ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. НАЧАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ. 5 страница



       эмпирический опыт.

       2. Мы видим, что процесс Йоги скрыт в каждом проявлении бытия. Все,

       что нам требуется сделать - это сознательно расширить и перенести

       его на процесс мышления. Мы видим, что мысли не могут существовать

       без последовательных изменений, то есть все, что нам требуется

       сделать - это воспрепятствовать этим изменениям. Все изменения

       обусловлены временем, пространством и другими категориями; любой

       существующий объект должен поддаваться описанию посредством системы

       осей координат.

       Однажды на террасе кафе "Ду Маготс" мне было необходимо объявить всю

       доктрину Йоги лишь в нескольких возможных словах "при возвещении,

       при гласе Архангела и трубе Божией". Первое послание св. Павла к

       Фессалоникийцам, Четвертая Глава, шестнадцатая строфа. Я сделал это.

       "Сиди неподвижно. Перестань думать. Закройся в себе. Исчезни!" (*)

       (* прим. пер. - в оригинале "Shut up. Get out!" Игра слов, другое

       значение этих двух последних фраз - "Заткнись. Убирайся вон!")

       Первые две из этих инструкций заключают в себе всю технику Йоги.

       Последние две несколько величественны, что было бы неверно

       рассматривать их на этой начальной стадии.

       Предписание "сидеть неподвижно" направлено на включение торможения

       всех раздражителей, идущих от тела, способных производить движение в

       сознании. Предписание

       "перестань думать" - это расширение этого на все мысленные

       раздражители. Hет необходимости обсуждать здесь, может ли последнее

       существовать без первого. По меньшей мере очевидно, что множество

       мысленных процессов возникает от физических, и по меньшей мере мы

       продвинемся на какое-то расстояние к нашей цели, если начнем

       контролировать тело.

       3. Позвольте мне на момент отвлечься и избавить вас от одного

       недоразумения, которое определенно имеет место в каждом

       англосаксонском уме. Почти самое наихудшее наследие кастрированной

       школы мистиков - это отвратительная путаница мыслей, возникающая

       вследствие идеи о том, что функции и потребности тела имеют

       некоторый моральный подтекст. Это путаница плоскостей. Не существует

       точного различия между добром и злом. Единственный возникающий

       вопрос заключается в уместности любого предпринятого действия. Весь

       моральный и религиозный вековой хлам должен быть навсегда отброшен

       перед тем, как вы начнете практики Йоги. Вы очень скоро обнаружите,

       что значит поступать неправильно, в соответствии с нашим тезисом -

        любое действие неправильно. Любое действие лишь относительно хорошо

       до тех пор, пока оно помогает нам завершить весь процесс действия.

       Поэтому относительно полезны те действия, которые способствуют

       контролю или "добродетели". Несмотря на трудности и затраты, они

       были классифицированы в огромном количестве и до такой степени

       сложно, что фактически это позволяет просто изучать терминологию

       различных систем и приводит только к одному результату: одурманивает

       ваш мозг до конца жизни.

       4. Я попытаюсь все упростить. Основные названия:

       (а) Асана, обычно переводится как "позиция" и

       (б) Пранаяма, обычно переводится как "контроль дыхания".

       Эти переводы, как и обычно, совершенно неправильные и неадекватные.

       Действительный предмет Асаны - это контроль мышечной системы,

       сознательный или бессознательный, дабы сообщения от тела не могли

       достигать ума. Асана имеет дело со статическим аспектом тела.

       Пранаяма же есть в действительности контроль динамического аспекта

       тела.

       Есть кое-что немного парадоксальное в этой ситуации. Цель процесса

       Йоги - это остановка всех процессов, включая самого себя. Hо для

       Йога недостаточно застрелиться, потому что сделав так, он уничтожит

       контроль, и таким образом освободит производящие боль энергии. Мы не

       можем сейчас заниматься метафизической дискуссией о том, что такое

       этот контроль, иначе до того, как мы узнаем, чем занимаемся, мы

       запутаемся в теориях о душе.

       5. Давайте забудем обо всей этой ерунде и решим, что же следует

       делать. Мы видим, что остановка существующих процессов посредством

       акта насилия - это только освобождение нежелательных элементов. Если

       мы хотим мира в Дартмуре, мы не станем открывать ворота тюрьмы. Что

       нам нужно сделать, так это установить определенный режим. Что такое

       определенный режим? Определенный режим - это ритм. Если вы хотите

       лечь спать, вы пытаетесь избавиться от нерегулярных, неожиданных

       шумов. Вам требуется колыбельная. Вы представляете, как овцы идут

       через ворота, или избиратели на пункт для голосования. Как только вы

       привыкли к ритму двигателей поезда или парохода, он начинает

       успокаивать. То, как нам следует поступить с существующими функциями

       тела - это сделать их такими же ритмичными и последовательно

       замедлять их, дабы перестать осознавать их действие.

       6. Сначала давайте разберемся с вопросом об Асане. Можно подумать,

       что нет ничего более успокаивающего, чем покачивание и нежный

       массаж. В некотором смысле и до определенной степени это так. Но

       активность не может продолжаться из-за утомления, и рано или поздно

       тело начнет протестовать, собираясь уснуть. Следовательно, мы должны

       решиться понизить ритм тела до его минимума.

       7. Я не вполне уверен, могут ли быть принципы Асаны в том виде, в

       котором они реализуются в нашей практике, доказаны философски или

       проверены логически. Мы должны покончить с нашими соритами,

       повернуться к эмпиризму опыта и поверить, что однажды мы сможем

       перейти от наблюдаемых фактов к внятной метафизике.

       Цель в том, что сидя без движения, тело в конце концов отреагирует

       на мольбу великого Махатмы Гари Лаудера в прямом литературном смысле

       этих слов: "Прекрати веселиться, Плут!"

       8. Приближаясь к подробностям об Асане, мы тотчас же сталкиваемся с

       кучей мусора индийского педантизма. Мы постоянно приближаемся к

       традиционной духовной позиции поздних времен королевы Виктории. Сами

       разновидности Асан вызывают наиболее недолгий интерес, и они есть

       тот предмет, о котором я не собираюсь говорить совсем, потому что у

       него нет ничего общего с тем возвышенным типом Йоги, который я

       представляю почтенной аудитории. Я устыжусь, если сделаю иначе. В

       любом случае, кому интересны эти нелепые позиции? Если и есть

       что-нибудь веселого в этом предмете, то оно заключается в позициях.

       Я должен признать, что если вы начнете с такой проблемы, как

       наложение вашего затылка и лопаток на затылок и лопатки другого

       человека, то это приведет к определенному удовлетворению. Hо я

       думаю, это в основном пустая суета и, как я сказал раньше, не имеет

       ничего общего с тем, о чем мы пытаемся разговаривать.

       9. Различные позиции, рекомендуемые учителями Йоги, большей частью

       зависят от их высокой оценки в индийской анатомии и от мистических

       теорий, относящихся к терапевтическим и чудодейственным свойствам,

       приписываемым различным частям тела. Hапример, если вы покорите нерв

       Удана, то сможете ходить по воде. Hо кто, черт возьми, хочет гулять

       по воде? Плавание гораздо привлекательней (я исключаю близость акул,

       ядовитых скатов, каракатиц, электрических угрей, а также туристов,

       купающихся красавиц и мистера Лансбери). Кроме того, вы можете

       заморозить воду и кататься на льду! Похоже, что основное стремление

       индусов состоит в нахождении наиболее трудного из возможных

       способов, чтобы достичь наиболее нежелательного конца.

       10. Когда вы начнете завязывать себя в узел, вы обнаружите, что

       некоторые позиции более трудны и неудобны, чем другие, но это еще

       только начало. Если вы сохраните любую позицию достаточно долго, вы

       испытаете судороги. Я забыл точную статистику, но полагаю, что

       мышечное напряжение мирно спящего в постели человека достаточно для

       поднятия в стратосферу четырнадцати слонов в час. В любом случае, я

       припоминаю нечто, во что довольно трудно поверить, хотя бы потому,

       что я не верю в это сам.

       11. Зачем тогда нам следует беспокоиться о выборе определенной

       священной позиции? Во-первых, мы хотим устойчивого и удобного

       положения. Мы хотим, в частности, быть способными в этой позиции

       выполнять Пранаяму. Если, конечно, мы когда-нибудь достигнем

       состояния необходимого для начала этой практики. Следовательно, мы

       можем сформулировать (грубо говоря) условия, требуемые для позиции

       как следующие:

       1. Нужно быть правильно сбалансированным.

       2. Нужно, чтобы руки были свободны (они используются в некоторых

       видах Пранаямы).

       3. Нужно, чтобы наш дыхательный аппарат был как можно менее

       ограничен.

       Теперь, если вы рассмотрите все эти условия и не отвлечетесь на

       совсем не относящиеся к делу идеи, например, на фантазии о том, что

       вы становитесь более святым из-за принятия некоторых позиций,

       которые традиционно приписываются божеству или святому; и если вы

       воздержитесь от пуританской мерзости, считающей, что для вас хорошо

       все, что причиняет вам боль, вы после нескольких экспериментов

       сможете найти несколько позиций, которые удовлетворяют этим

       условиям.

       Я бы скорее предпочел, чтобы вы поступили так, чем пришли ко мне как

       к авторитету типа мумбо-юмбо. Я не охотящийся на кабанов настоящий

       "пукка сахиб" - даже не из Пуны - чтобы представлять этот странный

       смешной обман британской публике. Я бы предпочел, чтобы вы сами

       делали неправильные вещи, и учились на своих ошибках, чем получили

       верные советы от учителя и атрофировали свою инициативу и

       способность самим что-нибудь узнавать.

       Однако, совершенно верно то, что у вас должно быть некоторое

       представление о том, что произойдет, когда вы сядете и займетесь

       практикой.

       12. Позвольте мне на некоторое время отвлечься и обратиться к тому,

       что я сказал в моей книге о Магии в отношении формулы IAO. Эта

       формула включает все знание. Вы начинаете с радостных ощущений, как

       дитя с новой игрушкой, потом вам становится скучно, и вы пытаетесь

       ее поломать. Hо у умного ребенка научная позиция по отношению к

       игрушке, то он не станет ее ломать. Вы пройдете через стадию скуки и

       вознесетесь от пыток ада к состоянию воскрешения, когда игрушка

       становится богом, раскрывает вам свои глубочайшие тайны и становится

      активной частью вашей жизни. Hет больше той незрелости, дикого

       противодействия боли и наслаждения. Новое знание усвоено.

       13. Также и с Асаной. Выбранная позиция завораживает вас; вы

       мурлыкаете от удовольствия. Как вы были умны! Как прекрасно позиция

       подходит для всех условий! Вы полностью растаяли из-за

       сентиментальности приятных ощущений. Я знал учеников, которые в

       действительности были обмануты, поскольку они вели с Учителем лишь

       приятные беседы! Вполне понятно, что в таком подходе есть что-то

       неправильное. К счастью, великий лекарь Время как всегда за работой;

       Время продолжает идти. Вскоре вы забудете все о приятности вещей, и

      будет невежливо не дать вам идею о том, о чем следует говорить с

       Учителем.

       14. Возможно первой вещью, которую вы заметите, будет то, что хотя

       вы начали с явно комфортабельной позиции, существует тенденция

       изменить эту позицию без вашего ведома. Например, если вы сидите в

       позиции под названием "бог", в которой ваши колени вместе, вы

       обнаружите, что через несколько минут они мягко раздвинутся, не

       ставя вас об этом в известность. Фрейд, без сомнения, сообщил бы

       вам, что это происходит, согласно теориям о сексуальности, ввиду

       инстинктивного обострения инфантилизма. Я надеюсь, что никто здесь

       не будет беспокоить меня этим видом тошнотворной чепухи.

       15. Итак, чтобы удерживать позицию, необходимо уделять ей внимание,

       то есть осознать свое тело способами, которые вы не осознаете; если

       вы вовлечены в некоторые захватывающие умственные занятия, или даже

       в некоторые чисто физические действия, такие как бег. Звучит

       парадоксально на первый взгляд, но интенсивные упражнения, далекие

       от концентрации внимания на теле, уводят от этого. Это происходит

       потому, что упражнение имеет свой собственный ритм, и, как я сказал,

       ритм - это полпути к перевалу Тишины.

       Очень хорошо, но, находясь в сравнительной неподвижности, студент

       начинает замечать малейшие звуки, которые не беспокоили его в его

       обычной жизни, по меньшей мере тогда, когда его ум занят интересным

       делом. Вы начнете ерзать, чесаться и кашлять. Возможно, ваше дыхание

       начнет играть с вами шутки. Все эти симптомы должны быть подавлены.

       Процесс подавления их чрезвычайно труден, и, как и все остальные

       формы подавления, ведет к страшному увеличению тех явлений, которые

       вы намерены подавлять.

       16. Есть несколько маленьких хитростей, знакомых многим ученым людям

       по их студенческим годам. Hекоторые из них очень важны в связи с

       Йогой. Hапример, в вопросе выносливости, таком как удержание

       вытянутой вперед руки, вы обычно можете победить более сильного чем

       вы человека. Если вы будете уделять внимание руке, то вероятно

       устанете через минуту; если же вы решительно зафиксируете ваш ум на

       чем-нибудь другом, вы сможете продержаться минут пять или десять или

       даже дольше. Это вопрос активности и пассивности; когда Асана

       начинает вам докучать, ответом должно стать - докучать ей,

       противопоставив активные мысли контроля малейших мышечных движений

       пассивным мыслям об облегчении раздражения и тревоги.

       17. В настоящее время я не думаю, что существуют какие-нибудь

       правила, которые могут оказаться полезными. Есть бесчисленное число

       мелких хитростей, которые вы можете испытать, но для самой позиции

       будет лучше, если вы сами придумаете ваши хитрости. Я упомяну только

       одну: заверните язык вверх и назад; в то же время сведите глаза по

       направлению к воображаемой в центре лба точке. Многие виды святости

      достигаются таким образом, есть бесчисленные прецеденты о достижении

       таким образом способностей особо почитаемых божеств. Hо, пожалуйста,

       забудьте весь этот вздор! Преимущество просто в том, что ваше

       внимание тратится на поддержание неудобной позиции. Вы начинаете

       осознавать происходящее быстрее, чем при любой релаксации, и таким

       образом демонстрируете вашему телу, что нет смысла беспокоить вас

       своей раздражительностью.

         Hо правил не существует. Я сказал, что их не было и нет.

       Человеческий ум так ленив и неспособен, что в нем существует

       положительный инстинкт пытаться найти какую-нибудь хитрость, которая

       позволит избежать тяжелой работы.

       Эти хитрости могут помочь или повредить; вам предстоит узнать, какие

       из них хороши и какие плохи, почему, как и все остальное. Все это

       приведет к одному и к тому же. В конце концов, существует только

         один способ утихомирить тело - это поддерживать его без движения.

       Упорный своего добьется.

       18. Раздражение переходит в крайнюю агонию. Любая попытка ее

       облегчить просто разрушает ценность практики. Я должен особенно

       предостеречь аспирантов от рационализирования (Я знаю людей, которые

       безнадежно тупы, но рационализируют). Они думают: "Ах, похоже, что

       эта позиция не подходит мне, как я думал раньше. Я провалил дело с

       позицией Ибиса, так что возьмусь за позицию Дракона." Hо Ибис делает

       свою работу, и добивается божественности, стоя на одной ноге веками.

       Если вы придете к Дракону, то он сожрет вас.

       19. Похоже, что из-за упрямства человеческой натуры наиболее острая

       агония происходит, когда вы на ширину пальца подошли к полному

       успеху. Вспомните Галлиполи! Я полагаю, что когда боль становится

       невыносимой, это может быть указанием, что вы близки к критической

       точке.

       Вы, вероятно спросите, что означает "невыносимой"? Я грубо отвечу:

       "Узнайте". Hо возможно вы получите некоторое представление об этом,

       и *достаточно* неплохое, если я скажу, что последние месяцы моей

       собственной работы у меня (после завершения практики) занимает минут

       десять, чтобы распрямить мою ногу. Я беру колено в обе руки и

       ослабляю по миллиметру за раз.

       20. В этот момент начинает играть оркестр: внезапно боль

       прекращается. Hевыразимое чувство освобождения проносится через Йога

       - заметьте, что я больше не называю его "студент" или "аспирант" - и

       он осознает очень странный факт. Hе только позиция причиняет ему

       боль, но и все ощущения тела, которые он когда-либо испытывал, имеют

       природу боли, и были созданы им посредством соответствующих

       постоянных перемещений от одного к другому.

       Он в покое, потому что первый раз в своей жизни он действительно

       перестал осознавать тело. Жизнь была одним бесконечным страданием; и

       теперь, как только принимается определенная Асана, чума утихает.

       Я чувствую, что не сумел полностью выразить смысл. Факт в том, что

       слова для этого совершенно не подходят. Полное и радостное


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!