Описание и анализ картины И. Е. Репина «Дуэль» из Музея Личных Коллекций.



Описание и анализ картины И. Е Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

    Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» была написана художников в 1883-1885 года. Она достаточно большого размера 199, 5х254 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В основе сюжета лежит история из жизни русского царя Ивана Грозного, когда тот в порыве безумного гнева посохом нанес удар своему сыну Ивану, следствием чего стала смерть наследника. Картина написана по мотивам «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина Том 9 глава 5.

Художник изображает не момент ссоры или нанесения удара, а сцену, которая произошла после этого, когда царь-убийца, осознав, какое страшное дело он совершил, бросился к сыну и пытается исправить совершенное.

При встрече с картиной взгляд зрителя сперва устремляется на фигуру царя-убийцы, который прижимает к себе раненого сына. Художник помещает фигуры по центру картины, выделяя их светом и затемняя задний план, тем самым акцентируя внимание зрителя на действии, а не на второстепенных деталях. Репин оставляет только самое важное - отца, осознавшего непоправимость содеянного и потому бросившегося в ужасе и раскаянии к умирающему царевичу, и сына, глаза и жесты которого говорят зрителю, что он всё понимает и прощает отца. Сын Иван как бы пытается утешить своего родителя. (это лучше перепроверьте)

Как тонко изобразил художник психологические портреты и кающегося царя-убийцы, и его сына, падшего жертвой разнузданных чувств отца.

Тело Ивана Грозного застыло в судорожном напряжении, его безумные глаза наполнены ужасом, на голове волосы встали дыбом. Взгляд направлен не на зрителя и не на сына, верно, его взгляд устремлен куда-то далеко, в неизвестность, в небытие. Одной рукой он обнимает своего ребенка, а другой сжимает смертельную рану у виска. Зритель видит уже не жестокого тирана, а человека, в котором проснулись отцовские чувства.

На его руках умирает сын Иван. Лицо царевича выражает не столько отрешенность смерти и страдание от боли, сколько жалость к убитому горем отцу. По его щеке катится одинокая слеза. Ярко-красное, алое пятно крови резко бросается в глаза зрителю. Левой рукой он опирается на пол, пытаясь приподняться, а правой он прикасается к обнимающей его руке отца. Его нежно розовый кафтан заметно контрастирует с чёрными одеждами царя, так же розовый цвет кафтана может ассоциироваться со спокойствием и мягкостью. В качестве модели для образа царевича Репин выбрал писателя В. М. Гаршина. Репин отметил, что в лице Гаршина присутствовала какая-то обреченность, у него было лицо обреченного погибнуть, как раз то, что искал Репин для сына Ивана.

Совершенно другие ассоциации вызывает у зрителя общий колорит полотна. Вся комната залита красным цветом, будто бы кровь заполнила всё пространство. Красные ковры, красное пятно крови, стены с красно-черным узором, такое обилие красного цвета придает картине тревожность и усиливает драматизм действия. Художник сбалансировал различные оттенки красного при помощи зелёного ботинка на ноге царевича и синих брюк, выглядывающих из-под кафтана. Синий и зелёный цвет успокаивают и снижают общее давление картины.

На первом плане возле ног царевича лежит косвенная причина страшного события, которое предшествовало сцене, изображенной на картине. Тяжелый железный посох с острым наконечником, которым и получил рану царевич. Этот страшный предмет, это орудие убийства лежит поодаль от фигур отца и сына, но находясь на первом плане, посох так или иначе привлекает взгляд зрителя и даёт понять, что же здесь произошло на самом деле. Посох приоткрывает завесу того, чего не видел зритель – начало ссоры и момент убийства. В левом краю картины лежит трон, который царь-убийца опрокинул, возможно, когда в порыве гнева нанес удар сыну, возможно, когда кинулся к нему уже после.

Картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» является откликом на страшные события и беспорядочность царской власти и народа, потрясшие всё государство.

 

Описание и анализ картины И. Е. Репина «Дуэль» из Музея Личных Коллекций.

«Дуэль». 1913 г. 207х351 см. Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

На картине изображена сцена дуэли. В разных частях картины расположились две группы: в правой части, где происходит основное действие картины, суета вокруг раненого дуэлянта, который простирает руку вперёд, как бы указывая на группу, стоящую в противоположной части картины. Таким образом, взгляд зрителя движется по диагонали – из темноты леса к свету, к краю холста. Главные герои картины оказались на краю пропасти, поэтому «композиция картины, задуманная как выхваченный фрагмент действительности, нарочно обрезана снизу. Действие как будто опрокинуто вывернуто на зрителя, обрывается, упираясь в край холста»[1].

 Всё полотно окутано сине-серым туманом холодного осеннего утра, и лишь в некоторых местах проявляются вспышки света, то красновато-жёлтые, то кроваво-красные, то зеленовато-жёлтые. Но этот свет не успокаивающий, а наоборот вносящий тоскливое беспокойство, раздражающий зрителя. Открытая ладонь раненого словно излучает тёплый свет, который отличается от остального красновато-жёлтого света, освящаемого пространство и действие картины. Она является композиционным и смысловым центром полотна.

«Движение руки умирающего отличается от характера движения других персонажей. Оно длится во времени, притягивает взгляд, но затем взгляд зрителя захватывают багряные, страшные отблески на галифе и снежно-белой сорочке второго участника поединка. Его съежившаяся, судорожно надломленная фигура, закрытое ладонями лицо»[2], всё говорит о свершившейся в нём внутренней перемене. Несчастный убийца закрывает ладонями лицо не в силах смотреть на тот ужас, который он совершил собственными руками, «но, отняв руки, он окажется «зрячим», потому что мир для него изменился – непоправимое свершилось»[3].

Устремляя взгляд выше, зритель замечает фигуру бретёра, который словно тень стоит за спиной дуэлянта, его надменный, сценично жестокий вид. Лица и глаз бретёра почти невозможно разобрать, вернее всего, у него нет лица, вместо лица маска – «маска презрения ко всему человечеству»[4]. Фигура бретёра не освящена так ясно, как фигура несчастного убийцы, что усиливает контраст между дуэлянтом и его «тенью», но зритель понимает, что мгновение назад эти герои были как бы едины, на что указывает контур их фигур, сливающийся воедино. Образ бретёра очень важен для понимания картины.

Взгляд зрителя возвращается от руки бретёра с «тоненькой светящейся красновато злым огоньком папиросы» к группе офицеров и «продолжает долго вращаться по кругу не в силах одолеть затянутого героями адского узла». Важно отметить, что пепел, который бретёр стряхивает с папиросы, кажется падает прямо на раскрытую ладонь умирающего.

«Репин осторожно проводит грань между театром стаффажных героев и предельным психологизмом главных героев, внутренне подвижных, позревающих происходящее с ними»[5].

Фигура раненого офицера постепенно покрывается зеленовато-серой тенью, наброшенной на него фигурой бретёра. Открытую грудь можно воспринимать как символ искренности, незащищенности перед лицом смерти. Душа умирающего обнажена. Как и для несчастного убийцы, мир для умирающего офицера изменился. Зрителю сложно понять, куда устремлен его взгляд и что открылось ему. Сияние его раскрытой ладони, направленной к терзаемому своим поступком убийце, может ассоциироваться с прощением и любовью, раскаянием и прозрением. Это сияние переходит на фигуру офицера и разливается в его рубашке белого цвета.

В этой картине Репин смог выразить всю жестокость, нешуточность этой «игры», масштабность и трагичность случившегося, акцентируя внимание на осознании ужаса совершенного убийства и на раскаянии.

 

Уважаемые одногруппники, получилось как-то многовато, поэтому уберите то, что, по Вашему мнению, лишнее или то, что не так критично убрать.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!