Идейно-тематические доминанты работы с казачьими песнями как с фольклорным материалом



В современной социокультурной ситуации процессам глобализации культуры противостоят процессы этнизации, связанные с задачами сохранения и возрождения этнических культур. Ядром этнической культуры являются обычаи, традиции, обряды, т. е. история этноса.

В настоящее время современная культура основывается на процессах стандартизации культурного пространства: стираются различия в образе жизни, привычках, вкусах, ценностях этносов, проживающих в одном социокультурном пространстве, эта проблема становится актуальной для больших городов. Неизбежный результат культурной глобализации – экспансия ценностей западноевропейского мира на весь остальной незападный мир. Технотронная и экономическая волна западной цивилизации прокатилась по всему миру, внедряя западные стандарты жизни в незападных странах, разрушая привычные уклады, традиционные культуры, снимая проблему этнонациональной и социокультурной специфичности.

Культура повседневности является составной частью общей культуры и включает в себя весь образ жизни человека - от манеры одеваться до своеобразия национальных праздников и ключевых календарных дат, а также весь разнообразный спектр взаимоотношений, поступков, идеалов, правил, форм коммуникаций и ценностных ориентаций. Ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. Учитывая заслуги казачества, вправе сказать, что они выработали комплекс общезначимых ценностей, который формировался в условиях повседневной жизни. Культура казачества с начала своего возникновения ассимилировала в себя наиболее рациональные элементы быта, обрядов, обычаев, ритуалов и нравов всех значительных этнических групп состава местного населения тех территорий, на которых они жили. Из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту.

Система норм, правил, стандартов и эталонов поведения вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата, ядра культуры. Культура обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, гарантирующей историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Основой любой культуры служит система норм социального поведения, поддерживающая целостность социальной группы. В данном контексте культура предстает в виде традиции, обеспечивающей напряженную связь прошлого, настоящего и будущего.

Этническая культура - это самая ранняя форма бытования этноса. Каждая нация в основе своего развития, в качестве базиса, имеет определенный тип этнической культуры. Человек воспринимает окружающий мир через устойчивую картину мира, формируемую определенными стереотипами восприятия. Этническая идентичность, т.е. осознание принадлежности к своей родной культуре, проявляющаяся в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях, может выступать основой социализации молодого человека. Именно в этнической культуре заложены основы стабильности жизни этноса; этническая культура, основанная на исторической памяти народа, выполняет защитную функцию культуры, сохраняя ее целостность и устойчивость. Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка, традиций, обычаев, религии, природных условий, тем самым формируя ценностное ядро культуры.

Процессы глобализации и техногенная культурная революция сказываются на формировании этнической культуры, которое происходит на фоне разрыва с прошлым, культурными традициями и культурным наследием этноса, а движение в будущее формируется не на основе ценности этнокультурных различий локальных миров, а установками глобализации на унификацию образцов, установок, ценностей универсального характера без учета этнокультурных различий. Этот процесс обусловлен объективными изменениями в жизни современного человека, когда ценности европоцентристской модели (западноевропейской культуры), лежащие в основе глобализации, становятся определяющими для незападного мира. Особенности существования человека в современном мире определяются разновекторными движениями развития, культурным и ценностным плюрализмом, множеством и разнообразием установок, ценностей и ориентаций, «картин мира» и «образов мира». Эта тенденция в рамках исследований в современной гуманитаристике получила название «гибридность» [3].

Гибридность культурного сознания - это наличие в ценностных установках и предпочтениях эклектичного мировосприятия, часто составленного из определенных фрагментов культуры (своей и чужой), с которыми индивид себя идентифицирует, где границы «своего» и «чужого» часто размыты. Проблематичность такого мировосприятия связана с тем, что особенно молодое поколение лишено в своем восприятии окружающего мира определенной центрированности, как шкалы ценностей. В этой ситуации возникает проблема культурной идентификации индивида, когда на первое место выходит определенность его ценностных установок и предпочтений. Этническая культура в данной ситуации может рассматриваться как базис духовно-нравственного развития молодого человека, как основополагающая ценностная система.

Этническая культура казаков является субэтносом русского народа, который воспринимает социокультурный опыт сопредельных народов и сохраняет одновременно славянохристианский культурно-исторических тип. Таким образом, этнокультурная идентичность является системообразующим элементом формирования казачьего этноса при всей важности географического, экономического, культурно-языкового и других факторов.

Многие семьи казаков сохранили свои традиции, культуру и язык. Пожалуй, необходимо обратить внимание, что казачье движение за последнее десятилетие имеет грандиозные масштабы. В этой связи во главу угла нашего исследования мы поставили вопрос о динамике этнической культуры казаков, поскольку многие ученые до сих пор расходятся во мнении о существовании казацкого языка как такового. По мнению самих казаков - этническая культура существует, несмотря на то, что история казачества сложилась не слишком благоприятно.

В этнической культуре формируется особенный психологический склад этноса, который можно определить как специфический способ отношения к окружающей действительности и формирование отношения к ней через призму сложившихся традиций, ценностей, модели и стереотипов поведения. Они проявляются по-разному. Это может быть отражено в этническом характере казачества и этническом темпераменте. Они не всегда зависят от психофизиологических особенностей конкретного человека, но являются культурно опосредованными и устойчивыми. Константность этого набора параметров обусловлена разными факторами.

Этническая культура казачества, как правило, характеризующаяся яркостью и своеобразностью, может обогатиться при взаимодействии с другой культурой или, наоборот, лишиться отдельных ее спектров. Изменения, происходящие с этнической культурой, могут осуществляться как в рамках территориального ареола, так и за его пределами. Современная социокультурная динамика этнической и национальной культуры включает варианты, адаптированные к нуждам и ценностям этноса инновации, которые в итоге формируют полную и законченную систему.

Обращаясь к современным проблемам существования культуры казаков, необходимо осознавать, что возрождение традиций, языка, духовной культуры и искусства этнической общности является обязательным процессом, который демонстрирует диалог культур и формирует многообразие и сложность российской и мировой культуры. Можно сказать, что часто возрождение и сохранение традиционных ценностей и культурных форм характеризуются стремлением к архаизации, определением специфически локального, противопоставляемого универсальному. Иногда происходит намеренная консервация ряда элементов этнической культуры и сознания, а также популяризация наиболее консервативных элементов и форм.

Сегодня можно наблюдать изменения принципов бытия этнической культуры казачества, которые базируются в этническом самосознании и могут привести к полной или частичной изоляции этноса. В таком случае казаческая группа не может на равных принимать участие в культурном диалоге и формироваться в современных условиях с учетом новых требований.

Некоторые учёные, в том числе музыканты-этнографы второй половины ХХ века, обращались к собиранию и изучению песен Дона. Ведущие исследователи в области казачьего фольклора Т. В. Дигун [5], А. С. Кабанов [6], Т. С. Рудиченко [11-14] в своих работах дают подробные характеристики структуры казачьего многоголосия и функций голосовых партий в аутентичных ансамблях. Т. С. Рудиченко на основе полевых исследований 1970-1990-х гг. анализа стиля казачьего пения обнаружила и описала типы мужских и женских голосов носителей казачьей традиции с точки зрения диапазона, тембровых характеристик, выразительных возможностей и их влияние на формирование мелодических и мелодико-фактурных стереотипов. Сущностный признак - диалектная «окраска» пения стала осознаваться исследователями донского фольклора самой выразительной особенностью народно-песенного искусства региона и важнейшим элементом народной казачьей культуры в целом, одним из инструментов её сохранения. Однако вопросы адаптации уникальной традиции с сохранением стилистики диалектного пения и музыкального инструментария в современных условиях практически не получили должного освещения.

Современным исполнителям трудно выявить и сохранить музыкально-фольклорный стиль с его неповторимым музыкально-поэтическим языком, усвоить и распеть уникальные песенные образцы, которые обогатили бы репертуар любого творческого коллектива. Эти сложности связаны с постепенной утратой в живом обращении диалектного наречия верховых казаков, что связано с открытием новых подходов к изучению казачьего песенного фольклора.

На протяжении многовекового социокультурного уклада жизни казачьего сообщества сформировалась своеобразная манера пения со своей системой эстетических оценок, приёмов артикуляции и интонирования. Традиция имеет свой набор доминирующих певческих жанров, свой певческий стиль, диалектную фонетику, лексику и синтаксис, местно-характерные тексты напева, артикуляционный фон.

Самодеятельные творческие объединения верхнедонских станиц представляют собой уже «вторичное» фольклорное явление, исполнительский фольклоризм. Фольклор и фольклоризм в современной культуре – это две постоянно взаимодействующие родственные сферы, неразрывно связанные с понятием национального стиля. Национальный стиль – составное понятие, которое можно рассматривать как единство традиционного (устойчивого, фольклорного) и нового (авторского, профессионального, динамически изменяющегося), как взаимодействие стабильного и мобильного, где именно фольклор обладает наибольшей устойчивостью, эффектом «нерастворимости».

Анализ исполнительской культуры современных фольклорных коллективов, включающих в свой репертуар казачьи традиционные песни, показал изменение темброидеала, в определённой мере потерю многоголосия. В сценических коллективах, работающих в народной исполнительской практике, исчезли легкие мужские голоса (тенора) и связанная с ними манера «выведения» высокого подголоска – дишканта. Сегодня их заменяют женские голоса – альты. Следует отметить также преобладание в певческой практике наших дней низких по тембральной окраске мужских голосов.

Попытка возродить казачьи традиции, осмыслить фольклорный феномен и сохранить его в первозданном виде или адаптировать к современности носит пока стихийный характер и требует научного осмысления. Проблема современного фольклора, как и вопросы нового содержания традиционных жанров, - это новое осмысление исторических судеб фольклора в стремительно меняющихся социальных условиях. Каждый этап в истории музыкальной культуры предполагает новое отношение к фольклору.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творческие взаимосвязи между фольклором и литературой достаточно давно сохраняют свою актуальность в качестве объекта литературоведческих исследований, приобретая в последнее время новое научное осмысление. Стремительно растет количество работ, содержащих исследования как прямого, так и опосредованного влияния, которое имеет устно-поэтическая традиция относительно отдельных художественных произведений и всего творчества того или иного писателя.

Литературное творчество всегда обогащалось фольклорными сюжетами, мотивами, образами, жанрово-стилевыми формами. Однако изучение влияния фольклора на функционирование и развитие различных жанровых форм является недостаточным.

Казачья песня – мощный пласт русского народного песенного и певческого искусства, уникальный по силе воздействия и художественным особенностям. Внимание просвещенных любителей музыки и ученых она привлекла уже в конце XVIII - начале XIX в. Записи казачьих песен осуществлялись почти непрерывно вплоть до наших дней, а научный и практический интерес к ним существовал всегда и со временем лишь усиливался. Несмотря на наличие огромного фонда записей, обобщающие исследования, дающие представление о природе казачьей песни до сих пор не были созданы.

Анализ исполнительской культуры современных фольклорных коллективов, включающих в свой репертуар казачьи традиционные песни, показал изменение темброидеала, в определённой мере потерю многоголосия. В сценических коллективах, работающих в народной исполнительской практике, исчезли легкие мужские голоса (тенора) и связанная с ними манера «выведения» высокого подголоска – дишканта. Сегодня их заменяют женские голоса – альты. Следует отметить также преобладание в певческой практике наших дней низких по тембральной окраске мужских голосов.

Попытка возродить казачьи традиции, осмыслить фольклорный феномен и сохранить его в первозданном виде или адаптировать к современности носит пока стихийный характер и требует научного осмысления. Проблема современного фольклора, как и вопросы нового содержания традиционных жанров, - это новое осмысление исторических судеб фольклора в стремительно меняющихся социальных условиях. Каждый этап в истории музыкальной культуры предполагает новое отношение к фольклору.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – Волгоград: Парадигма, 2005. – Т. 1. – 352 с.

2. Аскольдов (Алексеев) С. А. Концепт и слово. / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. проф. В. П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267-279.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.

4. Башкатова Ю. А. Интертекстуальность словесно-художественного портрета : учеб. пособие / Ю. А. Башкатова ; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2006. – 143 с.

5. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2006. – 320 с.

6. Бобрикова Е. Средства связности текста в литературе «потока сознания» (на материале романа Джеймса Джойса «Улисс»). URL: http://www.james-joyce.ru/articles/ sredstva-svyazannosti-teksta.htm (дата обращения 5.01.2016).

7. Богданов К. Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры. – СПб., 2016. – С. 9.

8. Бурова Е. Д. Специфика сценического воплощения казачьей песни в сольном исполнительстве // Концепт. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-stsenicheskogo-voploscheniya-kazachiey-pesni-v-solnom-ispolnitelstve (дата обращения: 25.12.2020).Валгина В.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003. – 280 с.

9. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. / А. Н. Веселовский. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.

10. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 2003. – 390 с.

11. Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения / Н. В. Володина. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 256 с.

12. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – №1. – С. 64-72.

13. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. – Минск: Наука и техника, 1993. – 478 с.

14. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2008. – 144 с.

15. Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н. К. Гей. – М.: Наука, 1975. – 471 с.

16. Глинкин А. В. Песни оренбургских казаков : Старые и новые записи / А. В. Глинкин, А. И. Лазарев. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1996. – 266 с.

17. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста. Немецкий язык. – М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.

18. Гришучкова И.Б. Некоторые виды когезии в речевых текстах анималистического жанра // Вестник Ставропольского государственного университета. – Сер. Филологические науки. – 2008. № 58. – С. 68-74.

19. Ерофеева Е. В., Кудлаева А. Н. К вопросу о соотношении понятий текст и дискурс // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. / отв. ред. Т. И. Ерофеева; Пермский университет. – Пермь, 2003. – Вып. 3. – С. 28-36.

20. Зусман В. Г. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Г. Зусман // Вопросы литературы, 2003. – №2. – С. 3-29.

21. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. – М.: ИНИОН РАН; INTRADA, 2001. – 384 с.

22.  Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987. – 263 с.

23.  Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация)/ В. В. Красных. – М., 1998. – 352 c.

24. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М.: РОССПЭН, 2004. – 656 с.

25. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

26. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

27. Михайлова А. А., Никитенко О. Г. К вопросу адаптации традиционного наследия казаков верхнего Дона к современным формам вокально-инструментального исполнительства // Манускрипт. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-adaptatsii-traditsionnogo-naslediya-kazakov-verhnego-dona-k-sovremennym-formam-vokalno-instrumentalnogo-ispolnitelstva (дата обращения: 25.12.2020).

28. Никитенко О. Г. Традиционная культура донских казаков Волгоградской области в современном социокультурном контексте // Известия ВГПУ. 2013. №3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-kultura-donskih-kazakov-volgogradskoy-oblasti-v-sovremennom-sotsiokulturnom-kontekste (дата обращения: 25.12.2020).

29. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии / отв. ред. О. А. Пашина. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2004. – 511 с.

30. Рудиченко Т. С. Культурные традиции казаков в жизни городских казачьих обществ // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тезисы докл. науч. конф. / отв. ред. А. М. Цукер. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 1995. С. 71-74.

31. Рудиченко Т. С. Народные представления о пении и музыке и классификация казачьего фольклора // Фольклор: современность и традиция: материалы III Международной конференции памяти А. В. Рудневой. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004. – С. 184-192.

32. Рудиченко Т. С., Рыблова М. А. Трансформации культуры казачества Юга России в XX веке // Очерки истории и культуры казачества Юга России. – Волгоград: Изд-во РАНХИГС, 2014. – С. 516-536.

33. Сабрекова С. А. Певческая культура линейных казаков Кубани в зеркале народной исполнительской лексики // Культурная жизнь Юга России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pevcheskaya-kultura-lineynyh-kazakov-kubani-v-zerkale-narodnoy-ispolnitelskoy-leksiki (дата обращения: 25.12.2020).

34. Ярешко П. В. Воинские песни казаков Кубани как отражение жизни казачьей общины // Культурная жизнь Юга России. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voinskie-pesni-kazakov-kubani-kak-otrazhenie-zhizni-kazachiey-obschiny (дата обращения: 25.12.2020).

35. Ярешко П. В. К вопросу о тематических и стилевых особенностях исторических песен казаков Кубани // Культурная жизнь Юга России. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tematicheskih-i-stilevyh-osobennostyah-istoricheskih-pesen-kazakov-kubani (дата обращения: 25.12.2020).

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!