Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением? 5 страница



[9 стр. 26]

 

– Большинство людей ХХ века очень мало знает о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думают. Это может показаться странным, так как смерть – важнейшее событие в земной жизни человека .

[20 стр. 159]

 

– За последние 15–20 лет учёные, изучающие процессы умирания и смерти, сделали много новых открытий, зачастую совершенно неожиданных и идущих в разрез с распространёнными взглядами на жизнь и смерть. В настоящее время медицинская наука пересматривает свои прежние понятия, так как новые данные показывают, что смерть – не конец жизни личности, а её переход в иные условия существования.

[20 стр. 159]

 

Одним из пионеров изучения посмертного опыта людей, переживших клиническую смерть, стал человек, имеющий академическое профессиональное образование в области философии и медицины, преподаватель Калифорнийского университета (США), доктор Р.Моуди. Как же он пришёл к этому?

 

– В 1965 г., когда я был студентом – дипломником по курсу философии в университете штата Вирджиния, я познакомился с профессором психиатрии, который работал в медицинской школе… Я был очень удивлён, когда позднее узнал о нём интересные подробности, а именно, что он был мёртв, и не один раз, а дважды с интервалом в десять минут, и что он рассказывал совершенно фантастические вещи о том, что с ним происходило… Несколько лет спустя, после того, как я получил степень доктора философии, я преподавал в университете штата Северная Каролина… Как‑то после занятий ко мне подошёл студент и спросил, нельзя ли ему обсудить со мной вопрос о бессмертии. Его интересовала эта проблема потому, что его бабушка “умирала” во время операции и рассказывала потом о своих очень интересных впечатлениях. Я попросил его рассказать о том, что он слышал. И к моему величайшему изумлению, он описал почти те же события, о которых когда‑то рассказывал профессор психиатрии… В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда это явление имело место.

[7 стр. 14]

 

Сходство между различными описаниями “виденного” в состоянии клинической смерти было так велико, что Моуди, по рассказам очевидцев, выстроил общую модель, описывающую все этапы, которые проходит человек, пребывая в мире ином.

 

– Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признаёт его мёртвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон в ушах или жужжание и в то же время чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный чёрный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, но ещё в том же физическом окружении. Он видит своё тело как бы со стороны, на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни. Обладая этим необычным преимуществом, он находится в состоянии некоторого эмоционального шока. Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению. Он замечает, что обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, чем то физическое тело, которое он покинул. Вскоре с ним происходят другие события. Он чувствует приход душ других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей. И перед ним появляется светоносное существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал прежде. Это существо без слов задаёт ему вопрос, позволяющий оценить свою жизнь, проводит его через мгновенные картины важнейших событий жизни, проходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В какой‑то момент умирающий чувствует, что приблизился к некоему барьеру или границе, представляющей, по‑видимому, раздел между земной и последующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти ещё не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Несмотря на своё нежелание, он тем не менее каким‑то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни.

[7 стр. 16]

 

После выхода в свет книги Моуди подобными исследованиями занялись и другие учёные. Например, такой учёный, как Майкл Сабом – кардиолог, член Американского Общества Кардеологов, профессор медицинского факультета в университете Эмори (США), в своей книге “Воспоминания о смерти” подтверждает существование подобного феномена.

 

Многие люди сообщают о том, что они находились вне своего тела, видели события, совершающиеся в физическом мире. А подтверждаются какие‑нибудь из них свидетелями, присутствующими рядом? На эти вопросы можно ответить утвердительно: да! Более того, описания событий, данные людьми, пережившими внетелесный опыт, отличаются большой точностью. Некоторые доктора говорили мне, что они не в состоянии понять, каким образом пациенты, не имевшие никаких медицинских знаний, могли так детально и правильно описать процедуру реанимации в момент клинической смерти, тогда как врачи, проводившие реанимацию, точно знали, что их пациенты мертвы.  

[7 стр. 49]

 

Почему же подобные факты раньше не получали широкой огласки?

 

– Для этого есть несколько причин. Главная из них состоит в том, что в наше время масса людей предубеждена против самой мысли о посмертном существовании. В наш “научный век“ подобные разговоры воспринимаются как атавизм или суеверие, о котором просто смешно говорить. Зная это, многие из тех, кто пережил подобный опыт, неохотно делятся им. Они предпочитают молчать из‑за боязни прослыть “фантазёрами” или даже “сумасшедшими”.

[7 стр. 59]

 

А вот, например, некоторые выдержки из современных исследований подобного феномена в нашей стране. Отметим, что исследования проводились высококлассными специалистами института мозга РАН, С.‑Петербург, под руководством Бехтеревой Н.П. (академик РАН и РАМН, профессор, доктор медицинских наук, лауреат государственной премии СССР).

 

Практически во всех описанных к настоящему времени религиозных и духовных традициях в той или иной форме признается существование души. В традициях, позитивно относящихся к экстатическому богопознанию, как правило, обнаруживаются разделы, описывающие психотехнику "выхода из тела". К ним относятся шаманизм на любой стадии развития, анимизм, суфизм ряда направлений, поздний даосизм, тантризм. В традициях, существенно ограничивающих экстатический компонент, указанная доминанта прослеживается в латентном виде или относится к высшим этапам религиозной практики. Это, прежде всего, католическая и православная доктрины. В новых религиозных учениях (спиритизм, теософия, религии нью‑эйдж) указанный феномен играет очень значительную роль под термином "астральная проекция".

 

Далее исследователи отмечают:

 

Феномен "выхода из тела" характеризуется субъективным ощущением "покидания" собственного тела и наблюдением за собой со стороны; появляется он мгновенно без видимой внешней связи с окружающим и, как правило, неожиданно для пациента; характеризуется феномен интересом пациента к происходящему и нередко благожелательным и "удивленным" отношением к окружающему. Для него также характерны и исчезновение неприятных ощущений и боли, отсутствие правильной оценки длительности временных промежутков; отсутствие вербального обращения к окружающим или какого‑либо иного контакта с ними, постепенное или быстрое "возвращение в тело"; сохранение воспоминании о всём происшедшем на длительные промежутки времени (обычно на годы).

 

То, что подобный выход не есть какая‑либо патология, и подобная способность практически присуща любому человеку, но находится, как бы в латентном состоянии также подчёркивается:

 

Прежде всего скажем, что синдром "выхода из тела", изучаемый психиатрией и психологией, относится к группе так называемых деперсонализационых расстройств. По мнению авторов "Европейского учебника психиатрии" деперсонализация входит в число психических проявлений нарушений не органического, а чисто функционального характера. В последней по времени классификации диссоциативных психических феноменов, разработанной американским психологом Э. Карденья, они разнесены в пространстве, образованном двумя осями – "норма – патология" и "психология – неврология". Состояния "выхода из тела" в этом пространстве помещены в квадрант нормальных психологических феноменов, вместе с гипнозом. Количество психически нормальных людей, испытавших хотя бы однажды это состояние, повышено до 70 %. Указывается, что у женщин оно встречается почти вдвое чаще, чем у мужчин.

 

Ниже исследователи делают попытку как‑то объяснить подобный феномен с чисто материалистических позиций, однако понимают, что не способны этого сделать:

 

"Выход из тела" понимается как случай экстрасенсорной перцепции. Соответственно, значительные усилия прилагались к попыткам регистрации того, что именно отделилось от тела (проводились замеры при помощи магнетометров, детекторов ультрафиолетового и инфракрасного излучений и т. д.). Кроме того, особое внимание уделялось случаям, когда люди видели себя со спины или рассматривали объекты, спрятанные в других комнатах (так называемая билокация). Во всех этих случаях объяснение не могло быть строго материалистическим … В результате наблюдения более 200 рожениц были составлены анкеты, построенные на основе теории изменённых состояний сознания ИСС, по которым были получены многочисленные признаки измененных психических состояний ИПС при физиологических родах. Специальные исследования ЭЭГ и СМЭП у 62 рожениц позволили утверждать, что этот процесс, по‑видимому, связан с качественно своеобразным, мозговым механизмом… Пытаясь осмыслить полученные к настоящему времени предварительные данные, мы обратились к изучению деперсонализаций на этом материале. Прежде всего, наше внимание привлек тот факт, что на эпизод "выхода из тела", имевший место при родах, стабильно указывало довольно значительное количество рожениц – около 9 % всех обследованных рожениц.

 

Приведу несколько произвольно выбранных кратких клинических наблюдений:

 

С., 33 лет. Первородящая. Без психопатологических явлений в анамнезе. Семейная жизнь сложилась удачно. Роды – срочные, продолжались около 5 ч. Во время родов была большая кровопотеря (около 1 л крови). Помнит, что во время кровотечения около нее появилось несколько врачей. Неожиданно она стала видеть себя, вознесенной под потолок. В это время исчезли болевые ощущения, с интересом наблюдала за действиями врачей, себя и окружающих видела отчетливо. Через некоторое время, примерно через 1 мин, также неожиданно возвратилась на свое место в родильной палате, вновь стала испытывать сильную боль.

 

Гр., 23 лет. Первородящая. В анамнезе не отмечается психопатологических особенностей. Беременность доношенная. Роды в срок. Кровопотеря в родах – 300 мл. Вес ребенка 3200 г, длина 50 см. В родах не применялось психофармосредств. На 3‑й день после родов, в промежуток между кормлениями, неожиданно почувствовала, что она "покинула свое тело" (слова пациентки) и стала смотреть на соседок по палате и на себя саму откуда‑то сверху, примерно с высоты 4–5 м. Отчетливо видела обстановку, кровати, тумбочки, лежащих на кроватях родильниц; рассматривала их с интересом, так как не знала, что подобное может быть. Возвратилась "обратно на место" через 1–1,5 мин. Сохранила подробные воспоминания об этом эпизоде. Об этом переживании рассказала врачу с охотой и даже с облегчением, ибо не знала, нормальное ли это ощущение и не свидетельствует ли оно о какой‑либо патологии.

 

Бул., 22 года. Первородящая. В анамнезе – простудные заболевания, в предродовой период диагностирована анемия. Роды в срок. Кровопотеря в родах 300 мл. Обезболивающих средств не применялось. В последнюю неделю беременности был эпизод, когда казалось, что находится в "подводном мире", и слушала шум воды (такое состояние длилось около 1 ч). В родах испытывала то глубокое, ни с чем не сравнимое счастье, то глубокое горе, периодически видела около себя мужа (мужа при родах не было возле роженицы). В момент родов совершенно неожиданно "отключилась, вышла из тела" и стала видеть себя со стороны, с высоты приблизительно 2–3 м. При этом перестала испытывать боль, не было и чувств радости, горя. "Возвратилась обратно" приблизительно через 1 мин. Подобное "отключение" и наблюдение за собой со стороны повторилось и после родов. Тогда, при кормлении ребенка, на фоне глубокого счастья, возникло кратковременное переживание "прожитой жизни" и через короткое время (не может сказать, через сколько именно) появилась возможность наблюдать за собой со стороны: казалось, что ее приподняли над палатой и она смотрела на себя сверху и на соседок по палате. Было "очень интересно" и состояние было "благостным" и радостным. Никогда о подобных переживаниях не слыхала и не знала, что они бывают. Воспоминания об эпизоде "выхода из тела" сохранились подробные, до мелочей. Эмоциональное отношение к эпизоду – нейтральное.

[144]

 

В наше просвещенное время уже не возможно просто отмахнуться от статьи академика РАН, назвав её бредом воспалённого воображения. Данный феномен существует на протяжении всей человеческой истории, и это необходимо всё‑таки признать. Например, в Новом Завете есть следующие строки:

 

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

[1 2Кор.12:2]

 

А вот уже исповедь атеиста, который после произошедшего с ним закончил свою жизнь монахом:

 

После описания последней агонии своей физической смерти и ужасной тяжести, прижимающей его к земле, автор рассказывает, что "вдруг почувствовал, что мне стало легко. Я открывал глаза, и в моей памяти с совершенной ясностью до малейших подробностей запечатлелось то, что я в эту минуту увидел. Я увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от меня, обступив что‑то полукругом, столпился весь медицинский персонал… Меня удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там не было, когда я стоял посреди комнаты? Я подвинулся и глянул, куда глядели все они: ТАМ НА КОЙКЕ ЛЕЖАЛ Я. Не помню, чтобы я испытывал что‑нибудь похожее на страх при виде своего двойника; меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, между тем и там тоже я…

Я захотел осязать себя, взять правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попробовал охватить себя за талию – рука вновь прошла через корпус, как по пустому пространству… Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество; панический страх охватил меня. Было действительно что‑то невыразимо ужасное в том необычайном одиночестве… Я глянул, и тут только впервые передо мной явилась мысль: да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом "смерть"? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее на койке тело имело совершенно вид мертвеца… В наших понятиях со словом "смерть" неразлучно связано представление о каком‑то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить? Разобщение со всем окружающим, раздвоение моей личности скорее могло дать мне понять случившееся, если бы я верил в существование души, был человеком религиозным; но этого не было, и я водился лишь тем, что чувствовал, а ощущение жизни было настолько ясно, что я только недоумевал над странным явлением, будучи совершенно не в состоянии связывать мои ощущения с традиционными понятиями о смерти, то есть, чувствуя и сознавая себя, думать, что я не существую. Вспоминая и продумывая впоследствии свое тогдашнее состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда с удивительной энергией и быстротой…

[145]

 

К чудесам нашего времени можно отнести, например, и шаманские практики. Посмотрим на этот древний культ глазами института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо‑Маклая Российской Академии Наук.

 

– Шаманство до сих пор остаётся одной из самых малоисследованных черт старого образа жизни народов Средней Азии и Казахстана.

[8 стр. 5]

 

– Сообщения источников показывают, что “участие шаманов в управлении государством у кочевников Центральной Азии не исторический эпизод, а скорее традиция… у государей имелись личные шаманы… прорицания шаманов считались важными для всего народа… Название “Божий пророк” указывает на высокое общественное значение роли прорицателя… некоторые функции шаманов могли брать на себя и правители.

[8 стр. 14]

 

Из выше сказанного следует, что шаманы не были неграмотными полоумными представителями рода человеческого, а обладали незаурядными способностями.

 

О баксы [шамане] Сарбае, жившем в середине ХIХ в., рассказывали, что он “по просьбе народа часто производил проливные дожди, а ближайший родственник его баксэ Кудайберды, предшественник Сарбая, в состоянии был приказать духам производить бураны, вихри, дожди, град, переносить кибитку со всем в ней находящимся с одного берега реки на другой , мог заставить целые табуны лошадей со всех окрестностей нестись к нему, окружить его со всех сторон и стоять смирно, понуря головы… Баксы лечат как нервные и душевные болезни, так и всякие другие, внутренние и наружные.

[8 стр. 51]

 

Шаманом мог быть как мужчина, так и женщина. Преимущественно профессия шамана передаётся по наследству. Смысл деятельности шамана состоит в том, что он, впадая в состояние экстаза, становится способным созерцать потусторонний мир. Для своих нужд он призывает из этого мира духов, живущих там, которые и исполняют то, что он попросит. Духи же, как объясняют сами шаманы, идут на сближение с человеком для восполнения своих энергетических запасов, проще говоря, духи кормятся от сношений с людьми. Поэтому иногда они насильно заставляют человека стать шаманом, то есть их кормильцем. Духом может быть и сторонняя сущность, и душа умершего предка. Как в каждом народе есть плохие и хорошие люди, так и в среде шаманов есть настоящие шаманы, и есть шарлатаны.

 

– …казахские баксы обслуживали население не бескорыстно и нередко с явной выгодой для себя. Отдельные баксы, судя по описаниям, были настоящими шарлатанами. Вместе с тем некоторые шаманы считали невозможным лечить и прорицать ради заработка … Бескорыстия требуют его духи‑помошники… [поэтому] Нет ничего удивительного в том, что среди шаманов встречались бедные люди.

[8 стр. 103]

 

Если с начала ХХ века господствовал взгляд на шамана, как на нервнобольного или истерика, то в последнее время это отношение изменилось.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!