Ведущие: Николай Нелюбин, Наталья Костицина   8 страница



На премьере Ренату завалили цветами. По залу метался измученный тревогой и волнением за жену муж Леонид, посланник небес. Сколько продержится спектакль, неизвестно. Как писала Тэффи, "ауспиции тревожны" - конденсат ненависти к Литвиновой уже стекает по занавесу театра. Удивительным образом то, что восхищает многих - могла бы наша звезда лежать на печи и примерять изумруды, а она вовсю работает, - иных раздражает. Любить и ненавидеть - вот русский девиз, но хорошо бы его иногда менять на другой: ценить и благодарить. "Не называй ее небесной и у земли не отнимай:" - есть такой романс. Я бы посвятила его Ренате - работнице, разнообразно одаренной женщине, прилежно исполняющей свою жизнь на наших глазах. Небо пусть подождет - она нужна здесь, "на миру".

Маленький театр литературы

В нынешнем году претендентов на премию "Национальный бестселлер" не было. Выбрали Пелевина

В Петербурге четвертый раз состоялось вручение литературной премии "Национальный бестселлер". В списке претендентов были известные писатели - Виктор Пелевин, Валентин Распутин; но они-то как раз и не материализовались. Стан писателей-патриотов вообще выглядел хило - не приехал даже критик Бондаренко, выдвинувший повесть Распутина "Мать Ивана, дочь Ивана" в бестселлеры, но он прислал взамен себя родного сына - с виду такого же проворного, как папенька.

Церемонию, проходившую в Зимнем саду "Астории", вели актриса Александра Куликова и режиссер Иван Дыховичный. Смотрелись они неплохо, но очень уж часто оговаривались и запинались. Не так много у нас писателей, фамилии можно и выучить. Поговаривали, что иных писателей нет в природе - например, в шорт-листе фигурировал "Илья Масодов" с гомосексуальным романом "Черти", так ходили слухи, будто это коллективный псевдоним. Игривость гомосексуалистов известна, так что, может, и впрямь нету никакого Масодова. А может, и есть. После того, как я увидела Катю Лель, поющую в День Победы песню "На безымянной высоте" - тем же натруженным ротиком, каким она выпевала "Мой мармеладный, я не права", - меня уже ничем не удивишь. Есть Масодов, нет его - интересно разве отдельным чертям.

"Ленинград - город маленький", - говорил персонаж Володина, так что уж говорить о Петербурге! Умственный Петербург нынче под микроскопом надо разглядывать: все измерено, все сосчитаны. Антикультурная и антиинтеллектуальная политика властей города направлена на то, чтобы зачистить исторический центр от интеллигенции и заселить его настоящими психами, потерявшими контроль над своим житейским аппетитом (этих несчастных иногда называют "богатыми"). С этой целью дебилизированы практически все средства массовой информации. А немногочисленных оппозиционеров запрещено показывать по государственному телевидению.

Объясняю к тому, что вдохновитель и организатор премии "Национальный бестселлер" критик и писатель Виктор Топоров - как раз из числа лидеров оппозиции. Стало быть, не видать ему никогда лицемерных улыбок В.И. Матвиенко. И вот уже бывший писатель Стогов, отрабатывая горькую пайку перерожденца, в своей телепередаче с презрением говорит о том, что-де в конце мая, перед "Нацбестом", город наводняется нетрезвыми писателями и бородатыми критиками… Эх, думаю я в таких случаях, - "трудно свой хлеб добывал человек".

Виктор Топоров упорно хлопочет о том, чтобы премия "Национальный бестселлер" была максимально чиста и прозрачна, во-первых, и открывала новые таланты, во-вторых. Открытость, безусловно, присутствует - мнение Большого жюри, по итогам которого формируется шорт-лист премии, зафиксировано в коротких рецензиях, а Малое жюри объявляет свой выбор прямо на церемонии. С талантами хуже - открыли два года назад юную реалистку Ирину Денежкину и, к несчастью, забыли закрыть: слава погубила неокрепшее дарование. В прошлом году премию получил молодой писатель Гарос-Евдокимов за небезынтересный роман "головоломка", однако идейная и творческая незрелость авторов тоже внушала опасения - не собьются ли с пути? В этом году список финалистов был совсем странен. Лидировал (по рейтингу Большого жюри) Андрей Тургенев с романом "Месяц аркашон". Новый "Тургенев" состоит из литераторов Вячеслава Курицына и Константина Богомолова, сложивших два личных невроза вместе ради того, чтобы создать историю про ловкого танцора, продающего свой дар мимесиса богатой французской вдове на Лазурном берегу. Тема продажи знакома Курицыну не понаслышке - не далее как в прошлом году питерские писатели с интересом наблюдали, как он вербовал интеллектуальных наймитов для работы в штабе В.И. Матвиенко. Но, по законам художественного замещения, вымышленный им танцор продает не ум, а тело, к тому же, в отличие от прототипа, - с успехом. Бесцветное и пустое сочинение (с эротическими сценами на твердом уровне газеты "СПИД-инфо") как бы принаряжено в нечто модно-европейское, но в Европе своих писак хватает, может, нам все-таки оставить Лазурный берег в покое? Особенно отвратительны в романе женские образы.

"Тургеневу" противостоял роман известного киносценариста и драматурга Александра Червинского "Шишкин лес". Это, безусловно, читать можно - перед нами история талантливого русского рода Николкиных, чье благополучие началось при царях и длится по сей день. Я не могла бы поставить, как иные критики, знак равенства между вымышленными Николкиными и реальными Михалковыми. Конечно, Червинский воспользовался богатой фактурой известной семьи и вдосталь поиграл в переодевания и переклички. Кроме того, он осуществил мечту доброй половины Союза кинематографистов - а именно угробил в авиакатастрофе "Алексея Николкина", знаменитого кинорежиссера. Но меня лично не оставляло ощущение, что передо мной не тяжелая драма русского "дома Атридов", а история одного приличного советского еврейского семейства с добрым дедушкой и непутевыми детишками.

В меру увлекательная, но неглубокая книга Червинского, нынешнего американского жителя, проиграла сборнику "ДПП" Виктора Пелевина (нынешнего германского жителя). Трое членов Малого жюри отдали ему свои голоса. По инерции предыдущей привязанности, скажете вы? Ведь повесть "Числа", рассказывающая нам о второстепенном психическом расстройстве ("счастливое-несчастливое" число), и рассказы, включенные в сборник, значительно уступают предыдущим книгам Пелевина. И все-таки есть что-то трогательное и симпатичное в личности этого автора. Так бывает с обаятельными и умными пьяницами - все пропьют, а нравятся по-прежнему. Вот и Пелевин вроде бы вдрызг исписался - а все-таки что-то сверкает, то наблюдательность, то искра юмора. И то, что писатель потерял былую цветастость и красочность, может быть, и не случайно - так воздействовало на него окончание переходного периода, приведшее его читателей в "едииииную Россию".

В нынешнем году явных фаворитов не было. Не потому, что писатели у нас плохие и пишут плохо. Обыкновенно пишут, на общенизком мировом уровне. Но - не о главном. Не о том, что действительно задевает живущих сегодня в России за живое. Кому удастся в это живое ткнуть - того и выберут в источник бестселлеров, без всяких жюри и премий, демократическим путем.

Торжество добродетели

Главным фильмом 2003 года был единодушно признан "Возвращение" Александра Звягинцева. И в целом премиальный пасьянс был разложен идеально

Двадцать третьего апреля в Доме музыки состоялась семнадцатая по счету церемония вручения премии "Ника". На необходимое средств не хватает, а на лишнее они всегда найдутся - это русизм. Держим две национальные кинематографические премии, две национальные киноакадемии: с каких достатков, спрашивается? Атмосфера соревнования, правда, бодрит, и немногочисленные наши кинематографисты совершенно заласканы - пролетишь на "Золотом орле", так "Ника" утешит, как утешила она нынче неповторимого артиста Виктора Сухорукова за великолепную работу в картине "Бедный, бедный Павел".

"Орел" начинает первым и проигрывает, а ушлая "Ника" учитывает все орлиные ляпы и вдобавок пристально изучает прессу, дабы познать общественное мнение. В прошлом году я как заслуженный злопыхатель РФ еще нашла, к чему придраться. В этом году пришлось созерцать почти тотальное торжество добродетели. Плох оказался только традиционный капустник, сделанный явно наспех и, как всегда, с осточертевшими каламбурами на политическую тему. Не порадовал и Геннадий Хазанов, с мудрым видом говоривший глупости. Капусту и попсу надо вытравлять из "Ники" железной рукой. Рыдать, но вытравлять, расставаясь с прошлым, как это делает провинциал, окончательно переезжающий в столицу и рвущий связи с милыми затрапезными родственничками без колебаний. Ведь домучились до приличного вида. Ведь хорошенькие Екатерина Гусева и Елена Корикова, непрерывно улыбаясь, вели церемонию и оживленно, и правильно. Ведь Юлий Гусман стал выговаривать слово "кинематографический", а просто ли это - попробуйте сами, узнаете.

Успехи, большие успехи. Солидность "Ники"-17 внушала надежду на реальное существование в нашем обществе элиты - пусть небольшой и немолодой. Дело даже не в русском кино, оно, конечно, большого значения для общества пока не имеет. А имеет значение то, что кинематографисты могут составить остров приличия в океане вульгарности, научить соседей по СМК умению держаться и делать достойные вещи. Наконец-то не было ни присяжных остряков, ни людей в черных кожаных трусах, ни подержанной эстрады. Режиссура церемонии додумалась до таких вещей, как соответствие развлекательных сюжетов содержательным: так, номинацию на лучшую звукорежиссуру предварил оригинальный номер с извлечением музыки из стеклянных бокалов с водой, а минуты в память об ушедших из жизни кинематографистов озвучил приятный вокализ певицы Пелагеи. Наконец-то тщательно, со смыслом были подобраны кадры из номинированных картин - не то, что на "Орле". Внятные постановочные усилия были заметны во время вручения "Ники" за честь и достоинство кинорежиссеру-фронтовику Петру Тодоровскому: его закружил хоровод актрис, игравших в многочисленных фильмах мастера, а потом Петр Ефимович боевым соколом прошелся "по главной улице с оркестром" - пел и маршировал с военным хором. На лицах некоторых наших актрис, правда, читались следы неудачных пластических операций, но Тодоровский тут ни при чем, у него-то все актрисы всегда были хороши натурально, как парное молоко. Таких режиссеров, как он, понимающих толк в женской доле, единицы, вот наши красавицы в отсутствии достойной работы и делают глупости, то есть портят богоданное лицо, в котором ведь сдвинешь хоть черточку - и все пропало. Вместо Божьего замысла - стандартная пошлость.

Камертоном явился в начале церемонии новый, высоколобый и весьма светский, министр культуры Александр Соколов, имевший вид человека, занявшего свой пост по праву, всерьез и надолго. Все вскрыватели конвертов были один краше другого - Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Зураб Соткилава, Людмила Улицкая… Среди номинаций почти не было сомнительных и спорных позиций - никаких вам "Бригад". Я, правда, несколько удивилась, увидев среди номинантов на лучшую мужскую роль Игоря Квашу (фильм "Третий вариант"). Нет, уровень профессионализма Кваши неоспорим, но что такое "Третий вариант", я, читатели, не ведаю. И что такого выдающегося сделал Андрей Панин в картине "Шик" ("Ника" за лучшую мужскую роль второго плана), не знаю. Панин как Панин, однообразный, как ноябрьский дождь.

Вообще с ролями второго плана дело обстоит неважно. Сценаристы даже первый план не шибко прописывают, а уж фигуры второго плана вообще едва намечены, и режиссерского внимания на них, как правило, идет немного. Соревнования особенного не возникает, просто знаменитым актерам, сыгравшим неглавные роли, везет больше, чем незнаменитым, поскольку они лучше запоминаются. Кто бы спорил, что Инна Чурикова и Сергей Маковецкий прекрасные мастера? Однако роли, сыгранные ими в картинах "Благословите женщину" и "Ключ от спальни", - далеко не открытия, скорее, повторение пройденного, умелая эксплуатация природного дара и нажитых запасов.

Но в целом распределение призов удивило своей обдуманной корректностью. Казалось даже, что это не сонм академиков голосовал, а чей-то дипломатичный и ловкий разум. Вручить "Нику" за лучшую музыку Сергею Шнурову ("Бумер" Петра Буслова) - значит бросить кость массам (они, правда, считают себя "продвинутой молодежью"), но нисколько не уронить репутацию, ибо Шнуров ничем не хуже никого. А "Ника" за "Открытие года" Алексею Герману-младшему (фильм "Последний поезд") - это поклон петербургскому авторскому кино, да еще в особо изысканной форме. Пасьянс разложен идеально: "Русский ковчег" Александра Сокурова получает обе "художественные" "Ники", классики общественно-полезного кино Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов - "Ники" за сценарную и режиссерскую работу ("Магнитные бури"), не обойден и творческий подвиг Геннадия Сидорова (уморительная Валентина Березуцкая получает "Нику" за лучшую женскую роль, сыгранную в фильме "Старухи"). А на вершине главный фильм 2003 года, и это, бесспорно, "Возвращение" Александра Звягинцева. Правда, продюсер картины Дмитрий Лесневский как-то фыркнул в адрес "Жигулей" и метров пленки от Госкино, которые положены победителю "Ники" (дескать, что нам "Жигули"!) - а вот этого-то и не стоило делать. По светским понятиям это неприлично, а по магическим соображениям - опасно. Эй, не гордитесь, сегодняшние победители, пригодится воды напиться. Так может повернуться жизнь, что и "Жигулям", и пленочке госкиношной рад будешь…

Второй раз мнение академиков "Орла" и "Ники" по основному вопросу совпадает, и это опять доказывает, что кинематографический народ един, и его раскол - злонамеренные происки врага рода человеческого. Может быть, без "Орла" "Ника" заважничает и скуксится, но пока она в явном тонусе и выглядит премией куда более национальной и кинематографической, чем ее соперник. Одно меня тревожит. Много лет я слышу названия неигровых и анимационных картин, получающих призы. И никогда, за редким исключением, я этих картин не вижу и не знаю, где их увидеть. А зритель уж тем более. Нельзя ли где-то, хоть на НТВ, хоть ночью, организовать показ основных выдающихся работ мастеров неигрового и анимационного кино? Так сказать, "Ника" предлагает и гарантирует качество. Многие с удовольствием посмотрели бы и "Нефть" Ибрагимбекова, и "Тише!" Косаковского, и других. Видите, ободренная успешным внедрением "Ники" в царство приличия, начинаю мечтать дальше. А вдруг сбудется?

И Пятый показал!

С первого апреля началось новое вещание на Петербургском телевидении - пафосный мужской голос, точь-в-точь как у больших (то есть на Первом канале), целыми днями орет о том, что ужо Пятый покажет! И Пятый показывает.

Он показывает деревянных ведущих, замедленными депрессивными голосами читающих, с оговорками и ошибками, лакированные новости; кулинарные и женские шоу, чьи формы заимствованы и не наполнены собственным содержанием; кино даже не пятой свежести; дикие по цвету и пространству студии, убогое "реалити-шоу", где скучно даже самим участникам… Во всем "пустое, рабское, слепое подражанье", секонд-хэнд, дежа вю, неуклюжая погоня за вчерашней модой.

Вменяемый Петербург давно ожидал этого позорища, но масштабы его оказались непостижными уму. Было понятно, что невозможно за полгода, с большевистской удалью уничтожив все труды всех предшественников, на ровном месте вылепить эдакого дивного питерского Голема, который сразу станет угрожать своими глиняными ручками рейтинговым колоссам. Но что в новом вещании не будет ничего - ни журналистики, ни режиссуры, ни новых оригинальных идей и лиц, ни грамотного кинопоказа, что не будет вообще ничего петербуржского, кроме дремучих провинциальных комплексов, - такого мало кто ожидал.

Какая необходимость была в том, чтобы в городе, где чуть не каждый день обрушиваются дома, тратить огромные деньги на новое скоропалительное телевидение? А никакой. Разве нельзя было постепенно обрастать новыми программами, пробовать новые формы, сохранять немногочисленные достижения прежнего ТВ, идти разумным эволюционным путем? Можно было. Так что же произошло? А произошло, граждане, накопление критической массы некомпетентности. Или, как написано в одной старинной книге, "от дерева худого не будет плода доброго". Или уж совсем откровенно говоря, бездарность не лечится.

Новое руководство Пятого канала никогда не имело дела с полнометражным вещанием. Оно не представляло себе тяжести и объема задач. Когда весь город оказался завешан портретами неизвестных с подписью "город выбирает лица своего телевидения", я без труда узнала железную руку и чугунную голову, трудившуюся летом на выборах в штабе "кандидата номер один". Валентиной Ивановной Матвиенко обкормили тогда город до отвала, суповой ложкой. Той же ложкой кормят теперь и новым ТВ по принципу "пихай сильнее - и засунешь". На всех электронных табло, на всех остановках общественного транспорта - реклама Пятого. Поминутно - самореклама в течение всего теледня. Но если в ложке тухлятина, - по доброй воле это никто есть не станет.

Я не представляю себе аудитории канала. Скажем, я домохозяйка и решила посмотреть ток-шоу "По семейным обстоятельствам". Первая странность поджидает сразу - это шоу ведет пожилой юноша, с прихотливыми интонациями и залихватской улыбкой. Ничего особо отвратительного в нем нет, и он мог бы вести какую-нибудь маргинальную культурную передачу. Но дом, семья, женские проблемы, скорее всего, мало известны ведущему, а если я ошибаюсь, отчего же так пустячна тематика, так легкомысленна вздорная речь? С таким отношением к жизненным основам надо вести программу под названием "Для вас, дуры-бабы". Ладно, допустим, я - пытливый старшеклассник и собираюсь врубиться в передачу с претенциозным названием "Игры ума". Игривость ума поручена тут популяризатору истории Льву Лурье, который расхаживает с видом квартального надзирателя возле сбившегося в кучу молодняка и вопрошает что-нибудь заковыристое типа "кто написал полонез Огинского". По статистике из ста человек двое обязательно это знают, за что Лурье их покровительственно нахваливает. В этом и состоит смысл передачи (чтоб Лурье одобрил молодежь), поскольку, будучи содранной с "Умников и умниц" Юрия Вяземского, программа не позаботилась о частностях - о точной структуре, о строгой форме и циклах развития. Хорошо, перевоплотимся в культурного обывателя, желающего узнать панораму местных событий, и перенесемся в программу "Человек в большом городе". Ходили слухи, что это задумано как наше, питерское, "Намедни". (Ну вот что делать с этими людьми? Как им объяснить, что не нужно делать питерского "Намедни", питерского "Смака" и т.д., что это тяжелый провинциальный бред, что надо искать свое, непохожее, оригинальное!) Передачу ведет известный писатель Илья Стогов. Живой и симпатичный в жизни, Стогов делается надутым, мешковатым, неестественным на экране. Он туго соображает, вяло общается, не умеет рассчитать время, занят переживанием своей ситуации, а не интересами дела. Программа, которую я посмотрела, состояла из одних банальностей - сначала две минуты покурлыкали насчет того, мертв русский рок-н-ролл или нет, потом - есть ли в Питере модная индустрия, потом принесли из зоопарка небольшого крокодила, потом зачем-то метнулись в театральные буфеты, и во всем этом беглом пустозвонстве не мелькнуло даже искры юмора или тени ума. Впрочем, тени как раз были - дизайн студии таков, что сзади Стогова, за ширмой, беспрерывно двигаются силуэты. Скорее всего, это реальные статисты, на зарплате. Хорошая работа для настоящих петербуржцев.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!