Новгородские реформы Ивана 3                                                                          11 страница



Историки называют Важины одним из первых поселений на Свири. Начало новгородских Важин можно датировать 11 веком совершенно уверенно. В 12 веке - это уже погост, центр округа с деревнями вокруг (потому и округ). И даже сейчас, через 800 лет местная история проглядывает через названия: Купецкое, Каменный наволок - это деревни на Важинке севернее Важин. Или Рейда - район Важин. Но это слово пришло из Голландии вместе с Петром. Большим купеческим селом называет Важины Михаил Пришвин, проплывая мимо по Свири на пароходе в начале 20 века.

Крестьянской новгородской колонизации важинского устья должно было способствовать еще одно обстоятельство. По современному состоянию дата наступления мягкопластичного состояния почвы на глубине 10-12 сантиметров в Присвирье - 26-30 апреля, а в устье Важинки - 20-25 апреля. Почти на неделю раньше. Для севера это очень много. Этот район на обоих берегах Свири диаметром 10 километров с центром в устье Важинки с особым микроклиматом должен был очень понравиться новгородским крестьянам.

В 12 веке на Свири располагались уже пять погостов. Первый - Свирица при впадении Свири в Ладогу. В 13-14 веках Свирица станет важнейшим торговым пунктом Великого Новгорода. Здесь сходились грузопотоки с Волги, Невы, Свири и ее притоков. Второй погост находился около современного Лодейного Поля. Здесь уже и тогда строили суда. Третьим погостом были Важины. Четвертый погост - Остреченский - располагался при впадении в Свирь реки ОстрЕченки, по-нынешнему ОстречИнки, у самого длинного порога Свири. Верхнесвирская ГЭС подняла уровень воды в Свири, и погост ушел под воду - одна церковь осталась на бугорке. И пятый погост - Напойные пески - это современное Вознесенье.

 

 

                                                                 94

 

 

Важины находились как раз на полпути по Свири между озерами и стали важным промежуточным пунктом на северной торговой магистрали. Добавлю: был еще шестой погост, на юго-восточном берегу Онежского озера на территории современной Вологодской области.

Особенностью свирских погостов было то, что ни один из них не сделался главным, своего рода столицей Присвирья. Такими центрами стали позднее удаленные от реки Олонец и Тихвин. В 12 веке они были погостами. Тихвин на реке Тихвинке притоке Сяси, впадающей в Ладогу между Волховом и Свирью, упоминается в памятниках под 1383 годом уже как посад, то есть крепость. А в 20 веке их значение уже не шло ни в какое сравнение с Лодейным Полем и Подпорожьем - Свирь все-таки победила.

Люди расселялись по рекам и озерам, и на Свири местная колонизация тоже должна была двигаться вглубь леса по воде - по притокам Свири. Если не считать Паши, то всё это - мелкие речки. Самая большая из них - Важинка. При тогдашнем бездорожье она равнялась современному асфальтовому шоссе. Важинку новгородцы должны были заселить быстро и дойти до крутого поворота. Что для истории 15 километров!?

Конечно, берега ее не были пустыми. На них стояли деревеньки веси и корелы, да и саамы могли местами сохраняться. Среди них русские и селились. Сейчас почти все названия деревень здесь русские - даже карельских деревень, - а названия рек, озер, ручьев, плесов, урочищ, боров - вепсские и карельские, редко саамские. Население перемешивалось долго. Когда финны оккупировали эти места в 1941 году, они с трудом, со второй попытки, разделили русских и карел. Теперь это занятие безнадежное - все считают себя русскими. Хотя один мужичок в Коягино называет себя вепсом.

На месте Согиниц обязательно стояла деревня аборигенов в 1-2 дома. Уж очень удобное и красивое место, особенно на самом повороте, на плоском мысу, где теперь поле. Но почему название русское?

Названия о многом говорят. В Присвирье есть характерные названия. Вот названия рек Северного Присвирья: Олонка, Важинка, Усланка, Остречинка. Их давали люди одной топонимической культуры.

 

 

                                                                95

 

 

К северу от Свири на Пидьмозере стоит деревенька Пёлдожи (от вепсского пёлд - поле), а к югу от Свири - деревня Пёлдуши, а во Всеволожском районе - Колтуши, а в Тихвинском районе - Ладвуши. Это один ряд родственных названий - по окончанию. А река Рагуша в Бокситогорском районе из этого ряда? А река Коваши в Ломоносовском районе из этого ряда? Название финское, первооснова Ковайоки - сильная река. Но похожесть формальная. Так и поселок Ропша может быть причислен к этой группе, а его название - это искаженное новгородское имя Храпша. Осторожнее надо.

В Присвирье в названиях сел и деревень часто встречается суффикс -иц- и его вариант -ич. Второй только к югу от Свири: Гоморовичи, Шеменичи, Тененичи, Люговичи. На северном берегу Свири таких названий нет. А названия с суффиксом -иц- встречаются и в Южном и в Северном Присвирье. Причем во множественном числе названия распространены повсюду - на юге: Печеницы, Винницы, на севере: Ковкеницы, Нурмолицы, Согиницы. Согинские жители даже Олонец называют иногда "Олонцы". А такие же названия в единственном числе встречаются только на севере и только в Карелии вне русской зоны: Олонец (мужской род), Видлица, Вешкелица (женский род).

Название Согиницы сделано по типичной модели названий населенных пунктов раннего славянского заселения. Что оно означает, современное население не волнует - есть проблемы и посерьезнее.

Основных моделей, по которым народ придумывает названия деревень, - две: по месту и по имени. Поставил Гриша дом на берегу Важинки, и люди называют его двор Гришино, то есть Гришино сельцо. Это старая форма - краткое притяжательное прилагательное, как Киев, Юрьев. А названия Трошинское, Прошинское - это новые формы, потому что прилагательные полные - полные формы возникли позднее. По названиям видно, какое сельцо старше.

А модель по месту срабатывает тогда, когда деревня возникает на месте, у которого есть название. Возникла деревня на горе Сюрьга и называться она сперва будет деревня на Сюрьге, а потом просто - Сюрьга. А почему место называется Сюрьгой, так об этом все забыли.

 

 

                                                               96

 

 

  А вот название деревни Коягино в словаре объясняется: в переводе с вепсского - Чайкино. Так сперва называлось место на реке, где много было чаек. А чаек много, потому что рыбы в этом месте реки много. Место названо по характерному признаку.

Согиницы - это название места по характерному признаку. А дальше начинается морфология: Согиницы = со + гин + иц + ы. Приставка, корень, суффикс, окончание. С суффиксом и окончанием разобрались раньше. Значение приставки: при, у, возле. Остался корень гин. Тут возможны два объяснения - по двум однокорневым словам: сгинать/гнуть и сгинуть/гибнуть.

Глаголы сгинать, нагинать, пригинать, перегинать - все диалектные, а значит, старые. Им доверия больше. Но и вариант корня гиб - тоже старый. Правда, в древнерусском языке он был гыб, глагол гыбати означал сгибать. А значение гибнуть появилось позднее. Так что и по форме, и по истории, и по местности выходит: Согиницы - место, где река сгибается, крутой поворот реки. Деревень на этом месте было пять, они образовали податный округ, а в округе должна быть местная столица, а в столице церковь, а при церкви кладбище. И все это называется универсальным словом погост. Погост у Согиниц - Согинский погост.

Но до погоста краю еще надо было дорасти. А 800 лет назад стояли в тайге на расчищенных берегах Важинки однодворные деревеньки, в которых жили вперемежку карелы, вепсы и новгородцы. А дальше по реке еще более густая тайга. За два дня можно дойти до следующей деревни: там карелы живут. А карелы, между прочим, в 12 веке еще не были крещены и, значит, в церкви не нуждались.

 

Специальное замечание. Есть географический термин для называния крутых речных поворотов равнинных рек - меандр - по имени очень извилистой реки Меандр в Малой Азии. На Северной Двине есть слово загибень - меандр реки, ее излучина, мыс на крутом изгибе реки. На Урале такое место называется загибина, а в Нижегородской области - загибон.

Излучина реки в русской культуре - это исключительно важная особенность местности. Церкви ставились часто на излучине или на возвышении.                                                        

 

                                                                                                                                                                               х                                                                                                                                                     х          х

 

                                                                97

 

 

Как жили люди на севере в 12 веке? Жили трудно.

Остановимся на трудностях.

Средневековая Русь знала три частых страшных бедствия: недород, пожар и поветрие. Можно даже сосчитать, как часто они встречались, потому что всё отмечено в летописях: на 1 пожар приходилось 2 поветрия и 4 недорода.

Неурожай был наиболее частой бедой. Вплоть до 19 века неурожаи поражали Россию в среднем каждые 7 лет. Для Северной Руси, которая еле-еле обеспечивала себя хлебом даже в лучшие годы, это было страшное несчастье. За неурожаем шел голод и мор. Часто неурожайные годы сопровождались другими бедами - наводнениями, поветриями. А уж пожары в лесах и на болотах в неурожайные, засушливые годы были обязательны.

Одна из причин неурожая - засуха. С 10 по 17 век засухи регистрируются летописцами, с 18 по 19 век - историческими документами, с 19 века - газетами. Составлена даже статистика. С 11 по 16 век зарегистрировано 48 засух ( в среднем 1 засуха на 12, 5 лет), с 17 по 19 век около 60 засух (1 засуха на 5 лет), в 20 веке 26 засушливых лет из 76 (1 засуха на 3 года).

Количество засух вовсе не увеличилось, увеличилось количество их регистраций. Первая зарегистрированная засуха на Руси приходится на 994 год. В 11 веке летописцами отмечено две засухи: 1042 и 1092 годы, в 12 веке - четыре: 1124, 1145, 1161 и 1198 годы. Отмечались только бедственные засухи.

Но засуха - это беда в основном средней и южной зон Руси. А на Севере солнышка мало, зато воды много. Здесь беда называется не знойное лето, а дождливое и, значит, холодное. На полях, особенно по берегам рек и озер, хлеб не вызревал. На гористых полях, где теплее, была надежда урожай собрать. Вот рядовая запись новгородского летописца за 1128 год: "В се же лето вода бяше велика в Волхове, и хором много сноси." Голод он описывает так: "И ядаху люди лист липов, кору березову... Трупие по улицям и по торгу и по путям и всюду..."

Засуха всегда вызывала пожары в лесу и на болоте. В современной классификации они называются естественными.

 

 

                                                                98

 

                     

Это сейчас человек ненароком поджигает лес, а в 12 веке не было ни туристов, ни лесозаготовителей с техникой, ни брошенных в лесу окурков, отчего число лесных пожаров на Земле за последние 500 лет увеличилось в 10 раз, - лес загорался в основном от молний. Самовозгорания леса не бывает. Самовозгораться может только торфяная крошка, то есть торф, обработанный человеком. А в 12 веке не было торфоразработок. Здоровое зеленое дерево от молнии не загорается, оно молнией расщепляется. От молнии горит только сухостой и то, если нет сильного дождя, а молнии бывают и без дождя, особенно в засушливые годы.

Наиболее грозообильные места на севре Европы - это Карелия и Северная Финляндия, а Ладожско-Онежский перешеек - это по природе Южная Карелия. Здесь в неосвоенном лесу каждый участок леса раньше выгорал в среднем каждые 50-100 лет. Это расчет лесоводов.

Деревни стояли в лесу, хотя и у воды. Горит лес - горит деревня. Но разные леса горят по-разному. Ель с тонкой корой погибает от пожара легко. Толстокорые сосна и береза сопротивляются огню и при пожаре стоят лучше. В тайге встречаются сосны со следами на коре от 6-8 пожаров.

Пожар был бедой для крестьян и благом для леса. Почему так? Ответ простой: пожар приводит к естественному и необходимому обновлению захламленного леса. Лес приспособился к пожарам за тысячи и десятки тысяч лет своего существования. После каждого пожара жизнь в лесу становится интенсивнее - больше зверя и птицы.

Пожарище через 25 лет зарастает кустарником. Через 75 лет на этом месте уже растет березняк или осинник, через 100 лет сосново-лиственный лес, а через 125 лет  - добротный сосняк, который так любят современные лесозаготовители. А редкие сухие сосняки с подстилкой из белого мха - лучший материал для лесного пожара. Сухой год, обилие молний, пожар - и новый цикл в жизни леса: травы, кусты, береза, сосна.

 

 

                                                                99

 

 

Гораздо опаснее для северного крестьянина были бытовые пожары. Их не могло не быть: деревянные избы топили по-черному и освещали лучиной. Открытый огонь в избе! Пожар возникал естественно и неожиданно. И часто. Выгорали целые деревни и даже города. Можно считать, не преувеличивая, что каждая русская деревня горела за столетие целиком или частично 2-3 раза. Летописцами зафиксированы пожары в Новгороде в 1150, 1194, 1209 и 1261 годах. Четыре пожара за 100 с небольшим лет. В среднем один пожар в 30 лет. А летописцы отмечали только большие пожары.

Вот две таких записи.

1194 год: "Зажжеся пожар в Новегороде...: загореся Савине дворе на Ярышеве улици, и бяше пожар зол, сгореша 3 церкви... и много домов добрых..." Это был небольшой пожар.

1209 год: "В Новегороде бысть пожар велик: загореся на Радятине улици и сгоре дворов 4000 и 300, а церквии 15." Сгорело 4300 дворов, без крова осталось около 30000 человек - полгорода.

Бани горели еще чаще и с удовольствием, но их ставили у воды и подальше от жилых домов. Так что баня сгорела - обычное дело.

Быстро горело, но быстро и восстанавливалось. Упорство людей удивляет. Церковь Василия Парийского в Новгороде построили в 1151 году - в 1194 она сгорела. В 1195-м ее снова поставили, а в 1261-м она снова сгорела. В 1262 году ее срубили в третий раз. Это была небольшая деревянная церковь, ставили ее за год, за 110 лет три раза.

Археологи раскопали в Новгороде усадьбу художника 12 века. Усадьба была построена в 1106 году. Участок 26 на 27 метров (7 соток, почти как в садоводстве), на участке 4-5 деревянных строений (очень тесно). Усадьба сгорала дотла три раза - в 1150, 1194 и 1209 годах - и каждый раз отстраивалась заново. Дома ставили почти на тех же местах. На пепелище подсыпали песок, и это был фундамент нового сруба. Три сокрушительных пожара за 103 года. Каждое поколение семьи строило новое жилище на старом месте.

 

                                                                100

 

 

Третьей бедой древней Руси были эпидемии, или поветрия, как их тогда называли: думали. что болезни передаются по ветру. В средние века - это в основном чума, холера и возвратный тиф. В 12-16 веках мор посещал Русь (вообще Европу) в среднем каждые 15 лет, в два раза реже, чем засуха, но в два раза чаще, чем пожары.

Чума - самая страшная болезнь Средневековья. Эпидемии чумы обычно возникали в Азии и по торговым путям (Каспийское, Черное, Средиземное моря) проникали в Европу. На Русь эпидемии приходили или с запада, из Европы (что было чаще), или напрямик с юга - с Каспия и Черного моря (что было реже). Даже по этому можно судить, что контакты Руси с Европой были более тесными, чем с Азией.

С 12 по 16 век чума поражала в основном северную Русь - Новгород и Псков. И это говорит о том, что северные феодальные русские республики имели более тесные контакты с Западом, чем южные княжества. В 12 веке в Новгороде было две чумных эпидемии - в 1128 и в 1187 годах. - в 13 веке уже 6.

Чума была злым роком. Медицины, основанной на науке, не существовало. Лечили знахари. Лечили настоями из трав, заговорами. Лучшим средством от заразы был чеснок. В 1128 году был сильный голод и мор, люди в Новгороде умирали целыми улицами. Чтобы остановить распространение болезни, новгородское правительство наняло особых людей хоронить мертвые тела за городом. Государственное мероприятие.

Вот так жили в 12 веке русские люди на Севере.

 

За 20 лет, что я прожил в Трошинском, в округе сгорело два дома, полдеревни, церковь и остров.

Один дом сгорел в Гришино вместе с двумя маленькими премилыми детишками. Мама-дура ушла в магазин и оставила детей в доме с затопленной печью. Дети от огня спрятались под кроватью, там их косточки и нашли.

Второй дом сгорел в Коягино. Алиса, жена моего двоюродного брата Леонида, заснула с сигаретой в руке. Успела выбежать в нижнем белье.

Левая сторона пустой деревни Мошничье сгорела по весне от сухой травы, которая загорелась благодаря туристам-байдарочникам.

 

 

                                                                101

 

 

Древнюю церковь в Волнаволоке на Пидьмозере спалили рыбаки. Костерок рядом разожгли, хотели чайку попить.

На Вачозере туристы сожгли целый остров. Специально приехали из Питера отдохнуть.

Как сказал один мудрец: "Всё имеет предел, но глупость человеческая беспредельна."

Впрочем, я и сам чуть не сжег свой антикварный дом. Случайно, но вовремя заметил начало пожара. Работал за письменным столом допоздна - часов до двух ночи. Перед сном пошел в туалет. Вышел в сени, а там проводка под потолком искрит, матерчатая оплетка старого провода уже тлеет. Не успела загореться - спасибо мочевому пузырю.

Прошло 800 лет, причины поменялись, а пожары остались.

                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  х          х          х

 

Всем этим бедам и бедствиям противостояла довольно высокая новгородская культура. В 12 веке мы уже знаем первого восточнославянского ученого. Это Кирик Новгородец, написавший хронолого-математическое сочинение под темным для нас названием "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Оно написано в 1136 году. Кирик был энциклопедистом. В его сочинении и астрономия, и математика, и хронология, и философия. Кстати, в том 1136 году папа Александр 3 одарил католическую Европу буллой о запрещении "изучения физики или законов природы".

О всеобщей грамотности в Новгороде можно судить по письмам на бересте, которые писали и бояре и простой люд. Любопытны приспособления для письма - писала длиной 8-13 сантиметров, которые делались из кости или бронзы. Они носились на шнурке. Ими писали не только по бересте. Найдены карманные записные книжки - церы. Это блоки восковых дощечек в две и более. Размеры дощечек 6 на 7 сантиметров, толщина около одного сантиметра. Их употоребляли еще в Греции, Риме и Византии, откуда они и пришли на Русь. Писало для воска завершалось плоской лопаткой для затирания написанного. Это же точная копия древнеримского стилуса.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!