Назад , к множественным консерватизмам
И вот здесь, возвращаясь к той ситуации, с какой русский консерватизм приходит к началу XX века, мы видим, что это ослабление теоретической мысли и ослабление политического действия, фактически дезориентация в силу целого ряда причин. С одной стороны, это отсутствие публичного пространства. С другой стороны, отсутствие запроса со стороны власти на самостоятельную, альтернативную существующему курсу позицию. В-третьих – собственно, то, что всякое несогласие с существующим курсом, всякое несогласие с существующими действиями власти тем самым отбрасывает тебя в пространство оппозиции. Но пространство оппозиции оказывается либеральным. В этом плане позиция консерватора и при этом оппонента существующей власти оказывается вдвойне невыгодной, потому что ты одновременно становишься непричастным большей части политически заинтересованного, политически мотивированного общества Российской империи. А с другой стороны, ты оказываешься в глазах власти тем самым нелояльным подданным.
Соответственно, консерватизм как идейная позиция оказывается предельно неуютной, предельной невыигрышной формой действия, формой существования. И в этом же отношении мы увидим, как русская революция 1905 года произведет существенную перемену. Само возникновение общественного пространства, сама возможность быть консерватором уже не только по отношению к существующему режиму, но по отношению к обществу, быть консерватором в конкретных контекстах, быть консерватором по отношению к повестке, которую формулируют другие политические группы и общности, быть консерватором именно в пространстве общественной борьбы приведет к переформатированию всего русского консерватизма.
|
|
И, собственно говоря, она ведет нас к тому, что об истории русского консерватизма совсем короткого думского периода необходимо говорить отдельно, самостоятельно, потому что здесь уже консерватизм и влияние на власть, консерватизм и поддержание существующего политического строя, консерватизм и поддержание непременно существующего социального строя перестают быть синонимичными. В этом плане та множественность европейских консерватизмов, что важно – сосуществующая множественность и противоречивость, о которой шла речь на первой лекции, вновь, хоть и на короткое время, но возвращается в пространство русской общественной дискуссии в думский период, впервые там наблюдаясь как реальная. И вместе с тем возникает и возможность консерватизма, имеющего не только политические изводы, но консерватизма как определенной политико-эстетической позиции, консерватизма, который будет в первую очередь определяться через бытовой, и тем не менее влечь за собой выводы и политического, и социального порядка.
|
|
Литература
Репников А.В., Милевский О.А. Две жизни Льва Тихомирова. – М.: Academia, 2011.
Романов Б.А. Россия в Маньчжурии (1892-1906). Очерки по истории внешней политики самодержавия в эпоху империализма. — Л.: Изд.-во Ленинградского Восточного Института имени А.С. Енукидзе, 1928.
Соловьёв К.А. Политическая система Российской империи в 1881–1905 гг.: проблема законотворчества. – М.: Политическая энциклопедия, 2018.
Черникова Н.В.. Портрет на фоне эпохи: Владимир Петрович Мещерский. – М.: Политическая энциклопедия, 2017.
https://magisteria.ru
Курс: "Русский консерватизм в эпоху империй"
Лекция: "Последнее десятилетие «старого режима»"
Материалы защищены авторскими правами, использование требует согласование с правообладателем
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!