Описание и анализ картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».



Картину «Боярыня Морозова» В. И. Суриков писал на протяжении нескольких лет с 1884 по 1887 гг. Картина получилась достаточно большого размера 304 см в ширину (высоту) и 587,5 см в длину. На сегодняшний день картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена художником на пятнадцатой Передвижной выставке.

В основе сюжета лежит доподлинное историческое событие: в ночь на 16 ноября 1671 года боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, приверженка старообрядческой веры, и её сестра Евдокия Прокопьевна Урусова были взяты под стражу, затем после пребывания в нескольких тюрьмах скончались от голода в земляной яме в 1675 году.

На картине изображён момент, когда боярыню Морозову, закованную в цепи, везут в санях по московской улице либо на допрос в Кремль, либо из Кремля в заточение. Впереди идут стрельцы, пытаясь освободить дорогу от толпы, которая окружает сани. Суриков решил показать Морозову не в момент одинокого трагического раздумья и не в момент в кругу увещевающих, допрашивающих, судящих, а в момент, когда её окружает толпа, состоящая из разных людей, различных по социальному положению, возрасту, полу и по отношению к самой боярыне. Тут и богатые посадские женщины, и скалящие зубы попы, и нищие, и юродивый, и дети, и мужики, и бабы, и прочий люд, вышедший на улицу посмотреть, как везут боярыню на пытку. Кто-то из этой толпы глумится над главной героиней, кто-то смеется, но есть и те, которые смотрят на боярыню Морозову с сочувствием, «с жалостью, с состраданием к мученице»[6]. Среди толпы есть и свои, и чужие, и равнодушные, но всё же боярыня Морозова одинокий герой, среди толпы нет тех, кто смотрит на неё с энтузиазмом единомышленника.

«Из своих рядом с боярыней Морозовой справа изображена княгиня Урусова. Художник изобразил её ещё не взятой под стражу, и вот, крепко сцепив пальцы, с плачем она идёт рядом с санями, в которых влекут её сестру. Также из своих можно выделить странника с котомкой, по всей вероятности, тоже приверженца старой веры. Нищую старуху с сумой, стоящую на коленях и не скрывающую своего сочувствия. Рядом со старухой фигуру юродивого, сидящего босиком прямо на снегу. Тело юродивого едва прикрыто рваным рубищем, пальцы стоп согнуты от холода и покрыты багровым цветом, на груди вериги, облыселая голова без шапки и прикрытая лишь платком»[7]. Он смотрит вслед саням воспаленными гнойными глазами и вторит жесту Морозовой, выставляя руку со сложенным двуперстием. Фигура юродивого вызывает одновременно сострадание и ужас.

Несколько мальчиков, изображенных художником равнодушны к происходящему. Один из них, слева от саней, пытается обогнать их. Другой, в противоположной стороне, может быть не совсем понимает в чём дело, но в его голове зародилась мысль о том, что спор идёт о правде и неправде. И третий, рыжий, невинно скалит зубы, потому что видит, что другие тоже смеются. «Но это не совсем смех, это только начало смеха, и женщина, стоящая рядом с ним, кажется пытается его остановить»[8]. Присутствуют на картине персонажи, которые глумятся над боярыней Морозовой вполне осознанно. Например, мужик, везущий боярыню или маленький попик с жиденькой седой бородой, рядом с которым стоят ещё двое, откровенно смеющихся над той, что везут в санях. Тощая фигура попа являет собой знак ехидства, злорадства, вызывающего отвращение.

Толпа на картине Сурикова – это пестрый ковёр, сотканный из множества нитей души (душ).

«Фигура боярыни Морозовой диссонирует с яркими красками толпы, складывающимися в плавный певучий узор. Остроугольное пятно чёрных одежд Морозовой воспринимается как погребальный аккорд посреди праздника, как эхо чужого прошлого мира»[9].

Нельзя утверждать, что Феодосия Морозова фанатично предалась в старообрядческую веру, но можно сказать, что в том образе, который создал В. И. Суриков присутствуют черты фанатизма «с примесью пугающей жестокости»[10].  На её лице печать усталости, измученности, но глаза полны энергии, всё в её образе, и рука с двуперстным сложением поднятая вверх, и движение тела, и выражение лица, всё говорит о её несломленном духе.

Боярыня Морозова является композиционным центром картины. Первым делом взгляд зрителя падает на фигуру боярыни Морозовой, на её высоко поднятую вверх руку, на её тело, застывшее в напряженной позе, и только после этого зритель начинает замечать, различать, рассматривать других персонажей картины и их разнообразные душевные оттенки.

Динамику картине придает движение саней, которые вот-вот вырвутся из толпы, мальчик, бегущий рядом с санями, который кажется врежется в толпу. Также движения придает разнообразие толпы: поворот фигур, жесты рук. За всей этой разнообразностью лиц, характеров и оттенков скрыта попытка В. И. Серова изобразить новый душевный тип, который не знала Древняя Русь, образ старообрядцев.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!