Опекунство в неполн ых мусульманских семьях



    Ни для кого не секрет, что мусульманская семья в современном мире переживает непростое время. С каждым годом, к сожалению, увеличиваются случаи развода между мусульманами, что приводит к тому, что дети растут в неполных семьях. В большинстве случаев в воспитании и материальном обеспечении дочери главную роль принимает именно мать. Зачастую в таких случаях бывший муж, отец дочери, заводит новую семью и участие в воспитании своей дочери принимает крайне редко, а порой и вовсе не принимает. Бывает и такое, что отец не знает и знать не хочет о том, какой образ жизни ведет его дочь, а она в свою очередь ничего не знает или не хочет знать о своем отце и его родственниках. В таком случае встает вопрос о том, кто будет являться опекуном такой девушки в случае заключения брака? Мусульманские каноны гласят, что опекуном невесты могут быть лишь родственники мужчины по линии отца либо, в случае их отсутствия, уполномоченное лицо (шариатский судья, муфтий, имам). Но возникает другой вопрос: если отец и его родственники отреклись от его дочери и не принимают никакого участия в ее воспитании, то насколько верно опекунство передавать сразу муфтию либо имаму, который  ничего не знает о девушке, ее семье, молодом человеке, который сватается к ней и его семье? Совет улемов ДУМ РФ считает, что в таком случае более верным будет передать опекунство имаму, который в свою очередь уполномочит правом опекунства ближайшего родственника из числа мужчин по линии матери. Уполномочивание (вакаля) будет считаться допустимым согласно мнению ученых четырех богословских правовых школ (мазхабов)[50].

Превышение полномочий опекуном невесты

       В случаях, когда девушка заявляет о том, что со стороны ее опекуна имеются безосновательные отказы потенциальным женихам (особенно если такие случаются не один раз), имаму необходимо прояснить ситуацию. Необходимо уточнить у опекуна причину, которая служит поводом для отказа. Если она приемлемая (как, например, в тех случаях, когда жених не является соблюдающим мусульманином или упорствует в совершении больших грехов; не способен содержать семью или известен своим плохим нравом), то имам подтверждает всю правомочность запрета опекуна на этот брак. В том случае, когда причина для отказа не является приемлемой, например, когда личная выгода опекуна вытесняет пользу для невесты, когда опекун необоснованно завышает махр или настаивает на браке, выгодном для него, не учитывая предпочтений своей подопечной; когда младшая дочь должна ждать, пока все старшие сестры выйдут замуж, то в этом случае попирается право девушки, а опекун превышает свои полномочия. Если опекун будет упорствовать и безосновательно отказывать в браке своей подопечной с тем, кто является одного религиозного, морально-нравственного и социально-материального положения с девушкой, то опекунство переходит к нижестоящему родственнику по степени кровного родства мужского пола (дед, родной брат, дядя и т. д.). Данное мнение является мнением ханбалитской правовой школы. Большинство ученых (ханафиты, шафииты, маликиты) считают, что опекунство в таком случае будет переходить к уполномоченному лицу решать вопросы мусульман (кадый, муфтий, имам)[51]. Совет улемов допускает использовать оба мнения в разрешении конфликта. Главное – очевидная польза для девушки. В хадисе сказано: “Если посватался к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него девушку. Если же вы не будете делать этого, то на земле распространится порок и великое нечестие”[52].

Вывод:

       Как видно из исследования, вопрос замужества без согласия опекуна достаточно непростой ввиду того, что мнения ученых-богословов по данному вопросу разнятся. Аяты в разных богословско-правовых школах трактуются по-разному. Также хадисы, исследуемые по данному вопросу, имеют разную степень достоверности у ученых-правоведов.

       Основной целью этого исследования является сохранение традиционных ценностей и формирование в сознании мусульман ответственного подхода к созданию семьи. После подробного и детального изучения вопроса, приведя множество мнений ученых и их аргументацию, соотнеся все это с основными правилами и принципами, которые преследует шариат, а также с учетом особых условий, в которых проживают мусульмане России, Совет улемов ДУМ РФ постановил:

       1. В целях сохранения традиционных ценностей, формирования в сознании мусульман ответственного подхода к созданию семьи имамам мечетей проводить обряд бракосочетания (никях) следует только в присутствии законного опекуна невесты, свидетелей-мусульман, с определением суммы брачного подарка (махр). Проводить обряд бракосочетания (никях) без разрешения опекуна недопустимо. Данное решение основано на том, что Совет считает доводы большинства ученых в данном вопросе более весомыми, а их мнение наиболее приемлемым для практического применения в условиях Российской Федерации.

       2. Совет считает недопустимым лишать опекунства того, кто имеет на него первостепенное право, лишь по причине несоблюдения им религиозной практики. Опекунство может перейти к другому опекуну лишь в том случае, если обладающий первостепенным правом на опекунство родственник не соответствует тем обязательным условиям, которые предусмотрены для опекуна.

       3. В случае отсутствия родственников мужского пола по отцовской линии (отец; сын; дед; родной брат и т.д.) опекуном будет выступать шариатский судья (кадый), муфтий либо имам. Любой из них в свою очередь может уполномочить правом опекунства ближайшего родственника мужского пола по линии матери, который будет выступать опекуном на церемонии бракосочетания. Уполномачивание (вакаля) будет считаться допустимым согласно мнению ученых четырех богословских правовых школ (мазхабов).

       4. В неполных семьях, в которых дочь воспитывается матерью, а отец и его родственники никакого участия в ее воспитании и материальном обеспечении не принимают, и при всем этом он и его родственники никак не беспокоятся о будущем его дочери, ничего не знают о ней и не хотят знать, Совет улемов считает, что опекунство в таком случае будет переходить к шариатскому судье (кадыю), местному муфтию либо имаму, который в свою очередь вправе уполномочить правом опекунства ближайшего родственника из числа мужчин по линии матери, он и будет опекуном на церемонии бракосочетания.

       5. В тех случаях, если подтверждено, что опекун без веской причины запрещает девушке выходить замуж, а жених является одного религиозного, морально-нравственного и социально-материального положения с девушкой, то опекунство переходит к нижестоящему родственнику по степени кровного родства мужского пола (дед, родной брат, дядя и т.д.). Данное мнение является мнением ханбалитской правовой школы. Большинство ученых (ханафиты, шафииты, маликиты) считают, что опекунство в таком случае будет переходить к уполномоченному решать вопросы мусульман лицу (кадый, муфтий, имам). Совет улемов допускает использовать оба мнения в разрешении конфликта. Главное – очевидная польза для девушки.            

       6.Опекуном новообращенных мусульманок, у которых родственники мужчины по линии отца являются немусульманами, будет шариатский судья (кадый), муфтий либо имам. Присутствие на церемонии бракосочетания родителей-немусульман является желательным действием, так как главной сутью опекунства в Исламе является забота о будущем своей дочери, что нельзя исключать у родителей- немусульман.

       рекомендовал:

       1. В том случае, если присутствие опекуна на церемонии бракосочетания (никях) невозможно, то следует получить его разрешение, связавшись с ним, и удостовериться в том, что он приходится ей родственником. Допустимо использовать современные технологии, как видеосвязь или предоставление нотариально заверенного разрешения от отца на брак, с указанием паспортных данных. Подтвердить родство можно также предоставлением паспортных данных и свидетельства о рождении.

       2. Опекуну без существенной причины не препятствовать вступлению в брак своей подопечной. Откладывание замужества на более поздний срок несет в себе серьезную опасность как для индивидуума, так и для общества в целом. Существенной причиной для отказа следует считать наличие физических или морально-нравственных недостатков предполагаемого жениха, которые пагубно могут сказаться на благополучии семьи.

       3. В религиозных организациях проводить просветительские мероприятия, направленные на формирование правильного понимания мусульманского семейного права у прихожан.

       4. Организовать для имамов, муфтиев и всех тех, кто выступает в качестве исполнительного лица при заключении брака, цикл лекций, затрагивающих основные вопросы, касающиеся мусульманского семейного права.

       5. Издать справочник, вбирающий в себя основные понятия, необходимые для заключения брака, который поможет консолидировать общее понимание этого вопроса и приведет процедуру заключения брака к общему стандарту.

 

Истина ведома Аллаху

       Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламской юриспруденции Европейского института гуманитарных наук (EIHS) в Великобритании Ковалевой Марьям Владимировной, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 9 июля 2020 г. и единогласно принято всеми его членами.


ПРИЛОЖЕНИЕ  2


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!