СЛАБОУМИЕСм. ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ. 6 страница



ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ (identity v. role diffusion) Пятая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к родителям, из которых он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Термин «диффузия ролей» отражает юношескую тенденцию к «сверхидентификации с героями клик и толп вплоть до очевидной полной потери идентичности» – Erikson (1953).

ИЗОЛЯЦИЯ (isolation) ЗАЩИТНЫЙ механизм, с помощью которого субъект изолирует некое событие, препятствуя тому, чтобы оно стало частью континуума значимого для него опыта. «Когда с человеком произошло что-то неприятное или когда он сделал что-то, что значимо для его невроза, он вводит временную паузу, в течение которой ничего больше не должно случаться, в течение которой он ничего не должен воспринимать и ничего не делать… Это переживание не забывается – оно взамен лишается своего АФФЕКТА, а его ассоциативные связи подавляются или прерываются, так что оно остается как бы изолированным и не воспроизводится в обычных процессах мышления» – Freud (1926). Изоляция обычно используется обсессивными невротиками (см. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ), для которых она играет такую же роль, как ВЫТЕСНЕНИЕ при истерии. Изоляция связана с РАСЩЕПЛЕНИЕМ и ДИССОЦИАЦИЕЙ.

ИЛЛЮЗИЯ (illusion) «Субъективное извращение объективного содержания» восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА – тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

ИМАГО (imago) Слово было использовано Фрейдом для описания (бессознательных) ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Не следует пугать с «имаго» как последней стадией развития насекомого.

ИМПЛОЗИЯ (implosion) Термин был использован Laing (I960) для описания страха быть уничтоженным действительностью, который испытывают люди, лишенные первичной онтологической безопасности (см. ОНТОЛОГИЯ). Такие люди чувствуют себя вакуумом, жаждущим быть заполненным, но боятся, что все, что могло бы их наполнить, уничтожит их ИДЕНТИЧНОСТЬ.

ИМПОТЕНЦИЯ (impotence) В применении к симптомам всегда подразумевает половое бессилие мужчин. Половая импотенция может быть обусловлена или органическими, или психологическими факторами. Психоанализ занимается только последними. Психогенную импотенцию можно рассматривать как невротический симптом, лишь если она отличается стойкостью, скрывает сознательные намерения пациента и имеет место даже при самых благоприятных условиях. В противном случав имеет место или неопытность, или неискренность.

ИМПУЛЬС (impulse) В психоанализ слово пришло из НЕВРОЛОГИИ, где оно относится к колебанию электрического заряда, проходящего по нервному волокну. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ аналогичным образом понимает инстинктные импульсы: они распространяются от некоторой точки в ИД по каналам, ведущим в ЭГО, где они или

а) разряжаются в действии (см. РАЗРЯДКА),

б) затормаживаются (см. ТОРМОЖЕНИЕ),

в) отклоняются под действием ЗАЩИТНЫХ механизмов или

г) сублимируются (см. СУБЛИМАЦИЯ) по неинстинктным каналам.

Правильнее использовать это понятия как ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, для описания движения психической ЭНЕРГИИ внутри ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, однако фактически оно используется как синоним слов «желание», «хотение» или «влечение», каждое из которых относится к субъективным переживаниям.

ИНВЕРТ, ИНВЕРСИЯ (invert, inversion) Сексуальная инверсия – устаревший термин, соответствующий мужскому ГОМОСЕКСУАЛИЗМУ; отсюда – «инверт», или мужчина-гомосексуал.

ИНДИВИДУАЦИЯ (individuation) Процесс становления индивида или осознания себя как самости. У Юнга термин, видимо, содержит не только идею осознания того, что субъект является отдельным и отличным от других, но также и идею о том, что он сам по себе есть цельная, неделимая личность. Согласно Юнгу, индивидуация является одной из задач среднего возраста. См. Bennet (1966).

ИНИЦИАТИВА противВИНЫ (initiative v. GUILT) Третья из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует эдиповой фазе (см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС) КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, причем «инициатива» проявляется INTER ALIA в «предчувствии соперничествами с теми, кто оказался там первым», что ведет «к кульминации в финальном состязании за благосклонность матери; неизбежная неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге» – Erikson (1953).

ИНКОРПОРАЦИЯ (incorporation) Хотя термин иногда используется как синоним ИНТЕРНА-ЛИЗАЦИИ или ИНТРОЕКЦИИ, инкорпорация, строго говоря, относится только к ФАНТАЗИИ, а именно к фантазии о том, что субъект поглотил ВНЕШНИЙ ОБЪЕКТ. Фантазии инкорпорации являются типично ОРАЛЬНЫМИ (субъект проглотил объект), но могут также возникать в связи с другими телесными отверстиями, включая такие органы как глаз и ухо, которые можно представить таковыми. Понятие путают с интроекцией в связи с тем, что процесс формирования интроекции может сопровождаться фантазией инкорпорации. Психоанализ никогда не рассматривает инкорпорацию как процесс поглощения чего-то уже существующей структурой или объединения частей для создания более крупной структуры. Фантазии инкорпорации были впервые описаны у меланхолических (ДЕПРЕССИВНЫХ) пациентов (см. МЕЛАНХОЛИЯ), интроекции которых (ИДЕНТИФИКАЦИИ) создаются на оральной стадии РАЗВИТИЯ ЛИБИДО и сопровождаются каннибальскими фантазиями. См. Freud (1917), Abraham (1927).

ИНСАЙТ (insight)

В ПСИХИАТРИИ: способность понимать, что нарушения собственного мышления и чувств субъективны и свидетельствуют о болезни. Утрата инсайта характерна для ПСИХОЗА, сохранение – для НЕВРОЗА.

В ПСИХОАНАЛИЗЕ: способность менять свои собственные МОТИВЫ, сознавать собственную ПСИХОДИНАМИКУ, понимать СМЫСЛ символического поведения (см. СИМВОЛ).

Аналитики различают ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ как способность правильно формулировать свою собственную ПСИХОПАТОЛОГИЮ и динамику и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ, как способность ощутить и полностью постичь значение «БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО» и символических проявлений. Интеллектуальный инсайт обычно классифицируют как ОБСЕССИВНУЮ ЗАЩИТУ, поскольку он позволяет объекту понимать и держать под контролем те стороны самого себя, от которых он по-прежнему остается отчужденным (см. ОТЧУЖДЕНИЕ). С другой стороны, эмоциональный инсайт является свидетельством свободы от отчуждения и «пребывания в контакте с бессознательным». Возможно наличие инсайта в значении 1 и отсутствие его в значении 2, т.е. можно быть здравомыслящим, но не иметь ключа в разгадке. Хотя в первом случае понятие инсайта относится к САМООСОЗНАНИЮ и самопознанию, его используют также и для обозначения способности понимать других. Инсайт является тем даром, который необходим в практике психоанализа.

Цель психоаналитического лечения иногда определяют в терминах получения инсайта, хотя сам Фрейд никогда не использовал такую формулировку, отдавая предпочтение тому, что цель психоаналитического лечения – сделать БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНЫМ, Оба определения подразумевают, что сознание обладает интегративной функцией (см. ИНТЕГРАЦИЯ).

ИНСТИНКТ (instinct) Врожденное, биологически детерминированное побуждение к действию. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкт имеет

а) биологический источник;

б) запас ЭНЕРГИИ этого источника;

в) цель, т.е. осуществляет специфические для данного инстинкта действия, ведущие к его удовлетворению (см. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ) и к РАЗРЯДКЕ заключенной в нем энергии; и

г) ОБЪЕКТ, в отношении которого цель может быть достигнута.

Неудача в нахождении объекта и достижении ИНСТИНКТНОЙ ЦЕЛИ ведет к ФРУСТРАЦИИ ИНСТИНКТА (см. также ФРУСТРАЦИЯ) и к увеличению инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, причем повышенное напряжение испытывается как СТРАДАНИЕ. В соответствии с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ это страдание ведет или к возрастанию активности в достижении разрядки, или к введению механизмов ЗАЩИТЫ для уменьшения напряжения. ЭГО реагирует на угрозу инстинктного напряжения, превышающего ПОРОГ толерантности, ТРЕВОГОЙ (СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА), которая стимулирует Эго (СТИМУЛ) к введению защитных мер. Согласно Fiend (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырех видов:

а) ОБРАЩЕНИЮ в свою противоположность, обычно – замене активной роли на пассивную;

б) ПОВОРОТУ ПРОТИВ СЕБЯ, т.е. использованию себя в качестве инстинктного объекта;

в) ВЫТЕСНЕНИЮ – этот термин в 1915 г. охватывал все защитные механизмы, описанные позднее, и

г) СУБЛИМАЦИИ, в результате которой инстинктная энергия в конечном итоге разряжается в действиях, лишь символически связанных (см. СИМВОЛ) с первичной инстинктной целью.

Эта концепция инстинкта, очевидно, применима с той или иной степенью вероятности только к сексуальным и агрессивным влечениям (см. СЕКС и АГРЕССИЯ); попытки применить ее к другим врожденным паттернам поведения, таким как сон или питание, немедленно приведут к очевидной нелепости. Фактически при ее создании имели в виду сексуальные расстройства истериков (см. ИСТЕРИЯ и ИСТЕРИЧЕСКИЙ), однако связь инстинктного напряжения с сигнальной тревогой была выявлена при изучении защит от агрессии, имеющих место при НЕВРОЗЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

Фрейд был последовательным сторонником ДУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНСТИНКТОВ и полагал, что все инстинкты можно разделить на две группы, антагонистически настроенные по отношению друг к другу, и что конфликты между этими двумя группами и несут ответственность за невроз. Он, однако, не был последователен в своих взглядах на то, что же это были за группы. До начала 1920-х годов это были ИНСТИНКТЫ ЭГО (см. ЭГО-ИНСТИНКТ) и СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ, соответствовавшие биологическим инстинктам самосохранения и воспроизведения потомства (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), но в последних теоретических трудах это были ИНСТИНКТ ЖИЗНИ и ИНСТИНКТ СМЕРТИ. Приведенная выше схема никогда не предназначалась для применения к инстинктам Эго, и непонятно, предполагалось ли применять ее к инстинкту смерти, хотя аналитики склонны предполагать, что существуют и инстинкт, и вид энергии, называемые «агрессией», к которым эта схема применима. Многие аналитики показали, что, хотя понятие КОНФЛИКТ подразумевает наличие по крайней мере двух влечений, нет особой причины отдавать предпочтение дуальной теории, а не тройственной или даже множественной теории инстинктов. Современная психология животных (ЭТОЛОГИЯ) утверждает наличие, по крайней мере, семи инстинктов, или врожденных паттернов поведения: пищевого, ПОЛОВОГО, борьбы, родительского, СНА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ и ухаживания. Два последних в психоаналитической теории не представлены.

ИНСТИНКТ ЖИЗНИ (life instinct) В своих поздних теоретических работах Фрейд отказался от более ранней идеи о наличии двух групп ИНСТИНКТОВ: сексуального (см. СЕКС) и ЭГО-ИНСТИНКТОВ, которые соответствовали биологическим инстинктам размножения и самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ). Этот отказ был сделан в пользу ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ; инстинкт жизни включает как сексуальные инстинкты, так и инстинкты самосохранения, а инстинкт смерти является стремлением к возврату в неорганическое состояние.

ИНСТИНКТ СМЕРТИ (death instinct) В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» (Freud Beyond the Pleasure Principle, 1920) Фрейд ввел понятие инстинкта смерти. «Мы : пришли к необходимости различать два вида инстинктов: те, которые стремятся привести живые существа к смерти, и другие, сексуальные инстинкты, которые вечно стремятся к обновлению жизни и достигают этого». Несмотря на тот факт, что, как отмечал Jones (1957), «Не было обнаружено ни одного биологического наблюдения, которое подтверждало бы идею инстинкта смерти, – идею, которая противоречит всем принципам биологии», идея эта, однако, довольно распространена и составляет существенную часть КЛЕЙНИАНСКОЙ теории, которая, рассматривает АГРЕССИЮ как ПРОЕКЦИЮ собственного врожденного саморазрушительного влечения человека. Попытки детальной разработки теории инстинкта смерти, которая предложила существование энергии, присущей инстинкту смерти и аналогичной энергии ЛИБИДО, никогда не продвинулись дальше того, чтобы дать ей название, например, МОРТИДО, ДЕСТРУДО. Необходимо четко отличать данное понятие от понятия агрессивного, или разрушительного инстинкта, поскольку понятие инстинкта смерти постулирует желание организма разрушить, уничтожить САМОГО СЕБЯ, а понятие деструктивного инстинкта подразумевает желание убивать ДРУГИХ.

ИНСТИНКТ, СОСТАВНОЙ (instinct, component) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, сексуальный инстинкт взрослых «постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определенные ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ» – Freud (1940),

ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ (instinct THEORY AND OBJECT THEORY) Эти термины используются для различения положений, из которых одни связаны с ИНСТИНКТАМИ и их превратностями, а другие – с отношениями индивида со своими ОБЪЕКТАМИ. С формальной точки зрения такое различение искусственно, поскольку инстинкты направлены на объекты, а объекты могут быть значимы лишь в том случае, если у индивида есть побуждение к отношениям с ними. Практически, однако, такое различие существует реально, а именно: между теориями, полагающими, что индивид обретает способность иметь отношения с объектами на некоторой стадии РАЗВИТИЯ, и теориями, которые полагают, что он рождается уже имея связь с объектом (МАТЕРЬЮ); между теми, кто полагает, что АДАПТАЦИЯ – процесс вынужденного обучения, и другими, полагающими, что младенец рождается адаптированным; между теми, кто полагает, что ценность объекта заключается в его способности давать инстинктное удовольствие, и теми, кто считает, что ценность удовольствия заключается в его способности обогащать отношения. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ обеспечивает связь психоанализа с биологией, а ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ – связь с социальными науками. Классический психоанализ является теорией инстинктов; КЛЕЙНИАНСКАЯ и фэрбэрновская (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ) системы представляют собой теории объектов. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ Гартмана содержит некоторые аспекты и той, и другой. См. Klein (1948), Fairbairn (1952), Hartmann (1958).

ИНТЕГРАЦИЯ (integration) Процесс, посредством которого части соединяются в целое. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, психика человека начинается как неинтегрированное, неорганизованное ИД и становится интегрированной в результате РАЗВИТИЯ ЭГО. Согласно ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ, младенец начинает жизнь в состоянии первичной интеграции. «Исходная личность ребенка состоит из единого, динамичного Эго» – Fairbairn (1952). Все ЗАЩИТЫ, кроме СУБЛИМАЦИИ, действуют за счет интеграции, покупая свободу от ТРЕВОГИ ценой РАСЩЕПЛЕНИЯ или ВЫТЕСНЕНИЯ частей потенциально интегрированной САМОСТИ.

Психоаналитическое лечение стремится восстановить утраченные части самости и увеличить интеграцию, См. Fairbairn (1952), Rycroft (1962), Storr (I960).

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (internalization) Хотя иногда используется как синоним ИНТРОЕК-ЦИИ, его лучше использовать только для описания процесса, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, т.е. посредством которого ВОСПРИЯТИЯ превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру.

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ (межличностный) (interpersonal)

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ и понятия имеют дело с тем, как личности взаимодействуют друг с другом, в противоположность интраперсональным концепциям КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, относящимся к развитию и поведению отдельных индивидов.

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ- это отношения между людьми; приставка «интер» здесь не нужна, если только нет противопоставления отношениям между частями личности. Отношения человека со своим боссом интерперсональны, а своим СУПЕР-ЭГО – интраперсональны.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (interpretation) Процесс разъяснения, толкования СМЫСЛА чего-либо сложного для понимания неясного и т.д. Психоаналитические интерпретации – это сообщения пациенту, которые делает аналитик, и в которых он придает СНУ, СИМПТОМУ или цепочке СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ какое-либо значение, расширяющее и углубляющее то значение, которое придает им сам пациент. Примером интерпретации является ИНТЕРЛРЕТАЦИЯ СНОВИДЕНИЯ, деятельность по обнаружению смысла ЛАТЕНТНОГО содержания сновидения путем анализа его МАНИФЕСТНОГО содержания. В основе этой деятельности лежат следующие положения:

а) что сновидение имеет смысл;

б) что этот смысл может быть разъяснен человеком, знакомым с символикой (см. СИМВОЛ) и с ПЕРВИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ (правилами, регулирующими БЕССОЗНАТЕЛЬНУЮ психическую деятельность), с жизненными обстоятельствами того, кто видел сон, и с ассоциациями, которые вызвало у него сновидение; и

в) что видевший сон может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, в простейшем случае – вспомнил какое-либо событие, соответствующее тому, о чем высказал предположение аналитик. Именно последнее положение не позволяет превратить интерпретацию сновидения в необоснованную и догматическую процедуру.

ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАНСФЕРА относятся к поведению пациента и к его ассоциациям в отношении аналитика. ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ относятся к бессознательным ИМПУЛЬСАМ и ФАНТАЗИЯМ, безотносительно к защитным процессам, которые сохраняли их бессознательными. ПРЯМЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ основываются исключительно на знании аналитиком символики без учета ассоциаций пациента. ПРАВИЛЬНЫМИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ являются те, которые и

а) адекватно разъясняют интерпретируемый «МАТЕРИАЛ»; и

б) формулируются таким образом и сообщаются пациенту на том этапе, когда становятся актуальными и обретают для него смысл.

К ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ относятся «правильные» интерпретации, которые сообщаются пациенту еще до того, как обретут смысл. МУТАЦИОННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ– те, которые изменяют пациента. (Относительно объяснений, почему интерпретации имеют терапевтический эффект, и предварительных условий, необходимых, чтобы этот эффект имел место, см. Strachey (1934).) Функцией интерпретации является увеличение САМООСОЗНАНИЯ и облегчение за счет этого ИНТЕГРАЦИИ путем доведения до СОЗНАНИЯ пациента тех процессов внутри него, которые до этого были бессознательными.

Аналитикам свойственно говорить в такой манере, будто КАЖДОЕ высказывание является интерпретацией, но, строго говоря, это не так. Определенные высказывания аналитика являются КОНФРОНТАЦИЯМИ, т.е. замечаниями, одни из которых привлекают к чему-то внимание пациента без объяснений этого, а другие отражают то, о чем говорит пациент, и тем показывают, что аналитик по-прежнему «с» ним.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!