Описание и анализ картины В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове».



В. И. Суриков «Меншиков в Берёзове». 1883 г. 169х204 см. ГТГ, Москва.

Перед зрителем комната деревенской избы. Холодное и тесное помещение с низким потолком и с заледенелым окном. Здесь же на окне склянка, наполненная лампадным маслом. Потолок настолько низкий, что встать в полный рост взрослому мужчине просто не представляется возможным, на земляном полу лежит медвежья шкура, видимо на пол не хватило досок. В левом углу картины неприбранный топчан со звериными шкурами, скамейка, возле топчана небрежно брошены туфли большого размера с белым узором и красными каблуками. Может быть, это туфли жены Александра Даниловича, умершей по дороге в ссылку. В красном углу в киоте с горящей лампадой складень с Георгием, кадило, коробочка с ладаном и ветхий листок с короткой молитвой. Перед божницей складной аналой с узорчатым покровом. На нём лежит молитвослов с красной закладкой и стоит погашенная свеча в простом подсвечнике.

Действие на картине происходит утром. Меншиков, его тринадцатилетний сын Александр и младшая дочь Александра расположились за столом, а старшая дочь Мария сидит у ног отца, все они укутаны в теплые одежды.

Старшая дочь Мария укутана в большую теплую шубу чёрного цвета поверх дорогого платья. Вид у девушки болезненный, а цвет шубы подчёркивает бледность лица. Она выглядит старше своих лет, на момент прибытия в ссылку ей было шестнадцать лет. Скорбное лицо говорит о непомерном страдании, ведь она бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая богатство, своё высокое положение и своё блестящее будущее русской императрицы.

Меншиков, отец семейства, изображён на картине в простом тулупе, положив правую ногу на левую, на ногах у него валенки с разноцветными полосками, и лишь тяжелый перстень на указательном пальце левой руки напоминает зрителю, да и самому Меншикову, о его прежней роскошной жизни.

Слева от отца сидит сын Александр. Как и отец он погружен в себя, одной рукой он облокотился на стол, подперев голову, а другой задумчиво сковыривает воск на золотом подсвечнике с потушенной свечой.

В правой части картины за столом сидит младшая дочь Меншикова Александра. Она одета в дорогое платье, поверх которого короткая шубка. Она читает книгу, возможно молитвослов, но скорее всего перед ней лежат кафизмы, во время чтения которых позволяется сидеть. Образ младшей дочери Меншикова отличается от других образов этой картины. Эта молящаяся девочка, в светлых волосах которой отражается солнечный свет, единственный лучик надежды. В этом образе нет ощущения той безысходной тоски, которой наполнены остальные персонажи картины. Подтверждение этому находится и в композиционном расположении фигур в комнате избы. Художник делит картину на две части: в левой изображены фигура Меншикова и его двух старших детей, а в правой, как бы отдельно от остальных, фигура младшей дочери Александры.

Контур фигур образует форму чаши, внутри которой находиться книга – псалтырь. Это аналогия с библейской чашей, и это как бы знак того, что только вера и надежда могут поддержать это опальное семейство.

Так же можно построить неустойчивый, то есть перевёрнутый треугольник, в который помещены все фигуры. Такое композиционное решение подчеркивает шаткость положения семьи ссыльного князя, но даёт надежду, что в молитве, испив эту горькую чашу, они всё-таки обретут душевное равновесие и силы жить дальше.

На картине «Меншиков в Берёзове» В. И. Суриков изобразил драму когда-то блиставшего государственного деятеля, приближенного Петра I, и закончившего свою карьеру в изгнании, в ссылке и одиночестве, отделенным от власти.

 

 

 


[1] По лекции Ю. В. Робинова

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Лекции Ю. В. Робинова по описанию и анализу памятников искусства. Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова»; «Меншиков в Берёзове». Описание и анализ.

[7] Там же.

[8] Там же

[9] Там же.

[10] Там же.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!