ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С КАЗАЧЬИМИ ПЕСНЯМИ В ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



 

Казачество как вид традиционной культуры

Под традицией для человека понимается особый устойчивый культурный текст, предполагающий содержание: основы жизнеустройства, заключенные в годовом обрядово-праздничном круге, основные занятия и промыслы, отражающие специфику народной культуры, фольклор, отражающий духовную составляющую традиционной культуры, знание исторической роли своего народа в мировом социокультурном пространстве. Содержание текста традиции тогда действенно, когда носит ценностный характер. Традиция необходима каждому субъекту для ориентации в сложных жизненных отношениях, специфичных для каждого конкретного общества, в котором он существует.

Основными элементами рассматриваемого компонента являются знания, ценностные ориентации, идеи, принятые в культуре казачьего сообщества.

На основе изучения специальной литературы, посвященной традициям и истории донского казачества (В.П. Водолацкий, Т.С. Рудиченко, М.А. Рыблова, В.А. Бахвалова, Энциклопедия казачества и др.), а также анализа фольклорных текстов, способов организации жизненного уклада и материальных объектов бытовой культуры донских казаков мы выделили специфику ценностного компонента ТКДК. Анализ образцов казачьего донского фольклора (песни, пословицы и поговорки, сказки, предания и легенды) показал, что традиции казачества направлены на воспитание «казачьего духа», «казачьего характера» патриота, защитника родины и веры. Взращивание в ребенке «казачьего духа» (защитника-патриота) является воспитательной целью традиционного казачества. Ценностный компонент казачьей культуры включает в себя совокупность сформировавшихся и устоявшихся ценностных ориентаций, рассматриваемых казачьим сообществом в качестве эталона-ориентира в жизни, оказывающих влияние на становление личности. Это ориентации на: демократичность; на воинское служение Родине; на уважительное отношение к своей родине-прародине; на общественное сплочение; стремление к духовному напряжению; строгой ориентации по гендерному признаку [23].

Эти ценностные ориентации в своей совокупности специфичны для казачьего сообщества. Они выражают то, что является жизненно важным для него. Вместе в комплексе эти ценностные ориентации составляют цельную сущность, духовное богатство личности казака, которые в сочетании с индивидуальными качествами личности, составляют уникальный «дух казачества», отраженный в культуре, воинской организации и быту.

В различные периоды казачьей истории объединяющими идеями, заложенными в традиционном казачьем мировоззрении, становились: идея «свободы-воли», идея «служения Отечеству», идея законности [15]. Объединяющим началом, по нашему мнению, в этих идеях служит поиск справедливости. Стремление к правде, справедливости способно сегодня объединять современное казачье сообщество и может выражать общую идею донских казаков.

Исторически казак – это особый психотип человека, живущего в условиях фронтирных зон с такими качествами как инициативность, активная жизненная позиция, справедливолюбие, способность вести людей за собой, коммуникабельность, решимость, дисциплинированность, уважительное отношение к родине, способность к волевым поступкам, мужество [14]. Донская казачка – это верная жена, сестра, подруга, хранительница рода и традиций, неутомимая труженица, способная смело принять на себя всю мужскую работу, бесстрашная, способная решительно переносить невзгоды, физически здоровая, способная к самостоятельным поступкам, готовая в трудную минуту также защитить свою семью.

Сформировавшийся особый идеальный психотип, «портрет казака», казачий идеал, стимулирует как сообщество, так и отдельных индивидов к непрерывному отбору традиций и включению устоявшихся традиций в эксперименты культурного взаимовлияния, сохраняя при этом фундаментальные ценности казачьего мироощущения, сохраненные со времен ранних периодов развития казачества.

Т.С. Рудиченко и М.А. Рыблова на основе сравнительно-исторического изучения казачьего фольклора, ментальности казаков и проблем происхождения и становления казачьих сообществ выделяют специфические особенности традиций казачьей культуры. «Обусловленность структуры традиции военно-общинной организацией, образом жизни и спецификой деятельности казаков выражена в дифференциации культуры по признакам половозрастной и пространственной организации, что можно представить как противопоставление культуры внешнего и внутреннего быта и деление песенной традиции на мужскую и женскую» [32].

М.А. Рыблова, анализируя труды историков казачества Н.А. Архипенко, Б.Д. Грекова, Л.Б. Заседателевой, В.Н. Королева, В.В. Мавродина, Н.А. Минникова, Б.Н. Проценко, В.М. Пудавова, С.И. Рябова, Е.П. Савельева, С.М. Соловьева, И.О. Тюменцева, С.В. Черницина, в работе «Мужские сообщества донских казаков», делает вывод, что в обрядах жизненного цикла, внутреннего устройства казачьих сообществ также доминировали мужские воинские традиции. Специфичность доминирования воинских традиций заключается в том, что они оказались плотно вплетенными в общую канву праздников, жизненного устройства, образно-поэтической системы представлений о мире, жанрово-видовой дифференциации фольклора так, что выделить их в качестве самостоятельного элемента не всегда удается. Целью традиционной казачьей культуры, в отличие от прочих региональных крестьянских традиций, является постоянное воспроизводство новых поколений воинов [33].

Классификация традиций культуры по разным основаниям: степени общности, социально-пространственным признакам, основным сферам функционирования (А.В. Мурахтанов, Э.В. Соколов, Ю.В. Чернявская) с учетом мысли (М.С.Захарченко) о перспективах исследования других типологических схем традиций, позволяет нам рассмотреть, к какому типу традиций относятся традиции казачества.

Анализируя работы Н.А. Минникова, В.Н. Королева, И.О. Тюменцева, М.А. Рыбловой, А.И. Ригельмана, В.М. Пудавова, Е.П. Савельева мы можем сказать, что по степени общности, ТКДК содержат в себе черты, как этничности (специфический говор, система обрядов, фольклор и т.д.), так и универсальности (элементы культур народов-соседей).

Традиции казаков являются «базовой», первичной основой традиций российского казачества. Они полиэтничны (сочетают в себе славянские, тюркские, кавказские элементы на общей мировоззренческой основе), способны гармонично сосуществовать на пограничных с другими этносами территориях. Поэтому мы можем говорить о традициях казачества как универсально-этнических [34].

По социально-пространственным признакам мы можем обозначить традиции казачества как «фронтирные», совмещающие в себе как узколокальные признаки (локальные стилистические особенности исполнения образцов фольклора, местные нормы, правила жизненного обустройства, система обрядов) так и универсальные, мобильные.

Традиции, связанные с казачьей культурой, охватывают различные сферы деятельности: трудовую, образовательную, общественно-политическую, воинскую, духовную, бытовую. Соответственно сферам деятельности в казачьей культуре мы можем обозначить разные их виды: художественные, бытовые, воинские, общественно-политические, образовательные. В нашем исследовании выделим типы казачьих традиций и конкретизируем их в значимых содержательных элементах.

Воинские традиции: традиции родства (знание своих славных предков, родословного древа), традиции побратимства (на основе знаний обряда побратимства в древности обдуманный выбор друга, отношение к другу как к брату), приятие истории своего края, подвигов героических воинов казаков, основ демократического казачьего самоуправления, овладение традиционными воинскими действиями (работа с шашкой, нагайкой, пикой, кинжалом, основы рукопашного боя), освоение художественного наследия казаков, являющегося частью воинской культуры, принятие мальчиком нравственных норм мужского поведения в обществе, знакомство с казачьей военной формой и правилами ее ношения, знание воинской символики казачества [32].

Художественные традиции: понимание и осмысление традиционных ценностей, сохраненных в языке, музыке, костюмах, символах, знаках, усвоение обрядового календарного и семейно-бытового круга, включение элементов обрядов в современную жизнь, умение демонстрировать музыкальные, устные, танцевальные образцы фольклора с соблюдением стилистических норм.

Бытовые традиции: принятие норм внешнего вида казака и казачки, принятие сохраненных правил поведения в обществе по женскому и мужскому казачьему типу, освоение правил ношения национальной одежды, изготовление элементов костюмов (поясов, гайтанов, накосников, кичек), овладение некоторыми доступными технологиями, применяемыми казаками в быту (изготовление нагайки, плетение из лозы, изготовление кукол, прядение на прялке, управление с бытовой утварью (коромыслом, ухватом, утюгом, ческами), знание основных блюд традиционной кухни и технологий их приготовления, основных видов бытовых работ казаков (рыболовство, животноводство, виноградарство, бахчеводство, садоводство, огородничество, земледелие).

Общий смысл сформировавшихся традиций культуры казаков состоял в постоянном воспроизводстве новых поколений защитников Родины, исходя из задачи сосуществования во «фронтирной» зоне. В результате решения этой задачи сформировалось мировоззренческое ядро традиционной казаческой культуры с жизненным ориентиром на патриотизм, духовность, с дифференциацией культуры на «женскую» и «мужскую», специфически организованным образом жизни, обрядами, обычаями, предпочтительной деятельностью и моделями поведения.

Способами реализации поведенческих моделей в культуре казаков являются преобразованные обычаи и обряды с включением воинских традиций, мужская военная форма, трансформированная в народный костюм, наполненность фольклора эпическими «мужскими» жанрами, обучение мальчиков воинским умениям, символика, знаки и другие элементы фольклора, формирующие общие представления о предназначении казаков как военно-патриотического, свободного, демократического, справедливого сообщества.

Итак, традиции казаческой культуры имеют общие сущностные и структурные основания, характерные для универсальных традиций культуры народов, находящихся во «фронтирной» зоне и специфическое содержание, характерное для этнокультурного казачьего сообщества [32].

На основе анализа культурологических и исторических исследований мы выделили содержательные характеристики традиционной казачьей культуры, это:

– стереотипизированная проявленность (С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян, М, К.В. Чистов). Данная характеристика проявлена в наборе стереотипов, которые в своей взаимозависимости и взаимоположенности, обеспечивают практическую возможность перехода от одной типовой ситуации к другой и социально стереотипизированном опыте. Стереотипизированная проявленность традиций культуры опирается на мировоззенческие представления. Стереотипизированная проявленность традиции являет собой то, что связано с повторяемостью, системностью, что задает культуре устойчивость, стабильность;

– этническая обусловленность (С. Н. Айзенштадт, С.А. Арутюнов, Г. Вос, Н.Я. Данилевский, Э.С. Маркарян, В.М. Пудавов, Т.С. Рудиченко, М.А. Рыблова, Е.П. Савельев, С.М. Соловьев, Л. Хонко, Ю.В. Чернявская). Данная характеристика связана с тем, что в традиции мы можем «видеть» группу людей, говорящих на одном языке, признающих единое происхождение, обладающих комплексом обычаев укладом жизни, т.е. групповой этнический «портрет». Традиции культуры отдельного народа или сообщества призваны представлять и организовывать этническое сообщество, народ в мировом культурном пространстве. Мысли ученых позволяют говорить о том что, этническое – это дух общности, из которого произрастает культура и ее традиции. Этническая обусловленность традиции концентрирует в себе единовременно и самобытность и общечеловеческую значимость культуры того или иного народа;

–  духовная направленность (С. Н.    Айзенштадт,  Г. Де Восс, С.В. Куликова, С.В. Лурье, Ю.В. Рунаев, И.А. Соловцова, И.В. Суханов). Мы соглашаемся с выводами ученых, которые сходятся во мнении, что традиции культуры объединяются вокруг их мировоззренческого основания. Этими мировоззренческими основаниями являются ценности народной культуры, занимающие отправные позиции в иерархии ценностей человека. Соответственно, духовная направленность традиций культуры связана со взглядами, идеалами, нравственными нормами, ценностными установками.

В казачьей культуре мы можем видеть характеристики, присущие понятиям духовность («потребность и способность человека устанавливать связь с над-индивидуальным, над-человеческим пространством, в котором концентрируются все человеческие смыслы» [5]), и духовная жизнь (высший способ человеческого существования, проявляющийся в способности осознавать себя как «существа, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной» [6]). Традиции казаков поднимают человека выше собственной жизни, предоставляя ему возможность передать воспринятый опыт прошлого и связывать через собственную жизнь в традициях многие поколения


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!