Опекунство матери и ее родственников



       Как уже было сказано ранее, большинство ученых-богословов считает, что опекуном девушки в первую очередь являются родственники мужского пола по линии отца, о которых шла речь в начале нашего исследования. Что касается опекунства родственников по материнской линии, то ученые шафиитской и ханбалитской правовых школ считают, что они ни при каком случае не могут быть опекунами девушки[40]. В случае отсутствия родственников мужского пола по линии отца опекунство переходит к уполномоченному лицу (шариатскому судье, муфтию, имаму).

       Ученые маликитской правовой школы допускают опекунство родственников по материнской линии лишь в том случае, если отсутствуют  (1) родственники мужского пола по отцовской линии, нет (2) человека (например, отчима), который воспитывает и заботится о ней на протяжении продолжительного времени и нет (3) уполномоченного лица, который мог бы заключить брак (шариатский судья, муфтий, имам). По их мнению, в этом случае опекунство переходит мусульманам и в первую очередь к родственникам материнского родства с дозволения девушки, которую выдают замуж [41].  

       Ученые ханафитской правовой школы, как уже было сказано ранее, считают, что взрослая и благоразумная девушка сама вправе решать, за кого ей выходить замуж, а за кого нет. Получить согласие опекуна в таком случае будет считаться желательным, но не обязательным. Согласие опекуна, по их мнению, будет обязательным, если ее выдают замуж до достижения возраста совершеннолетия или при наличии заболеваний, лишающих ее дееспособности (слабоумие, например). В таком случае Абу Ханифа считал, что в случае отсутствия родственников мужского пола по линии отца опекунство переходит к матери. Аргументировал Абу Ханифа свое мнение повествованием от Ибн Масʻуда[42], в котором тот допускал опекунство матери и ее родственников в случаях, оговоренных выше[43].

       Один из выдающихся теологов ханафитского мазхаба, живший четыре столетия тому назад ʻАли аль-Карий[44] считал, что последовательность перехода обязательного опекунства будет следующей: 1. родственники мужского пола по линии отца; 2. мать; 3. родственники по линии матери (заву аль-архам): дочь, родная сестра, единокровная сестра, дядя по матери, тетя по матери и т. д.  4. шариатский судья (кадый, муфтий, имам)[45].

       О такой последовательности перехода опекунства есть упоминание в фундаментальных трудах по ханафитскому мазхабу[46]. Но следует еще раз заметить, что данная последовательность касается выдачи замуж несовершеннолетней дочери, что согласно законодательству РФ считается недопустимым.  

       Учитывая вышеизложенное по данному вопросу, Совет улемов ДУМ РФ считает, что в случае отсутствия родственников мужского пола по отцовской линии опекуном будет выступать шариатский судья (кадый)[47], муфтий либо имам. Они же в свою очередь могут уполномочить правом опекунства ближайшего родственника мужского пола по линии матери, который будет выступать опекуном на церемонии бракосочетания. Уполномочивание (вакаля) будет считаться допустимым согласно мнению ученых четырех богословских правовых школ (мазхабов)[48]. Следует отметить, что получить благословение и согласие на брак от матери или ее ближайшего родственника в случае отсутствия матери является желательным и важным действием. Желательность обуславливается заложенной в Исламе сутью опекунства, которая предполагает заботу, защиту чести и отстаивание интересов опекаемого человека, что, безусловно, присутствует у матери девушки, к которой сватается молодой человек.   

Опекунство новообращенных мусульманок

       Как говорилось выше,большинство богословов-правоведов считает, что в случае отсутствия опекуна мужского пола по отцовской линии (аль-ʻасаба) опекунство переходит к уполномоченному лицу, на которого возложено решение вопросов мусульман. В условиях российской действительности таковым может быть шариатский судья (кадый), муфтий или имам. О переходе опекунства кадыю, муфтию или имаму говорится в хадисе Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): “Правитель (судья; уполномоченное лицо) является опекуном для того, у кого его нет”[49].

       Одним из необходимых условий опекунства является приверженность Исламу опекуном невесты, то есть он должен быть мусульманином. В большинстве случаев у новообращенных мусульманок нет опекуна мусульманина. В связи с этим Совет считает, что опекуном в таком случае будет выступать муфтий либо имам. Присутствие на церемонии бракосочетания родителей немусульман является желательным действием, так как  главной сутью опекунства в Исламе является забота о будущем своей дочери, что нельзя исключать у родителей немусульман.

      


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!