В истории культуры XX в. можно выделить три периода:



1. начало XX в - 1917 г.: острые социально-политические процессы, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций;

2. 1920-1930 гг.: коренная перестройка, образование новой формы культуры – социалистической;

3. послевоенные 1940-е гг. - вся вторая половина XX в.: время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения.

       Культура - это система, в ней все взаимосвязано. Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов XIX в., который и породил новые кризисы и потрясения. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и становясь еще более разнообразной. Это многообразие отразилось на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия.

Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. Художественная культура XX в. распадается на ряд течений и представляет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм - "новый, современный". Это совокупность эстетических школ и течений конца XIX - начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями.

В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления - в расчеловечивании человека, о чем писал в "Философии культуры" X. Ортега-и-Гассет. Нередко модернизм функционирует и в рамках реалистического отражения, но в своеобразной форме.  К понятию "модернизм" близко другое понятие - "авангард" (фр. «передовой отряд»), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.  Модернизм - характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.

    Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел изменения, по-разному себя проявил, но ярче всего - в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.

    В литературе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить: политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями; усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию; отрицание литературных традиций; интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу; слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей; стремление к жанру эссе.

        Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма. Реализм стремился к более глубокому постижению реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

    Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д. Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

    Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж-П. Сартр, А. Камю). Особенностями этого направления являются: утверждение "чистого" немотивированного действия; утверждение индивидуализма; отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

    Авангардистская литература - продукт начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее "Я" художника, которое вытесняет объект изображения. Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации. Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, он впервые использовал этот термин. Излюбленный прием сюрреалистов - "ошеломляющий образ", состоящий из несопоставимых элементов. Авангардизм продолжал существовать и во второй половине XX в. В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.

    В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились: в заметном увеличении стремления к обобщенности образа; исчезновении детализации; возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей; перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа; сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника

    Живопись отличалась крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм.  Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Историю искусства XX в. Образуют яркие художественные стили с разной судьбой: кубизм, дадаизм - ярко блеснули, но развития не получили, реализм подвергся многочисленной модификации и "дожил" до конца XX в. Во множестве течений проявился модернизм. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма. Наиболее яркие его проявления: абстракционизм и авангардизм.      Абстракционизм - крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма. Они утверждали значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме - сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство. В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества. Наиболее полное развитие абстракционизм получил в США.

    На смену абстракционизму пришел авангардизм. Яркий всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 1960-х г Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм - это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители авангардизма творят между искусством и не -искусством.

В результате появляются:

  • оп-арт (оптическое искусство) - орнаментально-геометрические композиции;
  • пространственное искусство; земляное искусство; искусство новой фигуральности;
  • поп-арт (популярное искусство).

    Из перечисленных видов авангардизма наиболее известно популярное (поп-арт). Художники, творящие в этом стиле, используют в своем творчестве реальные предметы, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырванные из естественной им среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь, или же без всякой взаимосвязи. В результате возникает так называемый артефакт - искусственно скомпонованная композиция, конструкция, а не произведение искусства. Эта композиция должна вызывать определенные ассоциации, переживания, возникающие помимо художественного впечатления.

    Поп-арт сложился как своеобразная реакция на явление абстракционизма, выступив против его крайней отвлеченности. Ярким представителем поп-арта является К. Раушенберг, американский художник. Поп-арт проявился как агрессия массовой культуры, превратив искусство в зрелище, отражая непримиримость к современности. В СССР авангардизм проявился тоже как протест против официоза в культуре, против социального реализма, но как "катакомбное", т. е. нелегальное, современное искусство.

    Реализм как художественное явление в искусстве объединяет в себе два начала - идейное и методологическое. Реализм в культуре XX в - это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в реализме. Живописный реализм - тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма. Соцреализм - акцентирует внимание на решении социальных проблем.

    В произведениях живописного реализма мир представлен натуралистически, импульсивно, эмоционально, ярко. Художников этого направления интересовали не события и действия, а состояние среды, объединяющей предметы и фигуры в живописное целое, не требующее строгого построения пространства. Этот вид реализма тяготеет к многоцветности, сочной красочности, широкому мазку, графичности линии и силуэта. Народные мотивы в их работах предстают в красочном, праздничном виде (А. Цорн, А. Архипов, К. Юон). В русле живописного реализма особого подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В. Серов.

    Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах художественного идеала. Для соцреализма характерны аллегорические, символические композиции, воспевающие свободу и труд. Понятия и суждения о жизни выражаются опосредованно в художественной теме произведения, содержащей в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения или настроения художников соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят отражение в их творчестве (ранний Пикассо, А. Матисс, М. Сарьян, П. Кузнецов). И события, и герои изображаются такими, как есть, без вымысла (Н. Касаткин, Э Мунк, А Архипов) В искусстве соцреализма последовательно развивалась тема пробуждения народа, пробуждения его сознания.

    Особо выделяется мексиканская школа неореализма – муралисты. Её основной смысл - оформление общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали искусство ацтеков, майя, обратились к монументальному искусству Возрождения. Главным героем этих фресок является народ. Художники этой школы заложили основы демократического национального искусства (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).

    В 1980-е гг. возникли новые формы реализма, названные "сердитый реализм", гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный реализм и т. п.
    К основным тенденциям развития современной культуры можно отнести процесс формирования целостности мира. Целостность мира - это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась вследствие развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

    В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресован каждому человеку, провозглашает права каждого. Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных сферах - в экономической, моральной, политической, художественной и т.д. эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах

  Важнейший итог развития культуры XX в. - установка на научно-рациональное познание мира и вязанная с ней социокультурная система - наука. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в. положила начало экономическому объединению мира. Растет интернационализация производственно хозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новую роль у средств массовой информации и коммуникации.

    Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения технических потребностей становиться в XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.  Можно наблюдать тенденцию формирования единой планетарной цивилизации в основе, которой лежит всевозрастающая интенсивность различного рода связей: коммуникационных, политических, экономических. В результате возникает мировая цивилизация, увеличивается взаимосвязь различных стран, народов, кризисные и антикультурные явления в одном секторе отражаются и в других регионах. В то же время возникает более интенсивная глобальная взаимосвязь, когда культурные образцы, научные достижения, произведения искусств, новые формы социальной и политической жизни транслируются и усваиваются в течение достаточно короткого времени по всему цивилизационному пространству.

    Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие изменения, оказалась идея японского социолога Е. Масуды. В 1945 г. он предложил теорию "информационного общества". Это общество, объединенное единой информационной сетью. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Концепция "информационного общества" определила пути формирования "материального тела" культуры.

    2. Во второй половине XX в. развитые страны все активнее отказывались от конвейеров. Из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному. Рядом с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы.

    Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали "белые воротнички" - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых - "компьютерные надомники", которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации.

    Таким образом, первая и вторая половина XX в.- две качественно различающиеся социокулътурные эпохи. В первой половине XX в. произошли две мировые войны, во второй - ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию планетарного мышления. В его основе лежат объективные процессы - переход наиболее развитых стран в 1970-е гг. из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют "кибернетическим" и "информационным обществом". Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей. Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы.

    XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Культурную ситуация первой половины XX в. складывалась под знаком модернизма. "Модерн" (фр. moderne - новейший, современный, арт-нуово, югендстиль) - стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или "либерти", в Великобритании - стилем "модерн", в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Велде, в Австрии - сецессионом, в Германии - югендстилем. Стиль "модерн" возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя процветание и могущество торговли.

    Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин "авангардизм" Упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) - собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль "модерн".

    Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве.

    3. Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. В условиях нестабильности Российского государства оно ещё долго будет главным субъектом культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества. Частые изменения в органах управления культурной сферой разрушили ее структуру. В регионах источники ресурсов и организационные механизмы, при которых осуществлялась государственная культурная политика, себя изжили. Таким образом, в настоящее время важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры, которые пользуются спросом у потребителя; поддержка социального партнерства, общественных организаций, учреждений культуры; формирование понимания "духовных и культурных ценностей"; сохранение культурного наследия; организация предпринимательской деятельности.

Сегодня подход к культуре в высших эшелонах власти меняется. Возрастает значение понимания роли государственного управления в развитии культуры и политики. Необходимо иметь четкую программу преобразований, технологий, подготовки кадров, которые могли бы создать условия для благоприятного развития культурной политики государства.
    Государственная культурная политика по-прежнему представляет собой комплекс действий по решению проблем в ряде институтов специализированной сферы культуры. Это развитие культурных связей с зарубежными странами, поддержка театральных коллективов и концертных учреждений, работа библиотек и музеев, деятельность по охране исторических комплексов и мемориалов, содействие в профессиональной подготовке специалистов в области творческой деятельности и культурных услуг.                            Направления культурной политики, которые не закреплены за Министерством культуры РФ, а входят в круг ответственности других министерств и ведомств, требуют разработки общих межведомственных программ. Речь идет о поддержке развития этнонациональных культур, культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, молодежной программе, об образовательной политике, охране культурных памятников и использовании историко-культурного наследия, о поддержке деятельности архивов, о развитии народного творчества и культурно - досуговой деятельности населения, деятельности федеральной службы по телевидению и радиовещанию.

В период реформирования заметно ослабла политика, направленная на формирование общенационального уровня российской культуры; не развиваются те сегменты общенациональной художественной практики, которые ориентируются на региональные и муниципальные образования, на такую категорию населения, как дети и молодежь.
Но неверно считать, что в управленческих структурах не было попыток проанализировать место культурной политики государства в преобразованиях. Целый ряд ведомств, регулирующих деятельность разных учреждений культуры, ведут интенсивный поиск тех направлений и форм управленческой активности, которые отвечали бы новым запросам отечественной практики. Министерство культуры РФ инициирует обсуждение проблем культурной политики, материалы которого публикуются в ведомственной печати. Анализируя культурную политику государства на федеральном и региональном уровнях, следует признать, что пока она остается пассивной, имеет часто весьма опосредованное отношение к процессам самообновления социокультурных сторон развития.

Центру предстоит разработать единую политику распределения полномочий в социокультурной сфере и перераспределения трансфертов при одновременном углублении практики выполнения целевых федеральных программ социокультурного развития регионов и государства.
Особенности локальной культурной политики отличаются большей конкретностью и многообразием форм решения жизненных и культурных проблем населения.

Важнейшими направления культурной политики региональных властей являются следующие:

· регулирование занятости населения и снижения уровня безработицы;

· налаживание социального партнерства между разными субъектами культурно-досуговой деятельности;

· политика в области охраны семьи, материнства и детства;

· принятие мер по социальной защите населения;

· развитие системы культурно-досуговых учреждений;

· политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, решение задач архитектурно-планировочного характера, постройка жилья,

· политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;

· эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;

· развитие инфраструктуры досуга; организация отдыха и свободного времени, проведение праздников, памятных дат;

сохранность исторических памятников культурного наследия.                                Вместе с тем существует перечень ряда проблем, которые решаются в тех регионах, где они особенно актуальны, или для этого существуют объективные предпосылки. К таким проблемам следует отнести проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и сохранение традиционных культур ряда этносов (например, народностей Северного Кавказа), проблемы социоэкологической политики. Целый ряд региональных администраций в условиях социальной нестабильности особое внимание уделяет массовому настроению и социальному самочувствию населения. Помимо этого местные власти разрабатывают меры по устройству переселенцев и иностранных граждан. Часто в регионах приходится вести борьбу с криминалом и распространением наркотиков, по-новому осмысливать вопросы поддержания здоровья и воспитания подрастающего поколения и организовывать досуг населения. В регионах идет широкий поиск направлений территориального развития. Культурные задачи декларируются политическими лидерами в период предвыборной кампании. Хотя чаще всего стратегические цели культурного развития региона и самого государства никак не связаны с целями политическими или хозяйственными.

    В условиях нестабильности альтернативные варианты формирования коллективного опыта должны привлечь внимание федеральных и региональных властей к развитию местной социокультурной базы. Перспективные цели федерального и регионального развития невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом и скорректированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элитой. Важнейшие цели государственного и регионального развития могут быть найдены не в одночасье, не методом проб и ошибок. Какие бы трудности ни встречались при этом, они должны быть преодолены. Сам факт наличия у государства и региона стратегических целей следует оценить как позитивный фактор преодоления кризиса.

Практические занятия:

       Изучение текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей массовой культуры, оформление тезисного плана - конспекта.

 

Задания для самостоятельного выполнения - не предусмотрено

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка тезисного плана - конспекта

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Интернационализация культуры предполагает:

а) образование единой мировой культуры

б) противостояние различных культур

в) уничтожение региональных культур

г) интеграцию духовных ценностей всех этнических региональных типов

2. Суть современного гуманизма заключается в следующем:

а) провозглашает права трудящегося населения

б) защищает интересы номенклатуры

в) он адресован каждому человеку, провозглашает права каждого

г) разрушает все сословные перегородки

3. Приоритет выражения перед изображением характерен для:

а) модернизма

б) экспрессионизма

в) поп - арта

г) реализма

4. Поп – арт – один из видов:

а) авангардизма

б) реализма

в) модернизма

г) футуризма

5. Теория информационного общества была предложена:

а) немецким социологом М. Вебером

б) французским экзистенциалистом Ж. П. Сартром

в) русским историком Н. Данилевским

    г) японским социологом Е. Максудой

6. Наиболее полное развитие абстракционизм получил в:

а) США

б) Великобритании

в) России

    г) Японии

7. Крайняя форма модернизма называется:

а) кубизм

б) футуризм

в) абстракционизм

    г) реализм

8. Ведущие литературное направление середины XX в.

а) экзистенциализм

б) реализм

в) сюрреализм

    г) экспрессионизм

9. Работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, получили название:

а) синие воротнички

б) компьютерные надомники

в) белые воротнички

    г) серые воротнички

10. Важнейшая задача российского государства в настоящее время:

а) создание социально-оправданных учреждений культуры

б) перевод российской культуры на самофинансирование

в) переход к европейским культурным образцам

    г) полное финансирование региональной культуры

 

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 2:

1. Описывает условия жизни людей в разных регионах современного мира.

2. Соотносит факты и общие процессы: движений за национальное и социальное самоопределение; модернизации; выбора путей и моделей развития.

3. Называет характерные черты политических режимов, существовавших в XX – XXI вв.

4. Называет наиболее значительные течения в современной культуре

5. Систематизирует исторический материал: составляет таблицы, оформляет конспекты.

6. Группирует (классифицирует) исторические события и явления по указанным признакам.

7. Называет назначение ООН, НАТО ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

8. Объясняет смысл, значение важнейших исторических понятий.

9. Излагает содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

10. Описывает основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.).

11. Излагает суждения о причинах возникновения и последствиях национально-освободительных движений, войн, международных конфликтов.

12. Описывает основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

13. Приводит оценки исторических событий, изложенные в учебной и дополнительной литературе.

14. Высказывает и аргументирует (объясняет) своё отношение к событиям и личностям.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля:

№ ТРК Наименование ТРК (в соответствии с КТП) Форма контроля знаний Тематика разделов ТРК
1 ТРК № 1 Письменная работа Раздел 1. Тема 1.1.Социально-экономическое развитие современной России. Тема 1.2. Политическое развитие современной России. Тема 1.3.Культурное развитие современной России. Тема 1.4.Внешнеполитическое развитие современной России
2 ТРК № 2 Письменная работа Раздел 2. Тема 2.1.Экономическое развитие ведущих государств и регионов мира. Тема 2.2.Политическое развитие ведущих государств и регионов мира. Тема 2.3. Международные организации и сообщества. Тема 2.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Тема 2.5.Основные тенденции развития культуры современности

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!