценности, сформировавшиеся и установившиеся в казачьем обществе, которые являются ориентирами жизни в казачьем обществе и влияют на формирование личности. Этими ориентирами являются демократия, военная служба Отечеству, уважительное отношение к Отечеству, социальная солидарность, стремление к духовной напряженности и строгая гендерная ориентация [23].

Эти ценности специфичны для казачьего народа в целом. Они выражают фундаментальное содержание. Они формируют сущность казацкой личности, духовное богатство казаков, а вместе с качествами индивидуальной личности формируют уникальный «казацкий дух», воплощенный в казацкой культуре, воинской организации и быте.

В разное время в истории казачества объединяющими идеями, заложенными в традиционном казачьем мировоззрении, были «свобода воли», «служение государству» и «законность»[15]. Отправной точкой для объединения этих идей является стремление к справедливости. Стремление к правде и справедливости объединяет современное казачье общество и выражается в общей идеологии донского казачества.

Исторически казаки - особый психологический тип, живущий в приграничных условиях, обладающий такими качествами, как инициативность, позитивное отношение к жизни, чувство справедливости, умение вести за собой других, коммуникабельность, настойчивость, дисциплинированность, уважение к Родине, сильная воля и мужество [14]. Танкосак - верная жена, сестра, друг, хранительница семьи и традиций, неутомимый трудолюбивый, храбрый, способный выполнять все обязанности человека, бесстрашный в невзгодах, волевой, физически сильный, способный действовать самостоятельно, готовый защищать свою семью во время беды.

Развивался некий идеальный менталитет - «казацкий портрет». Она побуждает общества и отдельных людей интегрировать устоявшиеся традиции и постоянно экспериментировать с традиционным выбором и культурной эквивалентностью, сохраняя при этом основополагающие ценности раннего развития казачьего мировоззрения.

Т.С. Рудиченко и М.А. Рыбурова подчеркивают специфику казачьей культурной традиции на основе историко-сравнительных исследований казачьего фольклора, казацкой духовности, проблем воспитания и строительства казачьих обществ. Условия традиционной структуры, обусловленные военно-гражданской организацией, укладом жизни и спецификой деятельности казаков, находят свое отражение в культурной дифференциации по полу, возрасту и пространственной организации, в конфликте между культурой внешней и внутренней жизни, в разделении певческой традиции на мужскую и женскую. [32].

Рыбурова проанализировала труды таких историков казачества, как Архипенко, Греков, Терева Зацепа, Королев, Мавродин, Минников, Прозенко, Пудаков, Рябов, Е.И. Рябов, П. Савельев, С.М. Соловьев, И.О. и др. Тамцев и Чернецов в своей статье «Мужское общество среди донских казаков» отмечают, что казаки приходят к выводу, что милитаристская традиция доминирует в ритуалах жизни и во внутренней структуре общества. Особенность доминирования милитаристской традиции в том, что они настолько тесно переплетены в общей структуре фестиваля, в структуре жизни, в поэтической системе образов и представлений о мире, в разграничении жанров и типов фольклора, что невозможно всегда отделять их как отдельные элементы в поэтической системе мышления Не всегда возможно отделить их как отдельные элементы в поэтической системе мышления. Культура направлена на постоянное воспроизводство нового поколения воинов[33].

Классификация культурных традиций: Степень сходства, социальные и пространственные характеристики, основные функциональные области (А.В. Мурахтанов, Е.В. Соколов, Ю.В. Чернявская), представления о возможности изучения других системных типов традиций (М.С. Захарченко), к которым принадлежит та или иная традиция? Традиция казаков.

Анализ трудов Н.А. Минникова, В.Н. Королева, И.О. Аналитик Тяньтырев, М.А. Реброва, А.И. Рильман, В.М. Пудавов, Е.П. Савельев и др. показывают, что ТЦБК, в зависимости от степени универсальности, является как национальным (специфический язык, обряды (обучение, фольклор и т.д.), так и универсальным (универсальные культурные элементы окружающего населения).

Русская казацкая традиция является «фундаментальной» и составляет основу русской казацкой традиции. Она является многоэтнической (сочетает в себе славянский, тюркский и кавказский элементы в одном мировоззрении) и позволяет сосуществовать с другими этническими группами в приграничных регионах. Таким образом, казацкую традицию можно охарактеризовать как универсальное условие[34].

Учитывая социально-пространственные особенности, казацкую традицию можно определить как своеобразную «границу», сочетающую в себе как локальные особенности в узком смысле (стилистические особенности, местные нормы, правила быта, местные ритуальные системы, в которых исполняются народные мотивы), так и общечеловеческие и подвижные характеристики.

Традиции, связанные с казачьей культурой, включают в себя различные сферы деятельности: труд, образование, общественно-политическую, военную, духовную и повседневную жизнь. В зависимости от сферы деятельности казацкая культура может представлять различные виды искусства, типы, военную, общественно-политическую, образовательную и т.д. В данном исследовании типы казачьих традиций выявляются и развиваются как важные элементы содержания.

Традиции воинов. Традиции родства (знание значимых предков, генеалогия), традиции партнерства (основанные на знании древних партнерских ритуалов, соображениях при выборе друзей, отношение к друзьям как к братьям), принятие национальной истории, достижения героических казачьих воинов, основы демократического казачьего самоуправления, традиционное военное поведение (меч, длинное слово, копье, кинжал, основы безоружного боя). Владение художественным наследием казацкой воинской культуры, принятие этики мужского социального поведения, знакомство с казацкой военной формой и ее дресс-кодом, знание казацкой воинской символики [32].

Художественные традиции: Знакомство с языком, музыкой, одеждой, символами, знаками, церемониальными календарями и семейной жизнью; понимание и осознание ценности традиций, сохраненных путем включения ритуальных элементов в современную жизнь; умение исполнять образцы народной музыки, устного творчества и танца в соответствии со стилистическими нормами.

Владение семейными традициями, нормами внешнего вида казаков и казацких женщин, владение правилами социального поведения казаков и мужчин, владение правилами ношения национального костюма, создание элементов костюма (пояс, гейтан, касник, кичек), владение существующими приемами, используемыми в повседневной жизни казаков (нагайка). Знание основных традиционных блюд и их приготовление, знание основных видов повседневной работы казаков (рыболовство, животноводство, виноградарство, бахчеводство, садоводство, овощеводство, земледелие).

Общий смысл традиций, сформированных казацкой культурой, заключается в постоянном воспроизводстве нового поколения защитников Отечества в ответ на вызовы совместного проживания в «пограничной зоне». Таким образом, в мировоззрении традиционной казацкой культуры проводится различие между «женской» и «мужской культурой», подчеркивается патриотизм и духовность, формируются организованный образ жизни, ритуалы, обычаи, предпочитаемые виды деятельности и модели поведения.

Характер поведения в казачьей культуре реализуется через следующие элементы фольклора: военные традиции, превращение мужской формы в национальные костюмы, фольклор в жанре эпического «человека», обучение мальчиков военным навыкам, воинский патриотизм, символы и знаки, связанные со свободой, демократией и справедливостью. Это сформировало общее предназначение казаков как группы.

Таким образом, казачьи культурные традиции имеют общую сущность и структурную основу, как в общих культурных традициях народа, осевшего в «пограничной полосе», так и в специфическом содержании казачьей этнокультурной общности [32].

На основе анализа культурно-исторических исследований выявлены содержательные характеристики традиционной казацкой культуры.

- Представление стереотипов (С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян, М., К.В. Чистов); эта особенность в взаимозависимости и взаимозаменяемости стереотипов обеспечивает практический путь перехода от одной типичной ситуации к другой, а социальной, представленной совокупностью переживаний со стереотипами. Стереотипы культурных традиций основаны на концепции мировоззрения. Стереотипные представления о традициях ассоциируются с повторением и систематичностью и устанавливают стабильность и постоянство культуры.

- Этническая ситуация (С.Н. Айзенштадт, С.А. Артунов, Г. Восс, Н.Я. Данилевский, Э.С. Маркарян, В.М. Пудаков, Т.С. Рудиченко, М.А. Люброва, Е.М. Пудаков, Т.С. Рудиченко (Савельев, Соловьев, Хонко, Савельев, Соловьев, Хонко, Савельев-Чернявская). Эта особенность традиционно ассоциируется со способностью «видеть» группу ---- «портреты», которые говорят на одном языке, признают общее происхождение, имеют набор обычаев и образ жизни. Культурные традиции конкретной этнической группы или общины представляют и организуют национальное сообщество в глобальном культурном пространстве. По мнению ученых, этническая принадлежность - это чувство общности, формируемое культурой и традициями. Традиционная этническая принадлежность подчеркивает важность самобытности и универсальной культуры.

-Духовная ориентация (С.Н.) Айзенштадт, Г. де Вос, С.В. Куликова, С.В. Лурье, Ю.В. Лунаев, И.А. Соловцова, И.В. Суханов). Мы согласны с выводом ученого о том, что культурные традиции объединяются на основе мировоззрения. В основе этих мировоззрений лежат ценности национальной культуры, которая занимает первое место в системе человеческих ценностей. Таким образом, духовная ориентация культурных традиций связана с отношениями, идеалами, нравственными нормами и ценностями.

В казацкой культуре есть духовность («потребность и способность человека связываться со сверхчеловеческим, сверхчеловеческим пространством, в котором сконцентрирован весь человеческий смысл» [5]) и духовная жизнь (выраженная как способность к самореализации как высшая форма человеческого существования, «которая не заканчивается, когда заканчивается эта жизнь» [6]). В этом суть этой концепции. Казацкая традиция предлагает способ возвысить человека над собственной жизнью, передать познавательный опыт прошлого, соединить многие поколения через жизнь в традиции.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!