СЛАБОУМИЕСм. ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ. 11 страница



ОБЪЕКТ ВНУТРЕННИЙОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, которое обрело значимость внешнего объекта (см. выше). Внутренние объекты представляют собой фантомы, т.е. встречающиеся в ФАНТАЗИЯХ образы, на которые человек реагирует как на «РЕАЛЬНЫЕ». Они возникают из внешних объектов путем ИНТРОЕКЦИИ и считаются локализованными во внутренней (психической) реальности.

ОБЪЕКТ-КАТЕКСИС Вложение ЭНЕРГИИ во внешний объект, в отличие от вложения ее в себя (нарциссический КАТЕКСИС, см. также НАРЦИССИЗМ).

ОБЪЕКТ-ЛИБИДО ЛИБИДО, вкладываемое в объекты, в противоположность нарциссическому либидо, вкладываемому в себя.

ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЕ Отношение субъекта к своему объекту – но НЕ отношение между субъектом и объектом; последнее представляет собой ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЕ отношение. Это объясняется тем, что психоанализ есть психология индивида, где объекты и отношения обсуждаются только с точки зрения отдельного субъекта. Объект-отношение может быть представлено либо внешним, либо внутренним объектом (см. выше).

ОБЪЕКТ ПЕРЕХОДНЫЙ Объект, который субъект рассматривает как находящийся между собой и другим человеком; типичный пример – кукла или кусок материи, которым ребенок очень дорожит и который он использует в качестве поддержки, но с которым нет необходимости обращаться как с человеком. Понятие предложено Winnicott (1958), считающим, что такие объекты помогают детям осуществить переход от ИНФАНТИЛЬНОГО нарциссизма к объектной любви, и от ЗАВИСИМОСТИ к уверенности в себе.

ОБЪЕКТ ПЛОХОЙ Объект, ненавидимый субъектом или внушающий ему страх; воспринимающийся как злонамеренный. ПЛОХОЙ объект может быть внутренним или внешним (см. выше).

ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Психическое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об объекте. Строго говоря, все ЭКОНОМИЧЕСКИЕ понятия, т.е. объект-КАТЕКСИС, объект-ЛИБИДО относятся к психическим представлениям об объектах, но не к самим объектам; иначе необходимо было бы рассматривать возможность того, что психическая ЭНЕРГИЯ связана со СТРУКТУРАМИ вне ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА и даже, возможно, того, что энергия переходит от одного аппарата к другому. См. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ.

ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ(ОТНОШЕНИЙ) Психоаналитическая теория, в которой потребность субъекта иметь отношение к объектам занимает центральное место, по контрасту с ИНСТИНКТ-ТЕОРИЕЙ, строящейся вокруг потребности субъекта ослабить инстинктное НАПРЯЖЕНИЕ.

ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ Объект, который «любим» субъектом исключительно за его способность удовлетворять потребности и который не осознается субъектом как личность. Термин употребляется лишь при обсуждении характера привязанности младенца к своей МАТЕРИ.

ОБЪЕКТ ХОРОШИЙ Объект, любимый субъектом и воспринимающийся как несущий добро. Хороший объект может быть либо ВНУТРЕННИМ, либо ВНЕШНИМ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЫЙ Объект, который субъект признает как человека, чьи права, чувства, потребности и т.д. подобны собственным.

ОБЪЕКТА ВЫБОР. НАРЦИССИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА основан на ИДЕНТИФИКАЦИИ с объектом, сходным с субъектом. ОПОРНЫЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА основан на несходстве последнего с субъектом (см. также ОПОРНЫЙ).

ОБЪЕКТА ПОСТОЯНСТВО Способность к поддержанию длительной связи с каким-либо одним конкретным объектом либо, с другой стороны, склонность отвергать заместителей знакомого объекта: так, ребенок, который проявляет постоянство объекта, отвергает заботу о себе со стороны кого-то другого, не-МАТЕРИ, и ему недостает именно ее, когда ее нет дома.

ОБЪЕКТА ПОТЕРЯ Потеря внешнего объекта, как правило, хорошего. Событие, которое предшествует интроекции и/или СКОРБИ.

ОБЪЕКТА ЧАСТЬ Объект, являющий собой часть человека, например, ПЕНИС или ГРУДЬ. Различение целого объекта и части объекта иногда используется для того, чтобы провести, на первый взгляд, совершенно иное различение: между осознанием объекта как человека, чьи чувства и потребности так же важны, как и свои, и обращением с объектом как существующим исключительно для удовлетворения потребностей субъекта. См. объект, целый (выше) и объект, удовлетворяющий потребность (выше).

ОБЪЕКТНАЯ ЛЮБОВЬ Любовь к объекту, который осознается как не-Я, в противоположность ЛЮБВИ К СЕБЕ и ИДЕНТИФИКАЦИИ. ОБЪЕКТ ЛЮБВИ - объект, который любим и на который направлена объектная любовь.

ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ (need-satisfying object) ОБЪЕКТ, который «любим» исключительно за его способность удовлетворять инстинктные потребности; при этом потребности и личность САМОГО объекта во внимание не принимаются.

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ (objective and subjective) «Являются философскими и физиологическими терминами, отличающими понятия и ощущения, имеющие внешнюю причину, от тех, которые имеют чисто психическую природу» – Fowler (1965). Отсюда: физическая боль – объективное явление, сновидения и галлюцинации – субъективны. Психоанализ в значительной мере имеет дело с взаимосвязью объективных и субъективных явлений; его иногда рассматривают как некую смешанную психологию на том основании, что психоанализ принимает во внимание обе разновидности явлений и использует понятия, источником которых служат как наблюдение поведения, так и интроспекция (либо наблюдателя, т.е. аналитика, либо субъекта, т.е. пациента). В этом психоанализ резко отличается от бихевиоризма, который стремится создать психологию без ссылок на СОЗНАНИЕ, и не столь резко – от ФЕНОМЕНОЛОГИИ, которая занимается изучением исключительно того, как субъект ощущает себя и свою связь с внешним миром. Тот факт, что психоанализ использует субъективные данные, служит отправным пунктом для его критики на том основании, что он ненаучен. Эта критика верна лишь в том случае, если давать НАУКЕ такое определение, которое будет применимо лишь к естественным наукам, но исключит науки гуманитарные, такие как лингвистика, СЕМАНТИКА, социология и антропология. См. Eysenck (1965), Szasz (1961), Rycroft (1966). См. также ПРИЧИННОСТЬ; СМЫСЛ; ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ; СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ (reification) Процесс, посредством которого с ПОНЯТИЯМИ обращаются так, как если бы они были вещами (с абстрактными именами существительными как с конкретными). Метапсихологические СТРУКТУРНЫЕ концепты (см. МЕТАПСИХОЛОГИЯ) неожиданно оказываются подверженными овеществлению, поскольку легко забыть, что СУПЕР-ЭГО, ЭГО и ИД – это понятия, предназначенные для объяснения процессов, и возникает желание обсуждать их физические свойства и пространственные отношения. Подобным образом в ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ понятия типа «хорошая МАТЬ» (см. также ХОРОШИЙ) или «плохая ГРУДЬ» (см. также ПЛОХОЙ) могут обсуждаться, как если бы они были объектами или людьми, обитающими в субъекте См. КОНСТРУКТ; ПСИХИКА; ПЕРСОНОЛО-ГИЯ; ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

ОГОВОРКИ (slips ofthe tongue) См; ПАРАПРАКСИИ.

ОКАМЕНЕНИЕ (petrification) Термин, используемый Laing (1960) для обозначения одного из процессов, с помощью которого индивиды, лишенные ПЕРВИЧНОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, защищаются от угрозы потери ИДЕНТИЧНОСТИ. Используемый Лейингом термин включает КАК собственную деперсонализацию (превращение себя в камень) с тем, чтобы не позволить другому подавлять себя, так и деперсонализацию другого – с той же целью. Данный термин связан с психиатрическими терминами ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ и ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ.

ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО (OCEANIC FEELING) Выражение, употребленное Роменом Ролланом в письме Фрейду для обозначения мистической, космической эмоции, которая, по Роллану, есть истинный источник религиозных чувств (см. РЕЛИГИЯ). Фрейд не смог обнаружить этого чувства у себя. См. Freud (1930), где он интерпретирует это чувство как регрессию «к ранней фазе чувства ЭГО» и где воссоздает ощущения младенца у ГРУДИ до того, как он начинает отличать свое Эго от внешнего мира.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (environment) to, что находится вовне рассматриваемого организма или человека. Необходимо делать различие, особенно при рассмотрении психологии животных и младенцев, между тотальным окружением, которое воспринимается наблюдателем, и воспринимаемым окружением рассматриваемого субъекта, т.е. Merkwelt. Последнее представляет собой лишь те аспекты тотального окружения, которые воспринимаются субъектом и релевантны ему. Неспособность оценить это различие ведет к антропоморфическим заблуждениям и УПОДОБЛЕНИЮ ВЗРОСЛОМУ. В психоаналитической литературе выражения «внешняя РЕАЛЬНОСТЬ» и «внешний МИР» часто используются как синонимы окружающей среды. Психоанализ занимается исключительно человеческими аспектами окружающей среды, Но: смотри Searles (1960).

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕОЖИДАЕМАЯ (environment, average EXPECTABLE) Термин, использованный Hartmann (1958) для обозначения типа окружения, на которое изначально рассчитан организм ребенка и которое запускает механизм взросления. В некоторых отношениях соответствует менее абстрактному термину Винникотта НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ МАТЬ. Это понятие противоречит взгляду Фрейда, согласно которому младенец начинает жизнь совершенно неприспособленным, и полагает, что он рождается с некоторыми врожденными паттернами реагирования и поведения, и что развитие «может рассчитывать на среднеожидаемое стимулирование (подкрепления, которые дает окружающая среда)».

ОНЕЙРОМАНСИЯ (oneiromancy) Предсказание, основанное на сновидениях; не смешивать с ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ сновидений, которая не претендует на прогностичность, а использует сновидение лишь как свидетельство состояния психики видевшего сон. ОНЕЙРОЛОГИЯ – редко используемый термин для обозначения научного подхода к сновидениям.

ОНО («it, the») Английские переводчики Гроддека (1866-1934), у которого Фрейд заимствовал понятие the Id («das Es»)*, используют «the It» с тем, чтобы отослать к первоначальному понятию Гроддека, которое Фрейд значительно модифицировал. Хотя «the ID» и «the IT» объединены идеей о безличной внутренней силе, с которой ЭГО должно прийти к соглашению, между ними имеются и различия, выражающиеся в том, что «The Id» – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ понятие, та часть ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, в которой имеется психическое представительство инстинктного и врожденного, и из которой возникает Эго, тогда как «das Es» - понятие ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ: «тело и душа едины и дают приют для It, силы, благодаря которой мы живем, пока мы думаем, что живем…. The It, которое таинственным образом связано с сексуальностью, с Эросом – или назовите это как-то иначе, – будучи биологически предопределенным придает форму носу, так же как и руке человека, и формирует его мысли и эмоции… И подобно тому, как симптоматическая активность It при истерии и неврозе требует психоаналитического лечения, так же того требуют заболевания сердца и рак.» См. Grossmann (1965).

*В тексте умышленно не даны русские переводы терминов все эти термины переводятся как «Оно». (Прим. ред.)

ОНТОГЕНЕЗИ ФИЛОГЕНЕЗ (ontogeny AND PHYLOGENY) Первое относится к развитию индивида, второе – к развитию рода или вида. В биологии формулировка «онтогенез повторяет филогенез» означает, что общая модель эмбрионального развития индивида объяснима лишь в терминах эволюции видов. Идея о том, что эта формула может также быть применима к психологическому развитию человека, послужила причиной неоднократного обращения Фрейда к антропологии, а также проведения им параллелей между инфантильными ФАНТАЗИЯМИ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ) и способами мышления младенца, и теми же феноменами у примитивного человека. Как отметил Jones (1930), «…когда психоаналитические методы применяются к данным, полученным от диких племен, а также из мифологии и археологии, трудно не признать тот факт, что имеется чрезвычайно большое сходство между фантазиями и психическими особенностями наших детей раннего возраста с тем, что, как можно предположить, было характерно для человечества в первобытные времена; идеи каннибализма, инцеста и отцеубийства являются наиболее значимыми из тех, на которые я ссылаюсь. Сам Фрейд рассматривает эти выводы – быть может, весьма некритично – в духе ламаркизма». Ссылка на ЛАМАРКИЗМ обусловлена убеждением Фрейда, что приобретенные признаки могли наследоваться, и что тем самым невротическое чувство ВИНЫ современного человека можно объяснить преступлениями, совершенными нашими предками в доисторические времени. См. ВСЕМОГУЩЕСТВО; ОТЦЕУБИЙСТВО; ИНЦЕСТ; ТОТЕМ; ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА.

ОНТОЛОГИЯ (ontology) Наука о бытии; изучение бытия. Согласно американскому экзистенциальному аналитику (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) Rollo May (1967), человек обладает четырьмя онтологическими характеристиками:

а) «он стремится сохранить некий центр»;

б) «эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить ее, т.е. она не удерживается автоматически, как у растений и животных»;

в) «у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах»; и

г) САМОСОЗНАНИЕ – та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он-то существо, которое имеет центр, удерживает его и принимает участие в других существах. Самосознание позволяет ему использовать абстракции И СИМВОЛЫ, чтобы переступать границы непосредственно данной ситуации.

Экзистенциалисты – философы и аналитики – критикуют психоанализ Фрейда на том основании, что он пренебрегает онтологией и что его поглощенность прошлым и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ привела к игнорированию проблем СОЗНАНИЯ и самосознания. Характерно, что эта критика нацелена на ИНСТИНКТ-ТЕОРИЮ и ЭГО-ПСИХОЛОГИЮ, но не на ОБЪЕКТ-ТЕОРИЮ. См. May 1967), Sartre (1956), Laing (1967). См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ. Отсюда:

ПЕРВИЧНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – термин, используемый Laing (1960) для обозначения экзистенциального состояния человека с «устойчивым чувством реальности и идентичности как своей, так и других людей». По Лэингу, именно это состояние изначально отсутствует у психотика (см. ПСИХОЗ).

ОПОРНЫЙ (anaclitic) (Букв.: опирающийся на…) Freud (1914) различал два типа выбора объекта (см. ОБЪЕКТА ВЫБОР): нарциссический и опорный. НАРЦИССИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА (см. также НАРЦИССИЗМ) имеет место, когда индивид выбирает объект на основе реального или воображаемого сходства с собой; выбор ПО ОПОРНОМУ ТИПУ основывается на детских паттернах ЗАВИСИМОСТИ от кого-то, не похожего на себя. В соответствии с этой формулировкой ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ является нарциссическим, а ГЕТЕРО СЕКСУАЛЬНОСТЬ – опорным типом. Подразумевается, что мужчина вновь находит мать, а женщина вновь находит отца. С другой стороны, поскольку Фрейд рассматривал инфантильную зависимость как проявление инстинкта самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), то при опорном типе сексуальный выбор объекта следует по пути, проложенному этим инстинктом. См. также ДЕПРЕССИЯ, ОПОРНАЯ.

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ («THE») Если слова «ОТЕЦ», «МАТЬ» употреблены с определенным артиклем («the Father», «the Mother»), они обычно относятся к психическим представлениям об этих людях, а не к реальным объектам; а слова «ГРУДЫ» и «пение» с определенным артиклем («the Breast», «the Penis») ВСЕГДА относятся только к психическим представлениям об этих органах.

Определенный артикль, таким образом, – показатель того, что понятия являются «ВНУТРЕННИМИ ОБЪЕКТАМИ», которые образуют часть психической структуры субъекта.*

*Мы сохраним эту статью для русского читателя, который однажды будет пользоваться английской литературой. (Прим. ред.)

ОПТИМИЗМИ ПЕССИМИЗМ (optimism AND PESSIMISM) Согласно Frieda Goldman Eisler, цитируемой Карстейрсом в его Рейтовских лекциях 1963 г., оптимизм в значительной мере связан с продолжительным кормлением грудью, а пессимизм – с ранним отнятием от груди. Клинически оптимизм, как недооценка препятствий, считается маниакальной чертой (см. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ), а пессимизм, как переоценка препятствий, – чертой депрессивной (см. ДЕПРЕССИЯ).

ОРАЛЬНАЯ ТРИАДА (oral triad) Термин, использованный Lewin (1946) для обозначения совокупных желаний сосать ГРУДЬ, СПАТЬ с ней и быть поглощенным ею – желаний, которые, по мнению Левина, лежат в основе ПСИХОПАТОЛОГИИ МАНИИ. См. ЭЙФОРИЯ; ЭКРАН СНОВИДЕНИЯ.

ОРАЛЬНЫЙ (oral) Относящийся ко рту. Отсюда:

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ – первая стадия как ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, так и РАЗВИТИЯ ЭГО, при которой рот – основной источник удовольствия и, тем самым, центр опыта. По Абрахаму, оральную стадию можно разделить на две подстадии: ОРАЛЬНУЮ СОСУЩУЮ и ОРАЛЬНУЮ КУСАЮЩУЮ. Начало стадии – при рождении; относительно ее завершения неясна, заканчивается ли она с отнятием от груди или же в том возрасте, когда младенцу действительно захочется быть отнятым от груди. Люди, фиксированные на ОРАЛЬНОМ УРОВНЕ, но только склонны сохранять (обычно бессознательно) рот как главную ЭРОГЕННУЮ ЗОНУ и быть фиксированными на МАТЕРИ (ГРУДИ), но также к маниакальным и депрессивным колебаниям НАСТРОЕНИЙ (см. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ и ДЕПРЕССИЯ) и скорее к идентификации с другими, нежели к соотнесению себя с ними как с другими. Причина этого в том, что бессознательная ЗАВИСИМОСТЬ от груди ассоциируется с сохранением первичной ИДЕНТИФИКАЦИИ с ней, в результате чего на приятные переживания человек реагирует так, будто они подтверждают ФАНТАЗИЮ слияния с матерью (маниакальное колебание), на разочарования – как на потерю матери (депрессивное колебание). Относительно основополагающих статей по оральной стадии и ее значению для ПСИХОПАТОЛОГИИ мании и депрессии см. Abraham (1927). Более поздние данные о влиянии оральной стадии см. Lewin (1951).

По причинам исторического характера ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ продолжает использовать термин «оральная стадия» применительно ко времени, когда «грудь» и «мать» являются главным объектом для младенца.

ОРАЛЬНЫЙ САДИЗМ Удовольствие от причинения кому-либо боли укусами. Удовольствие, получаемое в ФАНТАЗИЯХ о кусании и деструктивном поедании (каннибализм). По Abraham (1927), существует орально-садистическая фаза ИНФАНТИЛЬНОГО ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, наступающая после прорезания зубов.

ОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Характер, проявляемый людьми с ФИКСАЦИЯМИ на оральной стадии (см. выше). Типичные черты орального характера – ОПТИМИЗМ и ПЕССИМИЗМ, великодушие, склонность к смене настроений, ДЕПРЕССИЯ, ЭЙФОРИЯ, болтливость, жадность и склонность к мышлению, ориентированному на исполнение желаний.

ОРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМЧувственное наслаждение, источником которого является рот.

ОРГАЗМ (orgasm) Кульминационный момент в половом акте; момент, когда АФФЕКТЫ НАПРЯЖЕНИЯ сменяются АФФЕКТАМИ РАЗРЯДКИ. См. АФФЕКТЫ; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ; КОНЕЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Термин иногда означает аналогичную кульминацию ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ действий, отсюда – ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ОРГАЗМ при удовлетворении ОРАЛЬНОГО инстинкта; в еще более широком смысле – ФАРМАКОТОКСИЧЕСКИЙ ОРГАЗМ (Rado, 1933) как реакция на наркотики.

ОРГАНИЧЕСКИЙ (organic) Либо относящийся к организму, к живой, динамической структуре, либо, как в понятиях ОРГАНИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ОРГАНИЧЕСКИЙ СИМПТОМ, ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ - к телесному, в противоположность психическому. Последнее, строго говоря, относится к медицине, а не к психоанализу. ОРГАНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ, в отличие от ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПСИХОЗА, подразумевает, что ПСИХОЗ является результатом заболевания мозга.

ОРГАННЫЙ НЕВРОЗ (organ neurosis) Термин, используемый в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ для обозначения того, что в наши дни чаще называют ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ заболеванием.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!