Революционные идеи Соловьева и его интерес к сектантам



«Таким образом, Соловьев максимально приближается к теистическо­му варианту прочтения социализма. Его ранняя (Лондон, 1875) увле­ченность практиками американских библейских коммунистов и мисти­ко-эротической утопией Нойеза явно не прошла бесследно. Еще раньше (в 1873 г.) он обнаруживает «убеждение в том, что настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно; и делает заключение, что «оно должно быть изменено, преобразовано». Но каким же образом? «Всякое преобразование должно делаться изнутри - из ума и сердца человеческого». Но значит ли это, что речь идет об индивидуально обо­собленном уровне «ухода в себя»? Как истинный русский интеллигент, Соловьев делает ставку на коллективное действие, движение, причем сектантского типа. Секта штундистов в Подмосковье - лишь слабый пример такого рода: «она не одна, такое же движение показывается и в других местах, например, в Калужской губернии секта духовных хри­стиан под названием «воздыхающих» и т.п. Скоро покажет мужик свою настоящую силу... Приближаются славные и тяжкие времена, и хо­рошо тому, кто может ждать их с надеждой, а не со страхом (здесь и далее в цитатах курсив мой. -В. Ж.)» (Соловьев В. С. Письма. СПб., 1911. Т.З. С. 88. Чуть выше, в письме возлюбленной кузине, 19-летний Вл. Соловьев заключал: «Истина, мною сознанная, рано или поздно будет сознана и другими, сознана всеми, и тогда своею внутреннею силой пре­образит она весь этот мир лжи» (там же. С. 85). Как это, однако, похоже на столь же молодого К. Маркса, который тридцатью годами раньше произнес: «Материальную силу можно свергнуть лишь материальной же силой. Но и мысль может стать материальной силой, если она овла­деет массами». Разный стиль, но общий дух, общая жажда «преобра­зить весь этот мир лж|и». Именно «.весь мир насилья мы разрушим» - пели спустя полвека русские коммунисты. Можно с уверенностью зак­лючить, что в современных исследованиях творчества Вл. Соловьева по-прежнему недооцененным остается этот первоначальный радикаль­но-революционный его заряд, который по-своему давал о себе знать и в 1881 г., и в 1900 г.).»[30]

«Мережковский увидел постановку проблемы религиозной революции, Вл. Соловьев»[31].

Отношение Соловьёва к Хлыстам

Особый интерес наблюдается у Соловьева и Мережковского к секте хлыстов: «Опять-таки вертидырники, дыромоляи, хлысты у Владимира Соловьёва, интерес к русскому сектантству – это уже какая-то другая, религиоведческая тема. Когда он говорит о ходе русского Просвещения в мартовской лекции 1881 года, когда он призывает помиловать цареубийц, то он упоминает там косвенно хлыстов, и он говорит о софиологии как о народной вере русского христианского народа»[32]. «Тема хлыстовства и скопчества завораживала обоих»[33], Соловьева и Розанова. Отношение Соловьева к хлыстовству в Росии выразил Жукоцкий В.Д.: «В России предкапиталистической он видит единственный реальный источник для достижения общего идеала - в религиозном сектантском движении. Вслед за Соловьевым и независимо от него эту тягу испытала вся русская интеллигенция»[34]. «Соловьёв, очень интересовался гностицизмом»[35].

 


[1] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=71

[2] Козырев А.П. В. С. Соловьев и В. В. Розанов о примирении церквей / Соловьевские исследования, №8. 2004. С. 173.

[3] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=7

[4] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=7

[5] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=7

[6] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=7

[7] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=7

[8] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия / URL: https://litlife.club/books/92235/read?page=7

[9] См.: Письма Владимира Сергеевича Соловьёва / под ред. Э.Л. Радлова. Т. I. СПб. – Петербург, 1908–1923. С. 186–187

[10] Аляев Г.Е. Идея Вселенской Церкви и «католицизм» Вл. Соловьёва в восприятии и творчестве позднего С.Франка // Соловьёвские исследования. Выпуск 2(50) 2016. С.127.

[11] Владимир Сергеевич Соловьёв. София. Первая триада. Первые начала / URL: http://www.rodon.org/svs/sptpn.htm

[12] Козырев А.П. В. С. Соловьев и В. В. Розанов о примирении церквей / Соловьевские исследования, №8. 2004. С. 174.

[13] Чулков Г. И. Годы странствий: Александр Блок / URL: http://chulkov.lit-info.ru/chulkov/vospominaniya/aleksandr-blok.htm

[14] Соловьёв В. С. Собрание сочинений: с 3-мя портретами и автографом. СПб., 1912. Т. 3. С. 180.

[15] Там же. С. 179.

[16] Там же. С. 171−172.

[17] Выраженном, напр., свт. Григорием Богословом: «Ибо хотя воспринал на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания». См. Григорий Богослов, архиеп. Творения. М, 1844. Ч. 4. С. 166.

[18] «Все согласно поучаем исповедовать… Господа нашего Иисуса Христа… во всем подобного нам, кроме греха…» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. 3. С. 48).

[19] В.С. Соловьёв. Чтения о Богочеловечестве

[20] В.С. Соловьёв. Чтения о Богочеловечестве

[21] См.: Соловьев В. С . Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении церквей// Православное обозрение. 1885. Т. 3. С. 729-798.

[22] Шапошников Л. Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI веков.— 2-е изд., доп. и аерераб. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С.46.

[23] «В Христе искомое было дано, идеал стал фактом, событием, действующее божественное начало стало материальным. Слово плоть бысть, эта новая плоть есть божественная субстанция церкви».

[24] С. 115.

[25] С. 115-116.

[26] С. 128.

[27] С. 128.

[28] С. 137

[29] С. 137.

[30] Жукоцкий В.Д. В. Розанов и Вл. Соловьев: хлыст и революция / В.С. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000. С. 62.

[31] Кошарный В.П. УЧЕНИЕ О РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО, З.Н. ГИППИУС И Д.В. ФИЛОСОФОВА / Соловьёвские исследования. Выпуск 3(55) 2017. С. 104.

[32] Козырев А.П. Русская Софиология: От Вл.Соловьёва к О.С. Булгакову / Стенограмма заседания Историко-методологического семинара «Русская мысль» (РХГА, г. Санкт-Петербург). Соловьевские исследования, 2 (26), 2010. С.122.

[33] Жукоцкий В.Д. В. Розанов и Вл. Соловьев: хлыст и революция / В.С. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000. С. 59.

[34] Жукоцкий В.Д. В. Розанов и Вл. Соловьев: хлыст и революция / В.С. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000. С. 63-64.

[35] Козырев А.П. Русская Софиология: От Вл.Соловьёва к О.С. Булгакову / Стенограмма заседания Историко-методологического семинара «Русская мысль» (РХГА, г. Санкт-Петербург). Соловьевские исследования, 2 (26), 2010. С.120.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!