МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ



Методические рекомендации по работе с текстом стихотворения

На уроках литературного чтения.

   За последние годы кардинально изменилось содержание учебников по чтению для начальной школы. Но, тем не менее, неотъемлемой частью каждого из них являются поэтические тексты. От многих учителей приходилось, да и приходится слышать о трудностях работы со стихотворными произведениями, не создававшихся специально для детей. Авторы учебников, очевидно, мотивируют это тем, что наши ученики должны знать произведения поэтов-классиков с мировым именем, и это правильно. Как ни странно, но мне и моим ученикам нравится работать со стихотворением на уроке. Нравится потому, что сам стих по объему невелик по сравнению с прозаическим текстом и не вызывает негативного отношения к нему, что очень важно, учитывая тот факт, что у теперешних детей снижен интерес к чтению.

Особенности чтения и анализа лирических произведений. Лирическое произведение, в отличие от эпического, строится на основе выражения автором внутреннего мира человека (лирического героя), его мыслей, чувств, переживаний. В лирике чаще всего отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Лирика не столько изображает, сколько выражает впечатление от реальной действительности. Следовательно, художественным содержанием лирического стихотворения является духовная жизнь героя, художественно осмысленная автором и выраженная им через слово в стихотворной форме. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы (пейзажная лирика), общественными явлениями и политическими событиями (политическая и патриотическая лирика), размышлениями о мире и его устройстве (философская лирика) и т.д. В начальной школе на уроках литературного чтения школьники знакомятся, прежде всего, с пейзажной лирикой. В учебных хрестоматиях представлены стихотворения обо всех временах года, их расположение в книгах может определяться тематическим и хронологическим принципами (стихи о весне, зиме и т.п.) или монографическим принципом (разные по тематике стихи одного автора). Лирические произведения являются наиболее сложным материалом для детского чтения. При слушании или чтении лирики ребенок часто воспринимает отдельные слова, а целостного образа у него не возникает, поэтому не возникает и адекватного эмоционального отклика. Трудности восприятия детьми лирических произведений обусловлены их художественными особен- 78 ностями. Во-первых, лирические стихотворения – это в основном произведения классиков русской поэзии. Они были написаны не для детей и обращены к богатому, уже сформированному внутреннему миру взрослого человека. Переживания, отраженные в них, зачастую отсутствуют в жизненном опыте младших школьников. В школьные хрестоматии эти стихотворения включены неадаптированными, т.к. в данном случае адаптация невозможна. Во-вторых, своеобразие языка классических лирических стихотворений: обилие метафор и других тропов, использование особого порядка слов, сложных синтаксических конструкций, которые малопонятны детям, присутствие незнакомых детям слов, слов в переносных значениях – делает текст стихотворения трудновоспринимаемым. Как следствие ребенок не может представить, вообразить ту картину, которая была изображена поэтом. В то же время чтение лирических стихотворений имеет большое значение: - обогащается внутренний мир ребенка, т.к. предоставляется возможность пережить такие душевные состояния, как тихая задумчивость, умиление, возвышенное состояние души, тоска, тихая грусть; - происходит эстетическое развитие ребенка, воспитание у него чувства прекрасного; - обогащается речь детей словами-названиями эмоций, образными выражениями, эмоционально-экспрессивной лексикой, т.к. при чтении лирических стихотворений ученику надо не только проследить динамику эмоций, но и назвать «вычитанные» настроения; - развивается умение сопереживать другому человеку, в данном случае лирическому герою, т.к. для полноценного восприятия лирических произведений учащимся надо не только определить настроение лирического героя, но и проникнуться им. Исходя из основных трудностей восприятия лирических произведений и их значения для литературного развития ребенка, формирования его внутреннего мира, в начальной школе ставятся следующие задачи работы над пейзажной лирикой: 1. Формирование представления об особенностях лирического стихотворения как жанра художественной литературы, 79 развитие основных читательских умений (прежде всего умения определять ведущее настроение стихотворения, состояние души лирического героя, умения видеть динамику эмоций, эмоционально откликаться на произведение, умения понимать изобразительно-выразительные средства языка и их функцию в стихотворении, умения воссоздавать в воображении картины, изображенные поэтом).

 2. Совершенствование выразительности чтения, умения при чтении интонационными средствами выражать настроение лирического героя.

3. Эмоциональное и эстетическое развитие учащихся, развитие их поэтического слуха. 4. Развитие речи учащихся, их способности понимать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка, обогащение речи лексикой, обозначающей эмоции человека. В структуре урока чтения лирического стихотворения отражаются все этапы работы с любым литературным произведением. Рассмотрим особенности проведения каждого из этапов урока, обусловленные жанровой спецификой лирических стихотворений. На этапе подготовки к восприятию лирического стихотворения необходимо: во-первых, вызвать в сознании детей картины и образы, соответствующие изображенным в стихотворении, т.е. пробудить работу их воображения; во-вторых, вызвать у детей эмоции, соответствующие тональности произведения, обеспечивая тем самым наилучшие условия для возникновения адекватного и точного эмоционального отклика на стихотворение при его первом восприятии. Реализации поставленных задач способствует использование таких приемов, как прослушивание музыкальных произведений и анализ живописных работ, созвучных тону произведения; беседа о жизненных впечатлениях детей; сообщение дополнительных сведений об авторе, помогающих понять чувства лирического героя; обращение к уже изученным произведениям либо того же автора, либо на ту же тему; пояснение значения тех слов в стихотворении, непонимание которых может повлечь за собой непонимание эмоционального состояния лирического героя. 80 Этап подготовки к первичному восприятию стихотворения заканчивается выбором установки на его восприятие. Чаще всего в начальной школе используют два вида установок на восприятие лирических произведений: Слушая, представьте себе что-то таким, каким его увидел поэт (например, осень, летнее утро) или Слушая, попытайтесь понять, какие чувства испытывал герой (термин лирический герой в начальной школе как правило не используется). Выбор установки во многом зависит от той подготовительной работы, которую провел педагог до чтения (слушания) стихотворения. Первичное восприятие произведения чаще всего осуществляется на основе выразительного чтения стихотворения учителем (лучше всего наизусть) с целью вызвать у учащихся эмоциональное состояние, созвучное тону лирического стихотворения. Кроме выразительного чтения учителем, для этого можно использовать прослушивание записи исполнения стихотворения профессиональным чтецом, самостоятельное прочтение стихотворения детьми (в 3-4 классе). Проверка первичного восприятия возвращает учащихся к установке на восприятие с помощью вопросов: Что представили? Что почувствовали? Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем понравилось стихотворение? Что запомнилось? Результатом такой беседы может быть возникновение проблемной ситуации, когда сталкиваются разные мнения учащихся, что мотивирует обращение к тексту стихотворения для более глубокого его понимания. Постановка учебной задачи (перечитать и понять стихотворение) может специально планироваться учителем, для чего используются такие приемы, как проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов выразительного чтения стихотворения, задание выбрать подходящую к стихотворению иллюстрацию из нескольких, очень близких по содержанию. Решение поставленной задачи требует повторного обращения к стихотворению и его анализа. Анализ стихотворения начинается с самостоятельного перечитывания его учащимися. Сначала детям предлагается при чтении выделить непонятные слова, затем отмеченные детьми слова обсуждаются. Основными способами определения понятий в 81 данном случае будут раскрытие значения с опорой на контекст и замена слова синонимом с уточнением их семантических различий. Важно, чтобы словарная работа способствовала уточнению в воображении детей картин, изображенных в стихотворении. Затем анализ стихотворения ведется в трех направлениях: - выделение картин, изображенных в стихотворении, их воссоздание (т.е. перечитывание стихотворения по частям, строфам и обсуждение по вопросам: Что себе представили? Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?); - определение в каждом отрывке эмоционального состояния лирического героя (Каким настроением проникнуто описание природы?); - анализ языка стихотворения (Какие слова и выражения помогли увидеть, представить, нарисовать картину…, В каких словах звучит радость (грусть, тоска…), С чем автор сравнивает природу? Почему? и т.п.). В результате определяется общее настроение стихотворения, отмечается его изменение в стихотворении. Традиционно обобщением результатов анализа лирического стихотворения становится его выразительное чтение с определенной установкой, например: Прочитать так, чтобы можно было услышать радость, которую испытывает герой при наступлении весны. В качестве домашнего задания учащимся обычно предлагается выучить стихотворение наизусть, подготовить его выразительное чтение к конкурсу чтецов, нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Задания для самостоятельной работы 1. Познакомьтесь с приемами формулирования темы урока литературного чтения. Какие еще задачи решаются при использовании таких приемов? Составьте фрагмент урока по формулированию темы и цели урока, используя один из предложенных или подобных приемов. 1) Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв. На доске записаны фамилии известных поэтов.

Методика работы над стихотворением .

Большое место в книгах по чтению для школы занимают лирические стихотворения. В них нет развернутого сюжета, законченных характеров, поступков. Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразительной речью.

Затруднения, которые испытывают дети при изучении стихотворений этого типа, связаны с обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка.

Методика работы над лирическими стихотворениями должна быть направлена на создание у детей образного восприятия стихотворения, на проникновение в чувства поэта.

Этой цели будет способствовать:

1. Подготовительная работа (экскурсии, беседы, слушание музыки, рассматривание и анализ картины, рассказ учителя о жизни автора).

2. Выразительное прочтение стихотворения учителем.

3. Выяснение эмоционального уровня первичного восприятия.

4. Чтение текста по частям, анализ, подготовка к выразительному чтению.

Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении, приготовленном для заучивания, постепенно стираются отдельные слова. Дети восстанавливают их при повторном чтении. К концу такой работы на доске остаются лишь начальные слова каждой строчки, что и служит ориентиром для их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые описываются в каждой строфе. К этим карточкам школьники обращаются после чтения стихотворения по учебнику и его анализа.

Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой работы над рассказом. Она направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Учащиеся могут поделить стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

В литературоведении различают две системы художественного строения речи - прозаическую и стихотворную.

СТИХ - особый тип речи, своеобразная, выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Для стихотворной речи присущи несколько признаков. Ритм имеет особую роль для организации стихотворной речи. Он характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером. В начальной школе учащиеся знакомятся с ритмом и рифмой.

Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.

Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание учеников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разные чувства и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. В начальной школе изучают эпические и лирические произведения.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета т.е. системы событий и их развитие. В центре эпических произведений - образы - персонажи, раскрывая которую автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Примеры эпических произведений «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасова. «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Выбор методики зависит от конкретного содержания произведения. В начальных классах не ставится задачей изучение фигур поэтической речи инверсии, но практически учитель постоянно обращает внимание учащихся на использование автором определенных художественных приемов в целях более ясного и образного выражения мыслей. В этических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить самого читателя в круг описываемых событий». Пр. «Рассказ танкиста». Диалог способствует четкому восприятию картины, пониманию взаимоотношения действующих лиц. Однако учитель должен помнить, что выразительное чтение стихотворения имеющего диалог, без предварительной подготовки затруднено. Поэтому прежде чем читать части стихотворения вслух, целесообразно предложить чтение про себя с каким-либо заданием.

В лирических стихотворениях предметом (переживания) изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя - это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, философскими размышлениями: о сущности мира, жизни.

С учетом тематически жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и т.д. В лирике начальной школы представлена в основном пейзажная лирика. Необходимы условия, существенно влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений и творческое восприятие их эмоциональнообразного содержания. К числу таких условий относятся:

1. Наличие у учащихся жизненных представлений адекватных авторским.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений. Настроения и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет место и время проведения экскурсии, подбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам.

Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Учитель может рассказать о поэте так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. Очень эффективным является прослушивание соответствующих музыкальных произведений: у детей создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.

Много радости приносит детям прослушивание пьес П.И.Чайковского из его альбома «Времена года». При решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением много будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу.

Необходимо подчеркнуть важность тщательной подготовки учителя к выразительному чтению стихотворения. Стихотворение должен читать учитель наизусть и пробуждать у детей живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт. При чтении пейзажной лирики предметом анализа

является живописный образ. Своеобразие анализа стихотворения о природе состоит в том, чтобы оно было направлено на создание у учащихся благоприятных условий для глубоко-эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа - его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера :

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?

Какое чувство выразил поэт, описывая осень ? Докажите.

Какой вы представляете себе черемуху, слушая стихотворение С.Есенина? Какой вы представляете себе весну, лес стихотворения И.Бунина?

На втором этапе работы над стихотворением учитель предлагает детям еще раз прочитать текст и назвать, сколько отдельных картин они видят, о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну картину и говорят о том, что они представили, т.е. они воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора. Полнота пейзажного образа создается тем, что наряду со зрительными компонентами, в этот образ входят слуховые и обонятельными. Поэт не только видит природу, но и слышит ее, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи. Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Поэтому так важно не превращать анализ в логический, ему всегда должна быть присуща эмоциональная сторона. Целенаправленная работа над выразительными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных поэтических средств поэтической речи: эпитетом, сравнений, метафор, олицетворений. В процессе анализа стихотворения учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте определенного слова, наиболее точно передающее чувство, отношение или наиболее точно описывающего предмет. При правильно организованном лексико-стилистическом анализе текста, учащиеся хорошо понимают, почему автор наделяет явления природы чертами живых существ. Например: почему в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весна» поэт называет зиму «злой ведьмой», а весну представляет в образе «прекрасного дитя», как, с помощью каких слов автор изображает борьбу зимы и весны, уверенность в победе весны.

Изобразительно-выразительные средства речи

Метафора - перенесение свойств или признаков с одного предмета на другой по принципу сходства.

Метафора - употребление слова в переносном значении (горит восток, солнце встало, дождь пошел).

Олицетворение - овеществление (снег лежит), отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.

Олицетворение - выразить, представить в образе живого существа (ветер, ветер, ты могуч...).

Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.

Эпитет - образное художественное определение. Придает предметам особую живость, образность, эмоциональность (бродяга- ветер, Мороз-воевода).

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление

одного предмета другому. Сопоставление объектов с целью выявления

Работа над стихотворением в начальной школе Особенности поэтических текстов

Цель уроков: формирование начальных представлений учащихся о рифме и ритме как основах поэтического текста.

Мы не можем в первом классе вводить понятие «поэзия», особенно в сопоставлении с прозой: наши читатели ещё слишком малы. Но их читательский и жизненный опыт позволяет нам всё же дать детям первоначальные представления о поэзии как о художественном тексте, написанном стихами, имеющем рифму и ритм.

Для реализации принципа проблемности обучения, включения учащихся в поисковую деятельность необходимо перед этими уроками дать детям задание выучить на выбор отрывок из прозы или стихотворение. Выбор детей можно с уверенностью предсказать. Объясняя, почему они выбрали для заучивания стихи, они выйдут на самые простые представления об особенностях поэтической речи, её размеренности и похожести слов, которые стоят в конце строки.

Стихотворение Д. Чиарди «Похожие хвосты» в лёгкой, игровой форме объяснит ученикам-читателям, что такое рифма, и покажет рифмующиеся слова. Затем дети сами найдут рифмы в стихотворении А. Н. Плещеева «Весна».

Формировать представление о ритме можно через знакомую детям считалку и интуитивно понятное слово «складно». Перед этим уроком надо дать детям домашнее задание: вспомнить свои детские считалки. И урок сразу станет очень интересным всем, весёлым и непредсказуемым.

Мы поместили в учебнике, по сути дела, записанную беседу с учащимися о рифме и ритмической организации стиха, понимая сложность объяснения детям этих понятий. Учитель должен помочь ученикам разобраться в том, что называется рифмой и ритмом, он помогает прохлопать ритм и организует игры. В этих уроках много игровых моментов, они хороши импровизацией, а сам литературный материал знаком, любим и удивительно гармонизирует учебное образовательное пространство.

Завершится этот урок самостоятельной работой учащихся по определению рифм в стихотворении А. Милна «Хвосты».

Расширение представлений учащихся о рифме

Цели уроков: 1) знакомство с основными правилами рифмовки; 2)работа над выразительностью чтения диалога.

Отрывок из книги Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», помимо того что интересен детям по содержанию и даёт прекрасную возможность совершенствовать технику чтения на объёмном эпическом тексте с яркими диалогами, позволяет ещё раз на новом материале расширить представление учащихся о рифме.

Разбираясь в неудачных попытках Незнайки сочинить рифму, мы в шутливом, весёлом чтении выходим с детьми на правила рифмовки. Первая неудача Незнайки произошла оттого, что в его рифме не было совпадения ударного гласного и количества слогов в словах. А вторая — оттого, что к слову «пакля» действительно трудно подобрать рифмующееся слово. Но можно и не говорить детям об этих правилах, ведь мы в первом классе даём самые начальные представления об особенностях художественного текста.

Организуя чтение, учитель может использовать возможности данного текста для отработки у детей умения различать границы высказывания. Данный текст очень хорош для чтения по ролям, дети с удовольствием будут делать это, а значит, работа над определением того, кому из героев принадлежат слова, будет им интересна и плодотворна. Так же органично и заинтересованно на этих уроках будет решаться задача выразительности чтения.

Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте

Цель урока: проверка умений определить созвучие и подобратьрифму.

Тексты, с которыми мы работаем на этом уроке, расположены в порядке усложнения учебных задач.

Читая стихотворение Н. В. Гернет, Д. И. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», дети придумывают простые, так называемые «точные» рифмы — это классическая русская рифма, где совпадают ударные гласные, а последующие звуки тождественны.

Работа над последним в этом разделе стихотворением Ю. Тувима «Про пана Трулялинского» может превратиться в увлекательную игру, которая очень интересна возможностью импровизации, творчества, общения (можно устроить всевозможные состязания между группами детей, читать текст по ролям, инсценировать его). Мастерство учителя проявится здесь в том, как он сумеет незаметно для детей выявить тех, у кого умения по определению рифмы ещё недостаточно сформированы, чтобы в дальнейшей работе над поэтическими текстами развивать у них эти умения.

Кроме того, на этом уроке мы работаем, по сути дела, над моделями словообразования в русском языке, которое будет изучаться позднее, т. е. реализуем один из главных принципов развивающего обучения — работу в зоне ближайшего развития ребёнка.

«...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

Это, может быть, самая трудная для осмысления учениками-читателями тема. Но именно в этом возрасте, когда фантазия ребёнка просто безгранична, когда он свято верит в игру и сказку, можно сформировать читательское представление об умении автора создавать фантастические картины, которых на самом деле не бывает, и о самых простых способах создания таких картин.

Это необходимо сделать, чтобы не допустить примитивного соотнесения художественного изображения с действительностью, когда достоверность картины проверяется формулой «как в жизни». Мы хотели бы предупредить об этой ошибке и учителя, поскольку видели уроки, на которых образ вороны

из стихотворения А. А. Блока «Ворона» соотносился учителем с фотографией вороны и дети вместо анализа стихотворения и художественного образа сравнивали то, что говорит автор о вороне, и «настоящую» птицу.

Приемы формирования

полноценного чтения

1. Беглость.

2. Правильность.

3. Выразительность.

4. Сознательность.

 

 

Анализ художественных особенностей произведения на уроке литературного чтения- обязательное условие для глубокого проникновения читателей в содержание произведения. Произведения различных жанров имеют свои средства воздействия на читателя. Этим объясняется и различие методических приемов используемых учителем.

Детское чтение охватывает все разнообразие жанров научно-популярной и художественной литературы а также народного творчества. В последнее время активно вторгаются в детское чтение крупные формы- повести и романы. В связи с этим учителю необходимо в совершенстве владеть методикой работы над произведениями различных жанров включенных в программу литературного чтения младших школьников. Остановимся на методических рекомендациях и приемах, которые помогут учителю при работе над стихотворениями. Этой теме был посвящен семинар учителей удмуртского языка и литературы.

В литературоведении различают две системы художественного строения речи- прозаическую и стихотворную. Вспомним признаки стихотворной речи:

-ритм,

-рифма,

-повышенная эмоциональность.

В начальной школе дети знакомятся в основном с пейзажной и социальной лирикой. Для полноценного восприятия учащимися существуют определенные условия, которые учитель должен учитывать:

-наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или близких к ним;

-развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам;

-формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.

Для того, чтобы работа проходила успешно, учителю необходимо соблюдать этапы работы над стихотворением.

1. Подготовка к восприятию стихотворения (проведение экскурсий, подбор репродукций, музыкальных произведений).

2. Первичное восприятие. Цель- донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Первичное восприятие должно оставить эмоциональный след в душе ученика, поэтому необходим образец чтения.

3. Проверка впечатлений, возникших в процессе восприятия текста (устно отвечают на вопросы , словесное рисование).

4. Вторичное восприятие текста. Самостоятельное чтение детьми стихотворения про себя. Перечитывание- это тот прием, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста с развитием навыка чтения. Дети отмечают непонятные слова и выражения.

5. Словарная работа. Целью является обогащение словарного запаса учащихся и усвоение содержания прочитанного.

6. Анализ произведения. Суть данного этапа заключается в рисовании картин, которые дети представили по ходу чтения. Это позволяет углубить и расширить образные представления , возникшие в воображении. Далее учащиеся представляют свои работы, показывают и рассказывают.

7. Разговор с автором. Дети высказывают предположения об авторе произведения: возраст, внешний вид, характер. Учитель предлагает нестандартные ситуации: в поезде с автором о чем будете говорить, на рыбалке ит.д.

8. Интерпретация. Расскажи в прозе, от лица автора, от лица героя стихотворения.

9. Сравнение с оригиналом. Авторское произведение (оригинал) останется эталоном, поэтому определяем какими приемами и средствами достиг автор совершенства произведения.

10. Высказывания литературоведов о данном произведении.

11. Домашнее задание: выучить наизусть.

Таким образом, в течение урока ведется работа над речевой деятельностью, строящейся из четырех составляющих:

-умение слушать, слышать;

-умение говорить;

-умение читать;

-умение писать.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 3420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!