Наследники Сулеймана: непутевые сыновья великого отца



 

Сулейман Великолепный – выдающийся полководец, талантливый поэт, великий государственный деятель – оказался несчастен в семейной жизни. Женщина, которую он любил и ради которой отказался от обладания другими красавицами не только Турции, но и всего мира, оказалась властолюбивой интриганкой, внесшей разлад в его семью. Старшего сына и наследника Мустафу он казнил, еще один наследник, Мехмед, умер от оспы, сын Джихангир, к которому Сулейман испытывал искреннюю привязанность, тоже скончался молодым.

Оставшиеся в живых сыновья Роксоланы, Селим и Баязид, сразу после смерти матери вступили в открытую конфронтацию друг с другом. Каждый стремился уничтожить другого, чтобы стать единственным наследником трона. Дерзкое поведение Баязида давно уже раздражало султана, и он послал Селиму на помощь большой отряд янычар и кавалерии под командованием Соколу Мехмеда‑паши. В битве у Коньи, происшедшей в мае 1559 г., Селим нанес поражение войскам своего брата, после чего Баязид вынужден был искать убежища при дворе персидского шаха Тахмасиба. После длительных переговоров Сулейману удалось убедить шаха за вознаграждение в 400 тыс. золотых казнить не только Баязида, но и четверых его сыновей, внуков Сулеймана, которые бежали с отцом в Персию. У Баязида был еще пятый сын, которому едва исполнилось три года. Он оставался все это время в Бурсе вместе со своей матерью. Сулейман распорядился казнить и его.

О реакции султана на известие о казнях, совершенных по его приказу, сообщает Марк Антонио Донини, секретарь венецианского посла: «Говорят, что, услышав об их смерти, он воздел к небесам руки и сказал: «Хвала Богу, что он дал мне дожить до того дня, когда я увидел, что мусульманам больше не грозят беды, которые обрушились бы на них, если бы мои сыновья начали бороться за трон. Теперь я могу провести остаток своих дней в спокойствии, вместо того чтобы жить и умереть в отчаянии»».

Бусбек пишет, что с возрастом Сулейман становится все более набожным и суеверным, очевидно, страшась судьбы, которая ждала его после смерти: «День ото дня султан становится все более скрупулезным в соблюдении им религиозных установлений и обычаев, одним словом – более суеверным. Он обычно наслаждался тем, что слушал хор мальчиков, которые ему пели и играли; однако после вмешательства какой‑то гадалки, которая объявила, что в будущей жизни его ожидают страшные наказания, если он не откажется от этого развлечения, этому был положен конец. Он был настолько запуган, что приказал сломать и предать огню все музыкальные инструменты, даже несмотря на то, что они разрисованы тонкой золотой вязью и усеяны драгоценными камнями. Обычно ему подавали яства в посуде из серебра, однако кто‑то обнаружил в этом грех, и теперь он ест из глиняной посуды».

А вот как описывает внешность Сулеймана и состояние его здоровья в то время секретарь венецианского посла: «В течение многих месяцев этого года Его Величество был очень немощен телом и находился на краю смерти. От водянки у него распухли ноги, пропал аппетит, а в лице появилась отечность, и оно приобрело очень дурной цвет. В прошлом месяце марте он четыре или пять раз терял сознание, и с тех пор у него случился еще один приступ. Во время таких приступов ухаживавшие за ним слуги не могли определить, жив он или мертв, и думали, что он вряд ли оправится от них. По общему мнению, его смерти осталось ждать недолго, несмотря на сильные лекарства, к которым прибегает его врач».

Несмотря на столь серьезное недомогание, султан по‑прежнему твердо держат бразды правления в своих руках. В конце своего последнего письма из Турции, отправленного осенью 1562 г., Бусбек пишет о безграничной власти Сулеймана: «Сулейман предстает перед нами в ореоле ужаса, навеянного его собственными успехами и успехами его предшественников; 200 тысяч его всадников стремительным потоком распространяются по Венгерской равнине; он вторгается в пределы Австрии; он угрожает остальной части Германии; он покоряет все народы, которые обитают на землях отсюда и до персидской границы. Он возглавляет армию, людские запасы которой почти неограниченны, ибо пополняются за счет многих покоренных им королевств. Из трех частей света, из которых состоит наше полушарие, каждая вносит свою лепту, чтобы достичь нашего уничтожения. Подобно молнии он разит, сокрушает и уничтожает все, что стоит на его пути. У него под началом закаленные во многих битвах ветераны, вышколенная армия, которая привыкла ему повиноваться. Его имя внушает страх и повергает в трепет всех далеко за пределами его империи. Львиным рыком оглашает он наши границы, стремясь прорваться через них то здесь, то там».

За год до смерти, в 1565 г. Сулейман предпринял попытку овладеть крепостью на острове Мальта, принадлежавшем рыцарям ордена Св. Иоанна, однако эта кампания закончилась сокрушительным провалом. Султан приписал поражение османов тому, что не он командовал войсками, осаждавшими Мальту, и заметил: «Лишь со мной мои воины могут познать радость победы!»

Прошло уже более десяти лет с тех пор, как Сулейман лично водил свое войско в поход, и теперь он был преисполнен решимости одержать еще одну триумфальную победу и заставить Европу забыть о позорной неудаче турецкого оружия у стен Мальты. 1 мая 1566 г. армия султана выступила из Стамбула в новый поход – на Венгрию. Сам Сулейман уже не мог ехать верхом и отправился на войну в карете, куда также не смог сесть без посторонней помощи.

Главной целью кампании был захват города Сегед в южной части Венгрии. Турецкие войска, осаждавшие Сегед, возглавлял великий визирь Соколу Мехмед‑паша. Под его началом состояло около 50 тысяч человек при 17 стенобитных и 280 прочих орудиях. Битва за Сегед отличалась особым ожесточением. Именно под стенами этого города в ночь с 5 на 6 сентября и умер султан Сулейман Великолепный. Великий визирь скрыл смерть султана от армии, чтобы не пошатнуть крепость духа османских воинов. Крепость пала 7 сентября, когда остатки гарнизона вышли за ворота и вступили в последнюю, отчаянную схватку с нападавшими.

При кончине Сулеймана, который умер в своем шатре от сердечного приступа, так и не порадовавшись успеху своих воинов, до которого оставалось менее двух суток, присутствовали лишь двое: врач султана и Соколу Мехмед‑паша. После того как врач произвел бальзамирование трупа Сулеймана, Соколу убил его, опасаясь, как бы тот не проговорился о смерти султана. Затем он послал гонца с депешей к Селиму в город Кютахья, находившийся в Анатолии, где престолонаследник служил вали. В депеше Соколу советовал Селиму встретить войско на обратном пути, чтобы как можно быстрее взять нити управления в свои руки. Тем временем Соколу поделился секретом со своим доверенным секретарем Феридан‑беем и оруженосцем покойного султана Джафером‑агой. Всем остальным вход в султанский шатер был воспрещен. Все распоряжения делались от имени усопшего в письменном виде. Джафер‑ага мог без особого труда подделать почерк Сулеймана I. Вскоре войска, принимавшие участие в осаде и штурме Сегеда, получили приказ возвращаться на зимние квартиры в Стамбул через Белград. Тело султана везли в карете, за которой во время дневного перехода неотлучно следовал верхом на коне сам Соколу Мехмед‑паша. На каждом привале тело Сулеймана переносили в паланкине в султанский шатер и усаживали там на трон, после чего туда являлся Соколу якобы для доклада и получения распоряжений.

Селим прибыл к войскам, когда те находились уже под Белградом, и только тогда турецкие воины узнали о смерти Сулеймана I. После прибытия в Стамбул янычары взбунтовались и, как всегда в таких случаях, потребовали прибавки к жалованию и других привилегий. Новый султан безропотно пошел на уступки. На следующий день после возвращения во дворец Топкапы Селим похоронил своего отца у мечети Сулеймание.

Последним пристанищем Сулеймана I Великолепного стало огромное восьмигранное здание мавзолея, которое Синан построил для него рядом с усыпальницей его жены Роксоланы. При виде этих мавзолеев, стоящих бок о бок в тени кипарисов, на память приходят строчки из лирического стихотворения Сулеймана, посвященного Роксолане, которое называется «Райские деревья»:

 

Внезапно мой взгляд упал на нее:

Она стояла стройная, как кипарис.

 

Селим II унаследовал трон своего отца Сулеймана в возрасте сорока двух лет. Он был одиннадцатым султаном дома Османов и пятым султаном, правившим в Стамбуле.

Селим стал вали в Манисе в 1543 г., когда ему было девятнадцать лет. Там же он обзавелся гаремом. Первой женой Селима была его любимая наложница Нурбану, христианское имя которой было Сесилия Веньер‑Баффо. Она происходила из знатной греко‑венецианской семьи. Турки захватили ее в числе прочих живых трофеев на острове Парос в Эгейском море, когда ей было двенадцать лет. После того как ее привезли в Стамбул, она стала невольницей во дворце Топкапы. Попав в гарем принца Селима, Сесилия получила имя Нурбану. За три с небольшим года Нурбану родила Селиму четырех детей. Сначала у нее родились три девочки – Хадже Гевери, Эсмахан и Шах Султан. Затем 4 июля 1546 г. в Манисе на свет появился первый сын Селима, будущий султан Мурад III.

Селим получил прозвище Пьяница, которое дошло и до наших дней. Ноулз описывает его наружность следующим образом: «Он отличался тучным станом и тяжелым нравом; его лицо скорее опухшее, чем жирное, совсем как у пьяницы».

Селим снова назначил на должность великого визиря Соколу Мехмед‑пашу, полностью доверив ему управление государством. Султан полагал, что никакие государственные дела не должны мешать ему наслаждаться утехами плоти и желудка и что в этом и состоит истинное предназначение государя. Венецианский посол Лоренцо Бернардо отмечал по этому поводу: «Султан Селим изложил следующее мнение: истинное счастье короля или императора состоит не ратных трудах или славе, добытой в сражениях, но в бездействии и спокойствии чувств, в наслаждении всеми удовольствиями и уютом во дворцах, где полным‑полно женщин и шутов, и в исполнении всех желаний, касается ли это драгоценностей, дворцов, крытых галерей и величественных зданий».

Филипп дю Фресне‑Канайе, который в 1573 г. служил во французском посольстве, отмечал, что за три месяца, пока он был в Стамбуле, султан покидал пределы дворца лишь дважды, чтобы присутствовать на полуденном богослужении в пятницу. За исключением эпизодических поездок в Эдирне Селим почти круглый год оставался во дворце Топкапы, проводя большую часть времени в гареме. Венецианский посол Костантино Гардзони сообщает, что Селим обычно входил в этот «сераль женщин каждую ночь для своего удовольствия, через калитку в своем саду». По словам Гардзони, «в гареме жило около полутора сотен женщин, в число которых помимо жен и наложниц султана входили также фрейлины и служанки».

 

Селим II опоясался саблей Османа

 

Стамбульский рынок. XVII век

 

В гареме Селима распоряжалась Нурбану, которая, будучи матерью его старшего сына и наследника Мурада, обладала титулом первой жены. Она была фавориткой султана, и он ее нежно любил. Венецианский посол Джакопо Сорандзо писал в 1566 г.: «Говорят, что Его Величество горячо и преданно любит хасеки как за ее красоту, так и за ее необычайный ум». В 1559 г. у Селима и Нурбану родилась дочь Фатима, после чего Нурбану прекратила рожать. Став султаном, Селим взял в свой гарем еще несколько наложниц, и они родили ему еще восемь детей, в том числе шесть сыновей. Тем не менее Нурбану по‑прежнему была его фавориткой. Как заметил венецианский посол в 1573 г., «ее называют хасеки, и Его Величество всячески благоволит к ней».

Женщины гарема Селима Пьяницы находились под охраной восемнадцати черных евнухов. Со времени султана Мурада III самым влиятельным чиновником Внутренней службы считался главный черный евнух. Все подчинявшиеся ему евнухи жили в трехэтажном здании, которое стояло рядом с Каретными воротами, которые являлись главным входом в гарем со стороны Второго двора. Главный черный евнух размещался в отдельных покоях у Птичьих ворот, через которые можно было проникнуть в гарем со стороны Третьего двора. Здесь он наставлял юных принцев, перед тем как они начинали посещать дворцовую школу, достигнув половой зрелости.

Евнухи попадали во дворец юношами. Их, как правило, приобретали на невольничьих рынках и затем подвергали кастрации. Черные евнухи родом из Нубии, а белые из Черкесии. Бон отмечает, что как черные, так и белые евнухи обучались в дворцовой школе наравне с другими учениками. Он также упоминает об именах, которые давали черным евнухам: «Их называют именами цветов, такими как Гиацинт, Нарцисс, Роза, Левкой, потому что имена этих юношей, прислуживающих женщинам и всегда находящихся поблизости от них, должны были соответствовать их целомудренности, красоте и чистоте».

Султан также держал штат «лиц низшего звания, таких как шуты, немые и музыканты», о которых Бон пишет следующее: «Есть также шуты и такие, которые показывают фокусы, музыканты, борцы и много немых, как пожилых, так и молодых, которые пользуются правом свободного прохода в обе стороны через главные ворота. Следует также отметить, что в серале как Великий султан, так и те, кто его окружает, могут изъясняться и вести беседы с немыми о чем угодно без особого труда и вполне отчетливо при помощи кивков и знаков и делать это не хуже, чем словами, что как нельзя лучше подобает и приличествует серьезности, отличающей лучшую породу турок, которые не терпят болтовни. Более того, таковы обычаи жен и многих других женщин султана, у которых для этой цели имеется в услужении много немых женщин и девушек».

 

Так европейцы представляли гарем турецкого султана

 

Далее Бон говорит, что иногда султан использовал этих немых, чтобы навсегда избавиться от визирей, которые теряли его доверие. В этом случае «ему достаточно подать им условный знак, и они тут же набрасываются на жертву и душат ее, а затем вытаскивают за ноги через калитку».

Правление Селима II было периодом в истории Османской империи, который получил название Каданлар Султаната, или «Султанат женщин», потому что некоторые могущественные и решительные женщины гарема оказывали значительное влияние на государственные дела.

Первой из этих женщин с сильной волей была Нурбану, которая не только распоряжалась в гареме, но и являлась силой, стоявшей за троном, в период царствования Селима II и в первые годы правления ее сына Мурада. Она состояла в переписке с Екатериной Медичи, королевой‑матерью, исполнявшей обязанности регента при малолетнем короле Франции Генрихе III, что способствовало установлению хороших отношений между французским и оттоманским дворами.

Основным соперником Соколу Мехмеда‑паши при дворе был Иосиф Нази, первоначально известный под именем Джоао Микуэца. Этот богатый португальский еврей впервые появился в Стамбуле в последние годы правления Сулеймана. Вскоре он стал закадычным другом Селима, который в то время исполнял обязанности вали в Кутахье. Нази не жалел золота и драгоценностей на подарки престолонаследнику, чтобы войти к нему в доверие. И его расчет оправдался. Вступив на престол, Селим сторицей вознаградил своего приятеля, сделав его пожизненным правителем острова Наксос в Эгейском море, который турки отвоевали у Венеции. Нази так и не удосужился побывать на своем острове, поскольку в Стамбуле у него были куда более важные дела. Используя свои связи с султаном, он добился монополии на торговлю вином на всей территории Османской империи. Нази постоянно посылал в подарок Селиму свои лучшие вина. По этому поводу венецианский посол писал: «Его высочество пьет очень много вина, и время от времени дон Иосиф посылает ему много бутылок вина, а также всяческую изысканную снедь».

Еще до того как Селим стал султаном, Нази смог убедить его, что Турция должна отнять у Венеции Кипр, поскольку в числе прочих богатств этот остров всегда славился своими превосходными винами. Селим пообещал Нази, что, если турки когда‑либо завоюют Кипр, он сделает Нази королем этого острова.

Ранней весной 1571 г. Селим отдал своим войскам приказ высадиться на Кипре, хотя Соколу Мехмед‑паша всеми правдами и неправдами отговаривал его от этого замысла. Высадка турецкого десанта оказалась успешной, и последняя венецианская крепость на Кипре капитулировала 1 августа 1571 г. Этим было положено начало турецкому владычеству, которое продолжалось более трех веков. Однако надежды Нази стать королем Кипра так и не сбылись, ибо Соколу в конечном счете смог заручиться полным доверием султана и убедил того оставить своего еврейского фаворита, который умер разочарованным такой несправедливостью в 1579 г.

В последние годы своей жизни Селим проводил значительную часть своего времени в обществе своей бывшей кормилицы – матери Шемеи Ахмеда‑паши. Венецианский посол Гардзони писал в 1573 г.: «Султан проводит большую часть своего времени за игрой в шахматы с матерью Ахмеда‑паши, пожилой женщиной, которая прежде была его кормилицей».

Большое удовольствие Селиму доставляло выращивание цветов в дворцовых садах.

 

Стамбул в XVII веке

 

Селим II, как и его отец, не был лишен и поэтического дарования, о чем свидетельствует несколько написанных им газелей, которые дошли до нашего времени. По большей части в них воспеваются наслаждения, доставляемые любовью и вином, примером чему могут служить заключительные строки его лучшей газели:

 

О дорогая, Селиму дай твои уста

цветов пурпурного вина

И мои слезы преврати

отсутствием своим в вино, любимая,

Окрась их в красный цвет,

который крови подобает.

 

Селим умер, как и жил – в гареме дворца Топкапы 15 декабря 1574 г., упав пьяным в ванну и захлебнувшись. Ему шел пятьдесят первый год, и он провел на троне восемь лет и три месяца. Эвлия Челеби, упоминая о кончине Селима Пьяницы, пишет: «Он был добродушным монархом, однако слишком приверженным наслаждениям и вину».

Нурбану, которая помогала Соколу Мехмед‑паше, тайно положила труп Селима в ящик со льдом. Смерть султана необходимо было держать в секрете до прибытия из Манисы сына Нурбану, Мурада, который служил там губернатором. Мурад добрался до Стамбула, когда после смерти Селима прошло уже двенадцать дней. Он сразу же направился в тронный зал, расположенный в Третьем дворе дворца, где Соколу провозгласил его султаном и тут же был вновь назначен великим визирем.

Ночью того же дня по приказу Мурада были задушены пять его младших братьев. В оправдание этого братоубийства султан ссылался на османский кодекс, предписывавший устранять братьев, которые могут претендовать на трон. На следующий день Мурад похоронил своего отца Селима в саду у мечети Айя‑София, поручив архитектору Синану соорудить на месте захоронения роскошный мавзолей. Теперь огромная гробница с останками Селима Пьяницы стоит под куполом его мавзолея в окружении меньших по размеру гробов, в которых покоятся пять его умерщвленных по приказу брата сыновей – принцы Абдулла, Джихангир, Мустафа, Осман и Сулейман. В момент казни последний из них был еще совсем младенцем, и его пришлось оторвать от груди матери, которая, после того как главный палач задушил Сулеймана, совершила самоубийство.

Нурбану продолжала править в гареме вплоть до своей смерти в декабре 1583 г. Паоло Контарини в донесении дожу, составленном вскоре после кончины Нурбану, писал, что она была тем человеком при оттоманском дворе, на советы которого султан Мурад III полагался больше всего: «Он строит свою политику главным образом на советах своей матери, потому что ему кажется, что никто другой не даст совета столь мудро и преданно, как это делает она; отсюда и почтение, которое он ей оказывает, и уважение, которое он питает к ее необычайным качествам и многим добродетелям».

Перед самой смертью Нурбану дала своему сыну последние советы, которые, по словам Джанфранческо Морозини, «касались настоящего правления и содержали в себе столько благоразумия и осмотрительности, что можно было подумать, будто они исходят от искусного, умного и очень опытного государственного деятеля». Мать советовала Мураду вершить правосудие незамедлительно, но при этом быть справедливым к своим подданным, изживать свою жадность к золоту, а самое главное – посматривать за своим сыном Мехмедом. Когда Нурбану скончалась, Морозини сообщил об этом в своей депеше в Венецию, которая заканчивалась словами: «Все единодушно признают, что она была женщиной, объединявшей в себе необычайное великодушие, мужество и мудрость».

 

 

Закат на Востоке

 

Время правления Сулеймана Великолепного стало вершиной могущества Османской империи. Это была крупнейшая на тот момент держава мира с населением в 25 миллионов человек (во Франции насчитывалось 16 миллионов, в Италии – 13 миллионов, в Испании – 8 миллионов). Но узаконенное братоубийство и гаремные интриги медленно, но неуклонно подрывали устои дома Османа. Пришедший к власти худший из сыновей Сулеймана, пьяница Селим, был предвестником того упадка турецкой государственности, в результате которого Турцией станут управлять внешние и далеко недружественные силы Запада. Одну за другой Турция проигрывала при Селиме битвы то в далекой России под Астраханью и при Молодях, то в Средиземноморье, в битве при Лепанто 1571 года, где коалиционный флот Испании, Венеции, Мальты и Генуи разгромил османский флот, потопив или захватив 224 из 277 кораблей османов.

Убийство в 1579 г. великого визиря Соколу Мехмед‑паши стало началом длительного периода политического, экономического и военного кризиса. В конце XVI века Турция превратилась, по словам современников, в «женский султанат». При внуке Сулеймана Великолепного султане Мехмеде III делами в государстве распоряжалась его мать, которая за 8 лет правления сына отстранила от власти 11 визирей.

Считается, что в первой половине XVII века Османская империя пережила эпоху «возрождения». Надо сказать, что эта эпоха плохо закончилась для турок. В мае 1683 года огромная турецкая армия под командованием Кара Мустафы‑паши осадила Вену. Турки медлили с последним штурмом и были разгромлены в Венской битве в сентябре этого же года войсками Габсбургов, немцев и поляков. Поражение в битве вынудило турок 26 января 1699 года подписать со Священной Лигой[48] Карловицкий мир, закончивший Великую Турецкую войну, по которому турки уступили Лиге огромные территории, сдали такие важнейшие в стратегическом отношении города, как Буда и Белград.

 

«Удерживают круг». Карикатура XIX века. Восставшие провинции Османской империи – Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория – рвут на части своего бывшего сюзерена, а великие европейские державы «индифферентно» взирают на это…

 

С этого момента турки только оборонялись, уступая свои позиции в Европе христианским государствам. К тому же Турцию поразил дефицит бюджета, при котором расходы правительства в полтора раза превышали доходы. Армия разлагалась. Наступал закат великой восточной державы, потрясавшей три века вселенную. Могущественная некогда Османская империя превращалась в «больного человека Европы», как называли Турцию в XIX веке европейские политики после череды освободительных революций на Балканах.

А началось все с Селима Пьяницы…

 

 


[1] Никейская империя – государство, образовавшееся на территории Северо‑Западной Анатолии после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и существовавшее до 1261 года. Никейская империя была крупнейшим из подобных образований, ее императоры продолжали считать себя настоящими правителями Византии.

 

[2] Протовестиарий – начальник гардероба византийского императора, его главный портной.

 

[3] Великий дука, или мегадука, а также дука флота – одна из самых высоких должностей в иерархии поздней Византийской империи, адмирал, главнокомандующий флотом. Иногда употребляется латинизированное «мегадукс». Греческое слово «дука» или латинское dux означает «лидер», «командир».

 

[4] Вифиния – историческая область, существовавшая на северо‑западе Малой Азии между проливом Босфор и рекой Сангариус. Крупнейшими городами Вифинии были Никомедия и Никея.

 

[5] Фракия – историческая и географическая область на востоке Балкан.

 

[6] Турецкие историки часто подробно останавливаются на смысле его имени, которое буквально означает «бьющий кости», указывая на ту мощь, с которой он и его наследники вели завоевательные войны. Название «осман» также относится к разновидности стервятника, обычно называемой королевским стервятником, которого считают эмблемой суверенитета и воинственной мощи на Востоке, сопоставимой с орлом в странах Запада. Таким образом, Осман Гази означает «орел», «защитник истины». Осман был известен европейским историкам Средневековья как Оттоман, и поэтому основанное им государство стали называть на Западе Оттоманской империей.

 

[7] Прусса, или Брусса, совр. Бурса. Греческое название города Прусса сохранялось до начала ХХ века. Изначально может быть связано с населявшими в древности эту часть Малой Азии фракийскими племенами. Миграция древнего населения Малой Азии в Восточную и Западную Европу (вспомним фригийский колпак во Франции) позволяет проводить определенные параллели с такими топонимами, как Пруссия, Боруссия, Поросье и др. Подробнее о древнем населении Малой Азии см.: Манягин В.Г. История русского народа от потопа до Рюрика. – М.: Книжный мир, 2017.

 

[8] Акче – мелкая серебряная монета XIV–XIХ вв., обращавшаяся на территории Османской империи и сопредельных государств.

 

[9] Зилоты (от греч. «ревнитель», «приверженец») – антиаристократическая политическая группировка в городе Фессалоники (Греция). В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоники и захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турок при активной поддержке православной церкви и особенно афонских монахов‑паламитов.

 

[10] Варлаамиты – последователи Варлаама Калабрийского (в миру Бернардо Массари, ок. 1290–1348 гг., монах, писатель, философ и богослов, закончивший свои дни в лоне Римско‑католической церкви в сане епископа Джераче), инициатора и активного участника богословско‑философского движения в Византии XIV века, выразившегося в борьбе двух партий – варлаамитов и паламитов. Учение Варлаама было осуждено восточной церковью как еретическое.

 

[11] Паламизм – учение св. Григория Паламы и его последователей и начатое Паламой церковное движение, практикующее исихазм. Исихазм (от др. – греч. «спокойствие», «тишина», «уединение») – древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма, особая школа и техника («умное делание»), ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью – уподобление Христу, видение «фаворского света» и обожение.

 

[12] Галлипольский полуостров расположен между Эгейским морем и проливом Дарданеллы. Длина около 90 км, ширина до 20 км.

 

[13] Мурад I (1319 или 1326–1389) – османский султан, правивший с 1359 по 1389 годы. При нем османское государство расширило свою территорию в Анатолии и на Балканском полуострове, также произошли важные реформы в системе управления государством. Первый правитель османов, принявший титул султана.

 

[14] Ныне Эдирне – город и район на северо‑западе Турции. Расположен в европейской части страны, на реке Марица на границе с Грецией, в 20 км от границы с Болгарией. Город основан римским императором Адрианом во II в. н. э. на месте фракийского поселения.

 

[15] Ныне Пловдив – город в Болгарии, административный центр Пловдивской области. Расположен в южной части страны. Один из старейших городов Европы, старше Рима, Афин, Карфагена и Константинополя. Первые поселения на его месте датируются IV тыс. до н. э. В 342 до н. э. город был завоеван Филиппом II Македонским, отцом Александра Македонского, и назван Филиппополем в его честь.

 

[16] Амадей VI Зеленый – граф Савойский с 1343 по 1383 годы, выдающийся полководец и правитель, существенно расширил территорию Савойского графства.

 

[17] Лала Шахин‑паша (1330 – около 1382) – османский военачальник и первый бейлербей Румелии. Шахин‑паша был учителем (лала) султана Мурада I. После вступления Мурада на престол в 1359 году лала Шахин возглавил османское завоевание Фракии и взял Адрианополь и Филиппополь. Как командир румелийских частей участвовал в битве при Черномене в 1371 году, а в 1382 году захватил Софию.

 

[18] Вукашин Мрнявчевич (погиб 26 сентября 1371) – король сербского Прилепского королевства с 1366 по 1371 годы, брат Углеши Мрнявчевича и отец знаменитого Марко Королевича.

 

[19] Прилеп – город в Южной Македонии, расположен в северной части Пелагонийской равнины, в 128 км от македонской столицы Скопье, у подножия крепости легендарного сербского королевича Марко, известного борца против турок и мудрого правителя.

 

[20] Йован Углеша Мрнявчевич – владетель Сересского деспотства с 1355 по 1371 годы, брат Вукашина Мрнявчевича. После смерти царя Стефана Душана в 1355 году Углеша стал самостоятельным владетелем земель долины реки Струма со столицей в городе Серес и принял титул «великий воевода». В 1365 году был провозглашен деспотом. Попытался остановить османское наступление, но вместе с братом Вукашином был потерпел поражение и убит в битве 26 сентября 1371 года при Черномене.

 

[21] Лазарь Хребелянович, впоследствии канонизированный православной церковью Сербии как святой, основатель Моравской Сербии – средневекового сербского государства, образовавшегося после распада Сербского царства. Моравская Сербия стала последним сербским государством перед османским владычеством.

 

[22] Вук Бранкович (ок. 1345 – 6 ноября 1397) – родоначальник сербской династии Бранковичей. Около 1370 года стал владетелем области Косово с городами Приштина, Вучитрн и Звечан. Был зятем князя Лазаря и участвовал в битве на Косовом поле 1389 г. После поражения был вынужден передать в 1392 году османам Скопье и выплачивать им дань. Около 1396 года султан Баязид I изгнал Вука из его владений, и он умер в изгнании.

 

[23] Иван Шишман (ум. 3 июня 1395) – болгарский царь (13711395), вместе с братом Иоанном был одним из двух последних болгарских царей перед османским завоеванием Болгарии.

 

[24] Лазарь Хребелянович (1329 – 28 июня 1389) – последний независимый правитель Сербии (1370–1389), святой Сербской православной церкви.

 

[25] Влад III Басараб, также известный как Влад Цепеш (14311476) – господарь Валахии в 1448, 1456–1462 и 1476. Прозвище «Цепеш» («Колосажатель») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол. Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште. Прозвище Дракула (Сын дракона, или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона, созданном императором Сигизмундом в 1408 году. Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул – Дракон (или Дьявол).

 

[26] Янычары – регулярная пехота Османской империи в 13651826 годах; сипахи – разновидность турецкой тяжелой кавалерии; азапы – легкая пехота в османской армии, иррегулярные вспомогательные войска; акынджи – иррегулярная турецкая легкая конница.

 

[27] Баязет I Молниеносный (1357–1403) – правил с 1389‑го по 1402 годы. При Баязиде территория Османской империи увеличилась более чем в два раза, был установлен фактический протекторат над Византией.

 

[28] Тамерлан, Тимур («железо») (1336–1405) – среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, основатель империи Тимуридов со столицей в Самарканде.

 

[29] Мурад II (1404–1451) – султан Османской империи, правивший в 1421–1444 и 1446–1451 годах. Существенно расширил влияние турок на Балканском полуострове, укрепил власть в Анатолии и помог империи оправиться после тяжелого поражения, нанесенного Тамерланом в Ангорской битве.

 

[30] Янош Хуньяди (1387–1456) – венгерский военный и политический деятель, воевода Трансильвании, генерал и регент Венгерского королевства (1446–1453). Его сын Матвей Корвин был венгерским королем.

 

[31] Скандербег, или Георг Кастриоти (1405–1468), – вождь антиосманского албанского восстания, национальный герой Албании.

 

[32] Константин I Великий (272–337) – римский император. В 330 году перенес столицу Римской империи в Византий, названный в его честь Константинополем, реформировал римское государственное устройство.

 

[33] Флорентийская уния – соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в июле 1439 г. Заключена на условиях принятия православными догм католического вероучения (о филиокве, чистилище, главенстве папы) при сохранении православных обрядов, родного языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих, как духовенства, так и мирян «под обоими видами», т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить православную церковь и православные страны своему влиянию. Греческое духовенство и византийский император Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности. Однако русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Флорентийскую унию. Митрополит Исидор был низложен. Только в некоторых югозападных областях Руси, подчиненных в то время литовскому князю, уния была принята. Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор 1443 г. предал ее проклятию.

 

[34] Григорий V, патриарх Константинопольский (1797–1798, 18061808, 1818–1821). Во время восстания за независимость Греции повешен турками на воротах патриархии. Канонизирован как священномученик, в народе прозван Этномартирас (дословно «мученик нации»).

 

[35] Трабзон (Трапезунд) – город в Турции, административный центр ила Трабзон, расположен на берегу Черного моря в устья реки Мучки у подножия горы Колат‑Дага (3410 м).

 

[36] «Опоясать мечом Османа» у турецких султанов было то же, что и «возложить шапку Мономаха» у московских царей и означало вступление на престол.

 

[37] Маниса, или Мениса, – провинция на западе Малоазийского полуострова.

 

[38] Алеппо (Халеб), город на северо‑западе современной Сирии, второй по величине в стране после Дамаска.

 

[39] Хиджаз – территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама – здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина. Административный центр – Джидда.

 

[40] Соломон (Сулейман в Коране) – третий еврейский царь, легендарный правитель объединенного Израильского царства в 965–928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм – главная святыня иудаизма.

 

[41] Людовик II (Лайош II, 1506–1526) – последний король Чехии и Венгрии с 1516 года из династии Ягеллонов. Погиб в Мохачском сражении.

 

[42] Хайр‑ад‑Дин (Хайруддин, или Хызыр‑реис; 1475–1546) – турецкий флотоводец и вельможа.

 

[43] Примечательно, что поместное ополчение Московского государства во многом повторяло османскую тимарлы сипахи и просуществовало до XVIII в. И здесь возникает вопрос: почему те, кто называет турецкую военную систему «самой прогрессивной для своего времени», считают в то же время организацию войска Московской Руси «отсталой»?

 

[44] Без сомнения, царь Иван Грозный, создавая первое в европейских государствах регулярное войско стрельцов‑мушкетеров, «списал» их с янычар‑пехотинцев турецкого султана. Впрочем, много общего с янычарами имеют и его опричники, начиная с клятвы, в соответствии с которой они отрекались от родных и близких и всего мирского, и кончая их монашеским, как и у янычар, образом жизни. – Авт.

 

[45] Русины – славяне, обитающие в Закарпатье до нашего времени, сохранившие русский язык.

 

[46] Елизавета I (1533–1603), королева Англии и Ирландии, последняя из династии Тюдоров. Дочь короля Англии Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн.

 

[47] Кантар, кантаро, кинтар – мера веса, использовавшаяся в различных странах Ближнего Востока и Средиземноморья. В настоящее время практически вышла из употребления, хотя иногда применяется в Египте и Судане. В разных странах имела различное значение, от 45 до 320 килограммов. Например, в Генуе равнялась 47,65 килограмма и составляла 100 роттелей, на Мальте равнялась 79,3 кг, в Александрии 44,4 кг. В 1874 году в Турции был выведен метрический кантар, равный 100 кг.

 

[48] Священная Лига создана в 1684 г. как антиосманская коалиция в составе Австрии, Польши, Венеции, Мальты, России.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!