ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ДОМУ 12 страница
Возможности, содержащиеся в том и другом типе кукольного театра, можно
постичь лишь на практике. Тут ничего не скажешь. Максимум, что я могу
посоветовать, - прочесть книжечку Мариано Дольчи. Меня больше занимает другой вопрос: какие истории можно придумывать для марионеток и кукол?
Народные сказки и их обработка, о чем мы говорили раньше, -
неисчерпаемый кладезь тем. Но почти обязательно надо вводить комический персонаж - это всегда очень продуктивно.
Две куклы, на которые пал выбор, будут представлять собой
"фантастический бином"; того, кто нуждается в дополнительных пояснениях,
мне остается адресовать к предыдущим главам.
Но есть другое соображение: ввиду возможности давать кукольному театру
"негласное поручение" мне хотелось бы описать по крайней мере два
упражнения на развитие фантазии. Первое заключается в использовании
материала телевидения - это позволяет вырабатывать критический подход или хотя бы задатки его в противовес пассивному восприятию любой телепрограммы; второе состоит в том, чтобы заставить известный персонаж играть свою роль в несвойственном ему окружении. Сейчас объясню, что я имею в виду и в первом и во втором случае.
У нас в Италии практически нет такой телепередачи, которая не могла бы
быть использована в качестве исходного материала для кукольного
представления. Я вовсе не хочу этим сказать, что кукольное представление во
|
|
что бы то ни стало должно вылиться в "контртелепередачу", хотя в конечном
счете это неизбежно. Дай им только волю, и куклы позаботятся об этом сами -
с помощью жестов они способны окарикатурить, высмеять сверхсамоуверенного диктора, плохого певца, ретивого участника телевикторины, непогрешимого детектива, трафаретного злодея из телефильма. А можно просто объединить привычные персонажи телеэкрана с персонажем "из совсем другой оперы" - скажем, изобразить в последних известиях Пиноккио, ведьму в казначействе, черта на фестивале песни в Сан-Ремо.
В одной начальной школе я видел конкурс "Рискуй всем", где в качестве
основного претендента на приз выступал черт. Правда, незадолго до этого я
сам рассказал историю о крокодиле, который явился в телецентр и проглотил
диктора Майка Бонджорно. Крокодила среди кукол у ребят не нашлось, но
нашелся черт. В "чертовском" ключе история прозвучала куда забавнее, чем
моя.
Для разбора второго упражнения заглянем в семью, к самым маленьким.
То, что школьники делали со своим учителем, обращаясь к нему через
куклу-учителя, мы можем повторить на малышах, разговаривая с ними через
марионеток. Следует учитывать, что марионетки поддаются до некоторой
|
|
степени постоянному узнаванию. Король, что бы он ни делал, - это, как
правило, отец, власть, сила, старший, в котором нуждаешься, но которого
иной раз и побаиваешься: он подавляет, но и ограждает от всех опасностей.
Королева - это мать. Принц - это он сам, мальчик (принцесса - девочка). Фея
- это "нечто прекрасное", доброе волшебство, надежда, удовлетворение
желаний, будущее. Черт - средоточие и олицетворение всех страхов,
притаившихся чудовищ, всех и всяческих врагов. Памятуя об этих
эквивалентах, можно поручить марионеткам, разыгрывающим свои приключения, воздействовать на ребенка успокаивающе. Общение с помощью символов имеет не меньшее значение, чем общение с помощью слов. Порой это единственный путь общения с ребенком.
Не знаю (не довелось проверить на опыте), придется ли ребенку по душе
кукла, заведомо задуманная как его копия, действующая на сцене под его же
именем. Возможно, ребенок и примет такую игру, ведь принимает же он сказки, в которых фигурирует в качестве главного действующего лица. А возможно, и не захочет, чтобы его выставляли на всеобщее обозрение, в форме реального предмета, который можно досконально рассмотреть и пощупать. "У детей тоже есть свои тайны" - именно таково название книжечки для детей, написанной Штемпелем и Рипкенсом (Auch Kinder haben Geheimnisse, Munchen, 1972).
33
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!