К богословскому заключению № 8/20



 

Перечень рекомендуемых действий для имама,

Который выступает опекуном девушки при заключении

Мусульманского брака (никях)

       1. Имам или муфтий, выступающий в роли опекуна, должен понимать и осознавать всю ответственность перед Богом за судьбу своей подопечной. Ему следует приложить максимум усилий для ее защиты, поддержки и помощи. Понимать, что если опекунство перешло к нему, значит больше у нее нет никого, кто мог бы защищать ее права и не дать ошибиться.

       2. Предупредить желающих вступить в брак о том, что наличие лжи относительно того, что опекуна со стороны девушки нет, делает этот брак в случае его заключения недействительным.

       3. Иметь достаточно полное представление о женихе и невесте, чтобы объективно оценить соответствие супругов. Для этого имаму, выступающему в роли опекуна, рекомендуется:

¾ собрать необходимые сведения о женихе и его семье;

¾ оценить морально-нравственное, социальное и интеллектуальное соответствие жениха невесте;

¾ удостовериться в отсутствии наличия другой семьи (жены, детей) у жениха, а в том случае, если она имеется, поставить в известность невесту;

¾ удостовериться в материальной состоятельности жениха. На момент заключения брака он должен иметь возможность обеспечивать семью (проживание, питание, лечение и т. п.);

       4. Провести краткий курс, раскрывающий смысл брака в Исламе. Разъяснить права и обязанности сторон, как по отношению друг к другу, так и к будущим детям. Объяснить действия, которые могут аннулировать брак, и их последствия.

       5. Если желающие вступить в брак являются представителями разных культур и менталитетов, необходимо прояснить все нюансы, связанные с видением и построением семьи в этих культурах. Разъяснить невесте ее обязанности, которые накладывает на нее та или иная традиция народа, носителем которой является жених. Призвать ее объективно оценить свои возможности.

       6. Уточнить место и условия проживания (совместно с родителями или отдельно, есть ли свое жилье или съемная квартира, город, страна и т. д.). Это необходимо для того, чтобы у невесты было наиболее полное представление о возможном браке.   

       8. Прояснить отношение жениха к многоженству. Изначально обговорить все условия, при которых жених может (если захочет в будущем) жениться еще раз.

       9. Рекомендуется сообщить жениху, что опекун представляет интересы невесты не только во время заключения брака, но и после его заключения. В случае явного ущемления ее прав он будет представлять ее интересы.

       10. Провести сначала помолвку, желательно в присутствии родственников с обеих сторон.

       11. Запросить у брачующихся справку о подаче заявления в ЗАГС на момент заключения никяха, что может являться дополнительным гарантом серьезности намерений  обоих супругов.


[1] См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Бейрут: аль-Фикр. Т. 2. С. 60.

[2] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 41. С. 275-280.

[3] См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 250.

[4] См.: ʻАшур. А. Аль-фикх аль-муяссар [Облегченный фикх]. Дамаск: аль-Хайр, 2003. Т. 2. С. 333.

[5] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд [Начало для муджтахида и достаточность для умеренного в познании] Бейрут: аль-Фикр. Т. 2. С. 27.

[6] Мукялляф (араб. مكلف) – это совершеннолетний человек, находящийся в здравом уме, до которого дошел неискаженный призыв Ислама. Он же аль-махкум ʻалейхи (араб. محكوم عليه) – человек, к которому обращен призыв Всевышнего соблюдать Его заповеди. См.: аз-Зайдани А. Аль-Ваджиз фи усуль аль-фикх [Краткое изложение основ фикха]. Бейрут: Рисаля, 2004. С. 87.

[7] См.: ат-Тафтазани С. Хашия аль-ʻалляма Саʻдуд-дин ат-Тафтазани ва хашия аль-мухаккык ас-сайид аш-шариф аль-Джурджани ʻаля шарх аль-кады ʻадуд аль-милля ва ад-дин ли мухтасар аль-мунтаха аль-усуль. Мекка: аль-Амирия, 1898. Т. 2. С. 63.

[8] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия. Т. 30. С. 8.

[9] См.: ан-Навави Я. Равда ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин [Удовлетворение для требующих знания и опора муфтиев]. Бейрут: аль-Ислямий, 1991. Т. 7. С. 64.

[10] См.: ас-Сабуни. М. Раваиʻ аль-баян тафсир аят аль-ахкям мин аль-куран [Красота пояснений правовых аятов]. Мекка: аль-Фикр. Т. 2. С. 151.

[11] Абу ʻАбдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи (713–793 гг. по григор.) — известный богослов, основатель одного из суннитских мазхабов, факых (правовед), мухаддис (хадисовед). Родился, вырос и умер в Медине. Его наиболее известными учениками были аш-Шафиʻи, Мухаммад аш-Шайбани. Является автором [первого в истории] свода преданий (хадисов) пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [дошедшего до наших дней] “аль-Муватто”. См.: аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 7. С. 150.

[12] Труд “Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд” по праву считается кладезем знаний и одним из лучших трудов, раскрывающих причины разногласий мусульманских правоведов. Написал его Абу аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, более известный как Ибн Рушд (1126–1198 гг. по григор.) – выдающийся ученый маликитского мазхаба, факых (правовед), физик, врач, астроном.

[13] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд. Бейрут: аль-Фикр. Т. 2. С. 18.

[14] См.: Аль-Кясани. ʻА. Бадаиʻ ас-санаиʻ фи ат-тартиб аш-шараиʻ . Бейрут: дар аль-Кутуб аль-ʻИльмия. Т. 2. С. 247; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1937. Т. 3. С. 90.

[15] См.: Сабик. С. Фикх ас-Сунна. Рияд: Рушд, 2001. Т. 2. С. 233.

[16] Аль-‘аасыб (араб. - العاصب) – наследник мужского пола по линии отца. См.: Сабик. С. Фикх ас-Сунна. Т. 2. С. 234.

[17] Махр (араб. – مهر) – ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в приложении к богословскому заключению № 7/19. http://dumrf.ru/

[18] См.: Сабик. С. Фикх ас-Сунна. Рияд: Рушд, 2001. Т. 2. С. 234.

[19] Иснад — это цепочка людей, передававших друг другу текст хадиса, который восходит к Пророку, или сподвижнику, или к последователю сподвижника. Иснад берет свое начало от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижника или его последователя и следует до ученых, составивших сборники хадисов и именуемых “мухаддисами” (аль-Бухари, Муслим и др.).

[20] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд. Т. 2. С. 18.

[21] См.: Сабик. С. Фикх ас-Сунна. Т. 2. С. 231.

[22] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд. Т. 2. С. 18.

[23] См: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 237, хадис № 2083, “сахих”; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 177, хадис № 2962, “сахих”; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1317, хадис № 12/921, “сахих”.

[24] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 194, хадис № 1101 (хасан сахих); Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 204, хадис № 1879 (сахих); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 237, хадис № 2083.

[25] См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа. С. 205, хадис № 1882 (сахих).

[26] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи. С. 194, хадис № 1101 (сахих); См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 238, хадис № 2085 (сахих); См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа. С. 194 хадис № 1880 (сахих); Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 2001. Т. 4. С. 121, хадис № 2260.

[27] См.: аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 7. С. 182.

[28] Такиюд-дин Абу Бакр ибн Мухаммад аль-Хусейни аль-Хисни (752–829 гг. по григор.) – выдающийся богослов шафиитско-ашʻаритского толка. Прямой потомок ʻАли ибн Абу Талиба. Его учителями являются такие известные ученые, как Наджмуд-дин ибн аль-Джаби, аш-Шариши, аз-Зухри, Ибн аль-Джаби, аль-Газзи. Выдающимися трудами являются: толкование к книге “ат-Танбих” имама аш-Ширази (шафиитский фикх), “Минхадж” имама ан-Навави, толкование 40 хадисов имама ан-Навави.

См.: https://ar.m.wikipedia.org/wiki/الصفحة_الرئيسية

[29] См.: аль-Хусейни. А. Кифая аль-ахъяр фи хиль гаят аль-ихтисар. Дамаск: аль-Хайр, 1994. С. 356.

[30] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия. Т. 41. С. 247-250.

[31]См.:https://www.e-cfr.org/blog/2018/11/07/%d8%b9%d8%b6%d9%84-%d8%a7%d9%84%d9%88%d9%84%d9%8a-2/

[32] См.: http://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=1103#.X1K447dn1kw

[33] См.: https://www.islamweb.net/ar/fatwa/1766/خمسة-شروط-لصحة-النكاح

[34] https://www.amjaonline.org/fatwa/ar/813/الزواج-سرا-بدون-إذن-الولي

[35]См.:https://www.e-cfr.org/blog/2018/11/07/%d8%a7%d9%84%d9%88%d9%84%d8%a7%d9%8a%d8%a9-%d8%a7%d9%84%d9%86%d9%83%d8%a7%d8%ad-2/

[36] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд. Т. 2. С. 20.

[37] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 559, хадисы № 67–(1421) и 68–(1421).

[38] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. Каир: ар-Райян ли ат-турас, 1987. Т. 9. С. 98, хадис № 5136.

[39]https://www.dar-alifta.org/ar/ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=11510&زواج_المرأة_الثيب_دون_ولي_-_فضيلة_الأستاذ_الدكتور_علي_جمعة_محمد

[40] аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 4. С. 249; Аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия. Т. 41. С. 277-280. 

[41] См.: ас-Савий А. Хашия ас-Савий ‘аля аш-шарх ас-сагыр. Каир: аль-Маʻариф. Т. 2. С. 361.

[42] Абу ‘Абдур-рахман ‘Абдуллах ибн Мас‘уд — один из выдающихся сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский ученый-правовед и судья. Умер в 29 г. по хиджре (650 г. по григор.).

[43] См.: аль-Карий ‘А. Фатх баб аль-ʻиная би шарх ан-нукая [Открытие двери помощи в объяснении книги “ан-Нукая”]. Бейрут: аль-Аркам, [б. г.]. Т. 2. С. 40.

[44] ʻАли ибн Султан Мухаммад аль-Харави аль-Карий (ум. 1014 г. по хиджре.) – факых (правовед) ханафитской правовой школы. Считался одним из выдающихся ученых своего времени. Написал множество богословских трудов, среди которых наибольшую популярность получили: “Хашия фатх аль-кадир” [Примечания к книге “Фатх аль-кадир”], “Шарх аль-хидая ” [Комментарий к книге “аль-Хидая”] имама аль-Маргинани и др. Умер в Мекке в 1014 г. по хиджре (1605 г. по григор.). См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия. Т. 1. С. 361.  

[45] См.: аль-Карий ‘А. Фатх баб аль-ʻиная би шарх ан-нукая. Т. 2. С. 40.

[46] См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 2. С. 240: аз-Забидий А. Аль-джавхара ан-нира ʻаля мухтасар аль-кудури [Сияющий драгоценный камень как комментарий книге “Мухтасар аль-кудури”]. Каир: аль-Хайрия, 1904. Т. 2. С. 10. 

[47] При том Духовном управлении мусульман, при котором существует институт кадыев.

[48] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия. Т. 41. С. 289.

[49] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 237, хадис № 2083, “сахих”.

[50] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия. Т. 41. С. 289.

[51] Там же. Т. 41. С. 143-145.

[52] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи. С. 192, хадис № 1084; Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа. С. 213, хадис № 1967.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!