Глава 2. Анализ законов Хаммурапи



 

В данной части работы считаю необходимым раскрыть и сравнить положения законов Хаммурапи. Данный юридический памятник особо важен, так как данный документ сохранился почти в полном объеме, что важно для нас. Это позволяет нам полностью составить свое представление о законодательной системе того времени.

Без сомнений, мы имеем дело с патриархальным обществом, ярким примером которого является вавилонское. Женское население было разделено на несколько отдельных категорий. Раньше других следует отметить наиболее обширную категорию женщин – это женщины, полностью подчиненные патриархальной власти отца, мужа или братьев (последнее в случае, если женщина была вдовой). Они имели право появляться в официальных ситуациях только в сопровождении своего старшего сына. Однако, эта категория женщин могла совершать различные деловые операции, но преимущественно с разрешения своего мужа. Письменные акты или соглашения, заключенные с вдовами совершались в связи с наследственными или материальными отношениями их детей. В деловые отношения с третьими лицами только в сопровождении своего мужа, или, в случае его смерти, своего сына. Данная категория  в источниках названа словом авилтум.

Следующая категория женщин упоминается в актах деления наследства. Вероятно, это касается дочерей-жриц, служительниц культа. Очевидно, другие дочери получали приданое в виде движимого имущества.

В отличие от общего правила, когда женщина находится под патриархальной властью, в некоторых случаях женщины могут выступать в качестве самостоятельной стороны в правовом акте или соглашении. Согласно исследованиям Дьяконова, их можно подразделить на три категории: верховные жрицы энтум, бедные женщины, у которых не осталось родственников, а также женщины, имеющие дело с ростовщиком и берущие у него займ.

Далее следует продолжить тему разделения женщин на категории. В ЗХ упоминаются несколько наименований служительниц культа. Все жрицы храма считались женами или наложницами божества и выполняли важную социальную функцию. Стоит отметить, что их функции различались в зависимости от города или храма. Наивысшей жрицей являлась энтум. Её ранг был равен мужскому энуму в таких культах, как у Иштар-Инана Урукского. Следующим рангом можно назвать жриц-надитум. В переводе это слово означает «лежащая в бесплодии». В Сиппаре они были служанками Айи, супругами солнечного верховного бога Шамаша, могли вступать в брак, но им не разрешалось иметь детей. В этом случае мужу разрешалось иметь вторую жену – наложницу-шугетум, которая и выполняла вместо надитум детородную функцию. Как правило, «для мужа она – жена; для (первой) жены она – рабыня»[16]. Часто в старовавилонский период надитум и шугетум являлись сестрами. Возможно, женитьба на двух сестрах была древней традицией.

Следующий ранг принадлежал кадиштум. Скорее всего именно эти жрицы должны были сделать подножение их тела (или божеству, или незнакомцу). Кроме того для культа Иштар-Инаны и подобных богинь принадлежали такие жрицы, как кульмашитум и зикрум. Зикрум, согласно ЗХ, были в своем правовом статусе равны евнухам в отношении положений о приемных детях.

Помимо прочих, в Законах Хамураппи упоминаются и рабыни, принадлежащие авилумам (то есть свободным людям), мушкенумам, а также дворцовые рабыни.

Примерно таким образом выглядела сословная картина женского населения в Месопотамии в старовавилонском периоде.

Кроме того,  в Законах Хамураппи встречаются некоторые профессии женщин. Например, кормилица (статья 194) и шинкарка (статьи 108,109,111). Данные профессии привлекаются к юридической ответственности. Кормилицу за смерть и подмену ребенка без согласия родителей могли наказать отрезанием грудей, следовательно, она лишалась своей профессии. А шинкарка (владелица постоялого двора или питейного заведения) должна действовать в интересах государства, то есть выдавать преступников и не изменять установленные государством цены на основные товары.

В статье ЗХ под номером 110 говорится о том, что женщины, которые служат в храме, не должны посещать питейные заведения. Это каралось сожжением свободной девушки. В наше время не существует писанных законов, ограничивающих нахождение в подобных заведениях лиц женского пола, связанные с религиозным служением. Однако, стоить заметить, что и сейчас поступок женщины, связанной с религией, может вызвать недовольство или осуждение людей в силу моральных установок.

Так же в статье 117 ЗХ говорится о том, что муж может отдать женщин, находящихся под его патриархальной властью (жену, дочь) в долговое рабство в качестве уплаты долга. Но закон их защищал, так как на четвертый год им предоставлялась свобода. В статье 118 говорится, что рабыню, отданную в долговую кабалу можно продавать и в дальнейшем, однако, если у человека имелись дети от этой рабыни, он мог выкупить ее обратно за серебро (статья 119). Из вышеперечисленных статей можно сделать вывод, что социальный статус женщины был невысок. В патриархальной семье женщина являлась фактической собственностью мужчины. В современном же законодательстве юридическая ответственность по долговым обязательствам индивидуальна.

В 127 статье ЗХ повествуется о том, что человек, который бездоказательно обвинял жену человека в незаконных связях , должен быть побрит (вероятно, обращён в рабство). О чем  нам может сообщить эта статья? Она говорит, что таким образом закон предоставлял высокую степень защищённости чести женщин, а также о чрезвычайной важности супружеской верности в вавилонском обществе.

Далее стоит выделить 128 статью ЗХ, в которой говорится о недействительности брака при отсутствии брачного договора, заключенного письменно. Стоит сказать, что это является, в первую очередь, юридическим закреплением прав женщины на имущество. Данная статья по аналогии со многими законами современных развитых стран защищала право женщины согласия на брак. Конечно, речь идет об обществе мира Древнего Востока, а значит не все так просто. С одной стороны, при решении выбора супруга основным рычагом давления являлись родители невесты и ее родственники. Так что вопрос о свободном выборе женщиной супруга остается открытым и дискуссионным. С другой же стороны, эта статья предотвращала факторы насильственных методов давления со стороны мужского пола. Кроме закрепления официального характера брака, этот закон ограждал от неуплаты принятых в Месопотамии сумм выкупа и приданного. Возможно, эта статья также свидетельствует нам о такой своеобразной форме брака, как «сожительство»[17].

В 129 статье ЗХ говорится о том, что в случае обнаружения женской измены, муж имеет право самостоятельно выбрать жене наказание. Он может ее простить. В этом случае и человек, с которым была совершенна измена, тоже будет прощен царем.  Но в обратном случае обоих любовников ждет высшая мера наказания – казнь. Сегодня супружеская измена не регулируется писаным правом в европейских странах, но в странах же арабского мира до сих пор измена считается преступлением.  

Статья 130 ЗХ защищает честь женщины¸ которую взяли силой в доме отца. В этом случае она сохраняет доброе имя, а преступника убивают.

А уже 131 статья ЗХ  повествует о том, что если муж бездоказательно обвиняет свою жену в измене, то женщина имеет возможность произнести клятву богом, тем самым доказав свою невиновность.[18] Статья учитывает фактор «слепой» ревности мужа, а клятва выступает весомым доказательством невиновности. Конечно, в современных правовых системах клятва перестала являться аргументом в разрешении судебных процессов, но в традиционном обществе она не подвергалась сомнению.  А если же обвинение в измене следовало от чужого человека, жена должна была пройти через ордалию – очищение рекой (статья 132 ЗХ). Данное испытание предполагало возможность выжить, но решать вопрос жизни и смерти должна была стихия.[19] Данный метод наказания чаще подразумевает смерть. В этом случае закон выступает против слабого пола, так как за беспочвенную клевету женщина могла погибнуть.

В статьях 134-136 ЗХ повествуется о правах женщины в случае потери кормильца. В случае, если муж был пленён, а жена не имела достаточно провианта, ей прощалось сожительство с другим мужчиной, а при случае рождения детей – дети оставались со своими отцами. Но по возвращении мужа, женщина должна была вернуться к нему. В случае же бегства мужчины, его женщина становилась свободной и могла себе позволить найти нового супруга. Данные законы демонстрируют, что государство заботилось о женщинах и детях и обеспечивало им право на благоприятную жизнь и гарантированное пропитание.

Далее в статьях ЗХ 137-140 указаны права женщины при разводе. С одной стороны, данные законы написаны на случай выражения желания развода только со стороны мужа. Желание жены в этом случае не учитывалось. С другой стороны, статья 137 закрепляет права шугетум. После рождения ребенка она получала на время часть семейной недвижимости для его выращивания, затем - сумму, равную доле одного из наследников, и могла быть свободна –«муж, который ей понравился, может взять ее замуж». 

Особый интерес вызывает статья 141 ЗХ. В ней прописаны условия расторжения брака по инициативе жены. В данном случае хорошо видно различие правовых статусов. Мнение мужа будет решающим. Он может сделать из неё рабыню, взяв другую женщину замуж, или может отпустить ее. В этом случае женщина имеет право искать нового спутника жизни. В этих статьях мы наблюдаем серьёзную несправедливость по отношению к прекрасному полу. Женщина, имея желание расстаться со своим мужем, должна была рискнуть собственной свободой. Я предполагаю, что данная статья имеет схожесть с принципом мнимой демократии. Мужчина в любой момент  может оставить жену по собственному желанию, тогда как женщине разорвать брачные узы достаточно проблематично.

В статье 142 ЗХ мы видим, что собрание квартала должно выносить решения по поводу развода по инициативе жены, в случае, если в семье она сохраняла верность и была порядочна, тогда как муж не мог отличиться этим.  Только собрание могло постановить одобрить развод. Конечно, в этой сфере древнее царство Вавилона имело довольно гуманное законодательство, а женщины получали те же социально-экономические права, что и сейчас, то есть защиту на правовом уровне от домашнего насилия.

Статья 143 ЗХ повествует нам о том, что относительно неясный поступок женщины так же приравнивается к измене и карается, как в 132 статье ЗХ.  

В статье 144 ЗХ говорится о том, что жена при собственном бесплодии (видимо от природы, либо в случае, если она надитум и не может иметь детей из соображений культа) может дать своему мужу рабыню для свершения детородной функции, тем самым предоставив биологическую замену.

    Без сомнений, в случае бесплодия жены, мужчина имел право взять наложницу для создания потомства. Жена не могла его в этом ограничить, но могла сама предоставить наложницу. Данный закон был принят в интересах государства, так как гарантировал поддержание демографической стабильности в обществе, но для женщины факт законной связи мужа  с другой женщиной (даже в прагматических целях) будет крайне болезненным.

В продолжение выше изложенному, в 145 статье ЗХ сказано: если жена бесплодна, то муж имеет право иметь детей от наложниц. Однако ниже в статье так же упоминается, что наложница не должна равняться с законной супругой. Видимо, в этой статье указаны различия положений надитум в качестве главной жены и шугетум в качестве наложницы. Из статьи 146 ЗХ мы узнаем, что в случае проявления желания шугетум ровняться с надитум, та не имела право продать ее за серебро, но могла причислить наложницу к рабам. Таким образом, государство в любом случае оставляет биологическую мать с ребенком поблизости. В данных статьях сильно заметно различие правового статуса женщин.  Это еще раз подтверждает строгое разграничение сословных категорий женского населения в старовавилонской Месопотамии.

Важно упомянуть и статьи 148-149 ЗХ, в которой говорится о том, что в случае проказы жены муж имеет право взять себе другую супругу, при условии, что больная жена должна быть им обеспечена или отпущена в дом отца обратно с возмещенным приданным. Этим законы защищают женщин, не давая им остаться без существования даже в случае болезни.

Особый интерес также представляет 150 статья ЗХ, которая позволяет нам сделать следующие выводы относительно социально-правового статуса женщины. Во первых, имущество, переданное жене мужем после смерти, официально должно остаться у нее, следовательно женщина могла выступать в роли собственника. Во вторых,  дети не имеют на указанное имущество никаких прав. Больше, женщина может самостоятельно им распоряжаться и после своей смерти наследовать имущество не старшему сыну, а любимому, то есть она сама назначает наследника.

А 151 статья ЗХ говорит о том, что за материальные отношения и долговые обязательства, заключенные до брака, супруги несут индивидуальную экономическую ответственность. Следовательно, женщина могла иметь некую самостоятельность, и государство рассматривает женщину как субъект права.

Продолжая тему, из следующей статьи мы имеем, что в случае долговой задолженности, займовой операции, совершенной после заключения брачного договора, ответственность за возвращение денег лежит на двух супругах.  Значит, в правовом отношении женщины при данной ситуации находятся в положении примерно равному мужскому.

И сегодня во многих современных законодательствах, в частности в законодательстве РФ, мы можем видеть схожую ситуацию. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. (СК РФ Статья 34.).

Следующая статья повествует, что за допущение убийства мужа «ради другого мужчины», женщина будет наказана посажением на кол. Опять же этим подчеркивается важность женской роли в сохранении супружеской верности.

Статьи 154 – 158 ЗХ запрещают близкородственные отношения и жестоко карают кровосмешение между отцом и дочерью, невесткой и отцом жениха, сыном и вдовой, сыном и мачехой. Законодательство РФ не имеет подобных ограничений по поводу инцеста. Данный аспект жизни сейчас разграничивается только моралью, но не юридически, но брак между близкими родственниками запрещен[20].

Переходя к следующим статьям 159-161 ЗХ, мы не можем не задать себе следующий вопрос: была ли у невест свобода при выборе будущего супруга? Брак в обществах традиционных являлся очень серьёзным мероприятием, в первую очередь это должно было быть материально выгодно обоим роднящимся родам. Из этого следует немало фактов. Один из важнейших состоит в том, что действительно, девушки не обладали полнотой права выбора жениха. Предположить об уровне влияния девушки на принятие решения о браке, мы не можем. Однако, абсолютно точно известно, что это решение было в полной мере предоставлено ее родителям, что видно из 161 статьи ЗХ. Родители могли отказать более бедному жениху в пользу материально обеспеченного, следовательно, брак - это экономически выгодное соглашение. И девушка не имеет почти никакого влияния на выбор достойного претендента её родителями[21].

    Материальная часть брака так же описывается в статьях ЗХ под номерами 162-164. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата ("тархатум"), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения ("библум"). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя - двойную плату того и другого.  Приданое же, предоставленное невесте ее отцом, являлось ее собственностью.

Конечно, важно и то, что, когда мы говорим про социально-правовой статус нельзя забывать, что правовая система сложилась в некоторых особенностях, а самая необходимая для нашего понимания особенность, наличие рабства.

Интересным замечанием будет вывод, следующий из статьи 175 ЗХ, которая гласит, что не было препятствием к браку и рабское положение мужа. Женщина, вышедшая замуж за раба, в глазах закона остается не «женой раба», а «дочерью авилума».

    Также нельзя забывать, что женщины так же присутствовали среди рабов. В статьях 209-214 мы встречаем подтверждение того, что социальная дифференциация присутствовала и среди женщин. В данных положениях мы видим, что за одно и тоже преступление (побои), совершенное во вред женщинам с разным социальным положением степень наказания уменьшалась в соответствии с градацией социального статуса лица женского пола. Например, за побои дочери авилума назначался штраф в 10 сиклей серебра, а за побои рабыни - 2 сикля серебра. В отличие от традиционного общества с сословным разделением, в настоящих юридических системах государств равноправие всех членов общества является одним из основных положении в законодательных актах любой демократической страны.  

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 900; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!