Рекомендации учителю по развитию индивидуальных способностей одаренных детей на уроках литературного чтения



 

Учителю начальных классов важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, их способность удивляться, поддерживать активность детей и развивать их творческие способности.

Творчество –  самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся [18, с. 69]. На уроках литературного чтения я активно провожу творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация. Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:

- наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета, для которой надо аргументировать; письмо, работа с тестами и др.);

- выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);

- создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста [24, с. 56].

Цель творческих заданий –  повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам. Для оптимизации деятельности учащихся творческие задания позволяют включить школьников в разные виды деятельности, например: в деятельность иллюстратора, актера, рассказчика. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов. Детское рассказывание должно происходить до тех пор, пока не иссяк интерес к мотиву, сюжету, жанру.

Рассмотрим варианты нетрадиционных приемов творческих заданий. 

Например, при знакомстве с рассказом В.Белова «Малька провинилась» школьникам предлагается, используя лист приложения с изображением героев рассказов Василия Белова смоделировать обложку книги на выбор к прочитанным рассказам «Верный и Малька» или «Малька провинилась» или к своей придуманной истории о Мальке.

Для выполнения задания класс целесообразно разделить на группы. При демонстрации получившейся обложки к выбранному произведению каждая группа составляет связный, полный, развернутый текст-ответ, сообщают название жанра прочитанного произведения и обосновывают свое мнение, опираясь на известные им признаки этого жанра.

Возможность попробовать себя в роли художника появляется у учащихся при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Почему?». Каждая творческая группа получает две палитры. На одной детям предлагается, используя справочник по литературному чтению «МОЯ ШКАТУЛКА» обозначить их чувства к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце. При этом учащимся предлагается обосновать выбор цвета. Возможный ответ: «Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине пострадал Бум. Чувства к нему в начале рассказа мы обозначили красным, потому что испытали чувство гнева и стыда за его поступок, а желтый передает нашу жалость к мальчику. На второй палитре мы использовали оранжевый цвет, так как испытали уважение к главному герою, когда он во всем сознался маме. Зеленый цвет говорит о надежде на то, что мальчик больше никогда не будет врать» [10, с. 65].

 Дальнейшему формированию познавательных интересов младших школьников способствует использование на уроках литературного чтения приёма моделирования структурных схем. На этапе проведения творческой работы с целью завершения анализа образа – персонажа при знакомстве с рассказом К.Паустовского «Кот ворюга» детям предлагается вписать в структурную схему слова, обозначающие чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер (рисунок 1) [5, с.76].

Рисунок 1 – Задание № 1 по рассказу К.Паустовского «Кот ворюга»

После заполнения данной схемы учащиеся аргументируют свой ответ: «Когда кот был беспризорником, он испытывал к людям страх, потому что боялся быть пойманным на краже. Попавшись в ловушку, герой ощущал настороженность, он с опаской поглядывал на мальчишек и не знал, милости от них ждать или гнева. Став сытым и домашним кот испытывал чувство благодарности и любви. Теперь кот не боялся людей, а доверял им».

После этого учитель просит детей обозначить на структурной схеме чувства, которые вызвал у них кот ворюга и кот милиционер, и при этом обосновать выбор цвета (рисунок 2) [5, с. 77].

 

 


Рисунок 2 – Задание № 2 по рассказу К.Паустовского «Кот ворюга»

 

Работу с моделями обложек прочитанных произведений можно использовать не только на этапе определения темы и цели урока, но и как прием творческой работы.

Например, во время знакомства с рассказом М.Зощенко «Бедный Федя» на уроке литературного чтения учитель может предложить школьникам следующее задание:

«Рассмотри ещё раз обложки задания №1 (рисунок 3) [5, с. 79]. Прочитай пословицы. Используя справку, восстанови пословицу к рассказу М.Зощенко. (Справка: к сердцу, человеку.) Объясни смысл пословицы.

Какие пословицы к произведениям задания №1 можно использовать для определения главной мысли произведения М.Зощенко? Обоснуй свой выбор.

Для ответа можешь подобрать свои пословицы к модели обложки рассказа «Бедный Федя», используя сборник пословиц.

 

 

         
 
   
М.Зощенко  



  

Доброму _________            и чужая болезнь к ___________.
Говори по делу, живи по совести.   Красив тот, кто красиво поступает.
За добро добром платят. Терпенье - одно из жизненных сокровищ.
                                                                                                       

                                                                                                                                

 

Рисунок 3 – Иллюстрации к заданию по рассказу К.Паустовского «Кот ворюга»

 

Вариант ответа: «Я составил пословицу: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Главная мысль этой пословицы – надо быть добрым и отзывчивым, как Анна Васильевна и откликаться на чужое горе. Для определения главной мысли произведения М.Зощенко «Бедный Федя» подходит пословица «Красив тот, кто красиво поступает», потому что Анна Васильевна поступила красиво, проявив сострадание и великодушие к одинокому Феде. Она сделала мальчика счастливым».

В приложении Б представлены примеры нетрадиционных видов творческих работ, используемых в дидактическом пособии «Читая-думаю».

Выполняя специально разработанные творческие задания тетрадей «Читая – думаю», младшие школьники становятся активными и сознательными участниками образовательного процесса: прогнозируют, формулируют тему урока; определяют новые слова из произведения до чтения текста; участвуют в постановке вопросов к тексту; сами составляют и формулируют для себя задания и т.д. Осознанное участие школьников в организации и проведении анализа художественного произведения обеспечивается созданием условий для участия детей в постановке вопросов к тексту [12, с. 98].  

Таким образом, выполнение работ творческого характера на уроках литературного чтения содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом, развивая природные задатки обучающихся. Одаренность обучающихся можно стимулировать и дополнительными творческими заданиями на дом – по созданию собственных литературных исследований, проектов, сочинений, которые впоследствии представлять на различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

 

 

Заключение

 

1. Основными характеристиками (проявлениями) одаренности детей является любознательность, которая в отличие от обычной любопытности предполагает к получение не просто каких-либо сведений, а стремление к познанию (к получению качественно новой информации о мире) и творческая активность, проявляющаяся прежде всего во врожденной способности видеть в обычных вещах что-то для себя необычное и удивительное.

2. Для работы с одаренными детьми нужны специально подготовленные педагоги, использующие методы, более подходящие для одаренных, более способствующие самостоятельной работе учащихся и стимулирующие сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Среди форм работы с одаренными детьми можно рассматривать различные проблемно-поисковые нестандартные занятия вкупе с традиционными лекционными занятиями: интеллектуальные марафоны, мозговые штурмы во всех вариантах, ролевые тренинги, научно-практическая работа или творческие зачеты. В качестве приемов возможно использование диалогового общения, моделирования, защита своего мнения, формулирование вопросов, ученик в роли учителя, обсуждение в группах, дискуссия, дебаты, проблемные ситуации, проекты, презентации. Необходимо системно подходить к выбору методов, форм и использованию приемов работы, подбирая наиболее подходящие под то или иное содержание предполагаемой темы исследования (учебного занятия), для чего и необходимы педагоги со специальной подготовкой в проведении подобного рода инновационных нестандартных уроков.

3. При работе с одаренными детьми на уроках литературного чтения нужно применять развивающие технологии, активные формы обучения, направленные на стимулирование интереса и творческих способностей обучающихся младших классов, активизацию их мыслительной деятельности в сфере анализа литературного текста, характеристики героев, композиции и сюжета произведения, используя задания, выходящие за марки сложности учебной программы.

Активными являются такие формы обучения, при которых в значительной степени увеличивается самостоятельность учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся, определяется не видом урока, а способностью будить мысль, побуждать к действию. В этом и проявляется творчество учителя - найти самую целесообразную форму обучения. Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением его деятельности. Поэтому нужно пробовать разные формы раскрытия и демонстрации способностей, используя проектный методы проблемного и развивающего обучения и другие педагогические технологии.

Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!