Глава 1. Анализ законов Эшнунны



Введение

 

Тема роли женщины в обществе и семье является одной из наиболее дискуссионных в современных социальных науках. Ученые обращаются к исследованию положения женщин в общественной жизни в разные периоды истории, однако роли женщины в древности отведено совсем незначительное место. Однако именно в древних цивилизациях были заложены основы социальной структуры, некоторые элементы которой функционируют до сих пор. 

В данной работе я попытаюсь выявить особенности социально-правого положения женщин в Месопотамии старовавилонского периода на основе двух законодательных источников - законов Хаммурапи[1](первая половина XVIII в до н. э.), регламентирующие все стороны жизни древне месопотамского общества и содержащие в том числе около 60 статей, посвященных социально-правовому статусу женщин, и законов из Эшнунны, датируемых XIX веком до н. э.[2] Это и будет основной целью моего исследования.

Для лучшего её достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать и проанализировать статьи из этих законодательных документов, которые связаны с женщинами и их положением в обществе в данный исторический период.

2. Соотнести социально-правовые статусы женщины в современности и в Древней Месопотамии.

Таким образом, я хочу показать, что тема, рассматриваемая мной в этой работе, актуальна, так как женщины получили права относительно недавно, и в докладе я считаю необходимым провести параллели с современностью и противопоставить древние и настоящие права лиц женского пола.

3. Рассмотреть не только законы, которые были написаны в древневосточном государстве, но и действительные источники, то есть конкретные частноправовые тексты, которые могут продемонстрировать реальное положение порядков. Эти документы представлены в сборниках М. Шорра, С. Ричардсона и К.Р.Веенхофа.

Данные источники, написанные на табличках, помогут нам понять, не идеальные правовые акты, а действительное их исполнение. Это значимо, так как только при сопоставлении различных видов исторических источников можно приблизиться к наиболее объективным предположениям и выводам.

К счастью, сохранилось огромное множество источников частноправового характера для данной территории, потому что в Месопотамии, кроме того, что здесь впервые появилась письменность, основным материалом для нанесения надписей являлись таблички, сделанные из глины. Глина в Междуречье встречалась повсеместно, к тому же этот материал долговечен, так как не может пострадать при пожаре, что чаще всего и губит древние источники.

Исходя из поставленных задач, исследование носит источниковедческий характер.

    Социально-правовой статус женщины в Древней Месопотамии нельзя рассматривать в разрыве от контекста семейного права, так как по большей части именно этим аспектом права он и регулируется. Например, женщина и мужчина имели неравные возможности расторжения брака. Проводя параллели с современностью, стоит упомянуть: сейчас статус лиц женского пола не выделяется в особый, так как, независимо от гендерной принадлежности, в развитых современных странах люди имеют равные права.

    Сборники законов часто позволяют нам глубже понять положение женщины в обществе. Эти законы отражают обычное право с некоторыми изменениями, внесенными правителем.[3] Включая их, он опирался на личный судебный опыт в конкретных ситуациях. В целом, можно заключить, что ЗХ соблюдались, по крайней мере, в его время правления (в годы правления Хаммурапи в Вавилоне – 1792-1750 гг. до н. э.).


Обзор источников и историографии

 

В связи с тем, что работа носит источниковедческий характер, был задействован определенный объём исследовательской литературы относительно каждого источника. Кроме того, использованные труды анализируют основное содержание и особенности построения источников, что неотделимо от содержания раздела, посвящённого характеристике источниковой базы нашей работы.

Источниковую базу работы составляют два памятника: Законы Хаммураппи, датируемые первой половиной XVIII в до н. э.; и Законы из Эшнунны, датируемые XIX веком до н. э. Эти труды и будут являться основной литературой, используемой при освещении темы.

Перейдём непосредственно к обзору источников и литературы в хронологической последовательности. Оба источника по их виду можно отнести к законодательным текстам.

 

 


Источниковеденье

 

Во многом фундаментом для создания законодательства вавилонского царя Хаммурапи послужили Законы Эшнунны — один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н. э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник служит историческим источником для исследования в области социальных отношений в обществе Эшнунны, нормах семейного, гражданского и уголовного права.

Текст законов был найден иракскими археологами (Фуад Сафар, Таха Бакир и др.) в 1945 году в Тель-Абу-Хармале в виде двух глиняных табличек-дубликатов. Одна из них была сильно повреждена, вторая сохранилась почти полностью. Текст на обеих табличках почти идентичен, незначительные различия носят графический или грамматический характер. Законодательство состояло из 61 статьи, однако последние две не удалось восстановить из-за деформации табличек. Язык памятника — старовавилонский диалект аккадского. Сейчас таблички хранятся в Иракском музее в Багдаде[4].

    Большое внимание в судебнике уделяется регламентированию торгово-экономических отношений (устанавливается определенная плата в серебре за определенные товары или услуги), а также рабовладельческих отношений. Основным видом наказания за различные проступки является денежный штраф, за серьёзные преступления, такие как убийство мушкенума или свободного, похищение девицы против воли её родителей, нарушение границ частной собственности, предусматривалась смертная казнь.

 

Законы Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву и дают возможность решать многие важные вопросы социальной истории Вавилонии первой половины II тысячелетия до н.э.

Законы вавилонского царя Хаммурапи представляют собой черный базальтовый столб, найденный экспедицией французских археологов в 1901–1902 гг. при раскопках в Сузах, столице древнего государства Элам. Дошедшая до нас редакция относится уже к тому времени, когда Хаммурапи был единоличным правителем Месопотамии. Язык «Законов» – классический вавилонский диалект аккадского. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.[5] В настоящеее время оригинальный источник хранится в Лувре, Париж.

Во многих европейских странах данный источник называется кодексом, что, по мнению российских ученых, неверно, так как кодекс регулирует одну ветвь права, а данный юридический документ, конечно же, охватывает многие сферы жизни древневавилонского общества.

Памятник, стоит заметить, вызывает интерес не только у нас, но так же и вызывал у народов Древнего Востока. Законы изучались в специальных прихрамовых школах. Назывались данные образовательные учреждения – эдубба, в таких школах дети горожан постигали основы права (Законы Хаммурапи) наравне с грамотой, счетом, письмом, музыкой и религиозной моралью.[6] Этот факт дает нам понять, что, в самом деле, в Вавилоне серьезно относились к изучению права.

Конечно, законы представляют дотеоретическую стадию развития права. Данный факт подтверждается отсутствием терминологической четкости, строгости. Статьи изложены в казуистической форме, отсутствует какое-либо разделение на отрасли права.

Кроме того, важно и то, что законы имели различные виды наказания за одно и то же преступление. Степень наказания зависела от социального статуса человека. Особенно наглядно это представлено в статьях с 196 по 199 ЗХ. Подобное явление сложно встретить в современной юридической практике, однако абсолютно характерно для традиционных обществ Древнего Востока.

Стоит также заметить, что суд в старовавилонский период был также весьма далек от современного его представления. Судебный процесс имел состязательный характер. Дела возбуждались, заинтересованными в нем частными лицами, которые сами вели дело, пытаясь доказать свою правоту суду, другая же сторона должна была парировать заявления.[7]

Кленгель-Брандт Э. обращает внимание на ярко выраженный "светский" характер Законов Хаммурапи. "Суд божий" (испытание водой, клятва) применяется лишь в тех случаях, когда отсутствуют "земные" средства выяснения истины (свидетели, документы).[8]

 


Историография

 

Законы Хаммурапи всегда вызывали интерес у историков, востоковедов и ассириологов. Стоит заметить, что чаще всего самые серьезные дискуссии возникали вокруг вопроса о системе законов Хаммурапи.[9]

Создатель отечественной школы истории Древнего Востока, академик Б.А. Тураев, считал, что данный свод представлен в весьма хаотичном порядке. По его мнению, законы – это собрание около трехсот формул, что собраны по казуистическому шаблону. Здесь нет ни общих принципов, ни строгой системы.[10] Тураев был убежден, что любое распределение по группам законов возможно только для удобства историков.

Сам он распределял постановления сборника в такой последовательности:

1) семейное право

2) наследственное право

3) законы о собственности

4) законы о земледелии

5) торговля и промыслы

6) уголовное право

7) судопроизводство

    Позднее ученик Тураева, В.В. Струве, прибегнул к другому способу группировки законов. Он предположил, что лучше делить законы Хаммурапи на двенадцать частей.[11] По его версии содержание судебника такого:

1) вопросы уголовного права и судопроизводства (статьи 1-5 ЗХ)

2) вопросы о краже в помещении и о взломе (статьи 6-25 ЗХ)

3) обязанности и права воинов (статьи 26-41 ЗХ)

4) вопросы о владении недвижимым имуществом (статьи 42-66 ЗХ)

5) статьи о купцах и их помощниках (статьи 100-107 ЗХ)

6) вопросы о корчмах и вертепах (статьи 108-111 ЗХ)

7) право хранения и долгового права (статьи 112-126 ЗХ)

8) семейное право (статьи 127-195 ЗХ)

9) статьи про наказания за членовредительство (статьи 196-227 ЗХ)

10) вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей (статьи 228-235 ЗХ)

11) нормы найма (статьи 236-277 ЗХ)

12) постановления о рабах (статьи 278-282 ЗХ)[12]

По моему мнению, деление законов по версии В.В.Струве более конкретно и логично.

Западные школы тоже занимались изучением вопроса систематизации. В их работах часто используется способу систематизации, который составил Кюк. В своей работе французский учёный еще более детально выделял некоторые аспекты. Таким образом, в его работах мы можем видеть разделение кодекса на двадцать две части.[13]

Тема роли женщины в обществе и семье рассмотрена в одной из статей И. М. Дьяконова «Women in O1d Babylonia not under Patriarchal Authority». В ней он утверждает, что подавляющее большинство женщин в Месопотамии старовавилонского периода находились в полной патриархальной зависимости от отца, мужа или брата. Дьяконов выделяет только три группы женщин, положение которых отклонялось от общего правила: в случае, если она была верховной жрицей или бедной, у которой вообще не осталось родственников; если женщина – судья храмового суда; и когда она выступает в качестве свидетеля. Далее, он более подробно описывает положение жриц.

Кроме Дьяконова, Шубин В. И. в своей статье «Положение женщины в вавилонской семье в XVIII веке до н. э. по Законам Хаммурапи» также обратился к данной теме. Он обратил внимание, что за женщиной была закреплена функция воспроизводства, и на примерах статей ЗХ обозначил рамки ее социально-правового статуса.

Также тему положения женщин в Древней Месопотамии исследовали зарубежные ученые, например М. Стол в публикации «Women in Mesopotamia». В статье он подробно рассматривает положение женщин в различных сферах жизни: в браке, повседневности, религии. Поднимает вопросы имущественных и наследственных отношений, участниками которых выступают женщины.

Конечно, стоит сказать, что и сейчас ЗХ и ЗЭ вызывают огромный интерес историков, так как в связи с деятельностью археологов становится больше источников для анализа, изучения и сопоставления правовых актов с законами.

 


Глава 1. Анализ законов Эшнунны

 

    Во многом фундаментом для создания законодательства вавилонского царя Хаммурапи послужили Законы Эшнунны — один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н. э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник служит историческим источником для исследования в области социальных отношений в обществе Эшнунны, нормах семейного, гражданского и уголовного права.

Текст законов был найден иракскими археологами (Фуад Сафар, Таха Бакир и др.) в 1945 году в Тель-Абу-Хармале в виде двух глиняных табличек-дубликатов. Одна из них была сильно повреждена, вторая сохранилась почти полностью. Текст на обеих табличках почти идентичен, незначительные различия носят графический или грамматический характер. Законодательство состояло из 61 статьи, однако последние две не удалось восстановить из-за деформации табличек. Язык памятника — старовавилонский диалект аккадского. Сейчас таблички хранятся в Иракском музее в Багдаде.

    Большое внимание в судебнике уделяется регламентированию торгово-экономических отношений (устанавливается определенная плата в серебре за определенные товары или услуги), а также рабовладельческих отношений. Основным видом наказания за различные проступки является денежный штраф, за серьёзные преступления, такие как убийство мушкенума или свободного, похищение девицы против воли её родителей, нарушение границ частной собственности, предусматривалась смертная казнь.

    В этой части я попробую проанализировать статьи ЗЭ, касающиеся социально - правового статуса женщин.

    В  18 статье ЗЭ, мы можем увидеть указания на то, что в случае смерти жены до рождения детей, тестю должен быть возвращен не только выкуп, но  еще и часть совместно нажитого имущества. В данной ситуации часть имущества, положенного жене, при отсутствии прямого наследника переходит к ее семье.

В действующих же правовых системах, например в России, в случае смерти жены, её половина совместно нажитого имущества чаще всего остается мужу или же разделяется согласно завещанию.[14][15]

    Подобную ситуацию фиксирует и судебник Хаммурапи в 163-164 статьях, но с иным разрешением обстоятельств.

    В 22-23 статье ЗЭ указано, что рабыни могли отдаваться в качестве залога в случае долга. Это свидетельствует о бесправном положении рабынь и фактическом приравнивании их к имуществу.

    В 24 же статье ЗЭ говорится, что если по истечении долга человек держит в качестве заложницы жену мушкенума и доведет ее до смерти, он будет наказан высшей мерой – он должен умереть. Таким образом, жена мушкенума, видимо, обладает довольно высоким социальным статусом, если ее жизнь приравнивается к жизни свободного мужчины-общинника. 

Так же нас интересует 25 статья ЗЭ так как в ней говорится про то, что в случае разрыва помолвки ради другого человека, тестем должен быть выплачен выкуп в двойном размере. Подобное решение выносит и Хаммурапи в 161 статье кодекса, в которой описаны обязательства тестя отдать выкуп в двойном размере человеку, который первый претендовал на руку его дочери.  

    В следующей 26 статье ЗЭ сказано, что в случае кражи чужой невесты и принуждения ее к сожительству, молодой человек должен быть казнен. А в 27 статье ЗЭ уточняется, что если невеста была украдена – то вор и девушка не могут считаться мужем и женой. Это говорит о важности законности брака и защите невесты, в случае кражи.

    В 28 статье ЗЭ указано сразу два ключевых момента. Во первых, действительным считается только брак, закрепленный письменным договором, что гарантирует женщине имущественные права. Во вторых, в случае измены жены, её должны убить. Подобное же мы встречаем и в Законах Хаммурапи. Это положение свидетельствует о значимости супружеской верности и об обязанности женщины хранить свою честь.

Кроме того, в ЗЭ присутствуют и другие схожие положения с ЗХ. К примеру, в статье 30 ЗЭ описаны случаи, когда жена имеет право повторно выйти замуж. Данная ситуация возможна, если муж попадет в плен и не вернется, либо если он покинет общину.

    Если же человек пропал во время каких-либо военных действий, но потом вернулся, то его жена не имеет право остаться в доме нового мужа и обязана возвратиться в дом первого.

    В статье 31 ЗЭ говорится про то, что в случае принуждения рабыни к сожительству, то он должен отвесить 2/3 мины серебра.

    Данный акт хоть и назначает наказание за применение принудительных методов в сторону женщины, все же фиксирует практически безграничную власть мужчины над рабыней, что отражает её низкий социально-правовой статус.

    Сейчас принудительное сожительство в законодательствах развитых стран карается чаще всего ограничением свободы.

    Анализируя 33-35 статьи ЗЭ, можно сделать вывод, что на самом деле рабыни не имели даже права распоряжаться своими детьми, так как и этот аспект их жизни  строго регулировалась законом.

    Особое место занимает 59 статья ЗЭ, в которой указаны права жены, в случае если муж выбрал себе другую женщину. Если жена родила ему детей, то он должен быть изгнан из дома, а все его имущество переходит в руки этой покинутой женщины.

Таким образом, еще в ЗЭ был определен вектор постепенного расширения спектра прав женщин в Древней Месопотамии. Мы можем увидеть социальную дифференциацию и иерархию сословных категорий женской половины населения. Хотя положение рабынь было практически бесправным, жены мушкенумов стояли на порядок выше рабынь, а жены авилумов вообще частично обладали имущественными правами, зафиксированными на законодательном уровне.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 643; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!